Первый камушек с души

 Бабушка часто говорит: "Как камень с души".
 Это когда, например, рассказала что-нибудь и тебе  легко стало.
 Вот я тоже хочу рассказать...

 В нашей квартире мы живём, и ещё  Девятаевы, и Храпцовы.

Наш дом большой. Четыре этажа. Мы живём на самом высоком.   

С нашей площадки  по железной лестнице можно подняться на чердак, где живут голуби.
Бабушка  собирает  крошки после еды для "божьих птиц", иногда добавляет  зерно.  На чердак всегда  лезет  наш сосед Вовка. Он дружит с большими мальчишками. Это их голуби. Вовка знает всех голубей.
Мне на чердак нельзя - ведь я девочка.

Потом чердак стали закрывать, потому что мальчишки там  курили. А вдруг пожар?! Вон сколько погорельцев ходит по домам!

Бабушка всегда  что-нибудь им даёт. У неё есть красивый сундук - он стоит под кроватью. Когда она вынимает из него  вещи, всегда сама с собой разговаривает: "Господи, прости меня грешную. Сказано в Писании: отдай лучшее, а я не могу лучшее. Прости, Господи!"


Мы самые первые приехали в квартиру.  У нас тогда Витюши ещё не было: только  мама, папа, бабушка и я. Мне тогда только три года было. Конечно, я это не помню. Мне потом бабушка рассказывала. Зато сейчас мне уже шесть лет.

  Квартира у нас большая, бабушка всегда говорит "потолки высокие", а в нашей комнате ещё и балкон есть. Я люблю смотреть на маленькие дома. Бабушка называет их "котежи". Там живёт начальство.  У них  столько сирени! Красиво так, и запах до нашего балкона доходит.

 Мама рассказывает, что бабушка, когда вошла в квартиру первый раз, сказала: "Это рай!"
 Я тоже  думаю, что в раю много сирени.

 Наша комната самая большая. В коридоре есть  кладовка. Там  иногда живут мыши. Вообще-то я их не боюсь, но на всякий случай, когда открываю дверь, говорю "мяу", чтобы они думали, что это кошка.
Ещё у нас есть огромная кухня, туалет и ванная с титаном.
 


Во второй комнате живут Девятаевы. У них тоже две двери: одна - в коридор, а другая в нашу комнату. И шифоньер у них стоит, как и у нас, чтобы дверь не было видно. Мы же её не открываем. 


Когда они приехали, у них Томочки ещё тоже не было. Только  маленькая такая, как девочка, тётя Катя, большой и очень строгий дядя Митя, Вовка и Галька. Галька старше меня на два года, а Вовка ещё старше Гальки. Тётя Катя работает прачкой в детском садике, а дядя Митя был пожарным.
 
 
Ещё одна комната в нашей квартире выходит  на другую сторону, во двор. Бабушка говорит на «юг". И у них всегда в комнате солнце.

 Храпцовы приехали самыми последними. У них тётя Клава - самая нарядная в целом доме, а дядя  Паша - лысый, он всё время улыбается, и  у него такие широкие брюки, как будто на каждой  ноге у него юбка надета.  А их Сашка старше меня на год.


У нас недавно родился  Витюша,  у Девятаевых  ещё раньше - Томочка.

А потом дядя Митя пришел с работы, лёг спать и умер.

Я помню  громкую и такую грустную музыку. Её  музыканты играли. Шли и играли.
Когда взрослые все в квартире плакали, я не плакала, а когда музыканты стали играть, слёзы сами как-то полились.   
Я всё думала, как же они играют: ведь им тоже плакать хочется.
 
Взрослые все шли за гробом, а  всех детей  оставили дома с нашей бабушкой. Было лето. Мы стояли на балконе и плакали. 

Живём мы, вообще то,  дружно.
 
Я  дружу с Галькой,  Витюша - с Томочкой.
А  тётя Клава не разрешает своему Сашке дружить с Вовкой,  потому что  Вовка  курил с большими мальчишками на чердаке и чуть не получился пожар.

Когда дядя Митя умер, тётя Катя  отдала  Гальку с Вовкой  в интернат, и они приходят домой только на праздники и выходные.

Я очень люблю сидеть на кухне, когда бабушка готовит. Здесь все готовят, потому что она общая. Только едим мы там по очереди.

Храпцовы часто едят в своей комнате, потому что тётя Клава не любит, "когда эти Девятаевы в рот заглядывают."

Я заметила, что бабушка своими пирогами: с капустой или сушеными яблоками, или моими любимыми с вишнями - угощает всех.

Тётя Катя  жареными грибами угощает тоже всех.

Но  Храпцовы никогда грибы  не едят.
 
Вот если бы они попробовали, то потом бы не отказывались.
Такие вкусные у тёти Кати грибы!

У меня мама с папой за  грибами не ходят, зато всегда после работы едут в "сад", так говорит папа, "участок", так говорит мама, "огород", так говорит бабушка.
 
Моемся в ванной мы тоже по очереди.

Сначала в субботу вечером папа приносит дрова из сарайчика и растапливает титан. И когда он становится такой горячий, что от него пар даже идёт, если  водой брызнуть,  мама моет нас с Витюшей, потом моется бабушка, и мама ей только спину трёт. А потом опять папа приносит дрова, и они моются с мамой.

Потом очередь Девятаевых.   
Папа оставляет им дрова на полу в ванной.

