2. Тетеревиный ток. стратегия и тактика охоты

                Тетеревиный ток. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОХОТЫ.

   Наступает весна. Печальное межсезонье между закрывшейся зимней и долгожданной весенней охотой кажется бесконечным. В лесу ещё сплошным слоем лежит снег. Нехотя открываются поля и на лесных полянах появляются первые проталины. Далеко ещё до прилёта гусей и уток. Но вот уже тихое морозное утро оглашает сочное, звучное бормотание всё более усиливающееся к восходу солнца. Это тетерева, на всю округу голосят свои брачные песни. Настало время охоты на токе, и упускать его нельзя. Ток продлится не долго - каких-то три недели максимум. Да, где-то 20 дней. Я имею в виду настоящий ток. Со старыми увесистыми токовиками!  С настоящими боями между ними, когда при их короткой боевой схватке, перья сыплются как из рваной подушки! С множеством тетёрок, гуляющих на самом токе, рассевшихся по окрестным деревьям, и как закон подлости, на крыше вашего шалаша.
   Я попрошу вас не путать настоящий ток с той репетицией молодняка, которую многие из вас наблюдают на узаконенных сроках охоты последние годы. Здесь убедительно прошу не вменять мне в вину призыв к браконьерству. По правде сказать, нынешние сроки весенних охот с жалкими как с 10, так  и 16 днями на всё - про всё, оптимальными назвать трудно. И уж если селезень и гусь в них как-то ещё вписывается, то с тетеревиным током, за минувший  десяток лет, я такого точно не припомню. На моей памяти были годы, когда весенняя охота в моей родной Смоленской области была открыта весь апрель - 30 дней. 10 дней тетерев, 10 дней селезень, и 10 дней вальдшнеп. Было это давно и не долго, но ведь умели же принимать мудрые решения. Хотя должен честно признать, что весна тогда не была такой ранней, как последние годы. Поля начинали открываться, а вместе с этим начинались и тока, где-то в конце марта, а то и в середине апреля.
   Как пример для сравнения можно взять памятную всем весну 2008 год. На Смоленщине охота открылась с 4 по 20  апреля, три дня в неделю. Приехал 31 марта, как всегда заранее, найти кормовые поля гуся и поставить шалаш. Полноценную охоту на тетерева даже и не планировал - глупо при такой весне, снега на полях не было уже в начале марта. И, тем не менее, старые, ещё с детства известные токовища посетил - авось…. Но, увы…! Самое большее, что я обнаружил на одном из них - 12 молодых самцов, вяло репетирующих на расстоянии 10 - 20 метров друг от друга, изредка  пытавшихся имитировать сближение для поединка. Побормочут, почуфыкуют, попрыгают, затем пощиплют что-то в траве, потом снова побормочут -  жалкая картина. Буквально по всем полям в разброс, где 5, где 3, а где и вовсе 1, крутились такие же молодые самцы, бормоча и чуфыкая. Главное – ни где не одной тетёрки! По моим многолетним наблюдениям это главный признак окончания полноценного тока. Все тетёрки уже сели на гнёзда. Нет тех, ради кого затевалось само таинство тока, отошли от дел и производители. А «токовать» продолжают те, кто занимал окраины тока – молодняк. Причиной тому вполне может служить отсутствие половой разрядки (спаривания) и кровь продолжает играть. Знаю, многие охотники, даже бывалые, скажут,- ерунда, токовики продолжают токовать. На основании личного опыта имею, основания не согласится с этим, и вот вам мои аргументы.
   Первый. Посмотрите на крайние хвостовые перья самцов - лиры, на то, как они закручены и сравните их. Не для кого не секрет, что возраст самца можно определить по изгибу этих лир. Охотники, побывавшие на токе и сделавшие фото своих трофеев – внимательно посмотрите на них. У подавляющего большинства лиры слегка загнуты - это молодняк. И если все остальные на вашем «току» были такие же, уверяю вас - тока во всей его красе, вы не видели. У половозрелого токовика лиры загнуты так, будто их крутили щипцами для завивки волос (это хорошо видно на фото) и они где-то на четверть длиннее, чем у молодого.
