Картинки лета

                Сенокосная дорога

   Что такое лесная сенокосная дорога? Это дорога, по которой вывозят сено с затерянных в лесу полян? Так, и не только так. Не все так просто. Лесная дорога – это две спрятанные в высокой траве колеи, ведущие в тайну, в сказку, в неведомое зазеркалье. Впрочем, скорее это мы живем в за-зеркалье, не догадываясь, что душа Земли здесь, за невидимой стеной нашего отчуждения, сквозь которую ведет тайный ход – лесная сенокосная дорога.
   Сначала боязно вступить на нее – заведет, измотает, нашлет кусачих тварей. Не надо бояться. Лес наш друг. Природа – одно из немногих лекарств, которые лечат, а не маскируют. Пойдем по до-роге. Здесь что ни шаг, то открытие. Вот огромный мохнатый мотылек кружит над цветком осота. Подлетит, зависнет как вертолет, уцепится лапкой за цветок для центровки и запускает длинный хо-боток в нектарную чашечку. Идем дальше. Дятел постукивает. Постоим тихо. Вот он, лесной трудя-га. Пестрый черно-белый костюмчик, красный беретик. Осмелел, спустился низко и в метре от нас ведет осмотр ствола, карабкаясь вверх цепкими лапами. Вдруг из-за деревьев – другой дятел, злой, сварливый. Налетел на первого, кричит, скандалит. Драка, крики, хлопанье крыльев. Один погнал другого в чащу леса. Что они не поделили?
   Вот полыхает среди травы маленькое лесное сердечко – земляничная ягодка. Поклонимся ле-су за ароматное угощение. Впереди полянка, очаровательная полянка в цветах. Травы еще не скоше-ны. Проходите, не стесняйтесь. Для вас постелен узорный пушистый ковер из ромашек и клевера. Для вас положено березовое бревно. Присаживайтесь вот здесь, в тенечке. Устроились? Начинаем. Выступает сводный оркестр лесной поляны! Ведет скрипичная группа мух и комаров. Ей вторят ба-сы шмелиной группы из цветущего куста шиповника. Партию ударных инструментов исполняет дя-тел, потрепанный, но не побежденный, партию флейты – пеночка. Вот зазвучала виолончель – это ветер повел свою тему в верхушках сосен. А вот и восторженные зрители – осинки аплодируют зе-леными ладошками. Понравился концерт? Приходите завтра. Приходите каждый день. Выступления продлятся до сентября.
Пойдем дальше. Вот лесная дорога вливается в просеку, словно ручеек в реку, и, словно на речной шири душа наполняется воздухом, светом, простором. И белизной. Вся широченная просека от края до края утопает в ромашках. Лишь посреди нее бежит дальше наша сенокосная дорога. Там, куда она ведет, видна в просвет просеки голубая даль, расчерченная полосками лесов, лоскутками полей, контурами холмов, уходящих за горизонт.
По краям просеки выстроились в шеренгу, словно солдаты на параде, пушистые аккуратные ели и молодые сосенки. Из их гущи вылетают, как пущенные стрелы, гладкие медно-рыжие стволы сосен. Стройные гиганты как атланты кудрявой вершиной подпирают небо, соревнуясь между собой, кто из них стройнее, статней и нарядней. Их мундиры отливают на солнце позолотой.
   Но вот небо над дальним просветом просеки потемнело, из незабудкового сделавшись ва-сильковым. Заворчали дальние раскаты. Голубая даль затуманилась дымкой дождя. Потемнело, на-летел ветер, зашлепал листвой, пригнул ромашки, зашумел в соснах. А потом вдруг опять выглянуло солнце. Июньская туча хоть и грозная, но маленькая, не хватило ее на всю просеку.

