Anwood Kirtan 4
АНВУД КИРТАН
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
ГЛОССАРИЙ
*
авидья - неведенье (клеша)
абхьяса - фиксация внимания на одной точке
абхокта - не наслаждающийся
абхимана - гордыня
абхинивеша - привязанность к телу и мирской жизни (клеша)
агами - карма настоящей инкарнации
акарта - неделанье
акаша - пространство, в котором вибрирует прана; эфирная таттва
голубого цвета. Является препятствием при Освобождении
Атман - источник ума. Предмет исследования йогина,в отличие от
философа, познающего при помощи ума
атма-шакти - энергия Высшего “Я”
атма-чинтана - размышление о Высшем “Я”
атманиведана - поклонение Абсолюту
аннамайя-коша - физическое тело
аннутара самьяк
самбодхи - полное просветление
антарьямин - Дух как внутренний правитель во всех существах
анамайя - безболезненность состояния садхака
ахимса - ненасилие
арджава - откровенность
асанга - отрешенность
апариграха - нежадность
асана - поза тела, направляющая прану внутрь, в отличие от физичес
ких упражнений, выводящих ее наружу. Форма тождества
субъекта и объекта
асмита - эгоизм
апана (прана) - выполняет функцию питания и экскреции
асана-джайя - овладение асаной (три часа без перерыва)
Асанга-Акарта-Абхокта - Я – безмолвный свидетель
ашуддха-манас - нечистый сознательный разум
Ахам асми - Я есмь
аханда махамантра
киртан - “участие” Свами Шивананды во второй мировой войне:
поддерживание непрерывного течения мирной жизни,
помощь обеспокоенным умам обрести покой (декабрь 1943)
буддхи - интеллект
брахмачарья - целибат
бхава - правильный мысленный настрой
бхавана - вдох есть вдохновение от Брахмана, выдох – погружение
в Брахмана
бхрашта - практиковавший йогу в прошлых воплощениях (Наполеон)
вайрагья - отречение от “не-Я”
васана - желание
вивека-вичара - различающий ум
викшепа - колебание ума
вак-индрия - речь
вак-сиддха - дар пророческого слова
вритти - колебания сознания, модификации ума. Должны быть
остановлены для сведения на нет эгоизма(метод раджа-йоги)
вичара - логическое рассуждение
витарка - аналитическое сосредоточение
вьяна (прана) - выполняет функцию кровообращения
гуна - первичный элемент пракрити (саттва, раджас, тамас)
гхора - возбудимость
дживанмукта - освобожденная душа
джняна-марга - путь знания
джапа - повторение ОМ, обращение сознания вовнутрь
дхарана - концентрация
дхьяна - медитация
двеша - ненависть (клеша)
дравья - субстанция
21600 - общее количество дыханий в день (15 дыханий в минуту)
индрия - чувство
йога-карма - очищает ум, воспитывает тело
йога-бхакти - останавливает блуждание ума, развивает сердце
йога-раджа - укрепляет ум, делает его однонаправленным
йога-джняна - развивает волю, приводит к познанию Атмана
йога синтеза - служите, любите, дарите, очищайтесь, размышляйте,
осуществляйте (Свами Шивананда)
кальпа - определенный цикл лет
кайвалья - абсолютная независимость. Свобода. Цель медитирующего.
Прошлое и будущее – “здесь и сейчас” (в настоящем)
кукарма - плохие деяния
клеша - мирская “болезнь”
карма - см. трикарма
кумбхака - задержка дыхания. Продлевает жизнь
кутир - хижина отшельника
ланготи - тазовая повязка для практики асан
лайя - сон. Препятствие при освобождении
майя - иллюзия, видимость
манас - ментальная атмосфера
маноматрам-джагат - проекция сознания
маномайя-коша - сознание
манана - глубокое размышление (приобщение к знанию)
мамата - иллюзорное представление: “все вокруг – мое”
мауна - молчальничество
мокша - духовное освобождение
моха - сила заблуждения (в оковах видимости, майи)
мудха - уныние и глупость
медитация (дхьяна) - непрерывный поток одной мысли
махавакья - непрерывное удержание одной мысли, приводящее к
кристаллизации ее в действительный факт
нидидхьясана - выполнение (приобщение к знанию)
нияма - соблюдение предписаний
ниргуна- - бескачественный (ниргуна-медитация, ниргуна-Абсолют)
нирвикальпа-самадхи - высшее самадхи. Абсолютное осознание. Полное безмыслие
ниродха - полное управление сознанием
нирбиджа - полное сгорание самскар
оджас - превращение сексуальной силы в духовную
ОМ - слово силы, священный символ Брахмана. Произносится при
медитации. Коротко и с акцентом – сжигает грехи; длинный
с акцентом – дает освобождение (мокшу); растянутый –
наделяет сиддхами. Заменяет все священные писания мира.
