Владимир Семёнович Высоцкий

Высоцкий, Владимир Семёнович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедииЭто стабильная версия, отпатрулированная 12 января 2013.
Состояние отпатрулирована


Перейти к: навигация, поиск Запрос «Высоцкий, Владимир» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Высоцкий.
Владимир Семёнович Высоцкий

Владимир Высоцкий, 1979
(фото Игоря Пальмина)
Дата рождения: 25 января 1938(1938-01-25)
 
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
 
Дата смерти: 25 июля 1980(1980-07-25) (42 года)
 
Место смерти: Москва, РСФСР, СССР
 
Гражданство:  СССР
 
Род деятельности: автор-исполнитель песен, поэт, прозаик, актёр театра и кино, певец
 
Годы творчества: 1959—1980
 
Язык произведений: русский
 
Премии:
 
 

Влади;мир Семёнович Высо;цкий (25 января 1938 , Москва, РСФСР, СССР — 25 июля 1980, там же) — советский поэт и автор-исполнитель песен,[1] актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек» . Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.

По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина[2]. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70 % ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века[3].

Содержание [убрать]
1 Биография
1.1 Семья
1.2 Происхождение рода
1.3 Детство
1.4 Начало карьеры артиста
1.5 Начало поэтической деятельности
1.6 Зрелые годы
1.7 Последние дни и смерть
1.8 Похороны
2 Творчество
2.1 Поэзия и песни
2.1.1 Стиль и тематика песен
2.2 Проза и драматургия
2.3 Театральные работы
2.4 Радио
2.5 Кинематограф
3 Жёны и дети
4 Друзья
5 Дискография
5.1 Прижизненные диски, изданные в СССР
5.1.1 Персональные издания
5.1.2 С участием Высоцкого
5.2 В СССР и России после смерти
5.3 За рубежом
6 Гитары Владимира Высоцкого
7 Автомобили Владимира Высоцкого
8 Библиография
9 Посмертное признание и влияние на культуру
9.1 Ономастика
9.2 Музеи
9.3 Культурно-досуговый центр
9.4 Памятники
9.5 Монеты, медали и марки
9.6 Влияние, оказанное на других авторов
9.7 Книги
9.8 Фильмы
9.9 На телевидении
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
 

[править] Биография[править] СемьяОтец — Семён Владимирович Высоцкий (1915—1996) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Прага, полковник.
Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003). Зaкончилa Московский институт инострaнных языков, рaботaлa переводчиком-референтом немецкого языкa в инострaнном отделе ВЦСПС, зaтем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служилa в бюро трaнскрипции при Глaвном упрaвлении геодезии и кaртогрaфии МВД СССР. Зaкончилa трудовую деятельность нaчaльником бюро технической документaции в НИИхиммaше.[4]
Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени.
Сын — Арка;дий Влади;мирович Высо;цкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актёр и киносценарист.
Сын — Ники;та Влади;мирович Высо;цкий (8 августа 1964, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр.
[править] Происхождение родаВ настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия[5]. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области[6].

Дед поэта по отцу, тоже Владимир Семёнович Высоцкий (при рождении Вольф Шлиомович) родился в 1889 г. в Бресте (в то время Брест-Литовск) в семье преподавателя русского языка. В дальнейшем переехал в Киев. Имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое. Умер в 1962 г. Бабушка Дарья Алексеевна (при рождении Дебора Евсеевна Бронштейн) — медсестра, косметолог. Онa очень любилa своего первого внукa Володю и былa в последние годы жизни стрaстной поклонницей его песен.[7][8][4][9]

Дед Высоцкого по мaтери, Мaксим Ивaнович Серёгин, приехaл в Москву в возрaсте 14 лет из селa Огaревa Тульской губернии. Позже он стaл рaботaть швейцaром в рaзных московских гостиницaх. У них с женой Евдокией Андреевной Синотовой было пятеро детей, в том числе и Нинa Мaксимовнa. Онa родилaсь в 1912 году. После рaнней смерти родителей стaлa жить сaмостоятельно, зaнимaясь воспитaнием млaдшего брaтa. Работала переводчиком с немецкого языка[4].

[править] Детство
Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задний фасад дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955. Видны табличка и барельеф.Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице (теперь это ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта))[10]:444. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесен в 1955 г., на его месте в 1956 г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 18 км от райцентра — города Бузулука Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы[10]:444. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.

После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, армянке по национальности — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя»[11]. В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Гаспаряном Робертом Рубеновичем, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

[править] Начало карьеры артистаС 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра[10]:444.

