1. Способы и техника охоты на тетерева зимой

       СПОСОБЫ И ТЕХНИКА ОХОТЫ НА ТЕТЕРЕВА  В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

   Тетерев. Красивая, благородная, умная и очень осторожная птица! Желанный трофей любого охотника! На тетеревов я охочусь с 12 летнего возраста, в августе, зимой и весной на токе. Это один из любимых мною объектов охоты. В этой статье я хочу поделиться с вами плодами своего опыта охоты в зимний период, так сказать на злобу дня. Черныши сейчас собрались в стаи, и чем больше стая, тем труднее к ней подойти. Охота же на них и вовсе дело не простое - это вам не август месяц! Ну да ближе к делу….
   Самое простое сейчас охота на тетёрок. Они держатся одиночкам и пока не вышли на кормёжку (как правило, ночуют в густых кустах на окраине болот или леса) к ним можно подойти на верный выстрел, это примерно до 9 часов утра. Лично я, уже где-то лет 25, тетёрок не бью вообще. Даже в августе из под курцхаара, старку (матку) всегда отпускаю без выстрела. Хотя должен честно признаться - в детстве этим видом охоты грешил.
   Много на моей родной Смоленщине было тетерева. Стае на 100 и более голов чернышей, усеявших, как головешки, большое снежное поле ни кто из нас местных не удивлялся. Их и сейчас не так уж мало, пики спада рождаемости считаю, особой роли не играют, 1 - 2 года пусто, 5 - 6 густо - у матушки природы свои законы распределения. И, тем не менее, как и многие из вас, бить тетёрок считаю не достойным для уважающего себя охотника. На этом основании в подробности особенностей данного вида охоты вдаваться не будем.
   Красивая, завораживающая и волнующая душу зимняя охота на тетерева. Неиссякаемый источник вдохновения даже воспоминания о ней. Какой она была моя первая в жизни охота на лунках? Хорошо хранит память яркие страницы из далёкого детства.
   Учился я тогда в 6 классе. В конце ноября уже навалило много снега. Учебная неделя в те времена (как и рабочая) была 6 дневная, и суббота была коротким днём. Коротки зимние дни. Во второй половине дня, перед заходом солнца к нам зашёл наш сосед и друг отца Зигмунд (обрусевший поляк), весёлый добрый человек, заядлый опытный охотник и один из моих наставников в охоте. Выждав пока они с отцом обговорят о своих делах, я обратился к нему с вопросом,               
- «Дядя Зема, завтра пойдём на охоту?
- «На охоту…?», задумчиво протянул он и, выдержав паузу, уверенно произнёс – «Да. Небо расчистило, ветер стих и закат красный – значит, к утру мороз будет намного сильнее. Тетерева непременно зароются. Есть смысл по утру пройтись по лункам. Давай-ка, быстро на лыжи и пока совсем не стемнело, пробегись к Бараньему моху и посмотри тетеревов на деревьях. Только близко не подходи, как увидишь – запомни место и возвращайся. На рассвете я за тобой зайду». 
   Как сейчас помню то тихое морозное утро. Мягко, словно убаюкивает, хрустит снег под охотничьими лыжами. Тихим и ровным размеренным шагом двигаемся мы с соседом к тому месту, где в сумерках я разглядел стаю тетеревов, усыпавших несколько берёз. Моё нетерпение вперемешку с молодецкой удалью горячит воображение ожидаемой встречи с целью, и я пытаюсь идти быстрее. Опытный охотник рукой придерживает меня и почти шёпотом говорит,
- «Не спеши, поди немного осталось. При быстрой ходьбе непременно собьётся дыхание, и ты наверняка промажешь».
   Подходя к окраине моха, я рукой молча указываю на те берёзы, где видел стаю. Зигмунд понимающе кивает головой и жестом рук даёт понять,- расходимся.
Оба мы, не меняя темпа хода, разойдясь метров на 15, начинаем прочесывать край пролеска, за которым протянулся мох. Из под толстого слоя снега торчат верхушки лозовых кустов вперемешку с бурьяном, и молодая берёзовая поросль. По всем приметам, как учили меня мой родной дядя Роман Иванович – уральский охотник промысловик и Зигмунд, именно в таких местах тетерева и ныряют в снег.
   Но какие там приметы, какие берёзки с лозняком, когда сердце в груди колотит как старинный полковой барабан, а прилившая к вискам кровь давит на ушные перепонки?! Это со второго раза я стал всю эту теорию брать в расчёт и применять на практике. Здесь же всё было впервые; огромное вдохновение и порождённый им воображаемый успех охоты затмевали мои ещё детские глаза. В этом состоянии духа я прошёл не более 30 метров, как снег перед самыми мысками лыж у меня буквально взорвался! Помню чётко, как большим пальцем правой руки я взвожу курок у моей одностволки ИЖ – ЗК и снова взрывы снега с промежутком менее секунды. С права и с лева от меня с оглушающим хлопаньем крыльев взмывали в воздух чёрные громадины с белыми подхвостьями.                Непонятно какая сила сковала всё моё тело. Я стаял, как вкопанный широко раскрыв глаза, но не в силах даже пошевелиться. Ни летящий в меня снег, ни снежинки, тающие на щеках и повисшие на ресницах, не могли привести меня в чувства. Только дуплет Зигмунда вывел, хотя и не сразу, меня из этого оцепенения. Такое на охоте со мной случилось всего один раз, но и этого мне хватило, что бы на всю жизнь усвоить, как важно на охоте сохранять самообладание и холоднокровие.
   Стая тетеревов, голов не менее 80, зарылась в снег весьма плотно, и в эту гущу я как раз и угадил. Поняв, как я оплошал, стыдливо повернулся в сторону идущего ко мне дяди Земы, лихо размахивающего руками, в каждой из которых было по тетереву. Счастливо улыбаясь и ехидно кивнув мне головой, он весело, без укоризны спросил,
