Факты из биографии - Вивекананды

Цитирую статью из Интернета, в связи с великим событием
В культурной и духовной жизни планеты, 150 летним юбилеем
             Со дня рождения -  СВАМИ ВИВЕКАНАНДА.
                …………………….
Полная биография  Свами Вивекананды и Шри Рамакришны:
- Талантливо  изложена  Ромэн Ролланом  - 19-й, 20-й том.
                ///////////////
Кроме официальной биографии, существует  и…  Духовная.
Вивекананда, воистину подобен Титану, или же… Айсбергу.
Я читал Его духовную биографию, читал и сакральную биографию:
- Николая Рериха. Тема наведения мостов между Востоком, и Западом
Актуальна и сегодня, может быть ЕЩЁ более важна, чем сто лет назад.
…………………………………..
Отголоски истинной мощи философа и Йога,  вы почувствуете прочитав
Мои поэтические строки…  «Солнце Востока - Свами Вивекананда».
……………………………………..
  В этой статье  приводятся только выборочные факты из  жизни.               
 
…………………………..
Биография Вивекананды.  КРАТКИЙ ОЧЕРК
http://www.nowimir.ru/DATA/030006.htm
………………………..
Индия никогда раньше не имела за своими пределами представителя, который был бы подлинным индийцем и говорил бы о своей стране с такой гордостью и столь авторитетно.
Те, кто ездил до него на Запад, лишь извинялись за отсталость своей страны.
Но не Свамиджи. Он великолепно знал Индию и гордился ею.
Если кто-нибудь чернил его родину, он умел дать отпор.
………………………..
Не только христианские миссионеры,  но  и  другие  группы людей,  объединившись, 
стали  упорно  бороться  со  Свамиджи. У   них  были  для  этого  веские   причины. 
 Престиж   их  падал, а  число  сторонников   сокращалось.   Они  не  могли  смириться с тем,
что человек с темной кожей, из языческой страны может одерживать верх над ними.
 Однако они, сколько ни старались, не  могли  соревноваться  со  Свамиджи. 
 Однажды  группа  так называемых   "свободных   мыслителей"   вызвала   его   на   спор.
В этой группе были люди самых различных взглядов - атеисты, материалисты, агностики, рационалисты и т. п. Они были убеждены,  что легко сокрушат  Свамиджи
 с помощью доводов  западной науки и философии, которую, как они полагали,
хорошо знали. Свамиджи охотно принял вызов, и дискуссия началась.
………………………
Свидетель   так   описывает   развернувшийся   спор: 
 "Я   никогда не забуду тот вечер,  когда  Свами  с голыми  руками  вступил в   схватку  с  силами   материализма,   закованными  в  тяжелую броню закона, рассудка,  логики,  здравого  смысла,  накопленных поколениями  материальных  феноменов,  наконец,  со всей фразеологией, рассчитанной на то, чтобы подавить и запугать невежду.
Вообразите их изумление, когда они нашли, что противник не только не был запуган
 их громкими словами, но показал мастерское владение их же собственным оружием
 и такое же отличное знание аргументов материализма, как и философии Адвайты...
С несокрушимой логикой он доказал, что их знания покоились на неверном фундаменте,
причем не на основе их сопоставления с Истиной, а на основании их собственных законов".
…………………….
Детство и отрочество Вивекананды протекали, как у юного князя - любителя искусств эпохи Возрождения. Он был богато одарен телесно и духовно и всесторонне развивал все свои таланты. Он был красив, как лев, небрежный и порывистый, словно дикий зверь, крепок физически. Сложен, как атлет. Он достиг совершенства во всех физических упражнениях.
Он умел боксировать, плавать, грести, страстно любил лошадей.
Он был любимцем молодежи и судьей в вопросах вкуса. Он был очень искусен в исполнении торжественных религиозных плясок. У него был прекрасный голос,
 и его песни впоследствии восхищали Рамакришну.
…………………………
Он изучал в продолжение четырех или пяти лет вокальную и инструментальную музыку со знаменитыми индусскими и мусульманскими профессорами.
В дальнейшем он пишет музыку и серьезное «Исследование» о науке и философии
 индусской музыки. Повсюду он признается музыкальным авторитетом.
