Три кучи

Скажите, вы любите такого человека, который из себя чересчур умный? Вот и я не очень. Прямо не знаю, как лично вы себя поведёте, но если вдруг меня кто-нибудь спросит: «В чем смысл жизни?», или «Что есть истина?», то я такому лишь посочувствую, и поспешу от него скорее, как от лепры ходячей.

И не мной так заведено, что во все времена люди делились по уму своему на три кучи. Сначала, как и положено, умные шли. После них — дураки. А самыми последними — те, что смысл жизни ищут.

Эх, и был же у меня когда-то отличный друг! Звали его Пашкой. Из второй кучи, как и я. Душа-человек, веселый, удовольствия в жизни понимал. И выпить был горазд, и женщины его  любили… В общем, жил человек, не тужил. А потом беда с ним случилась — женился неудачно. И как подменили мужика. Жена, правда, здесь ни при чем. Это тесть, собака, во всем виноват. Это он на Пашку порчу навел. Как в омут головой парня опустили. Очень уж заумным этот тесть оказался. Разные книжечки читал. Спинозу всякую. И Пашку в тую Спинозу втравил.
С тех пор я его полгода не видел, а недавно случайно встретил. Еле узнал — по пальто.

— Пашка! — обрадовался я. — Как живешь? Где пропадал?

А он смотрит на меня демоном-язвенником, и такое в ответ:

— Кто мы?.. Зачем живем?..

— Ты что, говорю, Паш, с утра уже, что ли, набрался?

— В чем смысл жизни? — продолжает он гнуть свое, а у самого глаза мутные, что рассол в кадке.

— Может пивка? — неуверенно предложил я.

— Жизнь нужно так прожить, чтобы в конце обернуться, и увидеть за собой столб света — дела свои, — поднял он над головой руку, изображая, наверное, тот самый столб.

— Совсем плохой стал, — посочувствовал я ему. — Раньше ведь, на рыбалке, постоянно столб света видел, а в баньке, в той, вообще, бывало, искры из глаз сыпались. Ты вспомни!

Да Пашка меня уже и не слушает.

— У каждого в жизни есть свое предназначение. Его надо постичь, и ему следовать.

— Хорош придуриваться! — призвал я его строго и матом к порядку. — Какое у тебя может быть предназначение? Ты что, гений? Великий ученый, или композитор какой? Это они предназначение имеют. Выполнят его, — симфонию напишут или хоть частушку, — а им за это грудку гипсовую без рук в коридоре Доме Композиторов поставят. Вот это я понимаю предназначение. Но вот у меня, к примеру, какое может быть предназначение? Мне семью прокормить, детей в институтах выучить — и хватит с меня. Не до предназначений… Да и сам подумай, если каждый начнет предназначенье иметь, это ж просто жить нельзя станет.

Так и разошлись мы в тот день. А скоро я узнал, что Пашка повесился. Вот дурак! Еще записку посмертную оставил. Две строчки. На латыни.

Тесть целую неделю тужился, переводил с умным видом, а после объявил: «Нет в жизни счастья,  — говорит,  — или что-то в этом роде».

Тьфу ты! Тоже мне горюн. Счастья ему нет. Согласен, нет его, так что ж теперь вешаться из-за этого? Это ж если каждый, кто о смысле жизни хоть раз задумался, повесится, через неделю и денег до получки занять не у кого будет.

Хорошо еще бабы не имеют этой дюже вредной привычки, — от смысла жизни вешаться. Хватит с них и того, что от несчастной любви через одну травятся.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.