   Второй и главный аргумент - разница в весе самцов. Взятый на «току» без тетёрок, равно как и одиночно крутящийся, весит 1,5 максимум 1,8 кг. Нормальный же токовик тянет на 1,9 - 2,3 кг.. Один из охотников мне как-то отпарировал - похудели в процессе затянувшегося тока. Это легко проверить. На настоящем току молодняк присутствует, но не в центре тока. Вот какую картину мне в моей практике, всего несколько раз, посчастливилось наблюдать. В разгар тока на краю токующий молодой самец, видимо набравшись наглости, взлетел и приземлился в центре тока. Ближайший к нему токовик не стал, токуя медленно приближаться к нему, как к равному себе, он взлетел и с лёту, буквально как ястреб, на лету со всего маху ударил в него (крыльями или ногами - не рассмотрел). Отброшенный ударом молодой самец моментально снялся и улетел за приделы тока и видимости. Такое я видел всего несколько раз - но я это видел! Этот пример я привёл ещё и для тог, чтобы вы поняли, если ваш шалаш стоит в самом центре тока, а в руках у вас дробовик - до молодняка вам не дотянуться, бить придётся матёрых - особо не усердствуйте. Но сейчас многие стали ходить на ток с карабинами. Предлагаю отстрелять одного из центра тока и с окраины, и сравнить их вес и изгиб хвостовых лир. Разница в весе будет где-то в приделах  пол кило, что и является подтверждением моих доводов. Я это проверял не однократно. Пусть же и сомневающиеся убедятся!
   Конечно же, найти ток хотя бы на 50 голов в густо заселённой дачами и садовыми участками Московской области будет проблематично. Так что поезжайте в соседние области километров за 400-500, в Тверскую, или мою родную Смоленскую. Вы наверняка спросите - как узнать где много тетерева, а где нет? Там тетерев есть везде! Больше же всего его там, где есть торфяные болота, с брусникой и клюквой, а главное - где мало кабана.
   Я считаю, что наибольший вред популяции тетерева наносит именно кабан, подъедая кладки и само потомство. В одном из районов, где я часто охотился, в одном из обходов, было много тетерева. Численность на токе доходила до сотни, правда было это лет 20 назад.  Затем там сделали зону покоя, поставили кормушки и стали разводить кабанов. Не смотря на то, что охота там запрещена, тетерев исчез почти полностью.
   И, тем не менее, найти ток голов на 50 - не велика проблема. Проблема может возникнуть в совпадение начала тока со сроками открытия охоты. Но тут уж, как в старой патриотической песне поётся, «…Каждый решает сам!». И дай вам Бог решить эти проблемы! До боли обидно видеть, как этот, один из красивейших  видов охоты уходит в небытие. 
   Теперь поговорим о токе, о шалаше и о самой охоте.
   Много весенних токов на моей практике. Многие памятны, какие-то позабылись, но свою первую охоту и подготовку к ней, я помню как сейчас! С вашего позволения, вкратце расскажу о ней.
   Была весна 1975 года, мне тогда уже исполнилось 13 лет. Имея на практике зимние охоты на тетерева, сгорал от нетерпения поохотиться на весеннем токе. Дядя, уральский охотник промысловик учил меня,- «Будешь ставить шалаш, как можно плотнее закрывай стенки, а главное до бойниц в низу шалаша не должно быть ни одного просвета!» 
    Ток, как я позже убедился, из года в год проходил на одном и том же посевном поле. Токовище располагалось в  углу между торфяным болотом, и примыкающем к нему массивным пролеском, километрах в двух от деревни.
   Весна началась бурно. Начали открываться поля, и утром идя в школу, я услышал зычные бормотания тетеревов. В первый выходной, от начала тока, на рассвете, пошел осмотреть сам ток. Нужно было определить место для шалаша. Осторожно подкрался по пролеску метров на 300. Всё поле было усеяно тетеревами. Звуки тока буквально оглушали. Почти по центру поля, в лощинках, росли два небольших в диаметре, но густых лозовых куста (они и поныне там, только разрослись прилично). Об открытии охоты ничего ещё не было известно, и чтобы не привлекать особого внимания, как тетеревов, так и людей, шалаш я решил поставить в одном из этих кустов. После обеда, когда ток опустел, я вырубил изнутри в одном из кустов площадку и устроил в ней шалаш. В том году данное поле находилось под паром, и соломы на нём не было. Шалаш пришлось ставить из веток лозы, травы и бурьяна. Собрав с окраин поля траву и бурьян, я как мог, закрыл стенки и низ шалаша. Крышу же просто закидал лозняком. Неделю, до следующего выходного, дал птицам привыкнуть к шалашу. Помня наставления  дяди: «Как минимум за час, до того, как появятся первые признаки рассвета, нужно быть в шалаше» - всё так и сделал.