Музыка остается для него входом в храм, преддверием дворца Всевышнего.
…………………………..
В университете он выделялся своим блестящим умом, охватывающим с одинаковым увлечением математику, астрономию, философию, языки Индии и Запада.
Он читал английских и санскритских поэтов, упивался историческими произведениями Грина
 и Гиббона. Он восхищался французской революцией и Наполеоном.
С детства он ежедневно упражнялся (как и большинство индусских детей) в сосредоточении мысли. По ночам он стал размышлять над Подражанием Иисусу Христу и над Ведантой.
 Он любил спорить о философских вопросах. Жажда спорить, критиковать и
дознаваться принесла ему впоследствии прозвище Вивекананда.
 ………………………………
Он искал гармонию в эллинской красоте и в индогерманской мысли.
 Этот универсальный человек, словно созданный по канону Леонардо и Альберти,
добавил к их духовной власти над жизнью венец религиозной души.
 Абсолютная чистота. Этот прекрасный юноша, свободный, страстный,
 которому жизнь предоставляла все блага и наслаждения,
наложил на себя строгий обет целомудрия.
……………………….
Нарен читал и предавался медитации; временами его мучила острая головная боль.
Он не мог примирить противоречивые страсти своей натуры.
 Их борьба тревожила его даже во сне.
………………….
«Начиная с юности, - рассказывал он, - каждую ночь, когда я засыпал, два сна являлись мне.
 В одном я видел себя среди великих мира сего, обладателем богатства, почестей, могущества
и славы, и я чувствовал, что способность достигнуть этого была во мне.
 Но через минуту я видел себя отказавшимся от всего земного, одетым в простое рубище, живущим милостыней, спящим под деревом, и я думал, что я способен жить так, подобно древним «Риши». Из двух картин вторая была ярче, и я думал, что только этим путем
 я смогу достичь высшего блаженства. И я засыпал, предвкушая это блаженство.
 И каждую ночь все это повторялось».
…………………………….
Судьбу Вивекананды, и всю Его жизнь решила одна встреча…
Они гуляют в саду. Потом возвращаются в гостиную, и Рамакришна
 Впадает в экстаз. Нарен наблюдает за ним. Но посреди наблюдения
Он сам захвачен и в свою очередь теряет сознание. Придя в себя
 Он видит Рамакришну, который смотрит на него
 и проводит рукой по его груди.
…………………………
 Впоследствии учитель рассказал своим ученикам:
"В то время, как он был в таком состоянии, я задал ему несколько вопросов
О его предках, его происхождении, о его назначении в мире,
О продолжительности его земной жизни.
………………………..
Он погрузился в глубины самого себя и принес мне ответ,
который только подтвердил то, что я видел в нем.
Это останется тайной…
…………………..
Но таким образом я узнал, что он мудрец, опытный в медитации,
 достигший в ней наибольших высот, и что в день, когда он
 придет к познанию своей настоящей природы, он сбросит
с себя свое тело действием силы воли".
……………………
В течение 5 лет он близко наблюдал Учителя, не позволяя себе поддаваться обаянию его личности. И Рамакришна ни разу не потребовал от своего ученика слепой веры.
Он любил его беззаветно. "Я люблю тебя, потому что вижу в тебе Божественное проявление.
 В день, когда я больше не увижу в тебе Бога, я не брошу на тебя ни одного взгляда".
…………………………..
Вот что он пишет, вспоминая о новой встрече с Рамакришной:
 «Я нашел его одного, сидящим на своей маленькой кровати. Он был счастлив увидеть меня и, ласково обратившись ко мне, заставил сесть подле себя на краю кровати.
Но через минуту я увидел, что он потрясен каким-то волнением.
 Устремив на меня глаза, что-то шепча, он медленно приближался.
 Я подумал, что он, может быть, сделает что-нибудь необычайное,
как в прошлый раз. Но, прежде чем я мог предупредить это.
Он поставил на мое тело свою правую ногу.
…………………..
Его прикосновение потрясло меня. С открытыми глазами я увидел,
Что стена и все, что было в комнате, закружилось
И исчезло в небытии...
…………………
Вся вселенная, а с нею и моя личность, казалось, готовы были
 растаять в безыменной пустоте, которая поглощает все сущее.
