Жизнь продолжается или ещё одна страничка о любви

Галине Павловне Вишневской и Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу посвящается

Дорогие мои дети,  я знаю,  у вас  добрые и отзывчивые сердца, а поэтому  вы не можете остаться равнодушными к музыке. К настоящей Музыке. К той, что рассказывает  о  самом важном, к той, что то плачет, то  смеётся, то страдает,  то  радуется, то нежно шепчет, то кричит, но не умолкает никогда… потому что Музыка высшее из искусств… Она  вечна. Вечна, как и душа человеческая, как душа каждого из вас, мои дорогие.  Музыка выражает  мелодию души, всё то, что невозможно сказать  словами...
Сегодня мы поговорим о музыканте,  о величайшем музыканте. Музыкант… не композитор, который сочиняет музыку, нет… Правильно, это тот, кто исполняет написанную композитором Музыку.   Это уникальная, интересная, творческая профессия!  Музыкант, он и  актёр, и художник, и  певец славный, и  рассказчик добрый. Когда музыкант исполняет музыкальное произведение, он пытается угадать то, что хотел сказать композитор, но и добавляет  свои краски и оттенки.

Мстислав Леопольдович Ростропович гениальный музыкант.  Он известен во всём мире. Он исполнил почти все произведения, написанные для виолончели. А сколько произведений создано специально для него самыми лучшими композиторами мира: и Д.Шостаковичем, и С.Прокофьевым, и А.Хачатуряном, Т.Хренниковым, и А. Шнитке… А сколько посвящено  ему: и  Б.Бриттеном, и Бернстайном, Л Берио, У.Уолтоном…  А  наград, медалей, орденов, званий, премий, благодарностей и не сосчитать! Имя его включено в число «Сорока бессмертных» почётных членов Академии искусств Франции. Он почётный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской Империи.  Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской Академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и далее… Действительно, не сосчитать! На нескольких страницах расположились бы все эти знаменательные перечисления! Вот такой человек. И всё это получено, благодаря своему труду, своему великому, неустанному труду! Ещё с детства он научился по-настоящему трудиться. Его семья была музыкальной - и папа виолончелист Леопольд Витольдович, и мама пианистка Софья Николаевна, и дедушка пианист, педагог, композитор, музыкальный издатель Витольд Ганнибалович!  Его очень любили, но это не значит, что его  баловали и водили вокруг него хороводы. Нет, его научили не только трудиться,  но и быть  честным,  мужественным,  не приспосабливаться, а  говорить правду и поступать по совести! Много у Мстислава Леопольдовича  было тяжёлых моментов в жизни, когда приходилось делать выбор – честность или благополучие… Он всегда выбирал честность! А однажды… Но всё по порядку, мои дорогие. Я должна объяснить…

