Как написать роман. О литературных эффектах

Эффекты важны в жизни , в литературе - тоже.
Это как подать красиво приготовленное блюдо. Красота блюда - это эффект, никак однако не связанный со вкусом. То есть это же самое блюдо можно было приготовить по-другому, в виде бесформенной массы, но с тем же вкусом. Разницу чуешь? Это наглядно показывает, что эффекты, хоть и не меняют сущность (в нашем примере вкус), но тем не менее играют важную роль. Так оно и в литературе. Одно и тоже - можно написать эффектно и не эффектно.

Литературные эффекты я подразделяю на две категории: косметические и сущностные.

Пример косметического эффекта - завершение главы на самом интересном месте.
От того что ты заканчиваешь очередную главу на самом интересном месте - от этого не меняется сущность произведения. Но это возбуждает интерес и заставляет читать дальше чтобы узнать продолжение. Этим эффектом, кстати, частенько пользуются режиссеры сериалов (каждая серия заканчивается так, что вызывает неудобное "чувство незаконченности" и непреодолимое желание посмотреть следующую серию).

Проблема данного косметического эффекта в том, что тебе потом сложно будет редактировать произведение, так как из-за этого эффекта структура романа становится неподвижной (сложно делать перестановки или дописывать главы, так как пропадет эффект).

Пример сущностного эффекта - в самой сути. То есть тема такова, что вызывает интерес (независимо от косметических эффектов) и заставляет читать дальше.

Понятно, что первичным должен быть сущностный эффект, а косметический - как получится. Хотя парадокс в том, что первичное проще чем вторичное. Погоня за косметическими эффектами может привести к нервному расстройству: у тебя голова будет идти кругом во время улучшения романа. И если ты запутался и проблема не решается, то выход в том чтобы пожертвовать некоторыми косметическими эффектами. Если же не умеем жертвовать, то не сможем завершить роман.

Прочитав известных писателей, мы заметим, что произведения многих - вовсе не изобилуют косметическими эффектами.

Много лет назад, рисуя портрет позирующей мне девушки, я увлекся косметическими эффектами настолько, что под конец испортил весь портрет и уже не смог его восстановить. А в самом начале так было похоже на нее... А увлекся я эффектами, связанными с отражением света (мне очень нравились рефлексы и прочие световые эффекты, и я старался непременно отобразить их).

ПС.
Вольтер:
"Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку."

Гете:
"Тот, кто не надеется иметь миллион читателей, не должен писать ни одной строки."

Достоевский:
"Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдет."


Рецензии