   Тихая морозная ночь. Сижу в шалаше в кромешной тьме минут тридцать, как мне показалось, вдруг слышу ЧУФФ, затем с промежутком секунд 10 - 12 ещё несколько раз ЧУФФ. Затем протяжное ЧУФЫЫЫ. И сколько уж лет я хожу на ток, а этот первый, призывный клич токовика, бередит душу всё сильнее и сильнее. Ни как не могу к этому привыкнуть. Шума крыльев не было, токовик вышел из ближайших кустов, такое бывает очень часто, помните об этом! Затем другой отозвался - ЧУФЫЫЫ. Пошла перекличка. Затем третий, четвёртый, пятый зачуфыкали. Затем, как по цепочке понеслось зычное бормотание. В полной темноте слышится шум крыльев. Один за другим косачи шумно слетаются на ток, сразу же подхватывая песнь затянутую токовиком. Уже не возможно разобрать, сколько птиц голосит на токовище. Вокруг шалаша усиливаясь и нарастая во все стороны, разносятся бормотания вперемешку с чуфыканьем. Гул от тока стоит неимоверный. И вот уже в редеющей тьме, как будто призраки на развалинах старинного замка, проявляются белые подхвостья косачей. По одной подлетают тетёрки, рассаживаясь прямо на поле, между пляшущими в их честь кавалерами. Сумерки всё больше редеют и ближайшие косачи уже хорошо видны. Бал в самом разгаре! Не раз, уже в зрелом возрасте сидя в шалаше, мне приходил в голову вопрос,- был бы маэстро Штраус охотником – какой бы вальс он написал для этого бала?!
   И вот, как награда за моё терпение, из поредевших сумерек вылетает запоздавший косач и садится прямо передо мной, в 7 – 10 метрах от шалаша. В голове мелькнула мысль - вот он, первый трофей! Моментально созрел план; тетерев начнёт токовать, войдёт в азарт, станет крутиться и подпрыгивать, в этот момент я готовлюсь к выстрелу, и как только после очередного прыжка приземлится – нажму на спуск! На всех своих последующих охотах я именно так и поступал.
   Есть хорошая мудрость: «ХОЧЕШ РАССМЕШИТЬ БОГА - ПОДЕЛИСЬ С НИМ СВОИМИ ПЛАНАМИ!»   На своём первом току мне пришлось быть участником совсем иного сценария.
   Приземлившийся тетерев начал быстро осматривать окрестности. Повернувшись в мою сторону, он насторожился, удивительным образом пригнул голову к земле, (как будто желая заглянуть в щёлочку между досками забора и землёй) моментально снялся и отлетел метров на 60. Все следующие подсевшие близко к шалашу тетерева не задерживаясь более 3 – 4 секунд улетали на недосягаемое для выстрела расстояние. Позади куста, в котором был мой шалаш, почти рядом крутились несколько матерых косачей, но стрелять сквозь густой лозняк не было ни какого смысла, вся дробь неминуемо осела бы на лозе.
   Первый блин был комом. В это утро я остался не только без трофея – но и без выстрела. Дождавшись, окончания тока я вышел из шалаша и приступил к анализу печального финала. Причина оказалась простой. Шалаш стоял неделю. Некоторые дни были ветреными, и ветер раскидал траву на стенках шалаша, сделал несколько просветов, наибольшие из которых были в самом низу шалаша. Через эти самые просветы первый подсевший тетерев и увидел мои валенки. Смейтесь – не смейтесь, а всё было именно так! Вывод; перед приходом на ток я не проверил с вечера состояние шалаша – за что и поплатился. Это был хороший урок и больше подобных ошибок я не совершал.