- «Ты чего не стрелял?» 
- «Сам не знаю»- хмуро ответил я.
- «Да не расстраивайся ты, по первости оно и не такое бывает» - сказал мне умудрённый опытом охотник, видимо, желая хоть как-то меня подбодрить. Тут же он приподнял свои трофеи перед собой, сделал движение руками имитирующее весы, и большего тетерева протянул мне. 
- «Держи! Дома скажешь, что сам добыл!» - сказал он – «ты пройдись ещё, а я домой – дела делать надо. Сейчас к твоим зайду, скажу, что бы чугунок готовили!».
    Так уж у нас было заведено; отправившись на охоту вдвоём и заполучив два трофея, а товарищ не одного, то один непременно отдавался. Многократно я сам так поступал и скажу как на исповеди, ни разу об отданном трофее не пожалел. Честно разделить удачу и принять её половину от товарища считалось должным, а не зазорным. Это была одна из многих и славных охотничьих традиций моей родины - земли Смоленской!
   Да и что может утвердить и закрепить в молодом человеке дух охотника как не добытый трофей? Помню, как в 7 не то в 8 классе мы охотились с моим другом Винокуровым Андреем, прочёсывали с двух сторон не большие, но густые кусты на полях. Из одного из них на него вышла солидная лисица, ярко рыжая с белым, как снег кончиком хвоста и он первым же выстрелом положил её.  В те времена такой трофей был приделом мечтаний и гордости даже взрослого и опытного охотника. Случилось это уже на исходе охоты и почти у нашей деревни. Радости друга не было придела, и я порадовался вместе с ним. Но этого ему показалось не достаточно. Он стал упрашивать меня не идти прямо дамой, а пройтись через соседнюю деревню, которая была намного больше нашей, а главное там жило много наших друзей и знакомых, с которыми мы учились в одной школе. Уже уставшим и находящимся почти дома, нам, для осуществления его замысла, предстояло дать крюк ещё 5 – 6 км. Не взирая ни на что, Андрей настойчиво просил меня сделать это вместе с ним. Вспомнив одну из русских пословиц, где «…кому-то и сто вёрст не крюк!», я решился ради друга на этот маленький крючок. Но это случай уже из иной охоты, и тема совсем другого рассказа.
   Мы же вернёмся к прежней теме.         
   Как вы уже наверняка поняли, далее речь пойдёт об охоте на косачей на лунках. Сразу должен предупредить, здесь необходимы два условия; рыхлый снег и мороз -17, -20 градусов. При небольшом морозе они не зарываются, а просто ночуют на снегу в небольших углублениях. И когда снег смёрзся, крепкий наст, они не могут его пробить, также ночуют на снегу. Вечером на заходе солнца  они садятся на берёзы на краю болота или леса и сидят мину 30 - 40, после чего могут по одному зарыться здесь же, или отлететь метров 100 - 200 и упасть в снег, здесь я не оговорился - именно УПАСТЬ!
   Для начинающих охотников поясню; спасаясь от холода, птица слёту грудью пробивает рыхлый снег и, полностью углубившись в него, хвостом засыпает входное отверстие, в таком положении оставаясь до утра. Внешне тетеревиная лунка напоминает след оставленный кружком лыжной палки старого образца, вошедший в снег под углом градусов 40 - 45. Причём ни каких следов перед лункой вы не увидите, птица не шла, а упала с воздуха. Не потревоженный тетерев выходит из лунки, головой пробивая снег, оставляя между входом и выходом подобие снежной крыши длинной 30 - 40 см. На дне лунки часто можно наблюдать тетеревиный помёт.
   В конце дня, перед закатом солнца, понаблюдайте в бинокль и, обнаружив стаю, не приближайтесь ближе 500 - 600 метров. Постарайтесь не привлечь их внимания к себе, в противном случае могут улететь далеко. Иногда случается так, что зарываться они начинают уже в глубоких сумерках,  почти по – тёмному.  По этой причине сам процесс можно наблюдать не всегда.  В лунках сидят часов до 9 - 10 утра. В морозное солнечное утро, по моим наблюдениям, вылетают через минут 30 - 40 после того, как солнечные лучи заскользили по снегу.
   На охоту, лучше всего выходить на рассвете и прочесать их излюбленные места ночёвок в окрестностях того места, где была замечена с вечера сидящая на деревьях стая. Как правило, это край леса или болота, мелкий редкий кустарник и почти всегда с подветренной стороны. На открытом поле за 36 лет охоты вдали от леса тетеревиных лунок не встречал ни разу.
   Считаю не лишним напомнить, что основной опыт этой охоты приобретён мною в Смоленской, лесостепной области, где не мало полей, пролесков, лесов и болот. Охот угодья Московской и Тверской областей, где также случалось охотиться считаю идентичными.
   При этой охоте, ни какие особые предосторожности и маскировки не нужны. Достаточно идти размеренным,  ровным шагом не хлопая лыжами по снегу. А вот что не в коей мере не допустимо, так это любого рода разговоры. Желательно исключить даже шепот. У тетерева очень тонкий слух, а человеческая речь, по моему опыту, является самым сильным для него раздражителем. В снегу птица сидит довольно плотно. При наработке даже небольшого опыта сами лунки вы будите без особого труда замечать уже  при подходе к ним метров за 10 - 15, разумеется, при относительно ровной поверхности снега.
