Река времени 54. Прогулка по Коломне

Осенью 1968 года, ещё продолжая числиться обучающимися на специальных классах Обнинского учебного центра, мы были откомандированы на  Ново-Адмиралтейский завод, где в июне этого года, в эллинге цеха №9, была заложена наша  АПЛ К-64.

Организационно, на время командировки, экипаж был подчинён и  расквартирован в восковой части 10571, кодовое название 39 отдельной бригады новостроящихся кораблей.
Здесь, по адресу проспект  Римского-Корсакова 22, в здании казарм бывшего морского Гвардейского экипажа, мы уже бывали.

 В одном из корпусов нашему экипажу отвели несколько служебных помещений, а тем, у кого в Ленинграде не было жилья, предоставили места в офицерском общежитии. Там же, в офицерской столовой, нас поставили на довольствие. В этом же комплексе зданий располагался клуб части, с актовым залом, и  секретная библиотека с набором технической документации по строящимся лодкам.

Хотя здания казарм неоднократно перестраивались, а  последние строительные работы проводились здесь в послевоенные годы,
все помещения отличались аскетической монументальностью, впитавшей  дух времени. 

Самые ранние постройки комплекса зданий, бывшие казармы для холостых нижних чинов и  для строевых рот, служебный флигель и штаб-офицерский дом, признаны  памятниками архитектуры. Как подтверждение военно-морского предназначения здания, на лестничной площадке главного корпуса  вмурованы в стену турецкий герб и мраморная доска с главных ворот турецкой крепости Рущук в Болгарии, взятые гвардейцами в качестве трофея.

Морской гвардейский экипаж был единственной частью гвардии, представлявшей военно-морской флот. В гвардейские моряки отбирали самых рослых, исправных рекрутов; командовал экипажем один из великих князей. Находясь под историческими сводами гвардейского экипажа, и зная отношение Главнокомандующего ВМФ СССР к нашему проекту, который он назвал перспективным будущим нашего военно-морского флота, мы, несомненно, чувствовали себя флотской элитой, продолжателями славных традиций Российского флота.

Пока нам оформляли постоянные пропуска на Ново-Адмиралтейский завод, мы занимались с технической документацией по специальности в служебных помещениях, закреплённых за нами. Когда все необходимые документы и допуски были получены, мы стали ходить на завод, как правило, в послеобеденное время. 
Район, вокруг Морского гвардейского экипажа и Ново-Адмиралтейского завода носит название Коломна, и располагается на пяти островах в устье Невы. По самому большому из них, Коломенскому, исторический район получил свое название.

С севера Коломенский остров омывается рекой Мойкой, с запада рекой Пряжкой и Большой Невой, с юга водами канала Грибоедова, а с востока его омывает Крюков канал. Место, на прямоугольном треугольнике, ограниченном  Екатерининским каналом (Грибоедова), Крюковым каналом и Екатерингофским проспектом (Римского-Корсакова),  в начале 19 века, было отведено для строительства комплекса казарм Морского гвардейского экипажа.

Позднее, часть этого треугольника была застроена домами, не имеющими отношения к экипажу. В частности, вдоль  Крюкова канала  расположилась знаменитая гимназия Императорского Человеколюбивого общества. Эту благотворительную организацию основал российский император Александр I в 1802 г.
 В наше время в стенах  там находилась средняя общеобразовательная школа № 232.

На другом берегу Крюкова канала, точно напротив школы, располагался Никольский сад, а в его центре - действующий Морской Богоявленский кафедральный собор. Красивейший бело-голубой  храм  в стиле барокко с пятью золотыми куполами и   отдельно стоящей колокольней, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

В постсоветское  время, в верхнем храме  собора установили мемориальные доски экипажам АПЛ «Комсомолец», «Курск» и других затонувших советских подводных лодок. Здесь, в дни памяти, совершаются панихиды по погибшим членам экипажей.
 