С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери на 1-й Мещанской, а затем, после строительства на этом месте нового дома в 1956 г., на проспекте Мира, 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей».

Одна из красивых легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…» Однако заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию подписано 23 декабря 1955 года[12].

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).

[править] Начало поэтической деятельностиСвоё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему Вождю[13].

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики.

Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты».[источник не указан 110 дней]
Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

[править] Зрелые годыВ дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни В. С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

В июне 1968 года В.Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах[14] В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“». Летом 1969 года у Высоцкого был тяжелый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:

 Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…[15]
Марина Влади 

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил[15]. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни[10]:136.

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил В. С. Высоцкий[10]:445.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативной квартире на Малой Грузинской улице, 28.

В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это стихотворение «Из дорожного дневника».

В 1977 году журнал "Театр" опубликовал статью Михаила Борка "Владимир Высоцкий" о театральных работах актёра.

13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады[16], после чего Высоцкий уже был официально признан «певцом-профессионалом».

В 1978 году записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха «Метрополь».

В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не осуществился.[17]

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т. д.

Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой части этой передачи В.Высоцкий исполнял попурри из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю», «Одна научная загадка» из фильма «Ветер „Надежды“», «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй — «Жираф», «Письмо в редакцию по поводу Бермудского треугольника», «Песню о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Балладу о любви» из фильма «Стрелы Робин Гуда».

[править] Последние дни и смерть
Памятник на могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Скульптор — А. РукавишниковУтверждается, что Владимир Высоцкий страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет; из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда; и если не сами врачи таким образом «подсадили» Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали способ «лечения» от алкоголизма: в конце 1970-х годов на смену алкоголю пришёл морфий, при этом дозы постоянно увеличивались[18].

По словам Марины Влади попытки лечения не давали результатов[15], и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от «ломки» (абстиненции). Ровно за год до смерти, в июле 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей театра в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра по словам всё того же Перевозчикова вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков[18].

Другие источники вообще опровергают употребление Высоцким алкоголя в последние годы его жизни. Режиссёр Игорь Масленников вспоминал в интервью:

А Ливанов в то время был «зашит». Нам пришлось это сделать. Перед началом съемок мы через Высоцкого попросили Марину Влади, чтобы она прислала из Парижа препарат, который у нас не выпускали. И Володя вдвоем с Олегом Далем ловили Ливанова по всей Москве, чтобы «зашить». — Почему именно они? — Потому что они были его друзьями и «коллегами» по этой части, а значит, авторитеты.

Это происходило во время съёмок Масленниковым в 1980 году «Собаки Баскервилей»[19], когда, согласно фильму «Спасибо, что живой», Высоцкий был умирающим алкоголиком и наркоманом. (Ранее, в 1973 году Высоцкий точно так же помог Далю; Марина Влади привезла из Парижа препарат «Эспераль», и в результате Олег Даль бросил пить[20]. В начале 1976 года Даль снова запил, но позвонил Высоцкому, который потребовал от него приехать и дал «Эспераль»[21]).

16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии именно с этого концерта.

2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.

3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт[22].

14 июля 1980 года во время выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы».

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв)[23].

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.

Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Так, Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному — и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается[24]), и — как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года, свидетельствует:

 23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру…“

…Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда[25].
 

По утверждениям Марины Влади и Перевозчикова то, что Владимира Высоцкого убили наркотики, остаётся бесспорным, хотя о смерти от передозировки не писал никто[15][18].

[править] Похороны
Могила Владимира Высоцкого в 1983 годуВладимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и, возможно уже после похорон, — статья памяти Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось[26]. Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад его не сдал — каждый хранит его у себя как реликвию[источник не указан 195 дней].

28 июля 1980 года Владимир Семёнович был похоронен на Ваганьковском кладбище. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва — стадионы стояли полупустые[источник не указан 216 дней]. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они [власти] хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый тогда город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от самого Кремля… Видимо, их мышление было таково, — как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище… Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который мы выставили в окно второго этажа театра… Поливочные машины стали сметать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир…
— из воспоминаний Ю. Любимова[27]

[править] ТворчествоПЕСНЯ ПЕВЦА У МИКРОФОНА [28]
Я видел жало: ты змея, я знаю.
А я сегодня — заклинатель змей,
Я не пою, а кобру заклинаю.
Прожорлив он, и с жадностью птенца
Он изо рта выхватывает звуки.
1971 г.[править] Поэзия и песниСм. также: Список песен Владимира Высоцкого
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов,[29] в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).

