Последняя встреча

I
  Огромный паровоз, с гулким шумом разрывая тишину привокзальной площади, остановился у бетонного перрона. Из деревянного вагона с небольшими оконцами вышла милая, хрупкая девушка лет двадцати, в платье с широкими оборками и маленькой шляпке.  Шла она, осторожно перешагивая через лужи, и, довольно громко стуча каблуками, звук от которых разносился с пронзительной резкостью по всей округе. Вокзальные торговки, подвязанные белыми фартуками, с оценивающим взглядом смотрели вслед, и, покачав головой, принимались за свое привычное дело.
 
Солнце пылало со всей своей силой.  На дворе был июль - самый разгар лета. Внешний лоск, опрятность, воспитанность определенной части горожан, очень ярко сочеталась с нищетой и полным бескультурьем другой составляющей его части. На это не могла не обратить своего внимания приезжая дама. Дабы не томить читателя в долгом ожидании, с превеликим удовольствием расскажу об этой знаменательной для сего рассказа героине.
Елизавета Николаевна Дмитриева - дворянского была происхождения. Образование свое получила в Петербурге, чем по праву гордилась. Родители Лизоньки души в ней не чаяли, поскольку являлась она единственным и самым от этоголюбимым ребенком в семье. Отец ее, Николай Ильич, был чиновником не из мелких, и всегда водился в очень высокопоставленных кругах. Имел довольно близкие дружеские отношения с многими нужными людьми своего времени. Мать Елизаветы, Варвара Степановна Кузьмина, хоть и была женщиной строгой, но безмерно любила свое дитя, и отдавала все свободное время ее только воспитанию.
Итак, вернемся к самой героине, о которой уже шли разговоры в городе, название которого можно, по традиции, обозначить как город N...
Елизавета Николаевна остановилась в местной гостинице, представлявшей собой двухэтажное каменное здание, выкрашенное вычурной желтой краской. На пороге встретил ее длинный кудрявый лакей, звавший себя по-простому Митька, который со странной частотой улыбался во все свои, как казалось, сорок с лишним зубов. Митька помог устроиться в комнате, донес чемодан с вещами, и, пожелав приятного дня, улыбнулся и исчез в дверном проеме.
Елизавета Николаевна разложила привезенные с собой платья в большом шкафу, покрытом толстым слоем олифы, запах которой еще отдавался по разным углам комнаты, велела принести что-нибудь из еды, и, отобедав, легла спать, на взбитую тем же лакеем Митькой перину, дабы отдохнуть после длительного переезда.
Во сне, снилась ей незнакомая деревня, поля, покрытые ярко-зеленым травяным ковром, с проблесками красивейших полевых цветов. Солнце, скрывающееся за чередой наплывающих облаков, похожих на разных причудливых животных. И во сне этом, видится ей, как бежит она среди трав и луговых соцветий, смеется по-детски заразительным дивным смехом, и дух захватывает от радости и избытка чувств. А вдалеке слышит голос матушки своей: - Лизонька, куда ж ты, милая? – Пущай порезвится, - говорит тут же отец. И она бежит, бежит насколько хватает сил, распустив длинные русые пряди волос, развеваемые теплым летним ветром.
Проснулась Елизавета Николаевна, когда уже пора была начинаться новому дню. На настенных часах стрелки показывали четверть пятого, и в окно комнаты начинал пробиваться свет, поднимающегося с восточной стороны солнца. Встав с постели, Лиза прошла на небольшой балкон. Внизу уже вовсю работал метлой лакей Митька, что-то бурча себе под нос.
-Доброе утро, Елизавета Николаевна, - выкрикнул Митька, и улыбнулся с зажатой между зубов цигаркой.
-Доброе утро, Митенька, прекрасный должен быть день. Не так ли?
-Конечно, - качая головой, отвечал Митька. – Что же вы, ни свет - ни заря, что говорится, уже на ногах?
-Да и так почитай заспалась совсем, - ответила Лиза, и вошла обратно в комнату.
Новый день входил в свое русло: солнце начало припекать еще жарче, и еще сильнее проникало сквозь толстую ткань кружевных штор.
-Велите запрягать бричку, - крикнула Лиза, приоткрыв входную дверь.
-Сию минуту, сударыня,- послышался чей-то сиплый голос снизу.