Меня охватил ужас, я подумал, что нахожусь перед лицом смерти.
Не будучи в состоянии сдержаться, я закричал:
 - «Что вы делаете! У меня дома родители!»
Тогда он засмеялся и, проведя рукой по моей груди, сказал:
- «Хорошо, оставим это пока! Все придет в свое время!..»
Не успел он произнести эти слова, как странное явление исчезло.
Я обрел самого себя. Все и внутри и снаружи было по-прежнему...»
……………………
Одни за другим рушились его предрассудки, даже те, которые он считал наиболее обоснованными. В Гималаях жил среди племен тибетцев, допускающих многомужие.
В других местах он жил среди подонков воровского мира и увидел среди воров на большой дороге «грешников, которые могут стать святыми».
Всюду он разделял лишения и унижения угнетенных классов.
В центральной Индии он жил в селах метельщиков-париев.
Он открыл сокровища души этих простолюдинов, которых общество попирает ногами;
их нищета привела его в отчаяние. Узнав из газет, что в Калькутте
люди умирали голода, он рыдал.
……………………..
Судьба всегда помогает тем, кто умеет ей помогать.
 Человек, подобный Вивекананде, не может нигде пройти незамеченным.
Этот незнакомец околдовывает всех. В вагоне бостонского поезда его вид,
его ответы поражают соседнюю пассажирку, богатую даму из Массачусетса,
она его расспрашивает, заинтересовывается им, приглашает его к себе в дом,
знакомит с эллинистом Дж. Г. Райтом, профессором Гарвардского университета,
и тот, пораженный с первой же встречи одаренностью молодого индуса,
предоставляет себя в его распоряжение:
- Он настаивает на том, чтобы Вивекананда представлял индуизм в Парламенте религий;
Он пишет председателю комитета; он дает оставшемуся без средств страннику
 железнодорожный билет в Чикаго, рекомендательные письма в комиссию
 по предоставлению делегатам помещения. Итак, все улажено.
……………………..
В понедельник, 11 сентября 1893 года, открылись заседания Парламента.
 Вивеканада – этот молодой незнакомец, не бывший ничьим представителем,
но представлявший все, человек, не принадлежавший ни к какой секте, но принадлежащий
всей Индии притягивал взоры тысяч слушателей.
После холодных рассуждений других докладчиков, он зажег души толпы слушателей.
Едва он произнес простые слова:
- Мои американские сестры и братья!..
- как сотни людей поднялись со своих мест, приветствуя его.
……………………………
В своей речи он представил индуизм как мать всех религий,
 которая дала людям двойную заповедь:
- Примите, поймите друг друга!
……………………………
Он привел два прекрасных текста из священных книг:
«Если кто приходит ко мне в каком бы то ни было образе, Я сам прихожу к нему».
 «Все люди трудятся на путях, которые в конце приводят ко Мне».
……………………..
Другие ораторы говорили каждый о своем боге, о боге своей секты.
Он - он один - говорил о боге их всех, объединяя их всех во вселенском Существе.
……………………….
В следующие дни он выступал десять или двенадцать раз.
И каждый раз он повторял, с новыми доводами и с той же силой убеждения,
 свое положение о вселенской религии, о наиболее широких представлениях о творце, выдвинутых современной наукой, сливающей их в грандиозном гармоническом синтезе,
который не подавляет надежды отдельной личности, а, наоборот, помогает всем надеждам
 расти и развиваться, согласно природе каждого человека.
Нет иного догмата, кроме божества, начертанного в человеке,
 и способности последнего бесконечно развиваться...
………………………………..
Впечатление, произведенное речами Вивекананды было громадно.
Через голову официальных представителей Парламента они были обращены
ко всем и всколыхнули общественное мнение.
Американская пресса признавала это:
 «Он, без всякого сомнения, самая крупная фигура в Парламенте религий.
Мы чувствовали, слушая его, как нелепо посылать миссионеров в эту прекрасную страну...».
…………………………
Вивекананда предпринял поэтому в Америке ряд апостольских путешествий,
чтобы посеять на обширных пространствах нетронутых душ семена ведантического учения. Проводя бесчисленные лекции, он постепенно собирал вокруг себя преданных учеников.