   Как вы уже наверняка поняли делать шалаш нужно основательно, без малейших просветов, особенно в нижней части! Если поблизости есть льняное поле, я всегда использую остатки льна. Убирать основательно поля у нас ещё не научились, так что льна вам наверняка хватит, и не на один шалаш. Лён не только не разбрасывается ветром, но и не продувается им, что тоже я считаю большим плюсом. Кстати, – лучший шалаш на гусином поле – шалаш изо льна. Гусь к нему привыкает всего за ОДИН день, но об этом я вам подробно расскажу в следующем повествовании. Разумеется, лён есть не везде. Если у вас нет проблем со временем, на догму «Делать шалаш из окрестного материала» - можете смело наплевать! Быстрее и проще всего делать шалаш из елового лапника. Ели есть везде. Как только вам сообщили о начале тока – сразу же выезжайте и ставьте еловый шалаш. Вот только привыкать к нему тетерева будут значительно дольше. Потерпеть вам придётся как минимум дней 10, после чего насладиться охотой успеете в полной мере. Бойницы делайте НЕ параллельными, чтобы не было сквозного просвета. И не нужно в них постоянно смотреть. В темноте вы всё равно через них ничего не увидите, только дадите глазам излишнее напряжение, а на восходе солнца ваше лицо заблестит в них как масляный блин, и что за этим последует, полагаю особо разъяснять не нужно. Если есть возможность, то шалаш лучше всего делать просторным. Чем дальше вы находитесь от бойниц – тем сложнее вас увидеть в шалаше, и тем меньше вам придётся высовывать ствол ружья за линию шалаша. Не поленитесь сделать и хорошую крышу. На настоящем, большом току всегда есть сторожа. От 2 до 4 чернышей сидят всегда на деревьях, по окраинам токовища – это сторожа!  Они хорошо слышат и далеко видят! И молите Бога, что бы такой черныш не подсел рядом с вашим шалашом! Хотя если ваш шалаш стоит на центре поля – это вам не грозит. В моей практике не было случая, что бы сторож сел на крышу шалаша стоящего по центру тока. Тетерки садились много раз, но это не так опасно. Во-первых, тетёрка менее осторожна, а главное - на слетевшую с шалаша тетёрку токовики не обращают особого внимания. Но, даже в этом случае, осторожность не помешает.   
   

  От описания всей красоты и очарования самого тока я намерено воздержусь. Поверьте, будет намного лучше, если всё его величие вы увидите своими, а не моими глазами и без моих подробных комментариев! Вас, молодые (здесь имею в виду возраст), начинающие охотники прошу принять совет бывалого охотника; ТРЕНИРУЙТЕ СВОЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИВАЙТЕ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ! Не овладев этими способностями хорошими ОХОТНИКАМИ, вы не станете! Стрелками – да, но не охотниками! Возьмём для примера «охоту» на кабана с вышки. Мои стародавние приятели егеря и директора охотхозяйств в узком кругу задушевных бесед называют её ОХОТОЙ ДЛЯ ДУРАКОВ, поясняя - «Подвёз такого с позволения сказать охотника к самой вышке у кормушек, посадил, как ребёнка, на вышку, а через некоторое время, получай с него деньги, и ни каких лишних хлопот». Вдумайтесь над мнением этих умудрённых опытом охотников и ответьте себе - так ли они не правы?
   Не удивляйтесь, но током и охотой на нём можно управлять! Да! Всё именно так, как вы прочитали! Здесь есть два секрета, один приобретенный от дяди, другой логически рассчитанный и проверенный на практике лично мной.
   В начале мой метод. Токовище далеко не всегда располагается на чистом поле. Как правило, это поляна или край пролеска, поросший, где густыми, где мелкими кустами. Если вечер тихий, то на закате солнца вы, километра за 2 – 3, с этого токовища услышите редкие бормотания тетеревов. Это говорит о том, что токовики имеют очень нехорошую привычку ночевать в кустах прямо на токе. И эта их привычка может дорого вам обойтись! Проблема может возникнуть в том,  что пробираясь в полной темноте к шалашу, да ещё с включённым фонариком, через эти кусты, вы разгоните токовиков. Если такое случится – утро можете считать потерянным. К рассвету токвики вернутся, и ток всё равно начнётся, но в значительном отдалении от обычного места, а точнее от вашего шалаша. Так же если, идя на ток, вы хоть немного опоздали и токовики уже начали бормотать – можете возвращаться досыпать. Чтобы не сталкиваться с этими неприятностями я рассчитал и опробовал следующий метод. Перед заходом солнца я иду на токовище и сам разгоняю тетеревов с пути моего утреннего следования, из кустов на самом току, и из прилегающих поблизости  к току кустов. Шуметь при этом особо не следует, достаточно просто пройтись обычным шагом. Потревоженные таким способом с вечера тетерева к рассвету обязательно вернутся на прежний ток. Это проверено! Ток всё равно начнётся, только несколько позднее обычного. А главное, токовик уже не выйдет из соседнего с шалашом куста, а прилетит, и шум его крыльев вы далеко услышите. Это значительно сократит вам время сидения в шалаше по команде «Смирно!». Так же идти к шалашу вы сможете более смело и без крайних предосторожностей. Проверьте и оцените!