[править] Стиль и тематика песенВладимир Высоцкий:

Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

— «Пишу я очень давно…»)

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:

«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

— Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.))

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде).

Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» — такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».

Также он отличался нетрадиционной манерой пения — тянул не только гласные, но и согласные.

Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»[30]

[править] Проза и драматургия«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год. Наличие авторского названия неизвестно.

Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате.

«Как-то так все вышло». 1969 или 1970 годы.

«Где центр?» (сценарий). 1975 год.

«Роман о девочках». 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует.

«Венские каникулы». Киноповесть (совместно с Э. Володарским). 1979 год.

«Чёрная свеча» (1 часть). Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семёнович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским.

[править] Театральные работыОсновная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино
(Раздел Театр)

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

[править] РадиоОсновная статья: Радиоспектакли с участием В. С. Высоцкого
Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»).

[править] КинематографОсновная статья: Владимир Высоцкий в театре и кино
(Раздел Кинематограф)

Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма — «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но впоследствии его заменил Анатолий Папанов[31].Также Владимир Семёнович является соавтором сценария фильма «Зелёный фургон», который должен был стать его первой режиссёрской работой.

В 1975 г. Высоцкий стал автором рекламного фильма «Знаки Зодиака», где сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой в том числе в связи с участием Высоцкого в его создании[32].

Фильмография:

1959 — Сверстницы — Петя
1962 — 713-й просит посадку — Солдат морской пехоты
1962 — Карьера Димы Горина — Софрон
1962 — Увольнение на берег — Пётр, друг Валежникова
1962 — Штрафной удар — Юрий Никулин
1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат
1965 — Наш дом — Механик
1965 — На завтрашней улице — Пётр Маркин
1965 — Стряпуха — Андрей Пчелка
1966 — Вертикаль — Володя (также исполняет песни)
1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя
1967 — Короткие встречи — Максим
1967 — Война под крышами — полицай на свадьбе
1968 — Интервенция — Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)
1968 — Служили два товарища — Брусенцов
1968 — Хозяин тайги — Рябой (также исполняет песни)
1969 — Опасные гастроли — Жорж, Николай
1969 — Белый взрыв — Капитан
1972 — Четвёртый — Он
1973 — Плохой хороший человек — Фон Корен
1974 — Единственная дорога — Солодов
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Билл Сигер (также исполняет песни)
1975 — Знаки зодиака (сценарий, музыка)
1975 — Единственная — Борис Ильич
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ганнибал
1977 — Их двое («Мафильм», Венгрия)
1979 — Место встречи изменить нельзя — капитан Жеглов
1979 — Маленькие трагедии — Дон Гуан
[править] Жёны и дети1.Иза Константиновна Высоцкая (урождённая Иза Константиновна Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Женаты с 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. По одним данным, вместе супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году, однако известно, что фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, на самом деле будучи сыном другого человека.
2.Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Женаты с 25 июля 1965 года по 10 февраля 1970 года, разведены; двое сыновей: Аркадий (род. 1962) и Никита (род. 1964).
3.Марина Влади (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Ba;daroff), известная французская актриса кино, театра, телевидения. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.
[править] ДрузьяВ своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях — в первую очередь об известных людях, но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».

Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов. Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта — Левону Кочаряну и там жили или часто бывали актёр Василий Шукшин, режиссёр Андрей Тарковский, писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов, Анатолий Утевский. Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям». Одним из самых близких друзей Высоцкого был клоун-мим Леонид Енгибаров.

Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Валерий Янклович. Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян, Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.

В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга — это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский. Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Также в эти годы в Париже совместно с Константином Казанским, который выступал в качестве аранжировщика, Высоцкий успел записать три своих пластинки[33].

Близким другом был Павел Леонидов — импресарио Высоцкого и его двоюродный дядя.

[править] ДискографияОсновная статья: Дискография Владимира Высоцкого
Основная статья: Список песен Владимира Высоцкого
[править] Прижизненные диски, изданные в СССР[править] Персональные изданияПри жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая из пластинок содержала не больше четырёх песен.

В 1978 году также был выпущен экспортный диск-гигант, в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.

[править] С участием ВысоцкогоНачиная с 1974 года, вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом «Алиса в Стране чудес» (отдельно издали ещё и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же «Кругозоре» (№ 6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других таганских актёров.

