Фашистский меч ковался в Вашингтоне и Лондоне - 2
Версальский мирный договор оказался довольно обременителен для Германии. Но страны-победительницы не хотели ее полного уничтожения. Они опасались острых социальных противоречий, которые имели место в Германии, и, следовательно, возможности проявления новых революционных событий в этой стране. Кроме того, существовала реальная опасность сближения Германии с СССР и проникновения социализма в страны Западной Европы.
В этих условиях в 1924 году на помощь пришли США. Они предложили «План Дауэса» (по имени руководителя международного комитета экспертов, американского банкира Ч.Дауэса).
По этому плану США (и в небольшой степени Англия) предоставляли Германии кредиты для восстановления промышленности. Объем ежегодных выплат Германии репарационных платежей сокращался, он устанавливался в размере 1 - 1,75 млрд. золотых марок.
По плану Дауэса Германия получила около 30 млрд. золотых марок. Поступление иностранных капиталов в промышленность значительно оживило экономику Германии. Уже в 1924 году был снижен объем репараций с Германии. США помогают в возрождении военно-промышленного потенциала страны путем инвестиций.
В 1924 – 1929 годах наблюдается стабилизация германской экономики. Вдвое вырос объем промышленного производства, причем на новой научной основе. Особенно высокие темпы наблюдались в развитии молодых отраслей промышленности – химической и электротехнической. Было освоено производство искусственного бензина и синтетического шелка.
К концу 20-х годов Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США). Германский финансовый капитал принял участие в 200 интернациональных монополистических объединениях. Именно по инициативе германских магнатов в 1926 году был создан Европейский стальной картель, который объединил под своей эгидой 2/3 европейского производства стали.
Фирмы тяжелой и военной индустрии, прежде всего рурские, несмотря на существовавшие версальские ограничения, постепенно переходили на привычный, военный режим работы.
Уже в 1927–1929 годах заводы «Рейнметалл» во все возрастающих размерах стали выпускать пушки и пулеметы. Цейс расширял производство артиллерийских оптических приборов.
Та же «И.Г. Фарбениндустри» снабжала рейхсвер взрывчатыми веществами, смазочными маслами, синтетическим горючим.
Многочисленные филиалы авиационных фирм Юнкерса и Дорнье, расположенные в Швеции, Испании, Дании, Швейцарии и других странах, изготовляли военные самолеты. Автомобильные и мотостроительные заводы переключали часть своих мощностей на выпуск бронеавтомобилей, а позже и танков.
Своим обычным ремеслом занялся Крупп, подписавший выгодные картельные договоры с «Дженерал электрик» и с американской стальной корпорацией.
В 1926 году «пушечный король» изготовлял под видом тракторов танки, правда, еще в незначительном количестве. В 1941 году он откровенно рассказывал:
«Если Германия когда-нибудь захочет или сумеет сбросить с себя цепи Версаля, то Крупп должен быть готовым… Я хотел и должен был сохранить на будущее предприятие «Крупп» в замаскированном виде… Даже везде шнырявшие союзнические комиссии были обмануты: навесные замки, молочные бидоны, кассовые аппараты, машины по изготовлению кувшинов, мусорные автомашины и другой «мирный хлам», который мы изготовляли, действительно не вызывал подозрений».
К 1929 году фирма Круппа отказалась от производства непривычного для нее «мирного хлама» и вновь перешла на выпуск пушек, танков, брони, пулеметов, авиабомб. Филиалы заводов Круппа изготовляли военную продукцию в Швейцарии, Австрии, Голландии и в некоторых других странах.
Заводы «БМВ» и «Даймлер-Бенц» непрерывно увеличивали выпуск автомобилей. В 1929 году в Германии было продано 120 тыс. автомашин. Быстрая «автомобилизация» значительно облегчила впоследствии создание моторизованных соединений гитлеровской армии – вермахта.
К 1929 году многие промышленные предприятия Германии производили вооружение под руководством скрытого Генерального штаба. В конце концов, побеждённая, «строго ограниченная» в области вооружений статьями Версальского договора Германия в 1929 году становится поставщиком оружия для ряда стран Европы и Америки, в том числе и для некоторых стран-победительниц.
К 1929 году германский империализм вернул утраченные в результате войны мировые экономические позиции. По ряду показателей промышленного производства он даже обогнал Англию.