Мстислав Леопольдович жил в советские времена, когда нельзя было говорить правду об ошибках правительства. Иначе, тебя могли в лучшем случае лишить работы, или посадить в тюрьму, или выгнать из страны. Слышали такое понятие «диссидент»? Да, это тот человек, который пытался рассказать людям правду о жизни наше страны. Потому что многое умалчивалось, а в газетах  писалось не так, как было на самом деле, а как  выгодно какому-нибудь руководителю. В России в те времена было много таких «диссидентов».  И в основном, это были люди творческих профессий – художники, поэты, писатели. Среди них был писатель Александр Исаевич Солженицин. Его произведения были запрещены правительством. Уж слишком правдиво он описывал события в нашей стране. За это он был изгнан из общества,  и ему негде было жить. И Мстислав Леопольдович вместе  со своей женой выдающейся певицей Большого театра Галиной Павловной Вишневской  не испугались репрессий и приютили писателя на своей даче. Он гостил у них в течение пяти лет и продолжал  писать свои правдивые произведения, пока  советское правительство окончательно не рассердилось на Мстислава Леопольдовича и Галину Павловну и не лишило их возможности выступать во всех главных концертных залах и сценах нашей страны.  А что такое для музыканта и для певицы запрет выйти на сцену?! Это словно  отнять жизнь, перекрыть дыхание, лишить живительной воды. Мстислав Леопольдович как-то в своём интервью сказал, что музыка  это  жизнь. «Без музыки я бы не смог…» Представляете, дорогие мои  дети, что чувствовали эти достойные люди, когда с ними случилась в буквальном смысле   трагедия? Да ещё от них отвернулись многие, называвшие себя  друзьями! Да, такое бывает, дорогие мои… Человек из боязни потерять своё положение,  зарплату,  благополучие,  карьеру, предаёт своих друзей. Такое бывает и в школе. Согласитесь, вы не раз  наблюдали, а может быть, и сами попадали в похожее положение. Мы не будем осуждать  людей, не умеющих дружить по-настоящему. Они, на самом деле, поступая так, теряют  гораздо больше, чем  они думают.  И их бесконечно  жаль…  Мстислав Леопольдович и Галина Павловна  прекрасно знали, что с ними всё так и случится… Они знали, что лишатся всего и, несмотря на это,  поступили…  по чести!.. по совести!..  по любви!.. по любви к людям своей страны, по любви к своей стране!
 Их отправили в длительные гастроли за границу, а потом лишили  советского гражданства, назвав врагами советского  народа, потому что они помогали русским эмигрантам- ветеранам Первой Мировой войны, вынужденных уехать из России ещё в годы революции… Представляете, мои добрые дети, их выгнали из дома, из родной страны!  Это очень больно, поверьте мне...  Но они не унывали - они работали! Они бесконечно много работали. Концерты, репетиции, гастроли, контракты… Они выступали на самых главных сценических площадках самых главных театров мира! Ковен-Гарден, Метрополитен-Опера, Гранд Опера, Ла Скала, Мюнхенская Опера…   Их   полюбили везде! Два мощнейших таланта, две мощнейшие личности! Мстислав Леопольдович был не только виртуозный виолончелист. Он был ещё и  дирижёр, равного которому не было, и замечательный пианист, а ещё педагог и  общественный деятель. Они с Галиной Павловной создали благотворительный фонд, с помощью которого помогали начинающим музыкантам из малоимущих семей, выплачивали стипендии. Они даже построили родильный дом, помогали деткам из детских домов и больным детям. И всё это  в нашей стране! Ни обиды, ни гордыни, ни тщеславия! Всё во имя Любви... И фонд этот работает и сейчас, им занимаются их дочери  Ольга Мстиславовна и Елена Мстиславовна. И фонд этот теперь носит имя Мстислава Леопольдовича. Недаром Ростроповича назвали «величайшим из ныне живущих музыкантов»! 
Галина Павловна обладала природным уникальным сопрано (высокий женский голос), который называли серебристым сопрано. Она вспоминала, что в детстве всё время пела и мечтала быть только певицей. Её родители вовсе не занимались ей, не отдавали в музыкальную школу и не радовались её таланту.  Её воспитывала бабушка Дарья Александровна Иванова, которую она очень любила. Галина Павловна окончила всего семь классов и в семнадцать лет пошла работать.  Так было нужно. Ей было всего лишь четырнадцать, когда началась Великая Отечественная война. Она пережила страшную  блокаду Ленинграда, которую не пережила её любимая бабушка… И Галина Павловна осталась одна… Было так тяжело и страшно, что не дай вам Бог, мои дорогие детки, пережить такое, и не дай вам Бог, забыть о тех страшных годах, пережитых вашими бабушками и прабабушками, дедушками и прадедушками…  Но она не унывала - она работала! Её взяли в отряд местной противовоздушной обороны. Потом она поступила в Ленинградский областной театр оперетты, пела в хоре, потом исполняла основные партии. А потом приехала в Москву. И Галину Павловну,  единственную со всего конкурса,  безоговорочно приняли в Большой театр, где она сразу же заняла положение  ведущей певицы. И никто даже не спросил  её об образовании! Им было всё равно. Они были очарованы  уникальным, чарующим,  нежным, сильным её голосом. Да разве опишешь словами Божий дар?! Послушайте, мои дорогие, и даже в записи вы удивитесь небесной красоте голоса Галины Павловны Вишневской! Но Божественного дара  мало… Её отношение к работе, её требовательность к себе, ею бесстрашие и решительность! Вот те основные качества, сделавшие её знаменитой  и любимой на весь мир. Когда ей было четыре года, она, не раздумывая бросилась вниз головой с высокого берега в реку наравне с мальчишками, которые были гораздо старше неё. Вот так всю жизнь…   решила - сделала! Решила стать певицей и стала.  Да какой певицей!  «Большой театр всегда был для меня, как живое дышащее существо…Я безумно любила его. Я выходила на сцену как на праздник. Для меня это было святое место, и я должна была отдать театру всё лучшее, что было во мне…» Первой её ролью была Татьяна Ларина из оперы «Евгений Онегин». Она с детства чувствовала себя… только  царицей во всём!  Что бы ни она делала, всё было идеально!  Иначе нельзя, «в искусстве надо жить на самой волне, на  самом верху.  Всю карьеру я прошла как по ковру из звёзд…» Этот характер воспитала в себе сама и ничего не боялась. Как-то кинорежиссёр Александр Сакуров пригласил её сниматься в кинофильме «Александра» о войне в Чечне. И она согласилась, несмотря на то, что съёмки должны были проходить в солдатских частях в городе Грозном, где шли боевые действия. Ничего не сказав своему супругу, она поехала.  Снималась тридцать дней подряд при сорокоградусной жаре и не жаловалась, а  рассказывала, что жила в лучших условиях, чем другие артисты и члены съёмочной группы. Их охраняли наши солдаты. Однажды во время съёмок ей устроили  встречу в клубе. На эту встречу приехали и вооружённые чеченцы. Её попросили сказать несколько слов. Она и сказала: «Я приехала и стою здесь, потому что я вас не боюсь… Потому что я вас люблю…» Сколько радости принесли всем её слова! И какой теплой была для всех та встреча! И песни пели, и плакали, и разговаривали мирно, тихо, понимая друг друга...

Сейчас Галина Павловна руководит своим Центром оперного пения, который занимает всё её время и силы. Она с величайшей любовью передаёт своё уникальное мастерство молодым оперным певцам и певицам. Она старается теперь и за Мстислава Леопольдовича, с которым они прожили более пятидесяти лет, которым восхищалась всю жизнь! «Пятьдесят лет я слушаю его виолончель и его концерты. Его личность, его искусство повлияли на развитие моего мировоззрения, на творчество и на всю жизнь. Он уникальное явление в мировом искусстве…»  Несколько лет назад он ушёл из жизни. Но  Галина Павловна не унывает – она работает! Передаёт своим ученикам не только мастерство, дорогие мои добрые детки… Она  старается отдать  им, как когда-то Большому театру, всё лучшее, что в ней есть…
               


Рецензии