Сознательное противление истине
Человеческого, прощено будет; а кто скажет
хулу на Святаго Духа, тому не простится.
Иисус Христос [1]
В чисто формальном плане слова эпиграфа вызывают удивление. Кто такой Сын Человеческий? Это Христос, то есть Богочеловек, Вторая Ипостась Бога-Троицы. Почему здесь возможна хула и простится, а на Духа Святого (Третью Ипостась) не простится? А о Первой Ипостаси вообще ни слова. В чисто формальном плане это странно звучит. Совершенно очевидно, что речь идёт не о формальном понимании этих слов. Здесь говорится о чём-то другом. И под Святым Духом разумеется не Третья Ипостась, а что-то иное. Действительно, так оно и есть. По единогласному объяснению святых отцов под Духом Святым здесь разумеется совершенно другое. Вот цитаты. «Грех против Духа Святого заключается в противлении той истине, которую сами утверждают тем, что делают и говорят каждый день», – пишет святитель Иоанн Златоуст [2]. «В сем состоит хула на Духа Святого, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать», – объясняет святитель Феофан Затворник [3].
Алексей Ильич Осипов разбирает этот вопрос очень подробно: «В каждом человеке есть голос истины, голос совести, чувство осознания и понимания правды. Как мы возмущаемся на неправду! Особенно в других людях. Мы знаем, что такое совестность и что такое бессовестность. У всех есть вот это чувство. Это – живое. Это – реальность. У каждого есть определённое познание истины, когда он видит: вот оно где верно, вот где истина, а это – ложь и неправда. Так вот ПОД ХУЛОЙ НА ДУХА СВЯТОГО РАЗУМЕЕТСЯ СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОТИВЛЕНИЕ ТОЙ ИСТИНЕ, В КОТОРОЙ Я УБЕДИЛСЯ, ЧТО ИМЕННО ОНА ЕСТЬ ИСТИНА. Я убеждён, я знаю, что это верно. И я сознательно иду против этой истины.
Пример классический – когда синедрион решил убить и Лазаря [4], того, которого Христос воскресил на четвёртый день. Четверодневного, как мы говорим, Лазаря, который уже смердит. Уже было всё ясно. Когда Христос его воскресил – всё уже, сомнений не было, Кто это есть. Мы помним и причины, почему именно так отнеслись ко Христу. Помните причины? Очень интересные мотивы. Мотивы, не потерявшие ни в коем случае своей актуальности до настоящего дня. И никогда, увы, не потеряют. Мотивы были какие? Чисто земные. Слышите? – земные, материальные мотивы. В частности на тот момент они выразились в чём? “Придут римляне и овладеют и местом нашим и народом” [5]. Вы подумайте. Ну, причины понятны: если Он будет царь Израиля, то есть незаконный царь с точки зрения римского императора, римской власти, следовательно, тут будут соответствующие кары. Итак, чему мы отдадим предпочтение?.. Ясно, Кто Он. И ясны наши земные интересы. Сознательное противление воочию открывшейся истине! Вот что есть хула на Духа Святого. Вот это вот нераскаянное противление, когда человек знает, что это есть истина, и не только не следует ей, но противится ей. Вот эта вот нераскаянность человека, сопротивление, ожесточение (и нет никакой возможности тут уже мыслить о том, чтобы в данном состоянии человека он может раскаяться в нём, в данном состоянии), вот это состояние, которое не позволит человеку измениться, раскаяться, – вот оно есть хула на Духа Святого. В этом состоянии человек знает, что он делает, и не думает раскаиваться.
Я привёл пример самый яркий и самый полный. Но мы же все прекрасно понимаем, что в определённой мере, когда мы сознательно творим зло, творим грех, мы ступили на путь противления Духу Святому. Одно дело, когда человек уже не может с собой справиться, и он это делает – одна мера греха. Другая – когда он может справиться, но всё-таки поддаётся – другая ступень, более глубокая ступень падения. Третья – когда для него уже противление истине и сознательное делание зла становится его натурой, делом его жизни, стержнем его духа – последняя глубина» [6].
Посмотрим примеры.
Апостол Пётр отрёкся от Христа по слабости. Просто по слабости. Так же и мы: один по слабости курит, другой – выпивает, третий – изменяет жене. Если эти греховные страсти укоренились в нас, вошли в привычку, то это – не сознательное противление истине, не хула на Духа Святого. Когда сани летят вниз с горы, остановить их уже невозможно.
Апостол Павел вначале, когда ещё носил имя Савл, был ярым противником христианства, выслеживал и убивал христиан. Причина: он думал, что уничтожает врагов Божиих. То есть в нём не было сознательного противления истине, наоборот, он делал то, что считал правильным, в чём был искренно убеждён.
