Ещё о казаках - кодекс чести

Главным делом  для казака являлась военная служба. (33)Поэтому высокий престиж казаков в России  и в Западной Европе был обусловлен традиционно связанными с военной профессией представлениями о чести, достоинстве, благородстве. Лучшие многовековые традиции русского воинства, уникальные духовные ценности, единое мировоззрение, нашли свое отражение в «Кодексе чести казака», который вырабатывался на протяжении столетий и является по сути сводом моральных и этических норм. Честь казака в «Кодексе…» определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть».


Критерием понимания чести казака являлось личное достоинство, которое подразумевало уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение.


Главный принцип казачьего мировоззрения гласил: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь царствие небесное и Славу в потомках!»(29,66). Это обязывало  стремиться к существующему в казачестве нравственному идеалу. Можно было достойной жизнью заслужить право войти в казачество, не отрекаясь от своего народа. Казаки воинское служение ставили выше  служения эгоизму и собственному благополучию. И это служение должно было быть постоянным и безупречным, а в награду за такое служение казак получал царствие небесное. Вероятно, что в казачьей вольнице давным-давно сформировался  идеал казака, идеал воина, готового к самопожертвованию, главное для которого- выполнение долга. Стремление к соответствию и  приближению к идеалу наполняло смыслом всю жизнь казака. Насколько приближался человек своими делами к идеалу, настолько он имел честь. Казаки говорили: « Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору» «Хоть плетьми высеки, только чести не лишай» (сказал зауряд хорунжий, которого грозили разжаловать в казаки)(39).


Казачий уклад жизни включал в себя значительную степень свободы и независимости от центрального правительства. История взаимоотношений казачества и центрального правительства - это история превращения вольных общин в иррегулярные войска, попрание веками выработанных в казачьих общинах традиций и обычаев, которые вызывали недовольство казачества и выливались в восстания и бунты. На протяжении всей российской  истории  казачьи войска беспрерывно реорганизовывались, переформировывались, переселялись.  Яицкое (Уральское) войско считалось самым бунтарским – с 1670 по 1874 гг. на его территории предпринималось 10 крупных и десятки мелких восстаний против царского и дворянского произвола, наиболее известными и масштабными из которых было активное участие в казацко – крестьянских войнах Разина и Пугачева.



До XIV в. казачьи общины, подчинявшиеся своим выборным атаманам, могли добровольно поступать на временную службу к отдельным русским князьям или к царю для совместного похода на «басурман». Взаимоотношения между казаками и князьями или царем регулировались царскими грамотами и  жалованьем. Иван Грозный, получивший Царство Сибирское от атамана Ермака, назвал казаков Царской служилой ратью. Уже в XVI в. земли, на которых жили казаки, соприкасались между собой, как бы образуя юго-восточную границу Московского государства. Войны-набеги казаков никогда не приводили к полному уничтожению противника(48), потому что неукоснительно соблюдались некоторые негласные договоренности о «правилах боя и разбоя»: не уничтожались запасы фуража противника, не убивали пленных(пример- взятие в плен в 1578 г .Таузака)) и раненных и т.д.); бывшие враги неоднократно заключали союзы и даже братались друг с другом (обычай куначества(10)добровольное подданство князей Ишбердея , Суклемы; назначение Ермаком  остяцкого князя Алача главой над Обскими Юртами. Это дает повод говорить о казаках как о  «степных рыцарях». О Ермаке говорили, что это мужественный человек, который жалел своих бойцов «сотоварищей» во время битвы, но  «казнил их за всякое непослушание  в мирное время»( 34,50-52). «За проступки казаки наказывались плетьми, а тех, кто пытался избежать их или изменить воинскому братству, судили «по-донски» Провинившемуся насыпали песку за пазуху, садили его в мешок, привязывали камень и бросали в воду. В первом походе, по свидетельству Кунгурского летописца, больше 20 человек из дружины Ермака остались на дне реки Сылвы» Карамзин Н.М. сравнивает: «воины его (Ермака- И.К.) львы в сечах».
Попытки  Бориса Годунова обойтись в охране границ без казаков закончились тем, что донские казаки поддержали обоих Лжедмитриев, и помогли завершить русскую смуту, возведя на трон Михаила  Романова(1613г), который запретил называть казаками шайки грабителей, «чтобы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было», в знак милости и прощения послал на Дон большое царское знамя, а также жалованье за службу — деньги, хлеб, сукна, вино, порох, свинец; священные книги для казачьих церквей, образа в серебряных окладах, ладан. В донских церквах пелись молебны за здравие православного государя. Государю били челом бежавшие из турецкой неволи казаки, и государь «за их службу и за терпение» жаловал их деньгами на обзаведение новым хозяйством. В то же время начинают службу Москве  яицкие казаки, жившие в степи по берегам Урала (Яика) и получившие грамоту  на владение Уралом со всеми его землями и угодьями.  Их служба заключалась в защите Поволжья от калмыцких и киргизских набегов.