   Придя в шалаш, я всегда снимаю с ружья ремень. Советую и вам поступить так же. Услышав шум крыльев – замрите и сидите тихо, пока ток не наберёт силу. В среднем это занимает где - то мину 15 – 20. После чего можно расслабиться. Главное, что ни в коем случае не допустимо на всём протяжении тока – это разговоры. Вот какой случай произошёл однажды в моей практике. Уже живя в Москве и приехав на родину, на весеннюю охоту я обновил совой шалаш на старом токовище, где и охотился. В это время, можно сказать нежданно, ко мне на пару дней приехал один из моих московских друзей охотников. Об охоте на тетеревиных токах он знал только из литературы и, разумеется, попросил меня взять его с собой. Ставить второй шалаш не было смысла, так как не было времени, чтобы птицы привыкли к нему. А поскольку мой шалаш был просторным, то мы, хоть и не особо комфортно, разместились в нём вдвоём.
   В это же утро я убедился, что пословица «В тесноте да не в обиде» далека от совершенства. Ещё с вечера я объяснил другу, что и как надлежит делать, а чего делать не следует. Я не забыл заострить внимание на том, что всякую речь должно исключить, а общаться в шалаше будем только жестами, о значении которых мы и условились. Охотник он был не начинающий и по этому я особо не усердствовал. Договорились так же, что вначале он насладится всей красотой и очарованием тока, и только после этого будем стрелять. Первый выстрел, по нашим законам гостеприимства, я предоставил сделать ему. Да и кто не согласится с тем, что при виде искренних, а не наигранных радости и удовлетворения, которые ты смог доставить своему другу - у самого на душе не менее отрадно.
    По началу всё шло чинно и гладко. Поняв, что товарищ мой налюбовался сценами из природного спектакля, я жестом дал понять, что пора стрелять и указал ему на петуха, который крутился напротив его бойницы в метрах 15 - 20 от шалаша. Он выстрелил в нужный момент, и солидный черныш забился в агонии. Друг повернул голову в мою сторону – на его лице сияла такая улыбка, что, как мне показалось, в шалаше стало светлее. Я жестом «виктория» поздравил его с победой. Тут же я приложил палец к губам, тем самым, напомнив, что сейчас нужно сидеть очень тихо. И здесь всё было как нельзя лучше. Выждав около 10 минут, я сделал свой выстрел. Тетерев обмяк и, словно желая взлететь, вяло хлопал крыльями по земле. В это самое время я слышу возбуждённый вопрос друга: «А чего это они не улетают?». На этом наша охота и закончилась. Ближайшие тетерева моментально снялись и все остальные последовали их примеру. Такой финал мы оба не планировали, и это несколько расстроило друга, но ещё больше его расстроило то, что он ни мне, ни себе самому не смог объяснить - что заставило его задать этот банальный вопрос, да ещё почти в полный голос. Вывод из этого урока напрашивается сам собой - не стоит вдвоем садиться в шалаш. Для себя я давно вывел аксиому: ОДИН ШАЛАШ – ОДИН ОХОТНИК! Второй вывод из данного случая так же на лицо: если на резкий и громкий выстрел тетерева особо не реагируют, то от даже весьма тихого голоса достаточно для того, чтобы их распугать  – для них человеческая речь является, пожалуй, самым сильным раздражителем.   
   Так же прошу взять на заметку. Хороший ток может предвещать только тихая и обязательно морозная (-3, -5) ночь. В ветреную дождливую ночь ток никогда не начнётся! И ещё одна лично моя примета - если закат красный, а тетерева  с вечера на токовище бормочут – току быть!
   Секрет второй, дядин! Смысл его заключается в том, что бы свой шалаш сделать центром тока. Для этого вам придётся научиться подрожать тетеревиному ЧУФЫКАНЬЮ. Бормотание можете не репетировать – в нём нужды нет. Научиться «чуфыкать» совсем не сложно. Ни какие материальные предметы для этого не нужны. При усиленном, протяжном выдохе языком подбираете нужные ноты, а нижняя челюсть, со второй половины звука, слегка вибрирует. Я ни сколько не упрощаю - всё действительно очень просто.
   Проверить и закрепить на практике свои успехи вам, разумеется, придётся. Но делать это лучше на ОСЕННЕМ токе. Током это можно назвать чисто условно. Спариваний с тетёрками вы на нём не увидите, да и боевых схваток косачей я не видел ни разу, хотя участвуют в нём самцы разных возрастов. Скорее всего, это репетиция, что-то вроде передачи опыта молодому поколению. Происходит этот ток по первым осенним заморозкам, на рассвете, на восходе солнца. Длится очень не долго – около часа. Бормочут и чуфыкают косачи так же, как весной, только менее азартно. Токовать могу как на земле, так и сидя на деревьях. С вечера, сразу после захода солнца, тетерева обозначат этот ток редкими бормотаниями. К рассвету, приходите на это место, но не близко, и садитесь где-нибудь в метрах 100 за кучу соломы или иное укрытие. Как только птицы начнут свои занятия, репетируйте вместе с ними. Минут через 40 – 50 ток закончится, и какое то время птицы будут молча сидеть на прежних местах. После того, как они замолчали, соберитесь с духом и начинайте чуфыкать длинным ЧУФЫЫЫ, с промежутками секунд 15 – 25. Если вы всё делаете верно – некоторые из них обязательно ответят вам. Перекличка с ними может длиться около 10 минут, и если она состоялась – экзамен вами успешно сдан!
