Как ковался фашистский меч -2

1. Военное сотрудничество Советского Союза и Германии в 20 - 30-х годах.

В конце 1920-х годов по заказу советских ВВС германским авиаконструктором  Хейнкелем был разработан истребитель HD-37, который был принят на вооружение и выпускался в Советском Союзе в 1931-1934 гг. под обозначением И-7. Был изготовлен 131 экземпляр такого самолёта.

Ещё одним самолётом, построенным фирмой Хейнкеля для СССР, стал морской разведчик Не-55, получивший у нас обозначение КР-1 и находившийся на вооружении вплоть до 1938 года.

Ценные приобретения делались и в других областях. Так, у немецкой фирмы «Рейнметалл» были закуплены лицензии на ряд артиллерийских систем. Это, в частности, 76-мм зенитная пушка образца 1931 года, на базе которой были созданы 76-мм зенитная пушка образца 1938 года и 85-мм зенитная пушка образца 1939 года.

На основе закупленной у Германии 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года была создана знаменитая «сорокапятка» — 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года. С 1932 по 1 января 1942 года было изготовлено 16 621 таких орудий.

В свою очередь, на её базе была создана 45-мм танковая пушка. Этими орудиями было вооружено подавляющее большинство выпускавшихся перед войной советских танков. Всего с 1932 по 1943 год было изготовлено 32 453 таких пушки.

В 1934 году у германской фирмы БМВ была закуплена лицензия на двигатель мощностью в 500 л.с.  Уже в 1934 году было развернуто производство среднего танка Т-28 с мотором этого типа.

Советский Союз не обладал техникой отливки и ковки крупных слитков для изготовления судовой брони, не имел мощных прессов. Для изучения немецкого опыта производства стальной брони военного назначения в 1936 году в Германию была откомандирована группа советских специалистов во главе с начальником Главного броневого управления наркомата тяжёлой промышленности СССР И. Ф. Тевосяном.

По заказу Советского Союза в Германии был разработан эскизный проект подводной лодки, вошедший в историю советского подводного флота как «серия IX». На основе этого проекта к началу Великой Отечественной войны  были построены 23 подводных лодок, ещё 18 находились в постройке.
«Эски» (советские подлодки под литерой «С») хорошо проявили себя в боевых действиях.

Итак, как мы могли убедиться, вопреки уверениям всевозможных «обличителей сталинизма» не «фашистский меч ковался в СССР», а, наоборот, немецкие специалисты в 1920-х — 1930-е годы помогали создавать в нашей стране базу для танковой, авиационной, химической промышленности.

Таким образом, основы советского военно-промышленного комплекса были заложены во многом именно благодаря военно-техническому сотрудничеству с Германией. Именно благодаря такому сотрудничеству Советский Союз вступил в сражение с германским фашизмом не на лёгких танках с противопульной бронёй, а имея на вооружении средние (Т-34) и тяжёлые танки (Т-35 и КВ).



2.  Военное сотрудничество Советского Союза и Германии в конце 30-х годов.



Новый толчок военному сотрудничеству дало  подписано советско-германского кредитного соглашения от 19 августа 1939 года.

С 26 октября 1939 года в Германии находилась советская делегация в составе 48 человек во главе с наркомом судостроения И. Ф. Тевосяном.

Среди её членов были авиаконструктор А. С. Яковлев, ведущие специалисты по военно-морскому делу, танкостроению, артиллерии, химической защите, станкостроению.
Посетив многие немецкие заводы, судоверфи, полигоны, военные корабли, советские представители ознакомились с интересовавшим СССР заводским оборудованием, производственными процессами, технологиями. Особое внимание уделялось новинкам германской военной техники.

Наиболее внушительной покупкой стал недостроенный тяжёлый крейсер «Лютцов». Переименованный в «Петропавловск», он достраивался в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе.  В годы войны корабль использовался как плавучая батарея.

Сухопутные войска получили две тяжёлые 211-мм полевые гаубицы, батарею 105-мм зенитных пушек с боекомплектом, средний танк T-III («Панцер – III»), 3 полугусеничных тягача, приборы для управления, семь дизельных двигателей типа G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и тринадцать типа G7V74 мощностью 1500 л.с, изучение которых способствовало развитию отечественного двигателестроения.

По результатам изучения немецкой техники был введён целый ряд  полезных усовершенствований в конструкции новых советских самолётов.