Царь Михаил выстроил крепость – Гурьев городок, в котором постоянно  находились царские войска для помощи казакам. С того времени начинается заселение и освоение Зауральского края. Казаки стали называть себя «сберегателями Великия Российский Державы». К середине XVII века вольное казачество достигло полной политической независимости, а главными целями политики русских  царей по отношению к казакам становилось стремление обуздать «вольницу», придать смысл их государственной службе, превратить общины в  войска. Городовые казаки и стрельцы, недовольные проведенными реформами Алексея Михайловича (1645-76), зажгли бунташные костры - Соляной, Медный бунты, Разинское восстание, мощные Псковское и Новгородское и др.. Псковское восстание побеждено не было: обманом казаков и стрельцов вызвали в Москву, где и расправились с ними.
Реформа, связанная с принятием Соборного уложения  1649 г. и  полное закрепощение крестьян привели к тому, что на казачьи окраины хлынули массы недовольных, создавая новую прослойку - казаков «голутвенных». Перелом в отношениях Москвы и казачества происходит и в результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.). Церковная реформа касалась, казалось бы, в основном, церковных обрядов и книг: было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны заменялись  земными, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги. Противников  церковной реформы, согласно принятому решению  на Соборе 1666-1667 гг. стали называть старообрядцами, их лидерам  по Соборному Уложению 1649 г. грозило сожжение на костре. А так как большинство казаков, отправившихся с Ермаком, были старообрядцами, в Зауралье пошла волна массовых гарей – в январе 1679 г.- сгорели 1.700 человек. Слободы Утяцкая(современная Утятка)  и д.Крутиха становятся центрами старообрядческого движения. В раскольническую пустынь слободы Утятка  начинают стекаться раскольники, которые отказываются летом 1682 г присягать в верности Великим князьям (царевичам) Петру и Иоанну Алексеевичам: «впредь они Великим  государям креста целовать не хотят». Заговорщики вместе с Федором Иноземцевым «обводят дороги мимо Царева Городища», по которым в Утяцкую слободу собираются старцы и приверженцы старой веры, вместе с женами и детьми. Для подавления выступления раскольников правительство посылает туда крупный отряд «тюменских служивых людей, Литвы и конных казаков», численностью 150 человек, во главе с Петром Титовым, сыном Текутьевым. После отправки в слободу отряда служивых людей 400 человек сожгли себя (декабрь). Пойманных старцев отправили в Тобольск, расстригли, пытали, отчего они вскоре умерли. На картографических чертежах Ремезова на правом берегу Тобола против места нахождения Утяцкой слободы отмечено урочище «погорелка»(6,7). Новая волна самосожжений прокатилась во второй половине 80-хгг. 17 в. в связи с ужесточением антираскольнического законодательства. 