[править] В СССР и России после смертиНаиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987—1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993-94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound — Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее качество звучания, а с другой — добавилась некая «попсовость».
К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история“» с кадрами, которые никогда не демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов (кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).
Список альбомов[уточнить], издаваемых с 1996 года:

Татуировка — (1963—1965)
Формулировка — (1964)
Но я не жалею — (1964—1978)
Поговори хоть ты со мной — (1964—1974)
Путешествие в прошлое — (1967)
Скажи ещё спасибо, что живой — (1969—1980)
Песни к к/ф «Иван да Марья» — (1969—1976)
Баллады к к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» — (1974—1976)
Свой остров — (1964,1973—1974,1976)
Затяжной прыжок — (1974—1976)
Концерт в ДК «Мир» — (1967)
Концерт в центральном Театре Кукол — (1973)
Концерт в ДК ВАМИ — (1974)
Концерт в ДК «Коммуна» часть 1 — (1980)
Концерт в ДК «Коммуна» часть 2 — (1980)
Тихорецкая — (1961—1965)
Я родом из детства — (1965—1979)
Песня о Волге — (1968—1979)
Купола — (1968—1979)
Потеряю истинную веру — (1963—1967)
Лукоморья больше нет — (1967—1972)
Банька по-белому — (1969—1974)
Не волнуйтесь — (1969—1976)
Вес взят — (1969—1978)
Памятник — (1973—1979)
История болезни — (1969—1979)
Речека — (1967,1977—1980)
Алиса в стране чудес — (1970, 1973)
Мой Гамлет — (1966—1978)
Концерт в Клубе-магазине «Эврика» — (1966, 1973, 1976)
Концерт в Казани — (1977)
Концерт в Северодонецке — (1974, 1978)
Уголовный кодекс — (2001)
Рецидивист — (2002)
Все ушли на фронт — (2002)
[править] За рубежомВо Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.

В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина»).

В Финляндии в 1979 году вышла 1 пластинка.

В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.

В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские пластинки и 2 сборника).

В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские пластинки и 2 сборника).

В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.

Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Высоцкого.

[править] Гитары Владимира ВысоцкогоВысоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого[34]. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников).

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.[34]

Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».

В спектакле «Преступление и наказание», который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову, который отдал ему свою гитару для этой роли, поскольку гитара понравилась Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин. После смерти поэта Алеников попросил у театра разыскать гитару, и в конце концов она была ему возвращена, но в крайне плачевном, разбитом состоянии, у неё не хватало кусков, починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую гитару в США, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер (англ.)русск.. Фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar (англ.)русск.» под именем «Высоцкий».

[править] Автомобили Владимира ВысоцкогоПесня о двух красивых автомобилях
Нет, развилка как беда,
Стрелки врозь - и вот не здесь ты.
Неужели никогда
Не сближают нас разъезды?
Этот сходится, один,
И, врубив седьмую скорость,
Светло-серый лимузин
Позабыл нажать на тормоз.

1969 г.По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 километров в час и часто разбивал свои машины[35].

Первый автомобиль Владимира Высоцкого — «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейку») с номерным знаком 16-55 МКЛ. Жизнь автомобиля была недолгой — Владимир разбил машину вдребезги после нескольких поездок за рулем.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съёмки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину все-таки восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускала далее 100 км от Москвы. В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали (после объявления в журнале «Paris Match»: «Марина Влади продает машину… Спр. по тел…»).

Через год Высоцкий выехал с концертами в Германию и привез оттуда два BMW — один серый, другой бежевый. Но бежевый оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих — он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой, и никто этого не замечал. В конце концов Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж, где и продал его.

 
Автомобиль из фойе кинотеатра «Октябрь» (Москва); копия автомобиля Высоцкого. В рамках промо-акции к прокату фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».В 1976 году у Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450SEL 6.9 на платформе W 116 (англ.)русск.) — четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза — таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерседес» был первым, который появился в картотеке ГАИ с регистрационным номером 7176ММУ. Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.[источник не указан 351 день]

В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета.[источник не указан 353 дня]

Серуш Бабек (В. К. Перевозчикову): «Когда он в следующий раз приехал ко мне в ФРГ, то сказал: „Ты должен продать мне свою машину!…“ А у меня был спортивный „Мерседес“, его не так легко купить, надо ждать некоторое время… Этот второй — маленький „Мерседес“ коричневого цвета он купил у меня… У Володи было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, это разрешение было подписано заместителем Министра внешней торговли Журавлевым».[источник не указан 353 дня]

Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актёра. Из автосервиса машину так никто и не забрал.[источник не указан 353 дня]