В 1929 году Англия выплавила 9,8 млн. т стали и 7,7 млн. т чугуна, а Германия – соответственно, 16 и 13,2 млн. т и заняла второе место в мире.
Германия быстро увеличила выработку электроэнергии, которая к 1928 году более чем в 5 раз превзошла довоенный уровень.
Автомобилестроение по сравнению с 1913 годом увеличилось в 7 раз, производство алюминия – в 32 раза. В 1929 году экспорт германских товаров превзошел импорт и по своему объему занял третье место в капиталистическом мире после США и Англии.
Более дешёвые германские товары успешно конкурировали на европейских и восточных рынках с английскими. К началу 30-х годов Германия, возрождаемая Америкой и Англией, опять стала их конкурентом.
Это были так называемые золотые 20-е годы.
За ними последовали тяжелые – 1929–1933 годы, – экономический кризис, охвативший весь капиталистический мир, особенно США и Германию.
В Германии кризис достиг кульминации к 1932 г.: потерпели крах 68 тыс. предприятий, были распроданы десятки тыс. крестьянских хозяйств, более 6 млн человек оказались без работы. Назревал новый, революционный взрыв, эпицентром которого вновь становилась Европа. Чтобы предотвратить его, требовался лидер, способный «спасти цивилизацию от коммунизма». Роль «спасителя Европы от коммунизма» была отведена Гитлеру.
В сентябре 1930 года в результате крупных пожертвований Тиссена, «И.Г. Фарбениндустри» и Кирдорфа НСДАП получает 6,4 млн. голосов и занимает второе место в рейхстаге. После такого успеха щедрые вливания из-за рубежа еще более увеличиваются. Основным связующим звеном между крупнейшими немецкими промышленниками и зарубежными финансистами становится Я. Шахт.
4 января 1932 года состоялась встреча крупнейшего английского финансиста М. Нормана с А. Гитлером и фон Папеном, на которой было заключено тайное соглашение о финансировании НСДАП. На этой встрече присутствовали также и американские политики братья Даллесы, о чем не любят упоминать их биографы.
А 14 января 1933 года состоялась встреча Гитлера со Шредером, Папеном и Кеплером, где программа Гитлера была полностью одобрена. Именно здесь был окончательно решен вопрос о передаче власти нацистам, и 30 января Гитлер становится рейхсканцлером.
В 1932 году всякие репарации с Германии были отменены.
Таким образом, промышленность освобождалась от выплат репарационных платежей, что давало ей дополнительные средства для развития. Практически все ограничения в развитии промышленности были сняты.
Частичная стабилизация экономики Германии основывалась на притоке иностранного капитала, главным образом из США и Великобритании. Помимо получения от своих вложений сверхприбылей, США и Англия помогали восстановлению военно-промышленного потенциала Германии.
Своеобразный «золотой дождь» иностранных займов был использован немецкими капиталистами для модернизации индустрии.
В Германии возникли новые мощные монополии. В Голландии, Швейцарии, Испании и других странах на предприятиях, находившихся под контролем немецких монополий, строились военные самолеты и подводные лодки для Германии. В этих условиях Германия вновь после кризиса вышла на 1-е место по объему промышленной продукции среди капиталистических стран Европы.
Милитаризации экономики Германии способствовали многие крупные монополии Великобритании и США. Широко развернувшееся производство различного вида вооружений обеспечило немецким военным концернам невиданный рост прибылей.
Военные заказы росли словно грибы после дождя. С 1934 г. по 1 сентября 1939 г. военные расходы составляли 59,1 % расходов бюджета.
Тем не менее, рост немецкой экономики существенно уступал динамике сталинской индустрии. Если ВВП Германии с 1933 по 1939 гг. (семь лет) выросло примерно в 2,2 раза, ВВП Советского Союза с 1928 по 1940 гг. (13 лет) увеличился почти в 6 раз.
За первые два года первой пятилетки (1928-1929 гг.) рост промышленного производства в СССР составил 52 %.
2. Участие американского капитала в восстановлении Германии.
Германский банкир Шахт в 1929 г. с удовлетворением отмечал: "Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой мировой войне".
Гитлера готовили для святой цели – броску на Восток.
Принадлежавшая Рокфеллеру "Стандарт Ойл" контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.
Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна "И.Г. Фарбенидустри". Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи "ИТТ" они контролировали 40 % телефонной сети Германии и 30 % акций авиастроительной фирмы "Фокке-Вульф".
Через "Дженерал электрик" Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов "АЭГ", "Сименс", "Осрам". Через "Дженерал моторз" Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн "Опель". Генри Форд контролировал 100 % акций концерна "Фольксваген".
К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как "Дойче банк", "Дрезднер банк", "Донат банк" и ряд других.
Янки не шибко печалились от опереточной национализации Гитлером в разгар войны некоторых своих мощностей, ибо прибыль фиксировалась на уровне 5 - 10 % и начислялась истинным владельцам через нейтральные Швейцарию или Швецию.
Вот так обстояли дела с "незалежностью" германской промышленности.
Заокеанские хозяева немецких предприятий и заводили через свои хозяйства инвестиции в германскую экономику. Потому американцы до конца войны не бомбили "свою собственность". Бизнес превыше всего!
Но и этих инвестиций явно не хватало для мобилизационного рывка. Как сделать так, чтобы, начав тотальное военное строительство, не оставить население без штанов, а экономику до намеченной победоносной войны не пустить под откос галопирующей инфляции?
Финансовые светочи нацистов нашли способ покрытия всевозрастающего огромного бюджетного дефицита.
"МММ" фашистской Германии.
Воспользуемся данными из архива бывшего Министерства хозяйства Германии, которые попали в Советский Союз после войны.
Расклад государственного бюджета Третьего Рейха на 1939/1940 финансовый год (пик благополучия фашисткой империи).
Доходы (в марках):
Обыкновенные доходы (в основном налоговые) – 59 млрд.
Займы – 29,5 млрд.
Доходы за счет ресурсов оккупированных стран – 41,5 млрд.
Итого: 130 млрд.
Бюджетные расходы (включая военные) – 130 млрд.
Как видим, баланс сведен за счет огромных займов (50 % от доходной части бюджета) и оккупационного грабежа.
3. Экономическая помощь Запада Германии.
В 30-е годы прошлого века нацистская Германия вела активную внешнюю торговлю. Более того, без иностранных источников сырья тогдашняя немецкая экономика просто не смогла бы существовать. Так, накануне начала 2-й мировой войны, по сырью зависимость от импорта составляла примерно 33%.
В металлургической промышленности отношение потребления отечественной руды к потреблению ввозимой руды выражалось пропорцией 1:3.
По ряду цветных металлов зависимость от заграницы была чрезвычайно большой; так, по свинцу она равнялась 50%, по меди — 70%, по олову — 90%, по алюминию (бокситы) — 99%.
Очень значительной зависимость была также по минеральным маслам (65%), по каучуку (свыше 85%) и по сырью для текстильной промышленности (около 70%).
Кто же снабжал Германию сырьём? Основными поставщиками Третьего рейха были США и Англия, не только давшие гитлеровцам возможность производить обширные закупки благодаря освобождению от платежей по долгам и предоставлению новых кредитов, но и сами снабжавшие их особо ценными видами стратегического сырья, реэкспортируя его в Германию из других стран.
Например, Англия реэкспортировала в Германию медную руду из Южной Африки, Канады, Чили, Бельгийского Конго.
В 1934 году Англией было реэкспортировано в Германию меди на сумму 3870 тыс. марок, что составило треть всего германского ввоза меди, а в 1935 году сумма английских поставок меди для Третьего рейха ещё более возросла, достигнув 6770 тыс. марок.
В 1934 году немецкий концерн «ИГ Фарбениндустри» заключил с канадским никелевым трестом соглашение, обеспечившее Германии 50% необходимого ей никеля и значительную экономию валюты. Остальной никель Германия получала через английские фирмы.
Количество никеля, ввозившегося в Германию при британском содействии, постоянно возрастало. Так, если в 1932 году, по официальным данным английского министерства торговли, было ввезено 1805 т, то в 1933 году — уже 3760 т.
Более того, следует отметить, что поставки британского сырья продолжались даже невзирая на то, что Третий рейх испытывал серьёзные проблемы с платёжеспособностью.
По официальным немецким данным, сумма иностранной задолженности Германии составляла на февраль 1933 года около 19 млрд. марок,в том числе германский долг Англии – 1,7 млрд. марок.
