Карачун запутался в трех соснах

 Надысь заспорил с Пушкиным. Прочитал у него обращенное к славянам поздравление с Новым Годом. Нет, не то удивило, что относилось оно не к предкам нашего классика, а к коренным жителям. Сроки заставили задуматься. Предлагает Пушкин отмечать Новый Год 21 декабря, то есть в день солнцеворота. Тут я свой аргумент привел. Мол, славяне отмечали дату, разделяющую годы, первого марта.

 Интриги в наш спор добавил очередной конец света. В двенадцатом году он был запланирован древними майя именно на 21 декабря. А на Руси этот период связан со славянским божеством Карачуном. Наши предки звали его ещё Чернобогом. Очевидно, помятуя самую длинную ночь. Перед концом света я ещё успел написать заметочку "Весело, весело встретим Карачун", посвященную Дню российского энергетика.

 Вот такая связочка, привлекшая меня к материалу Пушкина. Естественно, написал рецензию. Потом "потрещали" малость. Решили в тринадцатом году отметить именно 21 декабря. А под утро ещё раз послушал любимое "Эхо". И попал на Марину Королеву. Она в очередной раз объясняла, как правильно обращаться с эти самым Карачуном, Вернее, словом. Есть варианты. Но сейчас о другом.

 Прослушав ту передачу, засомневался в одной фразе заместителя главного редактора радиостанции. С Пушкиным мы упоминали именно 21, а Марина Александровна сказала о 12 декабря. Ошиблась, оговорилась? Платон нам с Пушкиным друг, но истина дороже.

 Вот и решил покопаться. На сайте любимой радиостанции как-то у меня не задалось. Подумал, может рановато. Ещё не выложили. Но тут случайно наткнулся на перепечатку в "Российской Газете". Там слово в слово. Вот выдержка из заметки.

 "Как рассказывает языковед Валерий Мокиенко, словом "карачун" (или корочун) в языческой русской мифологии обозначался день Спиридона-поворота (то есть 12 декабря), или "солнцеворота".

 Реально, другая дата. Обратился к википедии. Поглядим, как упомянутый Спиридон относится к этому несоответствию. Оказывается, христиане почитают чудотворца Спиридона Тримифунтского. Святитель совершал немало чудес, поражающих прихожан.  В отличии от многих современных служителей культа успевал пасти овец и растить хлеб. И вот оказывается, что католики отмечают день памяти святого Спиридона 14 декабря. По разнице между юлианским и григорианским календарями легко вычислить православную дату. Она должна прийтись на 25.

 В основной статье википедии оно так и есть. "Память в Православной церкви — 25 декабря." Но в "иконке" с правой стороны материала иная дата- 12 декабря. Ошибка? Возможно, её и повторила Марина Королева. Она упомянула в передаче Мокиенко. Посмотрим.

 В найденной работе профессора Санкт-Петербургского университета В. М. Мокиенко упоминается Карачун. Но я не нашел привязки именно к 12 декабря. Зато в сноске, относящейся к толковому словарю Даля черным по белому " Солноворот, день 12 декабря, Спиридоньев день". Ну, что брат Пушкин? Ошибся наш современник?

 Допускаю, что при перепечатке текста циферки поменялись местами. И вот эта "рокировочка" переносится и в википедию, и в работы известного профессора, и в передачи заместителя редактора "Эха". В "Российской Газете" соответствующая статья Королевой напечатана пять лет назад. Вот и кочует странная дата из статьи в статью, повторяется "Эхом" в трех соснах. Надо посмотреть первоисточник. Ну не мог мудрый потомок датчан так ошибиться.

 А пока я не выясню, сдув пыль с тома Даля, давай-ка, брат Пушкин отмечать Новый Год на березень. Как-то веселее. Тут уж не запутаешься, как наши современные авторитеты, в трех соснах.


Рецензии