   Будьте также готовы к тому, что один из косачей подлетит и сядет рядом с вашим укрытием (разумеется, если вас в нём не видно, просто кустик не подойдет). У меня такое не однократно случалось. Обычно я садился в копнитель (куча соломы, вываленная из комбайна) не высовываясь, переговаривался с тетеревами. Вдруг слышу, как один из них взлетает, и садится буквально рядом с копнителем. Я резко вставал – тетерев тут же взлетал и я его бил, хотя случалось и мазать. Добытые этим способом косачи были не молодые, и объяснить причину их такого поведения я не могу. После выстрела другие тетерева сразу же снимались и улетали.
   И вот вы в шалаше. Полная тишина и кромешная тьма окружают вас, даже собственных рук не видно. Складывается впечатление, что даже время остановилось. Вдруг тишину нарушает шум крыльев. У тетерева полёт шумный - вы его далеко услышите. Моментально соберитесь и резко протяжно прочуфыкайте. Ждать пока тетерев подлетит близко не нужно. У него очень острый слух и услышит он вас намного дальше, чем вы его. Приняв вас за токовика, он, как правило, сядет поблизости. Посадка у тетерева тоже шумная, и на каком расстоянии он сел по слуху определить не сложно. Дальше сидите тихо. Токовик начнёт своё дело и соберёт ток вокруг себя, а точнее вокруг вашего шалаша, что вам и требовалось! При другом варианте, если токовик не прилетел, а вышел из кустов на приличном расстоянии, и подал голос – начинайте с ним перекличку. Приближаться к вам он не станет, зато другие, подлетающие тетерева будут подсаживаться как к нему, так и  к вам. Услышав шум посадки возле шалаша – замрите! Дальше пусть всё идёт без вашего участия - нужды в нём больше нет.
   Если кто-то из вас решит понадеяться на АВОСЬ (авось сам подлетит, авось близко сядет) – ваше право. Удовольствие вы, вполне вероятно получите. НО ЧТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ИСТИННЫМ УДОВОЛСТВИЕМ, ПУСТИТЬ ТОК ПО СВОЕМУ СЦЕНАРИЮ, САМОМУ БЫТЬ, НЕ РОБКИМ УЧАСТНИКОМ, НО ГЛАВНЫМ ДИРИЖЕРОМ ЭТОГО СКАЗОЧНОГО БАЛА?!  Выбор за вами.
   Теперь несколько слов о том, как стрелять по тетереву. Вошедшие в азарт тока тетерева на прозвучавший выстрел особого внимания не обращают. Тем не менее, осторожность и внимательность здесь не помешают. Тетерев, находящийся в возбуждённом состоянии очень крепок на рану!
   Приведу один пример живучести тетерева из моей практики. Весной, лет где-то 10 назад, охотясь на токе, из карабина выстрелил по тетереву пулей FMJ (оболочной). Косач, вяло, поднявшись, пролетел метров 15, упал и побежал. Пробежав несколько метров, споткнулся и стал дёргаться, как будто привязанный. Времени было часов около девяти, но центр токовища ещё не опустел, и выходить из шалаша было нельзя. Минут через 20 токовики из центра тока разлетелись, и я отправился собирать трофеи. Косач, вроде притихший, снова забился, как бычок на верёвочке. Когда я подошел в плотную - увиденное поразило меня! Птицу держали его собственные кишки! Пуля, попав в кишечник, разорвала кожу на животе и кишки вывалились из грудной полости, размотались и зацепились за торчащей из земли сухой стебелёк. Не случись того стебелька - этот трофей наверняка был бы потерян.   