Он принял предложение одного лекционного бюро совершить поездку по Соединенным Штатам
Первое впечатление изумления и восторга перед мощью молодой республики рассеялось. Вивекананда почти сразу же наткнулся на грубость, умственную ограниченность, узкий фанатизм,
колоссальное невежество, на подавляющую наивную и самоуверенную неспособность понять все то, что думает, что верует, иначе, чем избранный народ рода человеческого.
Он был терпеливым. Он не щадил ничего. Он клеймил пороки и преступления
 западной цивилизации, присущие ей черты насилия, хищничества, разрушения.
………………………………..
Богатые друзья, предлагавшие его «финансировать», ставили ему неприемлемые условия:
они готовы были заставить его ограничиться исключительно обществом «порядочных» людей.
Им овладевали приступы бешенства. Он восклицал: «Шива! Шива!..
 Случалось когда-нибудь, чтобы великое дело выросло благодаря богачам?
 Творят сердце и мозг, а не кошелек...»
……………………………
До июня 1895 года он закончил редакцию своего знаменитого трактата о Раджа-йоге,
которому предстоит привлечь внимание американских физиологов,
 и позднее вдохновить Толстого.
………………………….
План действий ясно определился у Вивекананды во время непосредственно следующего за этим периода в июне - августе 1895 года за несколько недель, проведенных летом среди избранного круга преданных людей в Парке Тысячи островов. На холме, близ леса, над рекой св. Лаврентия,
в имении, полностью предоставленном в распоряжение учителя для его ведантических занятий, собралось человек двенадцать избранных учеников. Он начал свои лекции 19 июня чтением Евангелия от Иоанна. И в течение семи недель он не только излагал священные книги Индии,
 но (основное обучение - в его глазах!) он прилагал усилия к тому, чтобы пробудить
героические силы в душах, отдавшихся в его руки:
 «свобода», «мужество», «целомудрие», «грех считать себя слабым»
 - таковы были темы его бесед.
……………………………..
«Личность - мой лозунг, - писал он одному из своих тогдашних учеников,
 - я стремлюсь формировать личности».
Он говорил также:
«Если я в моей жизни помогу хоть одному человеку достигнуть свободы,
мои труды не потрачены даром».
……………………
С лета 1895 года несколько западных учеников ответили на его призыв,
и он дал посвящение некоторым из них.
Под сухим и блестящим небом Нью-Йорка, в этой наэлектризованной атмосфере,
 на этой лихорадочно деятельной ниве, дух действия Вивекананды горел подобно факелу.
 Все свидетельства сходятся, говоря о чрезмерном напряжении Вивеканандой своих сил,
о том, что на проводимых им собраниях сообщался публике электрический разряд.
Некоторые слушатели уходили с них изнеможении и были вынуждены отдыхать
после них несколько дней как от потрясения.
……………………………..
Во время последнего пребывания в он читал до семнадцати лекций в неделю и вел два раза в день курс. И притом здесь дело шло не об отвлеченных, приготовленных заранее чтениях.
Каждая мысль была страстью, каждое слово было верой, речь была бурной,
как поток импровизаций. Он загнал сам себя.
Расход сил в мысли, в писаниях, в страстном слове серьезно отзывался на его уже подорванном здоровье (первые симптомы диабета, от которого он умер, появились в годы его юности,
 когда ему было семнадцать. В Индий он также страдал он многочисленных и
сильных припадков малярии. Он чуть не умер от дифтерита,
заразившись во время одного путешествия и т.д.)
……………………………
Можно было думать, что поездка в Европу развлечет его.
Но, куда бы он ни ехал, для него это всегда значило - расходовать себя.
Он трижды побывал в Англии: с 10 сентября по конец ноября 1895 года,
с апреля по июль 1896, с октября по 16 ноября 1896 года.
……………………………
Впечатление от Англии было у него еще глубже и еще неожиданнее, чем от Америки.
Хотя в Соединенных Штатах Вивекананда встречался с некоторыми высокообразованными людьми, такими, как профессор Райт, философ Вильям Джемс и великий физик Николай Тесла, проявившими к нему дружеское расположение, но они были в области индусского метафизического размышления по большей части учениками, которым предстояло еще
 все изучить, как и дипломированным специалистам Гарварда.