Надев одно из привезенных с собой платьев, Елизавета Николаевна вышла во двор, где ее уже ждал собранный экипаж. На козлах брички сидел извозчик, с лоснящимися щеками, будто смазанными гусиным жиром.
-Извольте, госпожа.
-Благодарствую.
-Куда ехать желаете?
-На Семеновскую, пожалуйста.
-На Семеновскую, так на Семеновскую, - буркнул возничий и прикрикнул на лошадей забористым матом, от чего вороные резко дернулись с места, и засеменили по булыжной улице.

II
-Вот, этот дом, останови, - показывая пальцем, крикнула Лиза.
-Будет сделано, - заботливо ответил извозчик, и потянул вожжи в сторону.
Бричка с шумом подъехала к большому каменному дому, огороженному кованым резным забором. Дверь со скрипом открылась, и на пороге оказался, как можно предположить, хозяин имения. Молодой человек двадцати пяти лет от роду, высок, крепко сложен. Вот, пожалуй, все его отличительные черты для данной ситуации.
-Лизонька, Лиза…как же долго я ждал этой встречи, вскрикнул он, и бросился навстречу с раскинутыми врозь руками.
-Полно, полно, мон шер, отстраняясь, сказала Лиза. Но все же не скрывала своей радости от подобной встречи.
-Пройдем же в дом. Радость, какая радость…
Пройдя по небольшой тропинке мимо фруктового сада, с наливающимися яблоками, они подошли к деревянному крыльцу с крутыми ступеньками, ведущему в дом. В доме было по-богатому просторно: широкие залы с роскошными картинами на стенах, скульптуры в старинном стиле, а также различные фигурки, аккуратно разложенные на полках.
Теперь можно рассказать читателю о еще одном герое сего действа.
Илья Степанович Обухов в раннем возрасте лишился родителей, от которых досталось ему в наследство имение и двести тысяч рублей ассигнациями. Так с совсем юных лет жил он под опекой гувернантки Алевтины Петровны, воспитывавшей его как родного сына до скончания дней своих.
Алевтина Петровна, будучи человеком образованным, многому научила своего воспитанника, за что Илья Степанович безмерно был благодарен. Всякий раз, когда случалась свободная минутка, навещал могилу няни, которую схоронил он рядом со своими родителями.
III
-Как же я скучал по тебе, Лизонька,- восклицал хозяин дома, суетливо бегая из угла в угол.
-Бросьте, Илья! – смущенно отвечала Лиза.
-Надолго ли в наш городок?
-Нет, увы, нужно уезжать завтра.
-Как же? Так скоро?
-Да, не могу ничего поделать.
-Лиза, останься хоть на денек, я многое должен сказать тебе.
-Я тоже, но...прости, не могу.
-Ой, что же мы стоим, присаживайся! Я из Индии давече привез преприятнейший чаек, не составишь мне компанию?
-Нет, спасибо, я на минутку заскочила, лишь тебя проведать,- промолвила Лиза, и тут же ее лицо сделалось пурпурно-красным.
-Спасибо что помнишь о моем существовании,- улыбнувшись, ответил Илья.
-Я, пожалуй, пойду.
-Постой!- вскликнул Илья и взял Лизу за руку.
Я так давно мечтал об этой встрече, если бы ты только знала…
-Не стоит, - убирая руку, смущенно ответила Лиза.
-Нет! Дай мне сказать, - настаивал Илья.
-Прости, мне нужно спешить. Я написала тебе письмо. Вот, держи. Там ты прочтешь то, что я, увы, не сказала тебе. Да, пожалуйста, прочти его после моего ухода.
Лиза смущенно опустила глаза в пол, как бы чувствуя себя виноватой за данное развитие событий, улыбнулась, и, откланявшись, поспешила выйти из дома.
Илья безмолвно стоял, не зная, что делать в этот момент, и как только дверь на улице с гулким шумом закрылась, он достал из приятно пахнущего конверта листок белоснежной бумаги с аккуратно выведенными чернильными буквами.
IV
Между тем, было бы к месту рассказать всю историю необыкновенных взаимных чувств наших героев.
