Экзамен

Стоял жаркий августовский день.  Абитуриенты  вышли из университета, только что закончилась консультация по  английскому  языку. В аудитории, где проходила консультация, было жарко и душно. Молодые люди, наконец, вдохнули свежий воздух, когда оказались на улице. Многие побежали пить квас или газированную воду. На последней консультации присутствовало почти  сорок человек, преподаватель долго объяснял, как будет  проходить  экзамен  и какие будут вопросы. 
         Из университета вышли трое молодых людей, которые отошли в сторону и начали  разговор. Это были: двое юношей и девушка.
           Девушка улыбалась. У юноши дрогнуло сердце.
- Познакомьтесь. Это  мой друг Мурат,- сказал Хамит.
- А  меня зовут Гульнара. Вы, наверное, помните: мы вместе сдавали экзамен по истории,- сказала она.
                Мурат опустил голову и закашлял от охватившего его волнения. Он не знал, что говорить, а только смотрел на нее, не зная, как оторвать от нее взгляд.
                Мурат в этом году окончил сельскую школу и впервые  в жизни приехал большой город, чтобы поступить на исторический факультет университета.
- Конечно, помню,- сказал он, заикаясь, собрав всю свою волю.
- Вы меня запомнили?! Я очень рада, хорошо помню ваш ответ по истории. Вы лучше всех отвечали в нашей группе.
           Гульнара с любопытством смотрела на Мурата. Он не был похож на ребят, с которыми она обычно общалась, выросла.  Девушка заметила, что при разговоре  с ней, юноша сильно волновался. Вначале  это ее сильно веселило, а потом понравилось. Она поняла, что с Муратом что - то происходит. Мурат смотрел на нее, не отрывая взгляда. Стройная девушка, невысокого роста, с правильными чертами лица, с большими черными глазами, она потрясла его при первой встрече во время сдачи экзамена по истории.
«Разве бывают такие красивые и ласковые глаза! Но где я видел их раньше?» - все время думал он.
         Выросшая в городе девушка, свободно держалась, она шутила, смеялась. Ему казалось, что она его не заметила, но он, к счастью, оказался не прав.
         Хамит был двоюродным братом Гульнары, их матери были сёстры. Мурат был земляком Хамита, они учились в одной школе, выросли в одном посёлке, были друзьями, вместе решили поступать на исторический факультет Каз ГУ. Мурат рассказал другу о девушке с красивыми глазами, он, конечно, понял кто это, и решил их познакомить.
             Мурат был сыном учителей.  Родители мечтали, чтобы их сын, как и они, стал  педагогом.  Он выбрал историю, хотел стать не только учителем, но и ученым – археологом. История была его страстью, но особую любовь он питал к античности и древнетюркской истории.  Любимой книгой была «Сравнительные жизнеописания » Плутарха. Еще в пятых – шестых классах он поражал своих учителей глубокими и прочными знаниями по этому предмету.  Хорошие знания у него были и по родному языку. Единственным слабым местом был- английский язык:  в школе не было сильных специалистов, ежегодно менялись преподаватели. При поступлении он изучал английский язык по самоучителю.  Теперь, сдав три экзамена на отлично, он страшно переживал за последний предмет.
             У Гульнары отец был историком, доктором наук, преподавал в университете, куда она поступала. У нее были прочные и ровные знания по всем предметам. Любила ли она историю? Особо нет. Не меньше и не  больше других предметов. А поступала на истфак,  потому что так хотел ее отец.
        Обаятельная, окружённая поклонниками, которые ею постоянно восхищались, она и не думала, что заинтересуется этим сельским юношей. Но в нем она увидела что- то очень чистое, искреннее, чего не доставала ее городским поклонникам.
- Давайте сходим в кино,- предложил Хамит. В кинотеатре «Арман » идет французский фильм «Игрушка», с Пьером Ришаром в главной роли.
- Я приглашаю Вас в кино, Гульнара,- вдруг сказал Мурат, при этом сильно покраснев.
- Я согласна,- серьёзно ответила девушка.- Я вас помню по детству, Мурат, приезжала к вам в посёлок, погостить у тёти. А вы, оказывается, тот самый лысый мальчишка, который играл с Хамитом - смеясь продолжала говорить Гульнара