[править] БиблиографияПесни и Стихи. Нью-Йорк: Литературное зарубежье, 1981.
Нерв. М.: Современник, 1981.
Я куплет допою…. (Песни для кино). М.: Киноцентр, 1988.
Не вышел из боя. Воронеж: Цент.-Чернозем. кн. изд-во, 1988.
Нерв. Издательство Современник. 1988. 240 с., 200000 экз., ISBN 5-270-00742-8
Нерв. Издательство Онер. 1989., 192 с., 100 000 экз., ISBN 978-5-89840-084-2
Поэзия и проза. М.: Книжная палата, 1989.
Стихи и песни. М. Искусство, 1989 (с приведением нот).
Поэзия и проза. Издательство Книжная палата. 1989. 448 с., 100 000 экз., ISBN 5-7000-0135-7
Венские каникулы. М.: ВО «Союзинформкино» Госкино СССР, 1990.
Сочинения (в 2 томах). Составитель А. Е. Крылов. М.: Художественная литература, 1991.
Владимир Высоцкий, Леонид Мончинский. Чёрная свеча. М.: Московская международная школа переводчиков, 1992. ISBN 5-8234-0006-3
Сочинения в четырёх томах. Подготовка текстов и комментариев Б. И. Чака, В. Ф. Попова. СПб.: АОЗТ «Технэкс — Россия». 50 000 экз.,
Том 1. Вечный огонь. 1992. 320 с., ISBN 5-8422-0006-6
Том 2. Королева грез моих. 1993. 320 с., ISBN 5-8422-0007-4
Том 3. Купола. 1993., ISBN 5-8422-0008-2
Том 4. Татуировка. 1993 272 с., ISBN 5-8422-0009-0
Мне есть что спеть… Неопубликованные и малоизвестные стихи и песни Владимира Высоцкого. Чебоксары: По заказу ТОО «Посев», 1993. 272 с., 60 000 экз.
Собрание сочинений в семи томах. Издательство Вельтон Б. Б. Е. Составитель Сергей Жильцов. Издано в Германии в июле 1994 года по договору от 28 сентября 1992 с наследниками В. С. Высоцкого. ISBN 5-85414-044-6 ISBN 5-85414-045-4 (1)
Собрание сочинений в 4 книгах. Издательство Надежда-1. 1997. 10 000 экз.
Альманах. «Мир Высоцкого: Исследования и материалы.» — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого:
Вып. 1 — 1997 г.
Вып. 2 — 1998 г.
Вып. 3 (два тома) — 1999 г.
Вып. 4 (два тома) — 2000 г.
Я не люблю… М: Эксмо-Пресс. 1998. Серия «Домашняя библиотека поэзии». 480 с., 10 000 экз., ISBN 5-04-000449-4
Стихотворения и песни. Сост. М. Заячковский. Издательство Профиздат, 2001. 336 с., 10 000 экз., ISBN 5-255-01374-9
Избранное. Издательство «Русич». 2003. Серия «Библиотека поэзии», 480 с., 5 000 экз., ISBN 5-8138-0422-6
Не пройдет и полгода. Эксмо, 2004. Серия «Золотая серия поэзии». 352 с., 5 000 экз., ISBN 5-699-07669-7
Сочинения в двух томах, «Локид-пресс», «Рипол классик» 2004 г., I том — 528 с., II том — 528 с., 6100 экз. (в двух оформлениях)
Избранное (комплект из 2 книг). Сост. А. Крылов. Издательство У-Фактория. 2005. 13 000 экз., ISBN 5-94799-479-8, ISBN 5-94799-478-X
Стихотворения. М: Эксмо. 2005. Серия «Всемирная библиотека поэзии», 480 с., 4 100 экз., ISBN 5-699-09547-0
Кони привередливые. Сост. В. Коркин. «Эксмо-Пресс», «Эксмо-Маркет». 2006. 448 с., 8100 экз., ISBN 5-699-15059-5
Где же наша звезда? Песни. Редактор А. Корина. М: Эксмо. 2007. 432 с., 3 100 экз., ISBN 978-5-699-24168-2
Стихотворения и песни. Издательство Профиздат. 2008. Серия «Поэзия XX века», 336 с., 5 000 экз., ISBN 978-5-255-01646-4
Своя колея. Издательство У-Фактория. 2008. 480 с., 5 000 экз., ISBN 978-5-9757-0306-4
Избранное. Издательство: АСТ, Харвест. 2008. Серия «Книга на все времена». 480 с., 5 000 экз., ISBN 978-5-17-053153-0, ISBN 978-985-16-5365-8
