Т. Гумбатова Миссионерство его мотивы и цели

Т.Гумбатова  Миссионерство : его мотивы и цели

  В 1901 году газета «Каспий « писала: «Европеец на Востоке забывает те святые принципы гуманности, терпимости, милосердия, которым поклонялся у себя на Родине. Он забывает нравственные правила и оскорбляет религиозные чувства, старается подорвать существующее верование, традиции, на которых зиждутся  народная жизнь и Государство- это роль их миссионеров». В Российской  и Советской  Империях  миссионерство было запрещено Законами. 
  Миссионерство(от лат. missio - посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, направленная на распространение их вероучения  и возвращение в лоно церкви, отпавших от неё. Не секрет,  что у светских людей, миссионерская деятельность всегда вызывала определенное недоверие и скептицизм. Это объясняется,  прежде всего, неприятием  способов  и методов, применяемых религиозными ( и не только  религиозными) организациями для достижения желаемой цели.
  Известно, что христианская вера сама по существу является миссионерской. Великое поручение Иисуса Христа записано в Евангелии от Матфея (28:19): «И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Русская Православная и Евангелическо-лютеранская церкви  распространяют  веру в  Христа и сообщения Евангелия  непосредственно  во внутренней жизни и в пределах своей церкви. В канонах этих церквей запрещено массовое «обращение инаковерующих». Во всех случаях, это индивидуальный выбор каждого человека.
  В православной церкви, в отличие от других религиозных организаций, само Таинство Св. Крещения предполагает пожертвование в пользу Церкви, а не наоборот. И это правильно. Ведь церковь всегда жила на пожертвования своих прихожан. В церковь  прихожане свободно входят( покупают свечи, жертвуют, молятся) и свободно выходят из храма. И самое главное, в церкви запрещен один из главных элементов миссионерства - прозелитизм, т.е. «настойчивое стремление обратить в свою веру лиц иного вероисповедания, имеющих другую систему убеждений». Таких же законов придерживается и Евангелическо-лютеранская церковь. Так, обычно, материальная помощь оказывается только членам общины, прошедшим крещение и конфирмацию. Католическая  церковь  исторически  занималась миссионерством   
    Церковь - это  крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, которая  легитимно  осуществляет  религиозную деятельность,  и   обычно  находиться  в позитивных отношениях с обществом. Она  обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. Вероисповедание заложено в названии церквей: православная, католическая,  лютеранская.  Это  представители Церкви Христовой, основанной  более 2000 лет тому, которых  объединяет, прежде  всего,  Вера в Святую Троицу.
    Секта -это религиозная организация, которая в своем  веровании  взяла  только  часть ( секцию) от основного учения о  триединстве Бога. Свободное толкование Св. Писания  и   интерпретация  церковных законов  привели к огромному количеству  различных  христианских сект. Еще труднее дифференциации их по вероучениям или направлениям. Секты характеризуются претензиями на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли. При этом, каждая секта по-разному истолковывает Священное Писание, а некоторые, как секта »Свидетели Иеговы» даже сделала свой перевод Библии. Они отличаются строгим соблюдением предписанных норм и установок, отрицанием института священств, подчеркиванием равенства всех ее членов, и, как правило, оппозиционны к обществу. Прозелитизм составляет основу  работы религиозных сект.
    Секты практически всегда сопровождали церкви. Самой большой сектой на территории Азербайджана были молокане и духовные христиане. Они появились здесь в 1805 году  и были признаны  всеми  властями за весь исторический период. После Манифеста Императора Николая 11 от 17 октября 1905 года они даже отметили 100 летие. Тогда же были легализированы христианские общины протестантского толка (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня) и  бехаисты (исламского толка).
   После  обретения  Азербайджаном своей независимости , 20 августа 1992 года  был принят «Закон о свободе вероисповедания», согласно которому  каждый   гражданин   получил  право на  свободу исповедания  той или иной религии.   Но если   каждый гражданин действительно свободен в выборе своего вероисповедания или поклонения, то свобода религиозных организаций и их руководителей определена « Законом» и утвержденным Уставом, регламентирующем внутреннюю и внешнюю жизнь организации.
    1992-1996 годы можно назвать периодом   религиозного ренессанса.  Прежде всего, возродились религиозные организации, традиционно существовавшие в Азербайджане до 1937 года. Появились новые организации: последователи американских и шведских пятидесятников («Животворящая благодать», » Слово Жизни», »Церковь Хвалы», »Церковь Неемии» ),  швейцарская  Новоапостольская,  «Свидетели Иеговы» и даже «Община христианской ориентации». И никто не может понять, что же скрывается за этими интригующими названиями. Не любят они сообщать, кто является основателем их секты. Например, секта « Свидетели Иеговы» основана сто лет тому американским галантерейщиком Чарльзом  Расселом.