   Заметив лунку, не останавливайтесь и не меняйте темпа своего движения - смело идите к ней, беря ружьё на изготовку. В моей практике часто случалось так, что придя на намеченное место и обнаружив лунку без выхода (значит тетерев там!) подходил в плотную метра на 2 - 3, (ближе не стоит, иначе снег полетит в глаза)  вставал на изготовку к выстрелу, хлопал лыжей по снегу и тетерев буквально вырывался, подняв облако снежной пыли. Здесь главное не спешить - спокойно выцеливаешь и бьешь! После чего в течение 4 - 6 секунд взлетает вся стая, есть твёрдый шанс заполучить второй трофей. Второго дуплета из двустволки уже не сделаешь – непоком. У владельцев полуавтомата шансов разумеется больше.
    Обсудив кого и где стрелять, поговорим о том чем - о патроне. То, что тетерев крепок на рану - написано много. Однако, тетерев на весеннем токе (находящийся в возбуждённом состоянии) и тетерев только что разбуженный в лунке - совсем не одно и тоже. При стрельбе на лунках не нужны ни крупная дробь, так часто любимая начинающими охотниками в зимней период, ни тем более большая кучность. Высокая же резкость боя при охоте на тетерева нужна всегда. За мою многолетнюю практику этой охоты я не припомню ни одного, убежавшего то меня подранка. Будет вполне достаточно патрона с дробью от №4 до №2, крупнее не стоит. Особо горячим головам рекомендую первый (правый) патрон ставить ДИСПЕРСАНТ. Учтите, что первая птица у вас вылетит буквально из-под ног, максимум 10 метров и это уже по вашей вине – из-за неопытности.    Старайтесь соблюдать спокойствие, хотя очень многое на охоте зависит от удачи!
    Следующий способ охоты зимой - из шалаша у присады, или на кормовом поле. Считаю не лишним предупредить, что ставить шалаш, есть смысл только в том случае, если у них мало кормовых угодий и они точно известны. Охоту этим способом можно проводить в любую погоду, мороз или оттепель - разницы ни какой! Вылетев с ночёвки, тетерева возле кормового поля садятся на деревья и сидят, осматривая пространство минут 15 - 20. После чего рассыпаются по полю и начинают кормиться. Считаю не лишним напомнить, что если утро ветреное и деревья под порывами ветра сильно раскачивает, то птицы на них ни за что не сядут, а сразу полетят на поле. Так что ждать их в шалаше у деревьев в подобном случае будет пустая трата времени. Исходя из этого, будет наиболее оптимальным сделать два шалаша - один у присады, а второй на кормовом поле. Выходя утром на охоту и ориентируясь по погоде, сразу станет ясно в какой из шалашей нужно идти.   
   Шалаш желательно ставить только из того материала, что находится вокруг (на поле из веток, травы и бурьяна). Сложность, а главное неудобство этого метода охоты заключается в том, что птицам нужно дать время, чтобы они привыкли к внезапно появившемуся на привычной им территории постороннему строению. На это вам придётся потратить, как минимум 3, а лучше 5 или 6 дней. Принцип тот же, что и на весеннем токе. Но в отличие от весны, когда вошедшие в азарт тока косачи не обращают особого внимания на прозвучавший выстрел - зимой, при стрельбе из ружья после первого же выстрела сразу вся стая снимается и улетает далеко от поля, но во второй половине дня, могут вернуться на тоже поле, и продолжить кормёжку.
   Так же мною замечено, что ближе к вечеру тетерева менее осторожны, чем утром, но не обольщайтесь - эта разница совсем не велика.
   Ружьё и патроны здесь как раз необходимы с резким и кучным боем, с дробью №3 или №2. Дистанция выстрела зависит от персональных возможностей конкретного ружья. В среднем метров 35 - 40. Основной же недостаток этого способа залучается в том, что если кормовые угодья обширны - ставить шалаш, всё равно, что тыкать пальцем в небо, могут сесть далеко не там, где вы их видели в предыдущие дни.
   И всего два слова о том, чем предпочитают кормиться тетерева. В отдельных публикациях мне встречались высказывания, что тетерева в ноябре и даже в начале декабря уже жируют только на берёзах. Это верно лишь в одном случае, если снежный покров очень толстый и ни клевер, ни стерня, ни даже бурьян из под снега не видны. Но даже при большом слое снега я не однократно видел на полях, как тетеревиные стаи, так и их наброды, а вот что искали на голом снегу птицы – для меня загадка. Так что ставить шалаш на самом поле есть смысл всегда и на всём протяжении зимы. По моим многолетним наблюдениям тетерева в течение всей зимы отдают предпочтения полям с овсяной стернёй и с клеверищем. Значительно реже их можно видеть на выкосах. Так же мне приходилось наблюдать в бинокль, как вечером сидя на берёзах, перед тем как просто слететь на ночёвку или зарыться, тетерева склёвывали с них серёжки. Исходя из собственных наблюдений - я готов предположить, что в зимний период у тетеревов смешенный рацион питания. Хотя при очень  толстом снежном покрове они в основном жируют на берёзах.
    Вспомнился мне ещё один способ, правда, не совсем охоты в нашем нынешнем понимании, на тетеревов. Эту практику мне показал несколько раз в детстве мой дед Родченков Давыд Никифорович. Родился он в 1892 году, ещё при царе батюшке и сам по молодости, как и его дед и отец, этим способом промышлял в течение всей зимы. Промысел этот (да, это скорее промысел, нежели охота) очень прост и очень продуктивен! Всего то и надо, что небольшое палено, длинный волос из конского хвоста, а лучше небольшой длинны кусок рыболовной лески, и ещё два к ним составляющих. Но об этом - как нибуть в другой раз….      