В марте 1940 года в Германию была направлена ещё одна советская делегация во главе с И. Ф. Тевосяном. В результате уже в июне 1940 года в СССР поступили 5 истребителей «Мессершмитт-109», истребитель «Хейнкель»,  два бомбардировщика «Юнкерс-88» и два  -  «Дорнье-215».

Эти закупки позволили советским авиаконструкторам ознакомиться с новейшими немецкими самолётами, создать новые, вполне современные типы боевой техники и к 1941 году запустить их в серийное производство.

Читатель может задасться вопросом: неужели возможно в столь короткий срок - за год - внести какие-то усовершенствования в конструкцию уже выпускаемого серийно самолёта?

Да, возможно. Авиаконструктору Яковлеву А. С., как и другим нашим конструкторам, для этого было достаточно и двух - трёх месяцев.



3.Экономическое сотрудничество СССР и Германии.



После окончания Гражданской войны Советская страна была практически полностью разорена.

В первую очередь, наше государство остро нуждалось в поставках современного промышленного оборудования. Эти потребности резко возросли на рубеже 1920-х — 1930-х годов в связи с началом индустриализации, когда была предпринята отчаянная попытка догнать развитые страны.

С этой целью Советской государство закупало за границей современное оборудование, основными поставщиками которого были США и Германия; доля Англии и Франции в торговле была незначительной.  С каждым год рос объём закупок, достигший своего максимума (1, 7 мрд. руб.)  в 1930 году, после чего он пошёл на спад.

Причина снижения объёмов закупок заключается в том, что по мере развития собственной промышленной базы потребность во внешних закупках оборудования снизилась. Кроме того, у нашей страны не было валютных ресурсов для столь значительного импорта.

Причём, доля машин и оборудования в советском импорте превалировала.
Под давлением немецких промышленников, не желавших терять рынок сбыта своей продукции, правительство Германии неоднократно  (в 1926, в 1931, в 1935 гг.) предоставляло нашей стране кредиты по 150 млн. марок на срок от двух до пяти лет.

Германия для выравнивания торгового баланса нередко навязывала своим иностранным партнёрам ненужные ей самой товары, за которые она не могла получить валюту на мировом рынке. Например, Югославия вынуждена была закупить в Германии огромное количество аспирина, Румыния — несколько тысяч пишущих машинок, Греция — сотни тысяч губных гармошек.

Однако, с нашей страной подобный номер не прошёл. Покупать без разбора всё, что предлагали немцы, советское руководство не собиралось. Оно намеревалось брать только самые необходимые и высококачественные изделия.

Благодаря предоставленным кредитам советское правительство закупало оборудование для фабрик, станки для изготовления сложного оборудования, машины, аппараты, изделия электропромышленности, оборудование нефтяной и химической индустрии, транспортные средства, оборудование лабораторий и т.д.  Договорами предусматривалась и техническая помощь.

Нужно заметить, что Советский Союз так и не приступил к погашению последнего кредита (в 200 млн. марок), так что его можно рассматривать, как подарок от фюрера советскому народу.

В августе 1939 года СССР получил от Германии ещё 200 млн. марок кредита под 4,5% годовых сроком на 7 лет. Помимо кредита, предусматривалось размещение советских заказов в обмен на поставки сырья и продовольствия.

Необходимо по достоинству оценить мрачный юмор и железную хватку лидера нашего государства. Германия, которая готовилась отнюдь не к шуточной войне с Польшей, сама испытывала острейшую потребность в финансовых влияниях и экономической помощи.

Сталин же вынудил Германию трудиться на Советский Союз - страну, находящуюся в состоянии мира, страну, которая откровенно готовилась к схватке с немецким фашизмом.

Немецкая сторона настаивала на обратных поставках из СССР на сумму в 1,3 мрд. марок, советская же сторона согласилась на 470 млн. (фактически в Германию было поставлено товаров на 400 млн. марок).

Что конкретно поставлял Советский Союз в Германию?

Нефтепродукты, зерно (в основном кормовое), хлопок, жмыхи, лён, лесоматериалы, никель, марганцевая и хромовая руды, фосфаты.

Кстати, жмых - это продукт, получаемый после отжима семян подсолнечника или конопли на прессах.

Выходит, этот хитрый Сталин масло оставлял себе, а отходы впаривал немцам?
По-моему, это выглядит, как насмешка.
Ну, и оригинал был товарищ Сталин! 
 