Для сравнения: весь германский экспорт в 1933 году составил 4,9 млрд. марок.
Тем не менее, в феврале 1933 года основные кредиторы Германии согласились подписать очередное соглашение о невостребовании кредитов. Первое из подобных соглашений было заключено в середине сентября 1931 года, затем в 1932 году его действие дважды продлевалось. По сути это был перевод краткосрочных займов в долгосрочные.
В середине февраля 1934 года последовало новое соглашение о невостребовании кредитов. Наконец, 14 июня 1934 года Имперский банк Германии объявил о полном прекращении выплаты иностранных долгов и процентов по ним, кроме платежей по займам Дауэса и Юнга.
Вместо этого кредиторы получали сертификаты, которые они могли превратить в облигации трёхпроцентного займа сроком на 10 лет.
Что касается железной руды, то её главным поставщиком была Швеция.
В 1933-1936 гг. Германия поглощала до 3/4 всего шведского экспорта железной руды.
В 1938 году импорт Третьим рейхом этого стратегического сырья составлял 9 млн. тонн, покрывая 41% потребностей германской металлургической промышленности в руде. Если же учесть высокий процент содержания чистого железа в шведской руде, получается, что 60% немецкого чугуна выплавлялись из руды, импортированной из Швеции.
В самой же Германии имелось всего несколько железорудных месторождений с 20–25-процентным содержанием железа. Разработка таких бедных руд считалась нерентабельной.
Тем не менее на базе этих месторождений началось строительство трех заводов с годовым производством стали 6 млн. тонн, что составляло треть всей выплавки стали в Германии.
Официально работы производились концерном Германа Геринга, но в действительности их выполняла специально созданная американская фирма «Р. Брассерт».
Фирма «Р. Брассерт» была только филиалом крупной чикагской фирмы Брассерта, сотрудничавшей с американским трестом Моргана.
При этом, доля Советского Союза в поставках сырья Третьему рейху была крайне незначительной и составляла по различным видам сырья от 7% и ниже.
Разумеется, делая закупки на мировом рынке, следует что-то продавать взамен. Если в первом квартале 1933 года Германия экспортировала в Англию товаров на 88 млн. марок, то в первом квартале 1934 года эта сумма увеличилась до 104 млн. марок.
В 1936 году германский экспорт в Великобританию достиг суммы в 406 млн. марок.
В 1937-1938 годах Германии удалось полностью оттеснить Англию от участия во ввозе металлических изделий в Италию и Швейцарию и занять главенствующее положение в импорте Португалии, Голландии, Бельгии, Дании, Швеции и Норвегии.
Торговые связи Германии с западными странами не прекратились и после начала 2-й мировой войны. Причём речь идёт отнюдь не только о нейтральных государствах, вроде Швеции, продолжавшей обеспечивать промышленность Третьего рейха высококачественной железной рудой.
Не стало препятствием выгодному бизнесу американских дельцов и вступление США в войну против Германии. Так, в 1944 году Германия ежемесячно получала через франкистскую Испанию 48 тыс. тонн американской нефти и 1100 тонн вольфрама.
Помимо торговли, западные компании владели в Германии изрядной собственностью.
К началу 30-х годов в Германии действовало более шестидесяти предприятий, — филиалов американских фирм и компаний.
Концерн «Дженерал моторс» тесно сотрудничал с «Опелем».
Треть капиталов «Всеобщей компании электричества» находилась под контролем «Дженерал электрик».
Не менее двух пятых немецкой телефонной и телеграфной промышленности подпало под прямой контроль американского концерна ИТТ, связанного с династией Морганов.
Этому же концерну принадлежала и солидная доля (около 28 % основного капитала) в германской авиастроительной фирме «Фокке-Вульф»47.
Сотрудничество «ИТТ» с нацистами началось еще в августе 1933 года, когда его тогдашний босс полковник Состенес Бен во время состоявшейся по его инициативе беседы с Гитлером в Берхтесгадене предложил фюреру воспользоваться обширными ресурсами концерна для осуществления планов создания Третьего рейха.
Он же уже в самый разгар войны лично отправился из Нью-Йорка в Мадрид, а оттуда в Берн, чтобы оказать помощь гитлеровцам в совершенствовании систем связи и управляемых авиабомб, которые разрушали Лондон.