Баллады и песни. М: Эксмо, 2008. Серия «Иллюстрированная библиотека поэта. Мировая классика». 352 с., 4 000 экз., ISBN 978-5-699-29730-6
Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е изд. — М.: Время, 2009
Две судьбы. Эксклюзивное подарочное издание. Пан пресс. 2009. 256 с., 50 экз., ISBN 5-9680-1029-0
Лучшие стихотворения. Избранная проза. Сост. Ю. Славянов. М.: Эксмо, Серия «Золотые страницы», 2009. 416 с., 4 000 экз., ISBN 978-5-699-38029-9
Я однажды гулял по столице. Москва в творческой судьбе поэта и актёра. Сост. А. Кулагин. М.: Эксмо, 2009. Серия «Стихи и биографии». 400 с., 3 000 экз., ISBN 978-5-699-36400-8
Песни. Издательство У-Фактория. 2009. 704 с., 5 000 экз., ISBN 978-5-9757-0378-1
Кони привередливые (избранные стихотворения и проза). СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. 448 с., 12 000 экз., ISBN 978-5-9985-0479-2
Кони привередливые. Азбука, Азбука-Аттикус. 2010. 464 с., 7 000 экз.,ISBN 978-5-389-01153-3
Песни. Стихотворения. Проза. Сост. М.Раевская. М.: Эксмо, 2010, Серия «Библиотека всемирной литературы», 61 6 с., 4 000 экз., ISBN 978-5-699-44686-5
Собрание сочинений (комплект из 4 книг). Издательство «Время». 2011. ISBN 978-5-9691-0603-1
Собрание сочинений в одном томе. Издательство «Альфа-книга». 2011. 816 с., 6 000 экз., ISBN 978-5-9922-0733-0
Иллюстрированное собрание сочинений в 11 томах. СПб.: Амфора.
Том 1. Выйти живым из боя… (+ CD-ROM). 2011. 128 с., 135 000 экз., ISBN 978-5-367-02108-0
Том 2. Я был душой дурного общества… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 120 000 экз., ISBN 978-5-367-02109-7
Том 3. Летела жизнь в плохом автомобиле… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 112 000 экз., ISBN 978-5-367-02110-3
Том 4. Больно мне за наш СССР… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 105 000 экз., ISBN 978-5-367-02111-0
Том 5. Любой из нас — ну чем не чародей?! (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 92 000 экз., ISBN 978-5-367-02112-7
Том 6. Лукоморья больше нет… (+ CD). СПб.: Амфора, 2012. 128 с., 82 000 экз., ISBN 978-5-367-02113-4
Том 7. Приготовьтесь — сейчас будет грустно… (+ CD-ROM). 2011. 128 с., 77 000 экз., ISBN 978-5-367-02114-1
Том 8. Ловите ветер всеми парусами! (+ CD-ROM). 2011. 128 с., 72 000 экз.
Том 9. Не кричи нежных слов, не кричи… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 67 000 экз.
Том 10. Каюсь! каюсь! каюсь!… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 62 000 экз.
Том 11. Вот и сбывается все, что пророчится… (+ CD-ROM). 2012. 128 с., 59 000 экз.
Лучшее. М.: АСТ, Астрель, ВКТ. 2012. Серия «Русская классика», 480 с., 3 000 экз., ISBN 978-5-17-062694-6, 978-5-271-38637-4, 978-5-226-04588-2
[править] Посмертное признание и влияние на культуруОсновная статья: Память о В. С. Высоцком
Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была (и остается) феноменальной[36]. Это обусловлено человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов[37][38][39][40][41]. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2009—2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31 % опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35 % опрошенных) и значительно опередив писателей (Л. Н. Толстой — 17 %, А. И. Солженицын — 14 %)[2].