Во время обучения в Санкт-Петербурге, полюбила Лиза ночные прогулки по городу. Бродила она вдоль Невы, восторгалась чудесными храмами, расписными царскими дворцами. И однажды, повстречала она на одной из улиц Илью Степановича Обухова, который с первых минут встречи необычайно привлек к себе внимание. И не случилось бы, может никогда их знакомства, если бы и он не заинтересовался молодой девушкой, в прекрасном розовом платье, смущенно стоявшей на берегу.
-Прошу прощения, сударыня,- откланявшись, начал разговор Илья,- что столь прекрасная особа делает здесь, в полном одиночестве?
-Ну что Вы, я вовсе не одна. Я не чувствую себя одинокой в этом городе. Он заполняет собой все мое душевное пространство.
-Как это интересно! У меня были те же мысли после приезда сюда. Это замечательный город!
-Да, так и есть.
-Ой,- воскликнул Илья,- вновь прошу у Вас прощения за то, что даже не представился.
-Ничего страшного,- ответила Лиза.
-Илья Степанович Обухов! Можно просто Илья. Честь имею.
-Елизавета Николаевна Дмитриева,- улыбнувшись, и, сделав небольшой реверанс, гордо ответила Лиза.
-Расскажите о себе, Лиза. Можем пока прогуляться вдоль набережной.
-С удовольствием.
Они пошли вдоль изогнутой линии берега, мимо фонтанов и площадей, набитых сотнями толпящихся прохожих.
-Я здесь по благословению родителей своих. Давече отправили они меня учиться в университет, уж очень сильна во мне страсть к различного рода языкам.
-Великолепно! Как же здорово!- то и дело восклицал Илья.
-Ну, а Вы зачем здесь?
-Я, сударыня, из военных буду. После кончины родителей моих, гувернантка наша, души во мне не чаявшая, недолго думая отдала меня в военную школу. Теперь вот заканчиваю обучение здесь, и совсем скоро получу офицерское звание.
-Вы не слишком похожи на военного,- с улыбкой промолвила Лиза.
-Почему же?- недоуменно спросил Илья.
-Ну не знаю. Вам более подошла бы профессия другого рода. Какого-нибудь врача, к примеру.
-Хм...это интересно,- сказал Илья, и громко засмеялся, от чего лицо его запылало пурпурным цветом.
V
Так, общаясь почти каждый день, и, рассказывая друг другу различные истории из жизни, продолжалась тесная дружба Ильи и Лизы. Они встречались каждый день возле того места, на котором познакомились, и отправлялись гулять, открывая себя друг другу, и сами того не подозревая, со стремительной силой влюбляясь в этот город, эти встречи, это присутствие и душевное единство.
В один из уже привычных дней, Лиза проснулась от странного стука в дверь.
-Сейчас открою,- крикнула она в сторону выхода. Лиза накинула на себя халат, лежащий рядом на широком резном стуле, и поспешила открыть дверь назойливому утреннему гостю.
На пороге стоял маленький, щупловатый паренек, с ярко блестящими черными, как блюдца, глазами.
-Вам письмо, сударыня,- отчеканил гость.
-От кого?- потирая глаза, спросила Лиза.
-Не имею чести знать, сударыня. Наше дело маленькое: взять да доставить, а остальное, как говорится, нам знать не положено.
-Спасибо.
-Всегда пожалуйста,- улыбнувшись, и вытянувшись по стойке, заявил паренек.
Лиза закрыла дверь, прошла к окну и открыла конверт.
Достав письмо, она сразу догадалась от кого оно. Жадно поглощая строчку за строчкой, она читала письмо, округлив глаза, и нервно перелистывала страницы рукописного текста.
«Дорогая Лиза, пишу тебе в отчаянии и глубочайшем унынии. По-другому не выразить более чувств моих. Пришла мне от командования моего неприятная весть. Утром должен я буду отправиться на Кавказ. Начинается моя военная практика, в виде командования целым гарнизоном.
Очень я прикипел к тебе душой и сердцем, так, что тягостно мне покидать этот город, с которым теперь связано у меня столько прекрасных моментов жизни. «…»
Надеюсь искренне на встречу. Через год вернусь на службу в Петербург. Очень сожалею, что наше общение так скоро прерывается. «...»
На этом закончу послание свое. Надеюсь на понимание и благодарен судьбе, что свела нас в тот день.
Навеки Ваш. Илья Степанович Обухов….»