Американская фирма «Стандард ойл» держала в руках более 90 процентов всего капитала германо-американской нефтяной компании, владевшей третью всех наливных пунктов Германии перед Второй мировой войной.
Важно учитывать также и размеры американских вкладов в нацистской Германии к моменту событий в Перл-Харборе, которые составляли примерно 475 млн. долларов.
Инвестиции «Стандард ойл» оценивались в 120 млн. долларов; «Дженерал моторс» — 35 млн. долларов; ИТТ — 30 млн. долларов; «Форд» — 17,5 млн. долларов.
Исходя из того, что США находились в состоянии войны со странами «Оси», американской стороне было бы патриотичнее прекратить деятельность своих компаний в Германии независимо от того, как поступят с ними нацисты: национализируют или сольют с промышленной империей Геринга.
Однако погоня за прибылью толкнула на циничное решение: избежать конфискации, объединив американские предприятия в холдинговые компании, чьи доходы переводились бы на американские счета в немецких банках и хранились бы там до конца войны.
Не отставали от американцев и англичане.
Так, крупнейшему военно-промышленному концерну Англии «Виккерс» принадлежали 49% акций германской военно-химической компании «Дуко АГ», 8% акций «Динамит АГ», 3,5% акций «Дойче гольд унд зильбер шайдеанштальт», а также некоторое количество акций «ИГФарбениндустри».
Другие британские фирмы также располагали в Германии значительной собственностью. Например, «Бэбкок энд Уилкокс», поставлявшая паровые котлы всем флотам мира, имела свои предприятия в Третьем рейхе.
С началом перевооружения германского флота они резко увеличили производство.
Сильно заинтересована в программе моторизации вермахта была фирма «Дэнлоп раббер», предприятия которой в Германии после прихода Гитлера к власти также значительно увеличили выпуск продукции.
В свете вышеизложенного легко понять внутреннюю логику всем известного анекдотического события, имевшего место 5 сентября 1939 года, когда бывший первый лорд Адмиралтейства Леопольд Эмери предложил британскому министру авиации Кингсли Вуду организовать поджог Шварцвальда, чтобы лишить немцев строевого леса, а тот возмущённо ответил:
«Не может быть и речи даже о том, чтобы бомбить военные заводы в Эссене, являющиеся частной собственностью, или линии коммуникаций, ибо это оттолкнуло бы от нас американскую общественность».
4. Военная помощь Запада Германии.
Западные фирмы оказывали Третьему рейху активную помощь в налаживании военного производства. Так, концерн «Виккерс» был непосредственно причастен к строительству германского подводного флота.
Поскольку эта фирма обладала патентными правами во всех областях изобретений, связанных с подводными лодками, подводными минами и зарядами, то эти последние могли быть изготовлены Германией только с согласия «Виккерса».
По свидетельству Чарлза Крейвна, председателя правления фирмы «Виккерс — Армстронг», эта фирма имела лицензии на производство подводных мин и зарядов в Голландии, во Франции, в Испании.
Именно в Голландии и Испании, где были расположены тайные филиалы концернов Круппа и Цейсса, Германия и развернула работы по созданию подводного флота.
В середине 1930-х годов при содействии американского концерна «Этил газолин корпорейшн» (акционерный капитал которого принадлежал поровну компаниям «Стандарт ойл» и «Дженерал моторе») в Германии были построены заводы по производству тетраэтилсвинца – необходимой добавки к бензину, в первую очередь авиационному.
Причем военное министерство США прекрасно понимало, что тетраэтилсвинец нужен немцам для тайного перевооружения (в частности, военной авиации) но не выдвинуло никаких возражений. Эти заводы были введены в эксплуатацию в конце 1939 года, когда вермахт уже вторгся в пределы Чехословакии.
В одном из секретных документов, ставших известными после войны, эксперты «И.Г. Фарбениндустри» следующим образом оценивали значение помощи американской фирмы:
«Нет необходимости подчеркивать, что без тетраэтилсвинца современная война немыслима. Мы же с начала войны были в состоянии производить тетраэтилсвинец исключительно потому, что незадолго до этого американцы построили для нас завод, подготовили его к эксплуатации и передали нам необходимый опыт».