 Недовольство налогами, учреждение десятинной пашни, сыскной деятельностью правительства проникало и в среду исетских казаков и драгун. В1671 г. исетский казачий сотник Федор Ясырь как бунтовщик «был бит кнутом и у руки отсечен перст».
Присоединение казаками новых земель в конце  XVI века не остановило то затихающую, то вновь набирающую силу борьбу со староверами, среди которых были и казаки. Это были не только увещания, но и грубое насилие, принуждение, подталкивающие к отчаянному способу протеста - самосожжению. В среде старообрядцев появились лидеры, убеждавшие  единоверцев в том, что очистительный огонь освободит, спасет их души не только от бренных тел, но избавит и от  царства Антихриста, воплощенного прежде всего в официальной церкви, царе и их верных слугах(38). И борьба казаков-староверов, дороживших больше всего на свете своей вольностью, действительно, неоднократно в разных местах Сибири заканчивалась  самосожжениями(Например, в ночь на 8 февраля 1751 года в огне сгорели 68 жителей из Куртамышского прихода, а потом 15 февраля огонь поглотил еще 72 человека в д. Коноваловой Куртамышской слободы. Десятилетием ранее произошло самосожжение в Емуртлинской слободе (ныне село Емуртла Тюменской области).   «Вся масса раскольников была похожа на легко воспламеняющийся материал, к которому нельзя было приблизиться, а тем более дотронуться с огнем в руках, в виде принуждения к православию» ( Сырцов И.) Большинство казаков исповедовали православие старообрядческого толка, поэтому не удивительно, что организатором сопротивления в некоторых случаях был казак Яков Лепихин- 8.02 1751 г.-68 жителей Куртамышского прихода, 1734г., 28.06 1751г,1758., 15.02 1781г.(34)



До Петра московские государи не вправе были назначать для казаков своих управителей, навязывать свои законы и изменять казачьи, руководить экономической и социальной жизнью казачества. Казаки считали себя полностью независимыми от России и московских государей. Сами цари также не считали их своими подданными: они только хотели иметь в степях надежные "глаза и уши", да и казаки не считали себя русскими людьми. В XVIII веке генерал А.И. Ригельман писал, что казаки " не почитают себя, чтоб они подлинно были из русских людей или чьи бывшие подданные"(46). Петр 1, громко назвавший себя «императором всея Руси», проводивший политику ограждения казацких вольностей и самоуправления, стремился придать государственный смысл  существования казачества, а для этого - полного подчинения центральной власти. В ответ на продолжавшиеся бегства крестьян, старообрядцев на окраины империи, выступления недовольых казаков (восстание Булавина на Дону(1707-1709гг.) — «против князей, прибыльщиков и немцов, за то, что они вводят всех в еллинскую веру и от истинней христианской веры отвратили своими знаменьми и чудесы прелестными…"), Петр переводит всех казаков из внешнеполитического ведомства в военное на положение иррегулярных войск, а военную службу делает пожизненной(1721г.). Тогда же древний донской герб "Елень пронзен стрелою" Петром был отменен, появился  как бы в насмешку  новый - "голый казак верхом на бочке и с шашкой". ( Было начато битюцкое дело, в котором выискивали некрасовцев, последователей Булавина, как государственных преступников- изменников). На Урале Яицкие  казаки (самые бунташные), когда император Петр I истребовал безусловной покорности, повиновения и постоянной службы увидели  в этом нарушение обычной договорности отношений и возмутились: они сожгли свои городки, с намерением переселиться в заяицкие степи к казахам, но русские войска все же окружили их и усмирили петровскими способами. Была проведена перепись населения, определены постоянные обязанности казаков и назначена сумма "жалованья" всему Войску Яицкому; дела сношений с ним перенесены из Посольского Приказа в Военную Коллегию, атаман и учрежденная при нем Войсковая Канцелярия стали назначаться царем. Общество потеряло право контролировать и смещать своих начальников, но не смирилось окончательно; последующие попытки преобразовать внутренний строй их жизни неоднократно вызывали открытые восстания, которые приходилось подавлять вооруженной силой(отказ 72 беломестных казаков служить в драгунах (в 1668г при воеводе П.И.Годунове )(42); отказы против непосильного заводского труда 1500 крестьян во главе с шадринским казаком Иваном Горевановым (1726 г.), отказы «выписных казаков» от участия в строительстве(1755г.))(34)


Они усмирялись жестокостями, расстрелами Войсковых Кругов, виселицами, ссылками в Сибирь, в солдатские полки и другими карательными мероприятиями. Усиливавшееся огосударствление всё больше влияло на склад жизни, быт, мировоззрение, психологию, мораль, образ мыслей казаков. Но в духовно-нравственном и физическом облике казаков проявлялись характерные специфические  черты, отличавшие их от окружающего населения - как от военных, так и от крестьян.