                Паутинный праздник

   В тот день был праздник паутин. С ночи землю окутал туман, который никак не желал рас-сеиваться. Не поднимаясь вверх и не опускаясь вниз, он медленно ползал между елей, цеплялся за вершины сосен и высоких душистых лип, развешивал бусины на самых кончиках сосновых иголок. И вдруг выяснилось, что весь мир оплетен паутиной. Все тайные козни маленьких длинноногих охотников, скрытно плетущих свои сети и ловушки, вдруг стали явными. Ветки елей и сосен, высо-кие раскидистые стебли осота, головки и узкие листья пырея, колосья пшеницы – все оказалось опу-танным, увешанным, затянутым ажурным тюлем тончайшей вязки в алмазных бусинках тумана. Толстые паутинные нити, как канаты подвесной дороги, пересекали тропу перед самым носом, за-ставляя нагибаться. Чуть покачивались серебряные гамачки и шторки, а сами мастера, мокрые, сер-дитые и несчастные, сидели где-то рядом, спрятавшись в укрытии.
   Наконец, туман рассеялся, и вышло солнце. Все паутинное царство заиграло, засияло в его лучах и постепенно стало пропадать, словно растворяясь в воздухе. Нарядная бархатно-серебристая ель опять стала зеленой. Потерялись гамачки-навесы, натянутые между колосьями на пшеничном поле. Высохло украшение между стеблями и цветками осота и репейника. Солнце стирало следы происков тумана, сберегая большой секрет маленьких охотников.

                Берега
 
   Высокий поросший соснами берег круто спускается к реке и резко обрывается глинистым красноватым обрывом, обнажая кривые узловатые корни сосен. Подход к реке скрывают густые за-росли прибрежной осоки. Река течет медленно, спокойно, зеркальной гладью своей отражая небо, осоку и кромку кустов на берегу. Сверху, с высокого берега, хорошо видны поляны водорослей на дне, распластавшие свои плети по течению, островки из светло-зеленых кружков водяных лилий. Разноцветной россыпью просвечивают сквозь чистую воду реки галечные отмели. Дальше, за рекой широко раскинулся охваченный речной дугой низкий берег. Сразу за прибрежными кустами начина-ется необъятное пшеничное поле, нежно-зеленое в эту июньскую пору. Пересекая поле, словно иголки, воткнутые в плюшевый зеленый ковер, стоят столбы линии электропередач. По кромке поля от брода протянулась дорога, прячась в деревеньке, чьи красные крыши проглядывают вдалеке меж-ду высоких раскидистых деревьев. Деревенька тянется далеко, сливаясь вдали с зеленой рощей. За ней угадывается еще поле, а дальше виден высокий берег начала речной дуги, поросший лесом и краснеющий таким же глинистым обрывом. Еще дальше проглядывают узкие полоски полей, сбе-гающих со склонов холма, вздыбленные щетины лесов, за ними голубеют очертания далеких леси-стых холмов.
   До чего хороша уральская природа! Выйдешь утром на вершину пригорка – простор, синь,  воля вольная! Вокруг поросшие лесом холмы, широкие поля, пышные луга, звенящие, гудящие, стрекочущие. Вниз и вдаль бежит дорога, и по ней так легко идется и так легко дышится, что, кажет-ся, хватит сил идти, не останавливаясь, всю жизнь. Зачем? Чтобы дойти вон до того леса, узнав все его тайны, выйти в скошенное поле, дойти до дальнего холма, до того загадочного и манящего голу-бого холма и увидеть, что там, за ним, что видится и открывается с его чудесной высоты. Что-то но-вое и прекрасное, о чем ты еще не знаешь и что тебе необходимо узнать, чтобы лучше понимать жизнь.


Рецензии
Замечательные зарисовки.
Наблюдательность автора несомненна.
Реалистичные картинки дополняются осмыслением причинно-следственных связей и зависимостей всего сущего в природе.
Интересно читать.

Виктор Молчанов   13.10.2013 19:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за отклик и замечание по существу. Сейчас я так и делаю, а в первой миниатюре остались "пенки".

Елена Болотова 2   14.10.2013 06:41   Заявить о нарушении