Столь же велика была помощь американского капитала и в разработке способов производства синтетического каучука. В лабораториях «Джаско» и на ее опытном заводе в Батон-Руж (штат Луизиана) была разработана технология массового производства каучука «буна».
Право собственности на этот патент перешло к германскому тресту. «Стандард ойл» разработал способ получения и технологию производства нового вида каучука – бутилового, более высокого по качеству, чем «буна».
В целом же о размахе финансирования германских проектов «Стандарт ойл» можно судить по заявлению американского коммерческого атташе в Берлине, который в декабре 1935 года в официальной беседе отметил, что «по истечении двух лет Германия будет производить нефть и газ из каменного угля в количестве, достаточном для длительной войны.
«Стандард ойл» предоставил ей для этого миллионы долларов»54. Трест «Стандард ойл» не только активно помогал налаживать производство синтетического бензина, но и расходовал крупные суммы на разведку и организацию добычи нефти в Германии.
Тресту принадлежало более половины капитала нефтяной компании, в собственности которой находилось более трети всех бензозаправочных станций.
Германо-американская нефтяная компания владела нефтеперерабатывающими заводами, заводами минеральных масел. Когда началась мировая война, заводы по гидрогенизации угля имелись в Германии и Японии. Но их не было в США.
Американские монополии помогали фашистской Германии и в производстве алюминия, магния, никеля, карбид-вольфрама, бериллия и других стратегических материалов.
В 1935 году германское производство легких и цветных металлов уже превосходило французское и канадское в четыре раза, британское и норвежское – в шесть раз, на 16 тыс. тонн превышало американскую выработку.
Осуществлялись и непосредственные закупки различного вооружения, производство которого еще не было налажено в самой Германии. Например, бронебойных снарядов британской фирмы «Хэдфилдс» для морской артиллерии.
Создание Военно-воздушных сил Третьего рейха также не обошлось без активного англо-американского участия.
По сообщению британского министерства торговли, за 10 месяцев 1934 года различные английские фирмы поставили в Германию 96 моторов, причём имелись в виду только те моторы, которые были официально зарегистрированы как направляемые в Германию.
За первые же пять месяцев 1935 года в Германию были вывезены 89 самолётов и моторов на сумму почти в 200 тысяч фунтов стерлингов.
Реальный объём поставок значительно превышал эти официальные данные. Так, только за первые 8 месяцев 1934 года в Германию были отправлены 200 новейших авиационных моторов «Кестрел» фирмы «Роллс-Ройс».
В английских ВВС эти моторы устанавливались на истребителях «Хоукер фьюри» и «Файрфлай». В мае 1934 года Германия приобрела 80 мощных моторов «Армстронг-Сидли» также последнего образца.
Кроме того, Германия приобретала лицензии на производство наиболее совершенных типов авиамоторов для военных самолётов. Например, немецкая моторостроительная компания «Байерише моторенверке» купила у фирмы «Роллс-Ройс» лицензию на мотор «Кестрел VI» мощностью 600 л.с.
Ещё большим был вклад американцев. После прихода Гитлера к власти поставки самолётов и моторов из Соединённых Штатов в Германию начали резко возрастать. По данным комиссии Конгресса США, расследовавшей деятельность военных фирм, сумма экспорта американских самолётов и моторов в Германию увеличивалась следующим образом:
1931 год — 2 тыс. долл.;
1932 год — 6 тыс. долл.;
1933 год — 272 тыс. долл.;
1934 год (по 31 августа) — 1445 тыс. долл.
В дальнейшем поставки американских самолётов и особенно авиамоторов продолжали увеличиваться. По данным, оглашённым в английском парламенте весной 1935 года, Германия заказала в США части для 3 тыс. авиационных моторов, которые должны были устанавливаться на военных самолётах.
Помимо готовой продукции, германские фирмы приобретали в США лицензии на производство авиамоторов новейших типов. Например, в феврале 1933 года «Пратт энд Уитни компани» предоставила БМВ лицензию на производство мотора «Хорнет-Д».
В результате в 1935 году из 28 типов германских военных самолётов 11 были оснащены английскими и американскими моторами фирм «Роллс-Ройс», «Армстронг-Сидли», «Пратт энд Уитни» и других.