С начала XVIII века вплоть до 1740 гг. казаки усмиряют бунтующих  башкир ( весна 1705, 1735- 1740). Нападениям, сожжению полному или частичному подверглись Крутихинский уезд, Шадринский уезд, Утятская слобода, Катайский острог. Во избежание конфликтов с башкирами, исетские казаки в середине XVIII в. пишут челобитную Петру II Алексеевичу о переводе всех башкир на Уфимскую сторону. Челобитную подписал Иваном Горбунов по поручению 100 катайских казаков и 200 крестьян , а также представителями Окуневской, Шадринской, Чумлякской и др. слобод(34).  В 1761-1763 гг – казаки усмиряют киргизов, в 1771 г.-волжских калмыков.


Недовольство наказанием семи казаков и приказанием  генерала Траубенберга отдать в солдаты, а также попытка арестовать  вернувшихся из Петербурга жалобщиков во главе с сотником Кирпичниковым стали толчком к Яицкому восстанию в январе 1772 г.( вызванное попытками государства принизить роль органов казачьего самоуправления, в частности казачьего круга; ввести в казачью среду нормы регулярной армии (назначение на атаманские должности  армейских генералов, подчинение общегосударственному уголовному законодательству, общевоинским уставам и т.п.), ограничить свободу вероисповедания (многие казаки принадлежали к старообрядчеству) выдача из их среды бывших беглых  и возвращение их помещикам. Восстание казаков, продолжавшееся  почти полгода, было разгромлено регулярными частями армии, но, подготовило почву для войны под руководством Пугачева. (59)Не удивительно, что беднейшие казаки, ценившие свою вольность, поддержали  и  Пугачева, обещавшего в своих манифестах пожаловать своих сторонников не только « крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованьем, и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом» но « и вечной вольностью»(77). В этой войне,  как сторонниками, так и противниками Пугачева были казаки.(40)


 С 1790 г. казаков Оренбургского Казачьего Войска начинают привлекать для участия во внешних войнах: шведской войне в Финляндии, с Францией в Пруссии, против Турции. Казаки ведут военные действия с афганцами, японцами.(74)


До конца XVIII в. порядок воинской повинности и сам характер  почти во всем определялись обычаями казаков, решениями войскового круга, распоряжениями войсковых атаманов и войсковой канцелярии, царскими грамотами или Указами Военной коллегии. При Екатерине II остатки суверенитета казачьих сообществ, стихийно сложившихся на исторических землях России в XVI–XVII вв., были сломлены. В 1820 - 1827 годах военный министр того времени А.И. Чернышев потребовал от атаманов "оставить мечтательные мысли насчет самостоятельности их отчизны" и "проявлять полное повиновение". Борцы за казачьи права атаманы А. Денисов и А. Иловайский были сняты со своих постов и преданы суду. В 1827 г. наследник российского престола  Александр получил  статус атамана всех казачьих войск. Произведенные реорганизации усилили административный контроль над повседневной жизнью войсковых жителей (наказные атаманы, станичные «судьи» и т.д.), Службой охватывалось все мужское население (согласно Уставу о воинской повинности 1874 г., все казаки с 18 лет записывались в служебный состав), независимо от чинов, званий и социального положения. Казаки отбывали службу по очереди и до наступления ее могли заниматься любым видом труда.


В период царствования Александра II казаки на военную службу избирались жеребьёвкой, остальные платили особый денежный сбор и должны были служить культурному развитию казачьего войска и заниматься промыслами. Постепенно служба казаков на пограничных линиях  теряла свое значение и  превратилась в службу в строевых частях вместе с регулярными войсками, что требовало другой организации и подготовки. Казачья самобытность стиралась, но бремя службы увеличивалось. На казачьих землях стали селиться не казаки, это размывало устои и традиции казаков. Значительные земельные наделы, дававшие ранее средства и возможности исправно готовить снаряжение к службе, стали постепенно переходить в руки не казачьего сословия и породили в казачьих войсках безземелие, свобода от прямых налогов заменялась введением косвенных налогов. В таких условиях казаки вынуждены были отходить от военной службы и заниматься промыслами, земледелием.


В конце ХIХ века входит в правило «вечное шефство» -присвоение первоочередным казачьим полкам имен членов семей царствующих особ, казачьих военачальников, выдающихся деятелей и полководцев Русского государства.


Революция 1917 года разделила ряды казаков на два враждующих лагеря.Жертвы революции, казаки истреблялись  как физически, так и духовно.  К примеру, газета 1919 года 4 февраля "Известия ВЦИК" писала: "Казачья масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией зоологического мира". После этого следовал призыв : "Убивай, казаки не люди".