В 2012  году, мне довелось присутствовать  на печальной церемонии, отпевании в этом  храме выпускника электротехнического факультета ВВМИОЛУ им. Дзержинского, профессора Бориса Маркитантова, командира дивизиона с «Хиросимы».
Хорошего человека, образцового офицера,  о котором я написал  в очерке «Трагедия АПЛ К-19» http://proza.ru/2010/03/19/436
            
Сам маршрут, по которому мы ежедневно ходили на завод,  достоин описания. Прямо на выходе из КПП, напротив угла, образованного каналом Грибоедова , проспектом Римского-Корсакова и Лермонтовским проспектом, обращала на себя внимание  Свято-Исидоровская  эстонская церковь, строителем и первым настоятелем храма был  протоиерей Павел Кульбуш,впоследствии епископ Ревельский.

Я упоминаю этот факт потому, что внук Павла Кульбуша закончил мой родной факультет во ВВМИОЛУ им Дзержинского, и мы с ним второй десяток лет работаем на одной кафедре в Балтийском университете «Военмех».

В описываемые годы Свято-Исидоровская  церковь не функционировала, стояла без куполов, а в её стенах размещался комбинат художественно-оформительского искусства, от находящегося здесь же, на Коломенском острове, театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского). Позднее, в конце 60 годов, купола храма были восстановлены, чтобы из окон, стоящейся неподалеку, гостиницы “Советская” был хороший вид.

Если следовать дальше по Лермонтовскому проспекту, то через два квартала, в череде классической петербургской застройке 19 века, справа по движению, показывается, за фигурной  оградой, здание действующей синагоги.

 Большая Хоральная Синагога построенная в 1893 архитекторами И. Шапошниковым и Л. Бахманом при участии В. Стасова и Бенуа, является второй по величине синагогой Европы и самой большой в Союзе. Когда мы проходили мимо ее каменной, с фигурными чугунными украшениями ограды, мне всегда хотелось зайти и посмотреть, что скрыто стенами, этого, выполненного в Мавританском стиле, великолепного,  терракотового цвета, храма.

Но всякий раз, я не решался, опасаясь, что сделаю что-то не так, и обижу чувства верующих.
40 лет спустя, меня познакомили с Главным Раввином Санкт-Петербурга и Северо-западного федерального округа раввином Раши Рабаевым внешне очень похожим на моего приятеля и одноклассника по училищу Мишу Левиева.

Миша - горский еврей по национальности,  подводник, за плечами которого более десятка автономных походов на атомных лодках, надежный друг и, просто, замечательный человек.

 Почти все его родственники, в разное время, эмигрировали, а Миша продолжает жить холостяком в Мурманске, где он получил квартиру после демобилизации с флота по возрасту. Раз в год летает в Израиль повидать родственников, и, несмотря на все уговоры, остается в России.

Когда я рассказал о нём Раши Рабаеву, он обещал, что когда Миша приедет в Санкт-Петербург,  то он устроит нам экскурсию по синагоге. Так, что желание осмотреть синагогу изнутри, ещё может быть реализовано.

На перекрестке Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов мы, обычно, поворачивали налево и, обходя квартал, на котором расположен институт физкультуры имени Лесгафта, по улице Писарева шли к Храповицкому мосту.

Главный корпус института физкультуры находится в дворце, в своё время принадлежащем Великому князю Александру Михайловичу, внуку  императора Николая Первого. Когда-то, на месте стадиона института Лесгафта  находился Демидов сад, названный в честь А. Н. Демидова, наследника колоссального богатства, основавшего здесь  Демидовский дом призрения.   

Помню, что на всем пути, от КПП в.ч. 10571 и до главной проходной Ново-Адмиралтейского завода нас сопровождал сильный конфетно-ванильный аромат, источником которого являлась, расположенная на улице Писарева, напротив стадиона Лесгафта, кондитерская фабрика объединения имени Крупской.

Предприятие старое. Ещё до революции, здесь на шоколадной фабрике Жоржа Бормана,  изготавливали различные сорта шоколада, конфет, пастилы, мармелада и карамели,  поставляя сладости по всей Российской импери, в том числе, Императорскому Двору.