   Далее хочу предложить вам отступить от привычных стереотипов стрельбой дробью из гладкоствольного ружья и перейти к нарезному, а именно малокалиберной винтовке под патрон 5,6 м.м. кольцевого воспламенения, в народе именуемой мелкашкой.
    В Европе и Америке с давних времён это оружие считается охотничьим и успешно применяется для стрельбы по птице и мелкому зверю. У нас до недавнего времени спортивна охота с ним была запрещена. НО!!! Решением Верховного Суда Р.Ф. от 15 августа 2007 года (дело № ГКПИ07-385) этот запрет был отменё!!! Долго, очень долго запрягаем…! Прав был Бисмарк! ( по сей день Верховный Суд Р.Ф. этого решения НЕ ОТМЕНЯЛ, а стало быть ОНО В СИЛЕ!!!)
   Я испытал и проверил это оружие и его возможности на охоте. ТОЗ - 78 у меня уже 7 лет, и я хочу поделиться с вами приобретенным практическим опытом его применения.
При стрельбе из мелкашки бейте нижнего на дереве или наиболее отдалённого от стаи. Первый выстрел - нижний упал, остальные насторожились, но сидят - бьете второго, они снимаются и, как правило, перелетают не далеко - на соседнее дерево, есть шанс взять ещё одного.
  Тетерь поговорим о патронах и баллистике. Патроны перепробовал разные. Спортивные патроны с н.с. 315 м.с. обладают высокой точностью, но низкой останавливающей способностью - приемлемы по голубям и рябчикам в августе - сентябре. В случае применения по тетеревам возможны подранки.
   Новосибирские « СУРОК » тоже прошел. Останавливающая способность весьма не плохая. Но пуля 1,9 гр. лёгкая и её сильно носит даже небольшой ветер, да и кучность оставляет желать лучшего, в связи, с чем неизбежны проблемы с точностью попаданий - в общем, не советую.
   Лучшим считаю Климовский  « ОХОТНИК - 410 Э » - экспансивный. Вес пули 2,4 гр., н.с. 410 м.с.. Вот только для увеличения останавливающей способности саму пулю приходится немного модернизировать. Вот как я это делаю; носик экспансивной пули надрезаю крестом глубиной на 1 - 1,5 м.м. тонким остро отточенным ножом. При попадании в тело птицы пуля раскрывается четырьмя лепестками, но тушку, как не странно, совершенно  не портит. Видимо сказывается сравнительно небольшая скорость полёта пули. Прошу мне поверить - подранков почти нет. Кучность данного патрона из конкретно моей винтовки на 100 м. - 6 см. (правда многое зависит и от самого ствола).                Решившим приобрести такое оружие настоятельно рекомендую купит и ЛАЗЕРНЫЙ ДАЛЬНОМЕР. По сидящим на земле тетеревам стреляю до 110 метров, дальше на каждые 10 метров дистанции, пуля снижается на 10 см. и так до 140 метров - эту дистанцию считаю практически придельной. Основная сложность, с которой вы столкнетесь - максимально точено выхватить дальномером расстояние до цели. На земле это затруднительно, луч может отразиться от любой кочки по прямой, и не достигнуть намеченной цели, а искаженные данные по дистанции наверняка принесут вам печальный промах. Если тетерев на дереве – проблем,  ни каких.
   Описанную чуть выше методику стрельбы патроном « ОХОТНИК-410 Э » рекомендую смело применять при охоте на тетерева на весенних токах. Но все тонкости и особенности этой классической, красочной, увлекательной и по чести сказать, ни с чем не сравнимой, завораживающей душу и пробуждающей вдохновение охоты мы с вами обсудим в следующих публикациях.