Вполне естественно, что представители западных демократий старались не афишировать свои взаимовыгодные связи с Третьим рейхом. Как справедливо замечает по этому поводу автор вышедшей в 1983 году книги «Торговля с врагом», американский публицист Чарльз Хайэм:
«Нетрудно представить реакцию граждан США и Великобритании, заяви им, что в 1942 году корпорация «Стандард ойл» торговала горючим с Германией через нейтральную Швейцарию и что горючее, предназначавшееся союзникам, получал их противник. Их охватил бы справедливый гнев.
Как бы они были возмущены, узнай, что после событий в Перл-Харборе «Чейз бэнк» заключал миллионные сделки с врагом в оккупированном Париже с полного ведома правления этого банка в Манхэттене;
что во Франции грузовики, предназначенные для немецких оккупационных войск, собирались на тамошних заводах Форда по прямому указанию из Дирборна (штат Мичиган), где находится дирекция этой корпорации;
что полковник Состенес Бен, глава многонациональной американской телефонной корпорации ИТТ, в разгар войны отправился из Нью-Йорка в Мадрид, а оттуда в Берн, чтобы оказать помощь гитлеровцам в совершенствовании систем связи и управляемых авиабомб, которые варварски разрушали Лондон (та же компания участвовала в производстве «фокке-вульфов», сбрасывавших бомбы на американские и британские войска);
что шарикоподшипники, которых так недоставало на американских предприятиях, производивших военную технику, отправлялись латиноамериканским заказчикам, связанным с нацистами.
Причем делалось это с тайного согласия заместителя начальника управления военного производства США, который одновременно был деловым партнёром родственника рейхсмаршала Геринга в Филадельфии.
Заметим, что в Вашингтоне обо всём этом отлично знали и либо относились с одобрением, либо закрывали глаза на подобные действия».
Таким образом, упрекать Сталина в аморальности экономического сотрудничества с Германией могут разве что наши доморощенные любители двойных стандартов, сладострастно выискивающие мельчайшие соринки в глазу у своей родной страны и демонстративно не замечающие бревна у обожаемого Запада.
5. Новый виток вооружения.
Открытое вооружение Германии началось в марте 1935 года после введения всеобщей воинской повинности. В июне того же года было заключено новое соглашение по флоту между Великобританией и Германией, согласно которому нглийские политики разрешили нацистам иметь по квоте военно-морских сил 35 % от их собственного флота и 100 % от их подводного флота (это было в несколько раз больше квоты установленной, например, для Франции).
Компания «Форд Мотор» помогала обеспечить фашистской Германии доступ к стратегическому сырью, за что ее глава Г. Форд в 1938 г. принял высшую награду «третьего рейха», которой был удостоен иностранец, — Большой крест немецкого Орла.
«Генри Форд — источник моего вдохновения» — заявлял Гитлер, объясняя, почему он держит рядом со своим рабочим столом портрет главы американских «антисемитов». Месяц спустя ту же награду получит Джеймс Муни, исполнительный директор компании «Дженерал моторе», поддержавший фашистскую оккупацию Чехословакии и предоставивший новые технологии производства топлива.
Если в свое время родился лозунг: «Что хорошо для «Дженерал моторc», то хорошо для Соединенных Штатов», то Слоан, Бенн, Дэвис и иже с ними предлагали новый вариант: «Что хорошо для Гитлера, то хорошо для американского бизнеса».
Когда после войны американские историки и экономисты стали подсчитывать, какова же была доля американского делового мира в материальном обеспечении гитлеровской агрессии, цифры оказались сногсшибательными:
- американские заводы в Германии («Опель», «Форд») произвели для вермахта 90% грузовиков грузоподъемностью до 3 тонн;
- те же заводы выпустили для вермахта 70% тяжелых грузовиков;
- 50% двигателей для самолетов «Ю-88» были произведены фирмой «Опель»;
- эта же фирма выпустила двигатели для первого реактивного самолета «Ме-262»;
- дирекция «Опеля», назначенная руководством «Дженерал моторc», действовала во все время войны и тогда, когда США объявили войну Германии.
(И после сохранились технические и организационные контакты между «Опелем» и «Дженерал моторс», которые осуществлялись через Швейцарию)
6. Ну и, наконец, разберемся с вопросом, кто и где ковал фашистский меч.