Сразу за фабрикой начинался Алексеевский сад, вплотную примыкающий  к великолепному Алексеевскому дворцу с остроконечными башнями и куполами. Дворец принадлежал  ранее Великому князю Алексею Александровичу, возглавлявшему  Морское ведомство до 1909 года. Роскошный фасад дворца, выходящий на набережную был украшен шестнадцатью бюстами. Над дверным проемом - картуш с гербом великого князя.

Дворец отгорожен от набережной Мойки  ажурной оградой, выполненной из  звеньев  разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.
 Над нарядными  воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка  украшенная  растительным  орнаментом.
В советское время в этом уникальном здании размещался какой-то строительный трест.
 
Напротив, Алексеевского сада, на четной стороне улицы Писарева стояло внушительное, терракотового цвета, трёхэтажное  здание, выполненное в классическом стиле, запасной дом Великого князя Павла Александровича, после революции, ставшее многоквартирным жилым домом.

 Чуть дальше,  на углу набережной Мойки и улицы Писарева располагалось здание знаменитого Всероссийского научно-исследовательского институт геологии Арктики,   в котором, работал  легендарный Н.Н. Урванцев, первооткрыватель Норильского месторождения угля и  полиметаллических руд. Первопроходец и научный руководитель экспедиции,  картографирующей  Северную Землю.

Не задолго до описываемых событий, мне попалась газетная статья о нём, советском геологе № 1, что он работает в НИИГА и живет у Парка Победы, в доме с башней.  Экспедицию на Северную Землю в статье называли последней, из эпохи великих географических открытий.

 Я, еще в школьные годы, купил в магазине старой книги довоенное  издание  Урванцева  «Два года на Северной Земле».
 Несколько позже,  приобрел мемуары «По Северной Земле», другого участника  и организатора этой исторической экспедиции, Ушакова.
К моменту издания книги Ушакова, Урванцев был репрессирован, и его фамилия в тексте, заменена оборотами типа «мой спутник», «мой товарищ». И если бы  я не знал об участии в экспедиции Урванцева, то, читая Ушакова, и не догадался бы.

 Реабилитирован Н.Н. Урванцев был в 1945 году, а в шестидесятые годы, он был человеком-легендой, доктором наук, дважды награжденным орденом Ленина.

От НИИГА, взойдя на Храповицкий мост через Мойку,  можно хорошо рассмотреть западный угол острова Новая Голландия.  С краснокирпичным, в виде круглой трехэтажной  башни, зданием морской тюрьмы на его берегу.

 От моста, пройдя сотню метров по набережной Ново-Адмиралтейского канала, вдоль, порядочно обветшавшей, каменной ограды дворцового парка оказывались перед западной стеной дворца.
 
Дворец, выходящий фасадом  на Галерную улицу,  и его парк, выходящий на Мойку, ранее принадлежали внебрачному сыну Екатерины Второй и Григория Орлова, графу Бобринскому.

Парадный въезд во дворец оформлен монументальными воротами с бюстами и пилонами. Средняя часть главного фасада украшена ионическим портиком с аллегорическими скульптурами.
 Балюстрада каменной ограды также украшена бюстами. На углу ограды, при слиянии каналов, возвышается небольшой двухэтажный павильон-беседка.

От пересечения Галерной улицы и набережной Ново-Адмиралтейского канала, пройдя через коротенький Адмиралтейский мост, мы оказывались перед главной проходной Ново-Адмиралтейского завода, который до 1966 года назывался «Судомех». Впрочем, мы так его называли ещё довольно долго.
 
Завод располагался на Ново-Адмиралтейском острове, образованном одноимённым каналом, рекой Мойкой и большой Невой. Здесь, на стапеле цеха №9, под кодовым названием «заказ 900»,  в июне 1968 года, была заложена наша АПЛ К-64.

На стене здания весела мемориальная доска, извещающая, что в этом эллинге был построен и  спущен на воду крейсер «Аврора».
Эллинг выходил на Неву, точно напротив величественного, пятиглавого храма Пресвятой Богородицы, стоящего на углу набережной и 15-й линии Васильевского острова. В шестидесятых годах в церкви работал первый в Ленинграде каток с искусственным льдом.
На заставке:дворец Великого князя Алексея Александровича
Продолжение:http://proza.ru/2013/01/20/2041

 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.