                Владимир  РОДЧЕНКРВ.

Фото моё. Я и мой трофей - молодой тетерев. Вес 1,46 кг.
               
Данная моя статья была опубликована в «Российской Охотничьей Газете», в журнале «Охотничий Двор», а так же переиздана другими центральными и региональными редакциями.


Рецензии
Вот этот отрывок меня крепко заинтересовал: ,,...Вспомнился мне ещё один способ, правда, не совсем охоты в нашем нынешнем понимании, на тетеревов. Эту практику мне показал несколько раз в детстве мой дед Родченков Давыд Никифорович. Родился он в 1892 году, ещё при царе батюшке и сам по молодости, как и его дед и отец, этим способом промышлял в течение всей зимы. Промысел этот (да, это скорее промысел, нежели охота) очень прост и очень продуктивен! Всего то и надо, что небольшое палено, длинный волос из конского хвоста, а лучше небольшой длинны кусок рыболовной лески, и ещё два к ним составляющих. Но об этом - как нибуть в другой раз…. "
----Хотелось бы узнать поподробней.

Анатолий.

Анатолий Шишкин   17.01.2013 08:06     Заявить о нарушении
Вы мне одного Глав. Редактора напомнили,- он тоже прочитав ЭТО - сказал мне: "вот с этого места - по-подробней пожалуйста...".
Это - ловля тетерева на рыболовные крючки. Способ этот верно приравнивается к браконьерству, так как наловить можно столько, что ничего в округе не останется, а потому я его техническую сторону, дал зарок, никому не озвучивать.... уж простите великодушно.
Остаюсь с уважением,

Владимир Родченков   18.01.2013 20:12   Заявить о нарушении
Спасибо! Способ этот мне известен. С уважением, Анатолий.

Анатолий Шишкин   18.01.2013 20:19   Заявить о нарушении