    Под этот »ренессанс « в  страны бывшего Союза, в том числе и в Азербайджан , хлынул поток религиозных иностранных деятелей различного толка. Это объяснятся тем, что во  все времена, когда  государство переживает смутные и тяжкие времена, внешние и внутренние «друзья» спешат завоевать себе сторонников   и используют для этого все, в том числе и религию. Теологическая необразованность людей, вызванная многолетней пропагандой атеизма, с одной стороны и, непонимание происходящего в политической жизни государства с другой, способствовали(прежде всего в городах) массовому увлечению религией.  Иностранные пасторы собирали достаточно внушительные  аудитории слушателей. Присутствующих просили записать (на вручаемой заранее бумаге) свои координаты, после чего они механически становились членами их сообщества. С целью привлечения людей в общинах организовывались бесплатные курсы  изучения английского языка. Шла потоком гуманитарная помощь в виде  старой  одежды и лекарств, не первой свежести. Они активно  посещали  людей по  домам ( в нарушение закона о защите жилища), на улицах и в общественных местах навязчиво предлагали разную религиозную литературу, осведомлялись о материальном положении, обещали помощь, вызывались устроить детей, приглашали на собрания, преподносили подарки и, воспользовавшись доверчивостью людей , организовывали  публичные христианские крещения в море. Это было массированное миссионерство, которое на то время, действительно преследовало цель христианизации граждан Азербайджана. Эта шокирующая  настойчивость и бесцеремонность  в поведении представителей различных сект  и есть суть  прозелитизма.   
    Миссионерская деятельность требует  участия  двух  сторон. С одной  стороны, это  «миссионер». Под этим   подразумевают того,  кто посылает,  и  кого посылают  для выполнения  поставленной задачи  в чужое государство. Правом «посылать» церковных представителей в другие страны обладают,  различные «миссии ( прежде всего гуманитарные и образовательные), которые и получают огромные деньги на содержание этих миссионеров.  Известно, что наибольшего размаха миссионерская активность достигала в государствах преуспевающих, с развитой для своего времени экономикой и великодержавными амбициями, способных инвестировать эту деятельность. Это верно как для далекого прошлого, так и для нашего времени. По данным, относящимся к 1993 г., в мире работало 76 120 зарубежных протестантских миссионеров, включая их жен. По оценкам экспертов, содержание семьи зарубежного миссионера обходится религиозной организации в сумму, достигающую 50 000 долларов США в год. Только на содержание 38 060 семей (где половину миссионеров составляют жены! ) было потрачено без малого 2 млрд. долларов США,  плюс расходы на реализацию конкретных проектов, связанных со строительством церквей, благотворительностью и т.п. Очевидно, что и здесь суммы исчисляются миллиардами. 
     Приезжающие иностранные пасторы, в большинстве случаев, своей деятельностью не несут абсолютно  никакой духовности. В основании их работы присутствует все, что угодно, но только не духовные цели. Дело в том, что  в дальние страны отправляют  не лучших, а тех, чьи амбиции и материальные потребности далеко не удовлетворены. Получая хорошую поддержку из-за рубежа, духовные наставники имеют возможность накопить значительные   денежные  суммы. Это позволяет финансовая непрозрачность и недемократичность деятельности религиозных общин.
     Надо отметить, что солидные затраты, направляемые  на содержание своих миссионеров в Азербайджан  и на реализацию различных проектов, в том числе благотворительных, окупаются сторицей. Представительство обеспечивает религиозной организации популярность, позволяет развернуть компанию по сбору средств на осуществление различных проектов, в том числе и «под борьбу с  терроризмом », что в конечном итоге покрывает все расходы миссии и обеспечивает  ее материальное благополучие. Верующие за рубежом приучены жертвовать и охотно дают деньги, если видят конкретные цели миссии, чем в полной мере пользуются религиозные организации. Для некоторых-  это источники отмывания денег.
       Исполнителями миссионерства становятся граждане намеченного » чужого»  государства. Как правило, это тщательно  подобранные для этих целей  люди.  Их приводят к » власти» такими же технологиями, как и в политике. Для большинства  руководителей  религиозных организаций это стало материальным источником существования их и их семей.  Их продвижение по иерархической лестнице внутри секты  и  зарплата зависит от количества приведенных новых людей. Поэтому, в  сектах так развит принцип маркетинга ( пришел сам и приведи еще 5 человек).
