активный мужик

               Произошло  это в то время, когда уже несколько лет в Советском Союзе командовал Брежнев, в одном  из  московских  районных  отделов  социального  обеспечения, (райсобес), так  в  Советском  Союзе  в  то  время  назывались  учреждения, которые  назначали  пенсии.   Зашёл  в  этот  отдел  мужик  и  спросил, к  кому  надо  обратиться  за  пенсией.  После  уточнения  его  возраста  и  места  жительства  по  его  ответам, мужика  направили  к  столу, за  которым  сидела  одна  из  сотрудниц  отдела.  Женщина  проверила  записи  в  его  паспорте, удостоверилась, что  это  её  клиент  и  попросила  предъявить  трудовую  книжку.
 
     Это  была  обыденная  работа  в  отделе,  на  нового  клиента  никто  пока  не  обращал  внимания.  На  мужика  стали  смотреть    все  женщины, в  отделе  не  было  ни  одного  мужчины, только  тогда,  когда  проверяя  его  трудовую  книжку,  женщина  задала  ему  редко  возникавший  в  этом  отделе  вопрос:

     - А  у  Вас   нет  ещё  одной  трудовой  книжки? Мужик  ответил  отрицательно  и  получил  новый  вопрос:

     - И  здесь  записано  всё, что  вы  проработали  за  всю  свою  жизнь? Мужик  развёл  руками, что  означало, что  он  ничего  не  скрывает.  Тогда  сотрудница  пошла  с  той трудовой  книжкой  к  другому  столу, за  ним  сидела  заведующая  отделом.  Та  тоже  просмотрела  предъявленный документ и сказала:

    - Первый раз вижу такую книжку, пять раз устраивался на работу, а общий стаж работы всего четыре года. Где же Вы были остальное время, обратилась заведующая к мужику, на вид Вы не похожи на бездельника или Вы преступник, и всю жизнь  просидели в тюрьме?

- Да не преступник я, а насчет тюрьмы Вы угадали, правда, больше я был в лагерях. А попадал я туда каждый раз не за преступления, а за свою глупую активность.

         - Это  что – то  новое, у  нас  за  активность  даже  награждают, а  Вас  вот, - заведующая  не  стала  договаривать, и  так  всё  понятно. К  разговору  стали  прислушиваться  все  сотрудницы  отдела, видимо, у  них    впервые  появился  такой  клиент.

    - Если  вам  это  будет интересно, - предложил  мужик, - я  могу  рассказать, только  для моего  рассказа  потребуется  много  времени, правда, рассказывать я тоже  люблю, я и  в  этом  активный. Завотделом  посмотрела  на  своих  сотрудниц, увидела  их  заинтересованные  лица, да  и  сама  была  не  прочь  немного  отвлечься  от  бумажной  рутины.  Тем  более, что  других  клиентов  не  было  да  и  работой, надо  признать, не  очень  и  загружены  все  были.  Это  и  позволило  завотделом  согласиться  послушать  этого  клиента.  И  мужик  рассказал  им  следующее:

      - Сколько  я  себя  помню, во  всех  делах  я  был  очень  активным.  Среди  ребят  нашего  двора  я  был  вожаком, а  когда  ещё подрос, не  мог  пройти  мимо  любого  события, чтобы  не  стать  его  участником.  Так  вот  первым  таким, серьёзным  для  меня  событием, была  смерть  Ленина.  После  его  похорон  я  проходил  по  улице  и  увидел  небольшой  митинг.  Я, конечно, оказался  рядом  с  оратором, чтобы  тоже  высказаться,  так  как  очень  переживал  смерть  товарища  Ленина.  А  когда  оратор  стал  успокаивать  слушателей  тем, что  хотя  Ленин  и  умер, но  с  нами  остались  жить  его  идеи, я  с  этим  не  мог  согласиться  и  закричал, что  лучше  бы  его  идеи  умерли, а  Ленин  бы  жил.
 
    Вот  за  то, что  я  заступился  за  Ленина, а не за его идеи, меня  и  арестовали.  В  тюрьме, а  затем  и  в  лагерях,  я  тоже  был  активистом, меня  там  и  стали  так  называть.  Но  именно за  мою  активность  мне  постоянно  увеличивали  срок.  Освободили  меня  уже  после  войны.  С  квартирой  мне  повезло, её  сохранила  для  меня  мама, которая  вскоре  умерла, и  я  остался  один.  Устроился  на работу, в  последнем  лагере  я  ремонтировал  начальству  автомобили, что  помогло  мне  там  и  выжить.  Женился, и  с  женой  мне  повезло, и  хозяйка  хорошая  и  любит  меня, не  смотря  на  мои  проблемы.