ОМ Шанти
Шанти Шанти! - Мир Всем Существам!
пракрити - материальная природа
пратьяхара - отключение чувств
пурушартха - истинное мужество
пингала - “солнечный” энергетический канал правой ноздри
пратипакша-бхавана - культивирование противоположного (робость-смелость)
прарабдха - действия, ставшие причиной нынешнего рождения
прана - канал между телом и сознанием; астральным и физическим
телом.Сексуальная энергия. Сознание и прана взаимозависимы.
Прана вибрирует, и в сознании появляются мысли.
пранаяма - контроль дыхания (вдох-выдох)
притхиви - земная таттва – желтого цвета
паравайрагья - величайшее бесстрастие. Полное отделение от пракрити
парипурна - полнота сущего
раджас - страсть, действие, движение
рага - мирская “болезнь” (клеша)
сабиджа - “с семенем”. Остатки самскар
савикальпа-самадхи - низшее самадхи. Препятствие
савичара - внеязыковое мышление
садхак - стремящийся к Абсолюту
садхана - духовная практика
саттва - чистота, доброта, гармония, свет, мудрость
сатья - правдивость
саткарма - добрые деяния
Сат-чит-ананда - бытие-сознание-блаженство Абсолюта
Сатчитананда-сварупа - личная форма бытия-сознания-блаженства
сакши - молчаливый свидетель
сукшма-прана - психопрана
сукха-пурвака (пранаяма) - вдох(правая ноздря) — задержка — выдох(левая ноздря) 1:4:2
спандана - вибрация, непостижимая разумом
сиддхи - высшие силы
самскара - непроявленная способность. Впечатление
самадхи - сверхсознательное состояние
санкальпа - солитон сознания (мысль)
сантоша - удовлетворенность
сансара -
сананда-самадхи - блаженное самадхи
самана (прана) - выполняет функцию пищеварения
самьяма - концентрация, медитация, озарение (инсайт) в раджа-йоге
саньчита - сумма всех действий текущей инкарнации
СО-ХАМ - звучащие вдох (СО) и выдох (ХАМ). Объект дхараны
таттва - элемент бытия (земная, водная, огненная,воздушная,эфирная)
тамас - инертность, тьма, неведение
тапас - аскетизм
теджас - аура
трикути - межбровное пространство. Центр сознания
тратака - фиксация взгляда
Тат Твам Аси - Ты есть То
трикарма - саньчита, прарабдха и агами (см.)
турийя - четвертое состояние сознания
удана (прана) - выполняет функцию глотания. Во время сна помещает
человека в сердце. Отделяет астральное тело от физического
во время смерти
упадхи - бесчисленные пристрастия
Хираньягарбха - космическая прана или “Золотой Зародыш”
читта - подсознательный разум
чайтанья-самадхи - наивысшее самадхи. Прерывание сансары. Освобождение
шуддха-бхава - чистота мысли
шуддха-манас - чистый сознательный разум
шанта - невозмутимость
шакти - энергия, природа, сознание
шактиман - управляющий шакти
шауча - прямота
шрути - Писания
шравана - слушание (приобщение к знанию). “Расгипнотизирование”
от очарования майи (Шивананда)
экаграта - однонаправленность сознания
яма - самоконтроль
Словарь составлен Сергеем Режским
Свидетельство о публикации №213011301763