47. Лыжная база им. Алика Тульского

На снимке фотография Алика Тульского 

В августе 1961 года сорвался с Красноярских столбов младший научный сотрудник ИНХ Алик Тульский.
Он окончил МГУ по специальности "радиохимия" и приехал по распределению в Институт неорганической химии сО АН весной 1958 г.  Академгородок еще не был построен, а ИНХ базировался на втором этаже на ул. Советской, 20, а позже он занял этаж в только что построенном Институте гидродинамики.

Я его помню, потому что лаборатория, в которой он работал, находилась в институте гидродинамики, и мы иногда виделись в коридорах и столовой. Но общих дел у меня с ним не было. Он был активным спортсменом а увалечением его была разгадка Тунгусского метеорита, и он уже побвал там в экспедиции летом 1960 г. Собирался поехать туда и в 1961 г. К сожалению, не доехал...

Из статьи Марии Школьник "Алик Тульский: Путь в Ванавары" (http://www.irkutsk.com/tunguska/tulsky.htm):

Зимняя мечта Алика сбылась, и в августе 1961 года он второй раз отправился на Тунгуску: "…вернусь в октябре. Сейчас сельскохозяйственная пора, и в институте отпустили без разговоров. Боюсь только, что это последняя экспедиция - институт к тому году, наверное, сдадут". (29 июля 1961 г.) Через два дня после этого письма Алика не стало.

Вспоминает Аля Бояркина, научный сотрудник Томского НЦ СО РАМН:

"Перед поездкой в Ванавару (мы тогда говорили - Ванавары) у нас был целый день, и мы отправились на Красноярские Столбы. С нами были Юра Кандыба, Валера Бехтерев, студент-медик Гена Трухачев и два парня-столбиста. Алик был с фотоаппаратом и фиксировал все наши подвиги. Случались места очень опасные, и я шла вперед только потому, что назад уже пути не было. В одном месте нужно было пройти по узкому карнизу. Узнав, что, поднявшись наверх, нам снова придется спуститься сюда, я решительно отказалась покорять вершину, но Алик подсел ко мне и сказал, что если я останусь, то мне потом будет стыдно.

Карниз проходил над пропастью глубиной около 20 метров, но он оказался достаточно широким, и я прошла его без страховки. Затем я ступила на большой серый валун, который обрывался вниз метра на два. Алик был где-то сзади, как выяснилось потом - еще на карнизе. Вдруг раздался далекий выстрел (условный сигнал беды у альпинистов. - М. Ш.), и я увидела исказившееся лицо Юры. Кто-то сказал "разбился" и "Алик". Я оглянулась, но позади меня никого не было.

Остаток спуска я летела вниз, перепрыгивая с камня на камень, да и бежать уже было недолго. Алик лежал лицом вниз. Рядом с ним валялся открытый фотоаппарат, на одной ноге не было кеда. Меня как клещами держал Юра. Гена склонился над Аликом, констатируя смерть. Никто не знает, что произошло: фотографировал и потерял бдительность или что-то попало ему в кед, и он стал переобуваться?.."

Мест для захоронения в Академгородке тогда не было. Двадцатипятилетний А. Тульский был похоронен на сельском кладбище в Нижней Ельцовке, оставшись для многих своих знакомых вечной загадкой - таежно-тихий и задумчивый, энергичный и притягательный человек на пути в свои собственные Ванавары.

В это время была построена лыжная база и освещенная трасса за институтом гидродинамики. Это была полностью инициатива молодых спортсменов ИНХа, в том числе и Алика.

После гибели Алика, его друзья из ИНХа предложили дать базе имя Алика. Никто не возражал, наоборот, спортсменов-неоргаников поддержали, и ОКП утвердил это решение. Возможно, лыжная база была первым законченным спортивным сооружением в Академгородке.

На моей памяти это была уже вторая смерть в среде молодых учёных Академгородка. Первым был Саша Коваль, утонувший во время испытаний в Обском море.

Алика похоронили тоже на кладбище в Нижней Ельцовке.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/12/732]


Рецензии