К началу войны против СССР страны — гитлеровские сателлиты — выплавляли 16 миллионов тонн стали в год, присовокупив их к своей собственной выплавке, немцы имели ежегодно около 32 миллионов тонн, а СССР — лишь 18,3 миллиона.
В целом к моменту агрессии Германия располагала мощностями по производству металла, электроэнергии и добыче угля, примерно в 2-2,5 раза превосходившими мощности «Советов».
Никакого недостатка, допустим, в оснащении своих войск немцы не могли испытывать хотя бы уже потому, что к собственным ресурсам они имели возможность приплюсовать оружие, боеприпасы и все материально-техническое снаряжение 30 чехословацких, 92 французских, 12 английских, 22 бельгийских, 18 голландских и 6 норвежских разоруженных ими дивизий. Вот такой она тогда была, эта «маленькая Германия Гитлера».
«Разоблачая» советско-германские отношения в сфере сырьевых поставок, Резун «забывает», что с сентября 1939 года в Европе шла война, а англичане с французами были вынуждены аннулировать те заказы, которые у них сделал Советский Союз. Причем это было одновременно и политическое решение, диктовавшееся необходимостью экономической мобилизации. Естественно, Москва вынуждена была на это реагировать, искать других поставщиков.
Кремль вел себя в высшей степени прагматично. Если взять номенклатуру взаимных поставок, то мы увидим, что из Германии ввозились главным образом товары длительного пользования: станки, технические запчасти, различные технологии. В свою очередь мы поставляли в основном сырье. И наши поставки соответствовали всего 6-7% германского торгового оборота.
Одно из донесений на имя Сталина, под грифом «Совершенно секретно», гласило:
«из 28 основных видов сырья накануне второй мировой войны Германия имела только 7. Ввозила из США, Англии и Франции около 50% своего импорта стратегического сырья и материалов. Главным поставщиком нефтепродуктов Германии в канун войны были США».
Вот как выглядел импорт нефти Германии в 1938 г. (в миллионах немецких марок):
США — 84.4, Венесуэла — 8.2, Голландская Индия — 76.8, Румыния — 36, Мексика — 119.8, Иран — 8.1.
В 1938 г. в Германию было ввезено 3 640 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов. Из них 2 520 тонн поступило из США и Голландской Индии.
В 1940 г. Германия выплавляла, вместе с оккупированными странами, стали 31,8 млн. тонн, сама добывала 257.4 млн. тонн, а вместе с сателлитами — 439 млн. тонн.
Советский Союз соответственно 18,3 млн. тонн и 165 млн. тонн.
При помощи США, Англии и Франции в короткий срок в Германии было построено более 300 крупных военных заводов.
Военное производство в Германии в 1940 г. увеличилось по сравнению с 1938 г. на две трети, а по сравнению с 1932 г. — в 22 раза.
В 1940 г. немецкая военная промышленность передала вооруженным силам (произвела за год) 9 500 самолетов, 1800 танков, 4000 орудий, 5700 пулеметов, 1 400 000 винтовок.
Монополисты США скупают акции крупнейших германских фирм и путем картельных соглашений участвуют в производстве в Германии основных стратегических материалов, поставляют Гитлеру бензин.
Из примерно 90 млрд. марок, израсходованных фашистской Германией на подготовку к войне, большая часть - это кредиты, предоставленные ей монополиями США, Англии и Франции. Следовательно, стоимость всего «фашистского меча» можно принять равной 90 миллиардам марок.
Подводя итоги, несложно подсчитать, что из 2980 немецких танков, напавших 1 сентября 1939 г. на Польшу, 1 (один) был выкован в СССР.
На фото: вступление германских танковых войск в Чехословакию (1938 г).
Ссылка:
Свидетельство о публикации №213011200636
С уважением
Анатолий
Анатолий Клепов 26.05.2013 12:53 Заявить о нарушении
Германия много чего в СССР поставлялаЮ в том числе, и новейшие образцы вооружения (самолёты, в частности). Ещё и денежный кредит выдала, хотя сама воевала. Это говорит о силе позиции представителей Советского Союза, которые из всякой ситуации могли извлечь крупную выгоду.
С уважением - Сергей.
Сергей Малыгин 26.05.2013 13:42 Заявить о нарушении
Сергей Малыгин 26.05.2013 15:36 Заявить о нарушении