Помимо взаимных поставок товаров, между СССР и Германией проводились и другие финансовые расчёты.

Так, хозяйственное соглашение  1940 года давало Германии право транзита через советскую территорию для торговли с Румынией, Ираном, Афганистаном и странами Дальнего Востока. Стоимость транзитных услуг, оказанных Германии с начала 1940-го по июнь 1941 года, составила 84,5 млн. марок.

Поскольку поставки немецких товаров задерживались, для выравнивания баланса товарообмена Германия передала Советскому Союзу золота на сумму 44,7 млн. марок.

(думаю, что на месте Адика и я бы напал на СССР - хотя бы в ответ на бесчисленные унижения и откровенно издевательские  торговые соглашения, навязанные Советским Союзом)

В результате торговых договорённостей Германия предоставляла Советскому Союзу сложное промышленное оборудование, взамен же получала (в неравноценном объёме) сырьё и необработанную продукцию. Чтобы изготовить из полученных материалов  товарную продукцию, немцам приходилось тратить огромное количество живого труда, электроэнергии и материалов, задействовать производственные мощности.
 
Таким образом, вместо того чтобы выпускать что-нибудь полезное для вооружённых сил рейха, немецкие фирмы усердно трудились над  выполнением советских заказов. И это при том, что Германия в это время уже находилась в состоянии войны, а ресурсы немецкой военной промышленности были весьма ограниченными.

Вот что отмечает бывший генерал-майор вермахта Буркхарт Мюллер-Гиллебранд в своём фундаментальном труде «Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг.»:

«Ощущалась хроническая нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих, для военной промышленности. 13 сентября 1939 г. ОКВ через штаб оперативного руководства отдало распоряжение о возвращении из Вооружённых сил в военную промышленность квалифицированных рабочих. Но это оказалось настолько сложным делом, что к концу года из войск было возвращено только 25% рабочих, затребованных в военную промышленность.

В конце 1939 г. последовал приказ штаба оперативного руководства вермахтом при ОКВ об увольнении из армии военнослужащих рождения 1900 г. и старше, владевших дефицитными профессиями».

А вот для советской экономики поставки сырья были не слишком обременительными. За 1940 год Германия получила из нашей страны 657 тыс. тонн нефтепродуктов, в то время как добыча нефти в СССР в том году составила 31,1 млн тонн.

Зерна в Германию в 1940 году было поставлено чуть меньше 1 млн. тонн, а заготовлено 95,6 млн тонн.

Разумеется, выгоды от торговли получали обе стороны. Как пишет современный западный историк Х. П. фон Штрандман: «Парадокс ситуации заключался в том, что, в конечном счёте, обе стороны оснащали друг друга для борьбы друг против друга».

Полученное сырьё немцы быстро израсходовали, в том числе и на выполнение советских заказов. К тому же не все наши товары оказались полезными для повышения боеспособности вермахта. Например, пушнина, которую СССР поставил на сумму 10 млн. марок. Вряд ли немецкие военнослужащие разгуливали в норковых и песцовых шубах.

Взамен же Советский Союз получил новейшую технику, оборудование и технологии.
Таким образом, нельзя не согласиться с известным историком В. Я. Сиполсом, считающим, что «ответ на вопрос о том, кому торговые связи между СССР и Германией оказались более выгодными, однозначен: тому, кто одержал победу в войне».

Однако нельзя не учесть, что даже после подписания пакта Молотова-Риббентропа Советский Союз вовсе не стал главным торговым партнёром Третьего рейха.

В 1940 году поставки из СССР составляли всего лишь 7,6% общей суммы германского импорта, а поставки в СССР — 4,5% германского экспорта.

В импорте Германии СССР занимал 5-е место - после Италии, Дании, Румынии и Голландии.

Вопреки расхожему мнению, Германия не сократила объём поставок к июню 1941 года.
Напротив, этот месяц  стал рекордным по объёму немецких поставок. За три предвоенные июньские недели из Германии в СССР прибыло больше товаров, чем за весь 1935 год. Если же брать апрель-июнь 1941 года, то немецкие поставки за эти месяцы превысили советские на 20 млн. марок (151,3 млн. марок против 130,8 млн марок).


Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/05/26/413


Рецензии
Самая лучшая победа - стравить двух тигров и ждать, пока оба ее ослабеют....

Надежда Семеновская   12.05.2013 00:23     Заявить о нарушении
Золотые слова.

Сергей Малыгин   12.05.2013 06:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.