   Первый выстрел нужно делать по ясно видимой цели на приемлемой дистанции, чтобы не случилось подранка. Бегущий в агонии подранок может распугать токующих по соседству с ним, а точнее с вами, тетеревов. Весь ток он, разумеется, не разгонит, но ограничить вам данное утро одним выстрелом – ему под силу. Главное правило: О ВЫХОДЕ ИЗ ШАЛАША ЗА ПОДРАНКОМ, ДО ОКОНЧАНИЯ ТОКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ!!! Как только прозвучал выстрел – замрите на 1 – 2 минуты. Ближайшие тетерева, ваши будущие цели, слегка притихнут на 30 – 40 секунд, затем снова войдут в азарт. Через 3 – 4 минуты осторожно перезаряжайте ружьё, если в этом есть необходимость. Интервал между выстрелами достаточно сделать 7 -10 минут. Выстрелы только одиночные, дуплеты не допустимы. Если ток сильный, а сценарий на нём ваш – количество трофеев будет зависеть от вашей совести и потребности в провианте. В любом случае советую помнить пословицу про жадность!
   Как только центр тока опустеет, в среднем это где-то часов 9 утра, можно выходить из шалаша и собирать трофеи. На молодняк по окраинам тока особого внимания обращать не стоит - они ещё около часа будут крутиться. При вашем выходе из шалаша они, конечно же, разлетятся, но на следующее утро снова прилетят на призыв токовика. Подряд несколько дней ток лучше не посещать. Лучший график: день охоты – два отдыха. Для управления током существует ещё одна, маленькая хитрость, он о ней я умолчу – попытайтесь просчитать её сами. 
   Оружие и патроны на этой охоте обязательно должны иметь резкий и кучный бой. Дробь я использую № 3 и № 2 (у меня 16 калибр), крупнее не нужно. Дистанция выстрела будет зависеть от персональных возможностей конкретного оружия. Для этой охоты патроны я заряжаю всегда сам. Тщательно подбираю заряды под конкретный ствол и пристреливаю перед охотой. Покупными патронами дальше 40 метров стрелять не стоит.
    Вспомнился мне один документальный видео фильм, эта видео кассета ещё недавно продавалась в охотничьих магазинах, если не ошибаюсь «ВЕСЕНЯЯ ОХОА». Там, по окончании утренней охоты на селезня с подсадной, заслышав бормотания тетеревов, один из участников, прижавшись к дереву, выдаёт абсурдную фразу: «К вечеру на этом току нужно будет поставить шалаш, а утром можно будет пойти и взять там пару – тройку косачей» - Как же…! Мечтать не вредно! А в прочем этот герой ни словом не обмолвился о том, с каким оружием он собрался идти в этот шалаш. И если он отправится туда с хорошо пристрелянным карабином – это уже далеко не абсурд, а вполне закономерная реальность! 
   Как вы уже поняли, речь далее пойдёт о применении на тетеревиной охоте нарезного оружия.
    В № 1 данного издания, за этот год, в своей статье СПОСОБЫ И ТЕХНИКА ОХОТЫ НА ТЕТЕРЕВА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД я уже частично касался этой темы. Но на сколько мне известно далеко не все охотники являются подписчиками этого достойного журнала - многие покупают его эпизодически. На этом основании не будет лишнем напомнить и дополнить ранее изложенное.
   Владельцем карабина «САЙГА 7,62x39» я являюсь уже 16 лет. Случалось ходить с ним и на ток. Нет, совсем не для того, чтобы набить мешок тетеревов - на большом токе, да ещё с солидным опытом это не сложно  сделать и с дробовиком. Пулевой выстрел дисциплинирует, требует большей подготовки и усердия. Да и удовольствия от трофея взятого за 150 – 200 метров получаешь значительно больше. К тому же стрелять токовиков интересно по молодости, скорее для престижа, или для чучела, нежели для применения в пищу. Уж больно мясо у них жесткое. Час - полтора кипятишь – а все равно не угрызёшь. Разве что в чугунок, да на угольки в русскую печку часа на два тушить – тогда конечно…! Да и для популяции лучше производителей не выбивать. По этим причинам предпочитаю отстреливать молодняк с окраин тока. 
   На первой с карабином охоте, единственный раз в жизни выстрелил по тетереву Климовским охотничьим патроном с экспансивной пулей HP. Тетерева разорвало на три части - пришлось выбросить. И хотя кучность у этого патрона хорошая – на 150 метров – 8 см. из моего ствола, от применения этих патронов по тетереву пришлось отказаться. Далее стал применять оболочные FMJ известного всему миру производства. Тушу не портит ни сколько, а главное, подранков не только значительно меньше, чем при стрельбе из ружья – их, в моей многолетней практике почти совсем не было. 
   Далее имею веские основания предложить вам для этой охоты широко популярное во всём мире охотничье оружие под патрон 5,6 кольцевого воспламенения. Я испытал и проверил это оружие и его возможности на охоте. ТОЗ - 78 у меня уже 7 лет, и я хочу поделиться с вами приобретенным практическим опытом его применения.