     Прожил  я  так  в  труде  и  семейном  счастье  меньше  одного  года.  В  большом  рабочем  коллективе  я  снова  погрузился  в  активную  общественную  деятельность  и  меня  за  это  уважали.  Второй  мой  арест  тоже  был  связан  с  похоронами.  Хоронили  товарища  Сталина.  Мне, как  активному  общественнику, поручили  нести  венок  от  нашего  коллектива.  Здесь  опять  меня  подвела  моя  активность.  С  детства  я  приучен  жить  экономно, и  всегда  реагировал, если  видел  где  излишества  в  затратах.  Меня  за  это  даже  ставили  в  пример.  Вот  и  здесь, когда  я  увидел  такое  огромное  количество  венков  при  похоронах  одного  человека, я  и  высказал  своё  мнение:

    - Это  же надо было   столько  венков  для  одного  человека, да  их  бы  хватило  на  похороны  всех  членов  правительства. О  членах  правительства  я  сказал  не  потому, что  похоронил  бы  и  их  вместе  со  Сталиным, а  потому, что  такие  дорогие  венки  никак  не  подходили  для  похорон  простых  граждан.  Но  мне  не  поверили, и  я  снова  оказался  за  решёткой.  На  этот  раз, спасибо  Хрущёву, был  я  там  не так много.  Всё  мне  простили, стал  я  снова  работать, жена  меня  хорошо  встретила, но  посоветовала  молчать  на  разных  митингах.  Я  ей  поклялся  в  этом, тем  более, что  мне  и  самому  больше  не  хотелось  в  те  места.
 
      Но, видно, такая  уж  моя  судьба, опять  я  не  успел  насладиться  жизнью  на  свободе, как  снова  очутился  на  нарах.  Хотя  на  этот  раз  я  не  проронил  и  слова.  На  первомайской  демонстрации  мне  поручили  нести  портрет  члена  Политбюро  по  выбору.  Я  выбрал, конечно, Хрущёва.  Шёл  я, как  и  обещал  жене, молча, но  какой – то  пьяный  мужик  перебегал  дорогу  прямо  передо  мной, эта, извините, сволочь  наступила  на  мою  ногу, да  так  больно, что  я  не  выдержал.  Хотел  на  него  матом, но  вспомнил, что  должен  молчать, и  мне  не  оставалось  другого  способа    наказать  обидчика, как  не  стукнуть  его.  А  чем  я  мог  его  стукнуть, да  и  думать  времени  не  было, а  в  руках  была, можно  сказать, палка, вот  я  и  стукнул  его  по  голове  портретом  Хрущёва.  Правда, получилось  так, что  я  тот  портрет  одел  ему  на  голову, портрет  был  бумажный.

     И снова я залетел. Освободили  меня  только  после  того, как  «освободили»  и  самого  Хрущёва.  Но, оказалось, что  и  эта  моя  беда  была  не  последней. Когда  снова  пришло время праздновать Первое  мая, я  уже  работал  в  большом  коллективе. Для моего же блага моя  жена  приняла  меры.  Раздела  меня  до - гола, всю  мою  одежду  сложила  в  мешок  и  отнесла  к  соседке, а  меня, голого, заперла  на  два  замка  и  ушла  на  демонстрацию.  Казалось  бы, никаких  неприятностей  у  меня  в  этот  день  уже  не  должно  быть.  Но  и  здесь  меня  подстерегла  очередная  беда.  Часа  два  я  спокойно  пролежал  на  диване, немного даже поспал.  Но  когда  я  услышал  звуки  духового  оркестра, решил  хоть  в  окно  посмотреть.  Надо  же  было  такому случиться, что  в  это  время  мимо  моего  дома  проходила  колонна  демонстрантов моего  родного  коллектива.  Разве  мог  я  пропустить  такой  случай.
 
     Я  быстро  выскочил  на  балкон  в  таком  возбуждении, что  совсем  забыл  о  своём  виде, и  стал  выкрикивать  слова  поздравления  с  праздником.  К  моей  беде, балкон  был  настолько  открыт, что  я  был  весь  на  виду  с  головы  до  пят.  Я  уже  после  сообразил, почему  в  мою  сторону  все  как-то  странно  смотрят, а, у  кого  были  фотоаппараты, ещё  меня  и  фотографировали.  А  один  капитан  милиции  смотрит  на  меня, руку  протянул  в  мою  сторону  и  громко, мне  даже  показалось, со  злостью, прокричал:
     - Уберите  этого  дурака.

    Разве мог я  подумать, что  он    дураком  посчитал  именно  меня.  Я  тогда  подумал, что  капитан  даёт  задание  лично  мне  убрать  дурака, тем  более, что  убирать  было  кого, кроме  меня.  По  всему  третьему  этажу  дома, на  котором  был  и  мой  балкон, висели  портреты  членов  Политбюро.  Я  и  подумал, что  капитан  приказывает  мне  убрать  один  из  них, тем  более, что  их  и  снимали, как  только  кого  отлучали  от  большой  кормушки.  Я  только  спросил:

- Того, что  слева, или, того, что  справа?
       За  этот  вопрос  я  и  получил  последние  три  года  и  просидел  их все от  звонка  до  звонка.
Какую  пенсию  назначили  тому  мужику, и  назначили  ли вообще, я так и не узнал.

               11.01.2013      


Рецензии
Да, не везло мужику... Замечательные анекдоты из советского прошлого. Только немного грустно, что опять повеяло знакомым для активных.

Елена Гвозденко   11.01.2013 13:07     Заявить о нарушении
Иногда немного грустного даже на пользу

Василий Чечель   11.01.2013 19:10   Заявить о нарушении