                «Вот откуда я помню эти глаза» -, подумал он. Мурат невольно внимательно смотрел на нее. И этот взгляд смутил девушку, она замолчала.
                В «Арман» в тот вечер они не смогли достать билеты, невозможно было пробиться даже к кассе,  желающих посмотреть французский фильм было  много.
- Что будем делать?- спросил Хамит.
- Может быть, сходим в соседний кинотеатр «Искра».  Правда, я не знаю какой фильм идет сегодня,- предложила девушка.
               В «Искре» шел новый фильм «Ленин в Париже». Об этом фильме много писали, хвалили, говорили в новостях.  Но кассир удивилась, когда они купили билеты на этот фильм. « Я думала, что сегодня не будет сеанса, кроме вас никто не купил билеты »,- с обидой сказала она.
                Действительно зал был пустой, они сели на последний ряд. Фильм начался, но смотреть его не хотелось. Хамит, сказав, что он плохо видит, пересел вперед. Мурат и Гульнара остались вдвоем. Им было хорошо и легко. Они ничего не слышали, для молодых во всей вселенной, кроме них, никого не было. Сначала они молчали. Первой заговорила  Гульнара, она рассказала  о своем отце. Мурат узнал, что ее дед погиб на фронте, под Сталинградом, а отец вырос в детдоме, всего в жизни добился сам. Её отец, окончив сельскую школу, поступил на исторический факультет Каз ГУ. Окончив университет,  защитил кандидатскую, позже докторскую диссертацию, стал известным специалистом по древнетюркской истории.
«Я очень люблю своего отца и горжусь им. А знаешь, Мурат, вы чем – то, кажется,  напоминаете его,- сказала она.- А мама моя медсестра, работает ассистентов у хирурга в больнице. Они вместе с отцом выросли, учились в одном классе.   Мама шутит, что папа добился ее руки, еще в первом классе. Я единственная их дочь, они меня любят больше всего на свете»,- продолжала она.
                Мурат уже не волновался. Его речь была  красивой и содержательной, он рассказал, что вырос большой семье, где был старший  из шестерых детей. Судьбы их родителей были похожи: его родители родились в середине тридцатых годов, оба деда погибли на фронте.  Их детство выпало на тяжелые военные и послевоенные годы. В конце сороковых годов окончили  школу, поступили на филологический факультет Каз Пи.
«Родители очень любят свою работу, их очень уважают в посёлке»,- закончил он.
                Они не заметили даже, как окончился сеанс, включили свет. Хамит подошел к ним и  сказал, что фильм закончился и настало время выходить. Они вышла из кионтеатра. Гульнара жила недалеко от «Армана» Хамит быстро ушел, сказав, что его ждут дома. Девушка, конечно, согласилась, чтобы Мурат ее проводил. Они шли вверх по улице Ленина, с гор дул  теплый южный ветер,на улице почти никого не было.
- Мурат, кроме истории, что вы любите?
- Горы, Гульнара. Вы не были у нас в горах? - спросил он.
- Была  у вас в  Каргалинском ущелье, но недалеко. Постояла на берегу вашей бурной реки и вернулась,- ответила она.
- Значит, вы не были у нас на водопаде!? Это одно из самых красивых мест!- сказал юноша.
- Не была, но много слышала.
- Может быть, я покажу вам наш водопад?- предложил Мурат.
- Хорошо, но вначале нам надо сдать экзамен, последний экзамен по английскому языку.
       Мурат рассказывал ей о горах, говорил, что он там вырос. Особенно любит там бывать зимой, когда поет удивительная птица – оляпка. «Вы обязательно услышите пение этой красивой птицы.»
          Они долго гуляли по ночной Алма – Ате, подошли к дому Гульнары.Время шло очень быстро.
- Мурат, уже два часа ночи. Мама, я уверена, не спит, ждет меня, мне пора уходить.
- Не хочется расставаться, но встретимся завтра, нет, уже сегодня, на экзамене,- сказал юноша.
               Они тепло попращались. Гульнара в первый раз в жизни протянула ему руку, юноша неожиданно для себя ее сильно пожал. Девушка вздрогнула, но руку не отняла.Гульнара   быстро побежала  вверх по подъезду. Мурат долго смотрел ей вслед.
               