   Патроны перепробовал разные. Спортивные патроны с н.с. 315 м/с. обладают высокой точностью, но низкой останавливающей способностью - приемлемы по голубям и рябчикам в августе - сентябре. В случае применения по тетеревам на току - будут гарантированы подранки. Новосибирские, патроны «СУРОК» - тоже прошел. Останавливающая способность весьма не плохая. Но пуля 1,9 гр. лёгкая и её сильно носит ветер, да и кучность оставляет желать лучшего, в связи, с чем неизбежны проблемы с точностью попаданий - в общем, не советую.
    Лучшим считаю Климовский  «ОХОТНИК - 410 Э» - экспансивный. Вес пули 2,4 гр., н.с. 410 м/с.. Вот только для увеличения останавливающей способности саму пулю приходится немного модернизировать. Вот как я это делаю; носик экспансивной пули надрезаю крестом глубиной на 1 - 1,5 м.м. тонким остро отточенным ножом. При попадании в тело птицы пуля раскрывается четырьмя лепестками, но тушку, как не странно, совершенно не портит. Видимо сказывается сравнительно небольшая скорость полёта пули. Прошу мне поверить - подранков почти нет! Кучность данного патрона из конкретно моей винтовки на 100 м. - 6 см. (правда многое зависит и от самого ствола).         
   Решившим приобрести такое оружие настоятельно рекомендую, купит и ЛАЗЕРНЫЙ ДАЛЬНОМЕР. Основная сложность, с которой вы стакнетесь - максимально точено выхватить дальномером расстояние до цели. На земле это затруднительно, луч может отразиться от любой кочки по прямой, и не достигнуть намеченной цели, а искаженные данные по дистанции наверняка принесут вам печальный промах. Здесь ещё раз должен напомнить - находящийся в возбуждённом состоянии тетерев очень крепок на рану. Поэтому придельной, но вполне эффективной дистанцией выстрела (для патрона 5,6 к/в), считаю дистанцию100 метров!
   Главными условиями качественного выстрела из нарезного оружия, считаю хорошо пристрелянный карабин и точное определение дистанции до цели! Поэтому, ставя шалаш, не поленитесь расставить и дистанционные вешки по предполагаемому сектору обстрела тока. Поверьте моему опыту - до 100 метров дальномером, сидя в шалаше, точно определить дистанцию не всегда просто. На 150 и более метров угол между линией земли и линией прицеливания настолько мал, что луч часто натыкаясь на малейшие неровности - даёт сильно искаженные данные. В помощь вам так же будет любой кустик, от него луч отражается хорошо. Но более надёжными считаю вешки.
   На этой охоте случаются всякого рода неприятности. Вкратце поведаю о них. Наиболее распространенной причиной разгона тока были «бродячие охотники», далёкие от знаний повадок тетеревов. Пытаясь подкрасься к току на выстрел, они пробирались за прикрытием деревьев, на которых находился сторож. Потревоженный сторож снимался и, пролетая над током, как вожак, уводил за собой всех тетеревов. Даже не очень пугливые тетёрки, как по команде улетали вместе с косачами. Не мало хлопот доставляли и лисицы. Одна из них, возвращаясь со своей охоты и неся в зубах селезня чирка, не спеша, прошла так близко от шалаша, что я чётко видел зелёные щёки на голове у селезня. Конечно же, ток был разогнан.
   Весенняя охота! Хоть и коротка она по срокам, но богата своим разнообразием. Есть чем усладить душу в промежутках между охотами на токах. Тут тебе и вальдшнеп на вечерней зорьке, и селезень и, конечно же, охота на гуся! У каждого свои наклонности и пристрастия. Как говаривали наши предки,- «Кому поп, кому попадья, а кому и ….», ну то, что вы поняли – догадаться не сложно. Именно третье я и предпочитаю! А ведь как не крути, мужики - не врут люди! После удачной охоты, сидя у костра с тостами за удачу, частенько все беседы именно «…поповской дочкой» и заканчиваются. Вот только тема то у нас здесь весьма серьезная, охотничья! Из трёх перечисленных промежуточных охот, именно третьей в списке, охоте на гуся, я и отдаю предпочтение. Об этой не простой, не лёгкой и вместе с тем удивительной охоте мы с вами и поговорим в следующих публикациях.

                Владимир  РОДЧЕНКОВ.

Фото моё. Я и мой трофей весенний тетерев-косач.

Данная моя статья была опубликована в «Российской Охотничьей Газете», в журнале «Охотничий Двор», а так же переиздана другими центральными и региональными редакциями.


Рецензии