Храпцовы моются в воскресенье днём.
Сначала  тётя Клава моет Сашку, а потом тётя Клава с дядей Пашей.
 
Один раз я видела, как Сашка за ними подглядывал. 
Я сказала, что нельзя так, и он убежал в свою комнату.

У Храпцовых есть ещё  закуток, который они занавесили. Там у них теперь раздевалка.
Дядя Паша дверь в свою комнату обил ватой и кожей. Так красиво стало. 
Он сказал, что так "меньше шума".

Но вообще-то они не шумели.

А тёте Кате не понравилось.
Ей вообще дядя Паша не нравится.
Она сказала, когда они ругались на кухне, что дядя Паша к ней «приставал».

Вот, например, когда я прошу маму отпустить меня к  Салминым  смотреть телевизор, она мне говорит: «Не приставай ко мне со своим телевизором».

Но у тёти Кати телевизора не было. Первый телевизор в нашей квартире купили как раз  Храпцовы.

Они его в угол на тумбочку поставили, сверху - салфеточку , а на неё  - красивую статуэтку – балерину. 
У нас тоже такая есть, но она у нас на трюмо стоит.

Мы все пришли смотреть телевизор. Но там только круг такой был и цифры разные. 
Дядя Паша сказал, что это «рамка», и что кино будет только завтра вечером.

Кино тогда смотрели все дети, кроме Витюши.
Он ещё маленький был.   
Мы все сидели на полу, а Храпцовы на диванчике. А  мама принесла с собой маленький стульчик.
На следующий день мы опять пришли к Сашке смотреть телевизор. Только мама не пошла.
 
 
А потом  в воскресенье  Лена Салмина сказала, что вечером будут показывать фигурное катание. В двадцать часов. Мама сказала, что это вечером.
 
 
И я стала просить её отпустить меня к Храпцовым. Она сначала не отпускала, а потом разрешила, только велела спросить у  тёти Клавы: будут  они смотреть или нет.

Я тут же побежала к Сашке.  Тёти Клавы не было дома. А Сашка сказал: «Приходи. Только одна». – «Я и так одна. Мама будет стирать». – «Нет, ты без Гальки и Вовки приходи. Поняла?»

 
Я кивнула.

Маме я сказала, что меня пригласили. Больше я ничего не сказала.

Когда началось фигурное катание, я сидела  на полу перед телевизором,  за мной у стены Сашка  лежал на своём диванчике, дальше тётя Клава с дядей Пашей на кровати.
Дверь за мной закрыли на ключ и сказали, чтобы я сидела тихо.
Я и так тихо всегда сидела.

Но потом в дверь постучали.
Это были мои друзья.
 
Сашка быстро встал, выключил телевизор и  открыл дверь.
А свет не включил.
- А вы смотрите фигурное катание?
- Нет, мы уже спим.
И зевнул ещё, как будто его разбудили.
Дверь опять закрыл и опять телевизор включил.

И почему-то мне совсем не понравилось, как катались Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Да и все остальные тоже.

Когда я пришла домой, мама спросила: «Ну, как? Наши на первом месте?» - «Да» - "А ты не болеешь, случаем? Чего такая кислая?" - "Спать хочу".



Галька с Вовкой уезжают в интернат всегда рано утром, и обычно я провожаю подругу.

Но тогда мне было стыдно. Я не вышла.

Больше я телевизор у Храпцовых не смотрела.

А теперь мы купили свой. 
И Галька, и Вовка, и Томочка теперь всегда приходят к нам.
 
Летом мама ставит на пол ведро яблок, и мы впятером их за вечер съедаем.


PS.
Когда много позже Белоусова и Протопопов покинули страну, кто-то их осуждал, кто-то сожалел, а  мне опять было стыдно. И за них, и за себя.



   


Рецензии
Читая, видел маленькую девочку, а не большую, уже знакомую мне тётю,её прикидывающеюся. Это я о том, что форма удалась. А содержание, как и обычно у Вас, весьма содержательно. Интересный, ведь, жизненный феномен: у любого явления две стороны. Вот и бедная коммунальность советской жизни была прекрасным воспитателем. Взрослые мечтали об отдельном жилье, а дети из персональных квартир завидовали друзьям из коммунальных.

Алексей Земляков   14.04.2015 08:03     Заявить о нарушении
Проживающие в отдельных квартирах дети завидовали тем, кто жил в коммуналках. Это так. У нас было шумно и весело.
Спасибо, Алексей, за добрые слова. Но Вы ко мне не объективны. Это старый рассказ. Прочла сегодня и столько нашла ляпов. Буду править.
С признательностью,
ЛВ

Людмила Вятская   14.04.2015 12:51   Заявить о нарушении
Да я, когда читал, даже опечатку нашёл: "стоит, как и у нас, чтобы дверь не было видно. Мы же их не открываем." Речь, то идёт об одной двери,а написано" их". Но опечатки, грамматические ошибки и отсутствующие(лишние) запятые не имеют никакого значения. Важна лишь "картинка" рождаемая в голове читателя этим набором букв. Указать на эту опечатку просто забыл (хотя, может, это сознательно автором сделано, чтобы подчеркнуть детскость речи, или придать описанию многозначность?) А что необъективен, так это не скрываю - я же при людно признался Вам в своих чувствах.

Алексей Земляков   14.04.2015 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.