                ***
- Где ты была , Гульнара? – у порога раздался взволнованный голос матери.- Ведь завтра экзамен, а так поздно, ты никогда не возвращалась.
- Мамочка, я завтра раскажу. А сейчас меня, пожалуйста, не беспокой. Я устала, хочу спать.
       Мать поняла, что лучше ее не беспокоить. Она хорошо знала дочь, Гульнара ей потом всё раскажет.
          Девушка быстро уснула. Ей снились горы, а она, с  Муратом, слушает пение удивительной птицы- оляпки.

                ***
            Мурат не знал, куда идти: в общежитие его не пустят, поздно. Он подошел к остановке. Юноша недолго стоял на остановке, подъехал автобус. Он услышал голос водителя:” Автобус идёт в автопарк”. Когда подъехал к автобусному парку, было уже три часа ночи. Мурат попросил водителя, чтобы его пустили в автопарк. На лавочке он быстро заснул. Юноша знал, что спать ему придётся недолго, скоро начнутся утренние рейсы, а ему надо в общежитие, переодеться, взять документы и ехать на экзамен.
             Мурат спал богатырским сном, ему снилась Гульнара, а во сне они, два археолога, раскапывают древние городище, знакомятся с жизнью  далеких предков.

***

         Мурат пришел на экзамен ровно в девять часов утра. Вся группа была в сборе. Поздаровавшись, он стал искать Гульнару. Она стояла в стороне, он увидел ее радостный и взволнованный взгляд, и на душе стало  спокойно. «Все будет хорошо, рядом Гульнара»,- решил он. Одной из первых зашла Гульнара. Вскоре она вышла, улыбаясь. Он понял, что она хорошо сдала.
- «Мурат, не волнуйся.Ты сдашь хорошо, тебе главное не завалить экзамен»,- сказала она. Гульнара удивилась, что за несколько часов общения, Мурат стал для неё родным и близким человекам.
- «Ведь вчера утром я почти ничего не знала о нем »,- с удивлением подумала она.
                Вскоре зашел Хамит,он  с экзамена вышел быстро, сдал хорошо.
         Одним из последних зашел Мурат. За столом сидели трое экзаменаторов.
- Возьмите билет, молодой человек,- сказала экзаменатор, пожилая русская женщина. Какой у вас номер билета?- спросила она.
- Тринадцатый,- с волнением ответил юноша.
               «Тринацатый билет! Что он мне принесёт? Удачу или двойку подумал Мурат».
             В билете было три вопроса. Первый вопрос: работа над текстом,его надо было перевести, ответить на вопросы, пересказать. Второй вопрос: аудирование.Преподаветель читает текст, абитуриент отвечает на вопросы, пересказывает. На первый и второй вопросы Мурат ответил неплохо, со словарем перевел текст, ответил на вопросы, пересказал.” Хорошо,но у  вас страшное произношение.Трудно понять, что вы говорите,- сказала экзаменатор “. Третий вопрос звучал: Расскажи о родном крае. Мурат был готов, он с удовольствием рассказал о своем  посёлке.
           «Хорошо,- сказала экзаменатор.- Я надеюсь, что вы будете хорошим студентом»,- продолжала она.
           Мурат быстро вышел из аудитории. У дверей его ждала Гульнара. Он протянул ей экзаменационную книжку. Она открыла ее, увидела  оценку  «хорошо». Она была счастлива. «Мы будем учиться вместе! » - с радостью думала она.


Рецензии