…………………………..
Величие философской и филологической науки Запада открылось ему в своем терпеливом гении и своей неподкупной честности. Открытие Англии потрясло его не только этим.
 Он шел сюда как враг. И он оказался покоренным.
С самого возвращения в Индию он громко заявил об этом, со своей чудесной прямотой.
«Никто никогда не высаживался на берег Англии с большей ненавистью в сердце
 против целого народа, чем моя ненависть против англичан...
Никто из вас не любит английский народ так, как я его люблю сейчас...»
И в письме из Англии к одной из американских учениц (8 октября 1896 г.):
………………………………….
«Мои представления об англичанах претерпели революцию».
Он открыл «нацию героев: настоящие кшатрии!.. Смелые и постоянные.
 Их воспитание приучает их не проявлять своих чувств.
Но под этой надстройкой героической воли скрывается глубокий источник сердца.
Если вы тронули это сердце, оно ваше навсегда. Если только в этот мозг внедрилась
какая-нибудь мысль, ничто ее уже не вырвет; благодаря сильному практическому смыслу народа, она приносит прекрасные плоды... Они разрешили задачу повиновения
без угодливости и величайшей свободы, соединенной с уважением к закону...»
……………………………
Конечно, ему не приходилось жаловаться на нее. Несмотря на враждебные выпады,
на которые он мог натолкнуться, и на Ярмарку Тщеславия, от которой ему приходилось себя защищать, он нашел там самые нежные симпатии, самую самоотверженную помощь и землю, еще девственную, которую только и оставалось засеять.
………………………
Его биографы рассказывают: "В самый день его триумфа  (на Парламенте религий) он был приглашен в гости очень богатым и влиятельным человеком в один из самых престижных   районов   города.   Здесь   его   приняли   по-королевски, разместили   в   княжеских   покоях,   полных   предметов   роскоши, о которых он не имел никакого представления...
 В первую же ночь, когда он удалился на покой и лег в постель, ужасный контраст между
 нищетой Индии и процветанием Америки подавил его. 
 Думы  о  тяжелой   судьбе   Родины   не  давали  ему заснуть.   
Постель  казалась  ему  утыканной  шипами.  Подушка была  мокрой  от  слез. 
Охваченный  состраданием,  он упал  на пол, воскликнув:
"О Мать, что мне до славы и моего имени, когда моя Родина пребывает в глубочайшей нищете!.. Кто пробудит народ Индии? Кто даст ему хлеба? Научи меня, о Мать, как помочь ему".
……………………
Учитель Свами Вивекананды - Шри Рамакришна предсказывал,
что его любимый ученик станет "Учителем мира".
 Никто тогда не принял эти слова всерьез, и менее всего сам ученик.
Однако почести, которые оказывали Свамиджи после его выступления в Парламенте религий, отклики в прессе и обществе - все это не оставляло сомнений в правоте слов учителя.
Говорили даже, что Свамиджи "общался с Богом", некоторые сравнивали его с Буддой и Христом. Одна молодая женщина, которая позже пожертвовала всем ради его дела, воскликнула:
"Он засиял среди нас в ореоле червонного золота, словно сосредоточившем солнечные лучи.
Ему едва исполнилось тридцать, этому проповеднику из далекой Индии.
Вечно юный, он нес на себе печать мудрости веков. Впервые мы услышали голос
древней Индии, поведавший нам учение об Атмане, истинном "Я"".
…………………………..
Во время одного из выступлений Свамиджи воскликнул:
"Индия моя, поднимайся! Где твоя воля к жизни?..
" Рефреном всех его речей было то, что Индия должна опираться
на свои собственные силы. "Верьте в себя,- призывал он.
- Если вы будете верить в своих 300 миллионов мифических богов и во всех богов,
веру в которых то и дело внедряют здесь, среди вас, иностранцы,
 и не будете верить в себя - нет вам спасения".
……………………………..
Затем он указал на причины бедственного положения народа.
"Наши аристократические предки попирали народ до тех пор, пока огромные массы людей
не стали беспомощными; до тех пор, пока измученные нищетой люди не забыли о том,
 что они тоже человеческие существа. Их вынуждали столетиями считать себя
годными лишь на то, чтобы рубить дрова или носить воду, пока они сами
 не поверили в то, что рождены быть рабами...".