Дальнейшее развитие событий, как автор, позволю себе пропустить. Скажу лишь только, что велика сила чувств, и ни для кого не секрет, что любовь делает с душами человеческими, как переворачивает сознание и заставляет двигаться вперед, даже если сил на это уже нет.
Прошло с тех пор более двух лет. Лиза закончила обучение свое и вернулась в родной город. Илья же, был тяжело ранен в бою на Кавказе, и после длительного лечения в госпитале, был скоро комиссован на Родину, где в полной мере занялся домашними делами, с которыми всегда чудно справлялась Алевтина Петровна. И все бы, пожалуй, шло своим чередом, стало в Мире еще одной несправедливо разлученной парой больше, если бы Лиза не наткнулась на небольшой клочок бумаги с адресом.
-Боже мой!- воскликнула Лиза, присев на стул,- это же его адрес. Нужно съездить, обязательно нужно. Но, что я скажу ему? Нет! Я не могу!- Лиза заплакала, громко всхлипывая, и утирая град слез расшитым узорами платком.
Взяв из ящика стола белый лист бумаги, она принялась аккуратно выводить буквы, превращаемые в слова и далее в длинные предложения.
-Так-то будет лучше,- прошептала Лиза, и положила письмо в накрахмаленный конверт.
Аккуратно собрав несколько платьев и различных предметов в чемодан, она захлопнула дверь, и вышла во двор. Во дворе аккуратно пробралась она через кусты малины, росшие почему-то прямо на дороге, и оказалась на улице, где села в проезжавшую мимо бричку, которая скоро привезла ее на вокзал.
VI
Тем временем вернемся к письму, прочтенному Ильей после встречи с Лизой.
«Дорогой, Илья, не знаю, встречу ли тебя по адресу, который ты дал мне тогда в Петербурге, или нет, но, во всяком случае, если ты читаешь это письмо, значит, я нашла тебя. За те два года, что мы не виделись, в моей жизни произошло многое, да думаю и в твоей тоже. Знаешь, я так и не забыла о тебе, и так же люблю тебя! Жаль, что мы так и не признались в этом тогда в Санкт-Петербурге. Я люблю тебя самой искренней и чистой любовью, поэтому сейчас ты читаешь это письмо. Здесь я  решила заранее ответить на все твои вопросы, которые у тебя точно будут после моего приезда.
После того, как уехал ты на Кавказ, случилась в Петербурге ужасная осень, в которую тяжело заболела я пневмонией. И через много месяцев безрезультатного лечения выявили у меня еще более страшную болезнь – туберкулез. В результате, все лучшие доктора Санкт-Петербурга и Москвы просто развели руками, сказав, что ничем нельзя помочь. Поэтому последнее время проходит в ожидании моей скорой кончины... Увы, я безнадежно больна. Милый мой Илья, я уверена, ты еще найдешь свое счастье.
Прости и прощай. С любовью Лиза.»
-Нет! Неет!- нервно вскрикнул Илья, и, бросив письмо на стол, начал спешно собираться.
-Только успеть, успеть, я не должен допустить.
Илья выбежал на улицу и бросился бежать в ту сторону, откуда приехала Лиза.
-Я догоню. Я все объясню. Она же точно поймет.
Пробежав несколько кварталов, Илья заметил бричку, скрывающуюся за поворотом, и резко рванул к намеченной цели.
-Еще немного! Я выдержу!
И вот, расстояние сократилось, и Илья запрыгнул на ступеньку брички. Внутри сидела Лиза.
-Илья! Зачем? Оставьте меня!- воскликнула Лиза.
-Лиза. Милая Лиза. Неужто думаешь ты, что я смогу без тебя? Только с тобою рядом. До конца.
-Глупости, какие глупости, Илья,- сквозь слезы проговорила Лиза и бросилась в объятья.
-Быть счастливым только с тобой! Остальное не имеет никакого смысла.

VII
Спустя несколько месяцев после столь чудесной встречи, героиня наша Елизавета Николаевна, таким же чудесным образом выздоровела, что еще раз подтверждает силу человеческих чувств и духа.  Всему хорошему - достойное завершение, мой дорогой читатель.
И много лет спустя, проходя мимо дома Дмитриевых, любой житель города знал, что здесь живет Елизавета Николаевна, исцеленная прекрасным и светлым чувством, имя которому - любовь.


Рецензии