У какого народа есть будущее
Скажу честно, как на исповеди: реакция людей Индии на трагедию меня потрясла даже больше, чем сама трагедия. Я много раз видел на телеэкране эту реакцию. Казалось, что поднялась вся Индия. Кадры схваток митингующих с полицией производили сильное впечатление. Наступил 2013 год, а Индия бурлит и по сей день. Народ требует смертной казни для нелюдей, более тысячи адвокатов наотрез отказались защищать преступников, так что придётся судебной машине назначать государственных адвокатов.
И настал, неизбежно настал тот день, когда я задался таким вопросом: а была бы такая реакция в России, поднялась бы она, случись у нас такое?.. И мне не надо было заглядывать в прошлое России и всматриваться в её день сегодняшний, чтобы ответить на него так: нет, не было бы такой реакции, не поднялась бы она.
И в который раз я вспомнил бессмертное “Философическое письмо”. Его автор, один из самых умных людей, когда-либо рождавшихся в России, ещё в 1829 году назвал “полное равнодушие к добру и злу, к истине и ко лжи” характерной чертой русского человека. Я прочитал работы Чаадаева ещё в молодые годы, но только недавно подумал о том, как важно было прозвучать его слову в стране, где самообольщение, самолюбование культивировались сверху с давних времён. (И не только сверху, если вспомнить, кто сочинил красивую сказку о народе – богоносце!..) Нет, совсем не случайно П. Чаадаев стал первым в ряду русских “сумасшедших”.
Однако вернусь к главной мысли, обозначенной уже в заголовке. Она очень простая и заключается в следующем: только у того народа есть будущее, у которого сильно развито нравственное чувство. Когда я говорю о будущем, я имею в виду не то, которое сытое, благополучное, а то, которое угодно Господу Богу и которое может стать путеводной звездой для других народов. Похоже, у народа Индии есть такое будущее.
9 января 2013 года
P.S. Не всё из написанного мне понравилось, когда я перечитал заметки на следующий день. Они показались мне несколько поспешными, написанными с той молодой горячностью, которая не простительна в моём возрасте. Отсюда ещё несколько строк.
Верую – вот тот глагол, без которого трудно прожить в России тому типу людей, к которому принадлежу и я.
Пусть Чаадаев был прав в “Философическом письме” от первого слова до последнего, пусть. Но кто ответит мне на такой вопрос: как русский народ с его “полным равнодушием к добру и злу, к истине и ко лжи” мог породить великую русскую литературу?!! Кстати, Чаадаев в “Апологии сумасшедшего”, написанной в 1837 году, признаётся: “… наконец, может быть преувеличением было опечалиться за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина”.
Вспоминаю “Умом Россию не понять”. Конечно, современный человек, знающий всю правду о трагическом опыте России в ХХ веке, может сколько угодно улыбаться по поводу идеализма Тютчева, но есть какая-то правда в его стихотворении, всё-таки есть. А потому верую…
10 января 2013 года
Свидетельство о публикации №213011401071