В ответ на это ... в журнале,...  вышедшем в Греции, были опубликованы казачьи заповеди, которые основывались на постулатах православия. Каждый вступающий в любое казачье объединение должен следовать главным принципам казачьей нравственности, основанной на нормах христианской морали и состоят в следующем :  «Все люди равны и нет народов больших и малых, "все Сыны Божии". Потому никогда не гордись казачеством. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем - как аукнется, так и откликнется. Помни, по тебе судят о народе твоем. Будь прост, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись. Будь законопослушен, но помни - душа твоя принадлежит только богу и да не проникнет в нее зло человеческое. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю. Помни: воля - не своеволие, лихость - не разбой, доблесть - не жестокость. Помни: храбрые - всегда добрые, потому как они сильны! Не мсти, оставляй врага своего на суд божий, и станет он скор и справедлив. Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя. Сразив врага - будь милостив. Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и господь продлит дни твои в мире и радости. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят»(84).


Возможно, для выработки этих заповедей  были взяты заповеди Игната Некрасова, ушедшего от преследований Петровской армии в начале ХVIII века из России. Место, выбранное атаманом Некрасовым для жизни, «расположенное на перекрестье важных торговых путей привлекало как купцов, так и различных беженцев, искавших укромные места для ведения спокойной, непритязательной жизнедеятельности». Среди беженцев были люди разных национальностей и культур: русские старообрядцы; крепостные крестьяне; бежавшие от турецкого рабства болгары; принявшие православие турки(гаузы).  Вполне закономерно, на мой взгляд, что казаки Некрасова, для того, чтобы выжить в условиях частой смены государственности, недостаточной структурированности населения, разнообразия идеологий, менталитета, окрашенного этническими стереотипами, которые приводили к неопределенности, расколу – большинство жителей края часто не знали, «какому богу молиться, к какому берегу приставать»( 29), были вынуждены для сохранения своей идентичности  разработать и записать  на полях книги «Праздники» свод законов, основанных на русских национальных демократических традициях ,традициях времён становления Руси. 


«Заветы Игната»(Игнатова книга), состоящие из более 170 статей,  зафиксировали правила жизни казаков, которые передавались старожилами, стариками. Это предание имеет самое большое количество вариантов. Публикуется один из наиболее полных вариантов, рассказанный Шашкиным С.Ф.Заповеди были  опубликованы  в статье «Русское село в Малой Азии» в журнале «Русский Вестник» в 1866 г. под подписью В. П. Иванов-Желудков.(72)
Характерным, при сравнении с современным «Кодексом чести казака», являются ключевые мысли: свободолюбие,  самоуправление, распределение доходов, воля, отношение  к старшим, женщинам, честь.


18 ноября 1990 года в городе Ростове-на-Дону заповеди, опубликованные в начале века были обсуждены Большим Кругом Союза казаков Области Войска Донского и рекомендованы для выработки на их основе "заповедей донских казаков". А разработанный Кодекс чести казака был утвержден постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России от 19 февраля  2006 года № 3.


Таким образом, история казачества была неоднозначной. Долгое время они играли большую роль в охране государственных границ. Так, к началу 1-й Мировой войны в России было образовано 11 казачьих войск. Общая численность казаков в России превышала 4434 тыс. чел. В 1920 г.  казачество «перестает существовать». Однако, когда Родине потребовались бесстрашные, удалые бойцы, герои, казаки приняли участие     в  войнах 1939-45годов.  По проводившейся переписи населения в 2010 году, в РФ 7 млн. человек причисляют себя к казакам (по переписи населения в 2002 году – всего 140 тысяч человек). В настоящее время официально образованы 11 казачьих обществ, в числе которых – Оренбургское войсковое казачье общество, в которое входят  казаки, проживающие на территории современной Курганской области. Увеличение численности населения, считающими себя казаками, наглядно демонстрирует, что Кодекс чести казака - своеобразное обобщение повседневной культуры казачества.


Рецензии
Ирина, Ваша подборка интересна. Спасибо. Здесь на сайте Проза РУ есть автор Бичехвост, занимающийся историей казачества, но у него больше о донском казачестве... С уважением к автору, Тамара.

Тамара Брославская-Погорелова   03.05.2013 22:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.