Официальное признание к В. С. Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого — «Нерв» — и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец — С. В. Высоцкий[источник не указан 388 дней]).

[править] ОномастикаОсновная статья: Память о В. С. Высоцком#Топономика
Имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии). В России в честь В. С. Высоцкого названы улицы в городах Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Томске.
Почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля.
В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).
Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, даже сорт гладиолусов[42].
Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
Также его именем назван 200-метровый небоскрёб (54 этажа) в г. Екатеринбурге.
[править] МузеиСуществует, как минимум 6 музеев Высоцкого. Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке») является наиболее известным музеем Высоцкого, дающим достаточно полное представление о его жизни и творчестве.

[править] Культурно-досуговый центрВ городе Норильске, район Талнах расположен Культурно-досуговый центр им. В. С. Высоцкого[43].
[править] ПамятникиНа территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок); ещё 4 памятника поэту установлено в странах дальнего зарубежья.

Памятники Владимиру Высоцкому поставлены в нескольких городах России (в Барнауле, Воронеже, Калининграде, Москве, Новосибирске, Самаре, Покачах), а также на Украине (Мелитополь, Одесса, Мариуполь) и в Черногории (Подгорица).

Памятники и памятные доски
Памятник Высоцкому на Страстном бульваре, г. Москва
Бюст Высоцкому рядом с главным корпусом АлтГПА на улице Молодежной, г. Барнаул
Доска на роддоме, где родился Высоцкий. Сегодня это здание принадлежит больнице МОНИКИ, г. Москва
Памятная табличка на доме № 28 по Малой Грузинской улице, в котором жил Высоцкий, г. Москва
Памятная доска на заводоуправлении КМК, г. Новокузнецк
Памятная доска на Дворце культуры имени В. И. Ленина, г. Королёв
Барельеф на заднем фасаде дома № 15 Большого Каретного переулка, г. Москва
Памятник Высоцкому в Мелитополе
[править] Монеты, медали и марки
Почтовая марка России, 1999 годВ честь Высоцкого выпущены 2 памятные медали, 2 проездных жетона и 4 монеты, две из них — другими государствами.

В январе 1988 г. широко отмечалось 50-летие Владимира Высоцкого. Широко продавались первые сборники поэзии Высоцкого, проходили вечера памяти, статьи о нём печатались в прессе. В 1999 выпущена почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», Владимир Высоцкий. 2 рубля, Россия, 1938—1980.

В 2010 году государство Ниуэ (на острове, открытом Джеймсом Куком) выпустило серебряную монету номиналом 2 $ в серии «Великие личности России» Владимир Высоцкий 1938—1980 с портретом Высоцкого и текстом «Коль дожить не успел, так хотя бы допеть». В том же году в африканской Республике Малави выпущена памятная монета достоинством 50 квача с изображением Владимира Высоцкого.[44]

[править] Влияние, оказанное на других авторовТворчество Владимира Высоцкого изучается особым культурно-исследовательским направлением, названным «высоцковедение»[45].

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков. Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.

Творчество Высоцкого оказало влияние не только на русскую культуру. Оно оказало большое влияние на творчество всенародно известного польского барда Яцека Качмарского. Под впечатлением личной встречи с Высоцким в 1974 г. он написал свою первую «Облаву», как вольный перевод знаменитой «Охоты на волков» Высоцкого, за что он получил первую награду на Фестивале студенческой песни в Кракове. С этого начался его творческий путь.[46]

После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского), бардов и исполнителей городского романса (например, Владимира Асмолова, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Щербакова, А. Розенбаума, А. Земскова), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёва, А. Макаревича, Ю. Лозы, А. Градского) и других.

[править] КнигиОсновная статья: Память о В. С. Высоцком#Образ Высоцкого у других авторов
Количество книг о Высоцком растёт постоянно, — о нём пишут и его жёны, и друзья, и исследователи.

Известность породила также и альтернативные версии его жизни (по сути недокументированные, «жёлтые», как например, у Раззакова и др.).

[править] ФильмыВ 1987 году вышел первый фильм о Высоцком — документальный «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», режиссёра Эльдара Рязанова. В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов.

По его произведениям поставлен фильм «Фартовый» (2006, по роману «Чёрная свеча»).

Образ Владимира Высоцкого также использован:

как один из прототипов главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди» — Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка ...»;
в фильме Ивана Дыховичного «Копейка» — в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
в сериале «Галина»;
в фильме Гарика Сукачёва «Дом Солнца» — в роли Высоцкого снялся сам режиссёр[47];
в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)
в сериале «Обратная сторона луны» (2012) — артист Артур Федорович.
[править] На телевидении22 января 1980 года состоялась единственная прижизненная съёмка Высоцкого на Центральном телевидении — для «Кинопанорамы» (режиссёр — К. Маринина). Однако запись пролежала на полке под цензурным запретом 7 лет и вышла в эфир под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» только в 1987 году.
25 ноября 2011 года на Первом канале состоялась передача о Высоцком из цикла «Достояние Республики».
[править] Примечания; Показывать компактно
1.; Сам В. С. Высоцкий не причислял себя к бардам
2.; 1 2 GZT.RU
3.; Большинство россиян по-прежнему знают и любят песни Высоцкого — опрос  (рус.)
4.; 1 2 3 Читать онлайн «Владимир Высоцкий: страницы биографии» автора Зубрилина Светлана Николаевна — RuLIT.Net — Страница 2
5.; В Березовском районе нашли родовое гнездо Владимира Высоцкого
6.; См. Alexander Beider, «A Dictionary of Jewish Surnames from the Russian Empire», 2008, стр. 956
7.; «Я тебе завидую Белой завистью»
8.; «Вагант» (журнал),1993, № 11—12. (стр. 10)
9.; Труд: ВЫСОЦКИЙ ЕЕ ОБОЖАЛ…
10.; 1 2 3 4 5 Новиков В. И. — Высоцкий. 6-е изд. М., Молодая гвардия, 2010. Серия: Жизнь замечательных людей. Вып. 1248. 474 с. ISBN 978-5-235-03353-5.
11.; Армяне в жизни Высоцкого // Газета «Третья сила». 2001. № 34 от 28-25 февраля
12.; Высоцкий: исследования и материалы: в 4 т. Т. 2. Юность / сост.: С. И. Бражников, Ю. А. Куликов, Г. Б. Урвачёва. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2011. — 400 с.: ил., см. стр. 341
13.; Владимир Высоцкий: «Моя клятва»
14.; «Они пришли слушать именно те песни, которые я пел». В. С. Высоцкий — в ЦК КПСС. 24 июня 1968 года // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 12 — С. С.129.- 130.
15.; 1 2 3 4 Марина Влади Владимир, или Прерванный полёт. — М.: Прогресс, 1989. — ISBN 5-01-001751-2
16.; Годы 78-80
17.; «Alyosha Dimitrievich — Russian Gipsy chanson performer» (англ.) (рус.) на сайте barynya.com
18.; 1 2 3 Перевозчиков В. Правда смертного часа. Посмертная судьба. — М.: Вагриус, 2006. — ISBN 5-9697-0318-4
19.; Режиссёр и сценарист народный артист россии игорь масленников: "на съемках «собаки баскервилей»…
20.; Владимир Высоцкий и Олег Даль | Владимир Высоцкий
21.; Интервью с Е. А. Даль (окончание)
22.; Л. Симакова. Владимир Высоцкий в Люберецком районе Московской области
23.; Каталог выступлений Владимира Высоцкого на сайте v-vysotsky.narod.ru
24.; Mark Tsibulsky. Smert', kotoroy ne bylo
25.; В. Перевозчиков Так умирал Высоцкий // Столица. — 1990. — № 1.
26.; Владимир Желтов Жизнь и смерть Владимира Высоцкого // Смена
27.; интервью Ю. П. Любимова на Радио «Свобода», 30.09.2007
28.; Страница 3 из 80: Нерв, Сборник — Высоцкий В
29.; Владимир Высоцкий в кино. — М.: Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное ТПО «Киноцентр», 1990 года
30.; Тарасов Владислав. Зиновий Шершер. Москва — Лос-Анджелес — Москва // Московский комсомолец. — 17 мая 1998 года.
31.; День рождения мультика «Ну, погоди!»
32.; Тёмное рекламное прошлое // МК в Питере. — от 6 мая 2009. — № 19 (848).
33.; Записывая Владимира Высоцкого: Беседа с аранжировщиком Константином Казанским. svobodanews.ru (9 мая 2005). Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 20 марта 2012.
34.; 1 2 Л. Симакова Владимир Высоцкий: «У меня гитара есть…» // Вагант. — 1993. — № 11—12.
35.; Владимир Высоцкий. 200 км в час
36.; Михаил Берг. О Высоцком, Бродском, Блоке, Белом и «цыганском романсе»
37.; Трагедия Свободы
38.; Новиков, «Высоцкий»
39.; Образовательный портал
40.; Наум Коржавин о Высоцком
41.; Алла Демидова о Высоцком
42.; common.narod.ru // ГЛАДИОЛУС КРУПНОЦВЕТНЫЙ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
43.; Культурно-досуговый центр им. В. С. Высоцкого
44.; Необычные монеты мира. Владимир Высоцкий
45.; Сергей Орловский Бардовский счёт Владимира Высоцкого. журнал RELGA, №1 [239] (10 января 2012). Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 26 января 2012.
46.; К.Кучер. Яцек Качмарский. Как рождаются великие поэты?
47.; Интервью с Гариком Сукачёвым


Рецензии