……………………………….
Народные массы были для Свами Вивекананды тем, что именуется Вират
(Наивысший Бог). Он хотел, чтобы все поклонялись именно этому Богу.
 "Пусть все остальные тщеславные боги исчезнут на время".
Свамиджи призывал людей поклоняться тому, что их окружает,
- и человеку,  и всем живым существам.
……………………….
В 1899 году он предпринял второе путешествие на Запад, чтобы ознакомиться
с учреждениями, которые были им основаны, и чтобы оживить их пламя.
Ему пришлось признать, что при первом своем путешествии он видел единственную мощь, организованность и внешнюю демократичность Америки и Европы.
Теперь он видел дух наживы алчность, божество - деньги и его грандиозные ухищрения
 его бешеную борьбу за господство. Он скажет Ниведитте:
«...Социальная жизнь Запада напоминает взрывы смеха:
но под ними скрывается стон. Взрыв смеха переходит в рыдание.
Живость, легкомыслие - лишь на поверхности.
На деле душа Запада полна величайшего трагизма.
Здесь (в Индии) внешность грустна и меланхолична,
но под нею беззаботность и веселье».
……………………………
Лишь ненадолго посетив Лондон, он отправляется в Соединенные Штаты,
где проводит почти год. Там он встречается с Абхеданандой и находит в полном разгаре
 его работу в области ведантизма. Туда, в Кембридж, он назначает Турьянанду.
Сам он задерживается в Калифорнии, климат которой дает ему несколько месяцев здоровья.
Он читает там многочисленные лекции. Он основывает новые ведические центры
в Сан-Франциско, в Окленде, в Аламеде.
 Он получает в дар имение в полтораста арпанов среди лесов, в округе Санта-Клара,
и создает там Ашрам, куда Турьянанда привлекает для монашеской жизни избранных учеников. Ниведитта, которая к нему там присоединилась, говорит также в Нью-Йорке об идеалах
 индусских женщин и о древнем искусстве Индии. Маленькая группа последователей Рамакришны, хорошо подобранная, проявляет большую деятельность.
Дело процветает. Идея распространяется.
………………
Я засну, не думая о том, что будет потом, и пусть я буду рождаться снова и снова
 и испытывать бесчисленные страдания, лишь бы я мог служить единственному Богу,
который существует, единственному, в которого я верю,- слиянию всех душ в Единое.
И превыше всего для меня - Бог грешных, Бог униженных,
Бог бедных всех рас и народов,
ему я поклоняюсь особо".
…………………….
Его великая гордость признала тщету гордости.
Умирающий познал теперь истинное величие - величие малых:
«по мере того как я старею, я все более и более ищу величия в малых вещах.
В высоком положении кто угодно может быть великим.
Даже трус станет храбрым, если он на виду: мир на него смотрит!
Все более и более истинное величие представляется мне в образе червячка,
который делает свое дело молча и постоянно, из часа в час, из минуты в минуту!»
……………………………..
Семь часов... Монастырский колокол прозвонил к молитве.
Он вернулся в свою комнату, некоторое время созерцал Ганг и отослал бывшего с ним послушника, прося, чтоб его не тревожили в его размышлении.
Через сорок пять минут он призвал своих монахов, попросил открыть все окна, спокойно растянулся на полу и остался неподвижным, лежа на левом боку.
Все думали, что он размышляет. Через час он повернулся,
глубоко вздохнул - молчание, на несколько секунд
 - глаза закатились, взгляд обращен внутрь себя,
 - новый глубокий вздох... И молчание навеки.
…………………………….
«У него, - сказал послушник,
 - было немного крови в ноздрях, на губах и на глазах».
…………………………..
Похоже на то, что он отошел в добровольном Кундалини Шакти,
великом последнем экстазе, который Рамакришна разрешил ему
лишь тогда, когда его дело будет завершено.
 Ему было тридцать девять лет.
……………………………..


Рецензии
Спасиб,Павел...почаще бы нечто подобное у тебя находить...
Очень интересно...

Удач и в дальнейшем.Жму руку.

Владим Филипп   11.02.2014 02:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.