    Вторую сторону представляют люди, которые в силу разных причин, попадают в сети этих миссионеров. При общем интересе, они имеют разные цели. Для многих  – это один из видов межличностного общения. Особенно это касается  одиноких людей пожилого возраста и молодежи. Последних привлекает бесплатный  американский   язык, модерновая музыка  в процессе богослужения и возможность уклониться от призыва в армию. В последнее годы  секты начали  практиковать  устройство летних лагерей для детей и путешествия, для молодежи. Материальные возможности  этих  организаций позволяют  арендовать в  самом  центре города  дорогие помещения  и  офисы.  Мне известны много людей, которые посещают одновременно несколько религиозных организаций различного верования. В одной они получают секонд-хенд, в другой  - бесплатный обед, в  третьей - пьют бесплатно чай, в четвертых исповедуются и т. д. и т. п.  Многие, приняв крещение, сами же исключают всякую возможность, в случае их смерти, быть похороненными по христианскому обряду. Количество азербайджанцев, которые публично (не стесняясь!) говорят о принятии ими христианства невелико. Это, в основном, руководители этих  религиозных организаций.
    Большая часть азербайджанцев, быстро разобравшись в неискренности идей и,  преследуя  свою корыстную цель - получение убежища в западных государствах, быстро включились в эту игру. В христианском  крещении  их интересовала только бумажка об этом факте,  но ни в коем случае ни Вера в Иисуса Христа.  Только из нашей общины   12 человек  выехали ( по приглашению  различных миссионерских организаций  и  в виде туристов ) в Германию и там »сдались«. Все они имели в паспорте национальность- азербайджанец. Они шли на все - подделывали документы,  лгали ,  предавали  и кощунствовали. Для этих людей понятие  Веры,  Чести, как и понятие »Родины» неведомы.  Их нельзя считать христианами.
   Раньше  постоянно «на виду » были «Адвентисты седьмого дня, материальное положение которой активно поддерживалось гуманитарной организацией « АДРА».
Но, закончились деньги  и количество адвентистов,  по данным Госкомитета по работе с религиозными  организациями , сократилось с 2000 до 150-180 человек!   Надо отметить, что  практически  все гуманитарные организации занимаются миссионерством.
     Действительно, в последнее время количество приверженцев в христианских сектах уменьшилось, но значительно увеличились  секты мусульманского толка.   Стала очевидна  нерентабельность  работы  по христианизации мусульман  и  для тех, кто заказывал »эту музыку». Но все не так просто. На сегодняшний день религиозное рвение миссионеров имеет более широкие задачи  и,  прежде всего,  в  осуществлении геополитических интересов  государств, на службе у которых миссионеры находятся. Самой опасной для национальной безопасности  Азербайджана  является южнокорейская  секта супругов Мун - «Церковь Объединения». Многие страны ввели запрет на деятельность секты (в Германии, Великобритании, Франции, Болгарии, Чехии, России и др.). Замаскировавшись под название «Межрелигиозная межнациональная федерация за мир во всем мире» ( при, около ООН) она  продолжает свою активную работает. 
    Одной из особенностей секты Муна состоит в том,  что своих агентов она не хватает на улицах и по домам (подобно секте Иеговы, постоянно нарушающей законы о неприкосновенности личности и жилища), а добывает в  правительственных структурах , госучреждениях, в среде ученных, и т.п. Свою работу она проводит под прикрытием постоянно расширяющейся сети религиозных, политических, культурных и экономических "фронтовых" проектов, в которых, с целью камуфляжа,  используют словосочетания «за мир во всем мире» , «за всеобщий мир» и обязательно –ООН.  Название дорогого стоит!
     Членами секты и ее агентами влияния невольно становятся люди, получившие от секты диплом « Посла мира», подписанный супругами Мун. В Азербайджане  этими дипломами награждено более 1000 человек. Среди них «академики  и члены Национальной Академии Наук, депутаты Милли Меджлиса, члены правительства, деятели культуры и др.   Мы не называем их имена, «Ибо они не ведают, что творят» ,  но,  это тот случай, о котором говорила Анна Ахматова: »От одних, похвала, что зола , от других и хула-похвала «. 
    Работа под крышей  религиозных групп  облегчает некоторым политикам доступ в те или иные районы Азербайджана. Это одна из существующих форм контроля, которое осуществляют заинтересованные  государства. Они распространяют свой контроль на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации. В руках религиозных миссий находятся многие учебные заведения. 
     Суммируя  выше приведенное  считаем, что:
 Миссионерство - это насилие, поскольку подразумевает изменение человека из одного состояния в другое  и  нарушение   покоя  не только одного человека, но и всего общества. Миссионерство – это политика  навязывания своей идеологии: то, что есть у вас - это вредно и плохо, а то, что есть у нас - хорошо и вы должны принять это. Миссионерство-это бизнес и отмывание денег. Миссионерство-это обыкновенная ложь.
    


Рецензии