А вот что пишет Григорий Климов в своём романе “Песнь победителя”: “К нам на завод регулярно приходили приказы НКВД. Дать им столько-то и столько-то людей, таких-то и таких-то специальностей. Списки должен был подготовить парторг, а утверждать – главный инженер и директор. Что я мог делать?! Ведь у меня тоже жена и дети…” [7] Насколько яркий пример! Прямо как решение синедриона: “Убить и Лазаря!” И обоснование: “Ведь у меня тоже жена и дети…” Вот оно – сознательное противление истине, хула на Святого Духа.
Так же и дела в НКВД. Следователей абсолютно не интересовало, прав заключённый, или не прав. Надо было кого-то в лагеря посылать, вот они и выполняли план.
Или ещё интересный пример. Однажды мне довелось беседовать с женщиной лет тридцати. Звали её Лена. Жила одна с сыном. Все родственники сидели. Торговала наркотой. И обосновывала своё занятие так: “Мне же надо чем-то ребёнка кормить? Я же должна о сыне заботиться? А все наркоманы – это уже не люди. Посмотри на них – это же трупы ходячие! Зомби. Поэтому я и торгую наркотиками”. Что это?.. Вспоминается иудаизм. Согласно этой религии, людьми считаются только евреи, а все другие национальности – всего на всего умные животные, с которыми можно делать всё, что угодно. Это – основное положение, догмат. Только не торопитесь, любезные читатели, на них, жидов, злиться. Посмотрите на самих себя. Многие, очень многие люди считают себя хорошими, а других – плохими. Так же и они. Так же и эта Лена: есть я, и есть они; я – хорошая, они – плохие. Когда у человека такая исходная точка, с другими людьми он может делать всё, что угодно. И чего здесь больше: сознательного противления истине или внутренней слабости?
Посмотрим теперь на сатанистов. У них у всех сознательное противление истине или же нет?
Вот стихотворение сатанистки:
Мне ненавистен этот мiр.
Для всех – прекрасный он кумир,
Но для меня он – пустота.
В нём нет ни света, ни тепла,
В нём нет ни радости, ни слёз –
Лишь только есть долина грёз.
В нём люди жалки и тупы,
На замечая, что они
Растрачивают жизнь свою
На безразличье, пустоту.
Обидно мне, что всё так есть,
Что в мiре существует месть,
Что в нём нет капельки тепла,
В нём нет ни света, ни добра.
Ну вот, видя, что окружающие её люди озабочены лишь всякой материальной ерундой, поклоняются доллару (при этом кое-кто из них мог называть себя христианином), эта девушка занялась магией и подалась в сатанизм. Много таких, как она? Наверное, да. Потому что в сатанизме вообще принято ругать обывателей, прожигающих жизнь, жующих тележевачку и поклоняющихся золотому тельцу. И говорить, что человек призван к высшему. А какие красивые фразы можно встретить в сатанинской литературе! Вот, к примеру:
Библия Проклятых: Книга лжи: II: 1: “Не будь презрителен к тем, кто мыслит не так, как ты. Прими его, буде ищет он Истину. Ибо все идущие дорогой Истины – братья”.
А в журнале “Nemesis” #37 в статье “Homo sаtanicus” говорится, что принцип сатаниста: не человек для денег, а деньги для человека. Совсем по-христиански! Кроме того, автор статьи, сатанист, возмущается маньяками, дерзающими называть себя сатанистами, но при этом совершающими кровавые зверства “во имя Сатаны”. И даёт им кличку “сатанюки”. Просит не путать “сатанюков” с сатанистами и советует всех их убивать, убивать и убивать беспощадно! А бить христиан запрещает, говорит, что над нами нужно только смеяться. Знаете, при первом прочтении кое-кого это подкупает.
Отсюда вывод: не все начинающие сатанисты сознательно попирают истину. Так же, как и не все начинающие коммунисты. Сколько можно встретить красивых фраз и у тех, и у других! И все прикрываются какой-нибудь благой целью. Руководители понимают, что нельзя всех новоначальных потчевать “Свинцовыми рассветами”. Есть литература для внутреннего круга и для внешнего. Потому что зло непривлекательно в откровенном виде. Вот оно и украшается добром и тем самым привлекает человека. Человек оказывается обольщённым и имеет внутреннее самооправдание – творя зло, сам считает, что делает добро. Делать же зло, понимая, что это зло, всё-таки слишком тяжело для совести человека и требует крайней степени духовного повреждения.
2008
[1] Лк. 12:10.
[2] Цит. по лекции А.И. Осипова “Спасение вне Церкви” с первого диска его лекций.
[3] Цит. по лекции А.И. Осипова “Спасение вне Церкви” с первого диска его лекций.
[4] Ин. 12:10-11: “Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса”.
[5] Ин. 11:48.
[6] Цит. по лекции А.И. Осипова “Спасение вне Церкви” с первого диска его лекций.
[7] Климов Г. Песнь победителя. Краснодар, “Советская Кубань”, 1994, книга 2, стр. 13. (глава 16).
Свидетельство о публикации №213011401811