Кучер Селифан
Общее мнение: читать скучно, тяжело, невыносимо, муторно; произведения непонятные, слишком длинные, депрессивные, занудные, унылые, мрачные… и так далее.
Автор, естественно, возмущён: куда мы катимся?! Толстой, Достоевский, Гоголь, Салтыков-Щедрин – ведь это наше всё!..
Вот он, план Даллеса, в действии!..
И ещё много других слов обличения и возмущения.
А я считаю, что ребята правы: очень многие работы русских классиков для детей 14 – 16 лет сложны, непонятны, скучны и неинтересны.
Для примера возьму «Мёртвые души» Гоголя, всего лишь несколько первых строк.
«В ворота … въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
Что такое – рессорная бричка? Кто-нибудь её видел? Или представляет, как она выглядит?
Далее: «… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах…»
Что такое панталоны, дети хорошо знают: их носят бабушки под юбкой. Такие, величиной с Чёрное море, розового или голубого цвета.
А что такое – «канифасовые»?
Я и в детстве этого не знал, и сейчас не знаю.
Затем мы встречаемся со слугой «в длинном демикотонном сюртуке со спинкою…»
Вот объяснил бы кто-нибудь детям (и мне заодно), что это такое – демикотонный сюртук?
И так далее, до самых последних страниц.
Я считаю, что дети имеют право читать о вещах, которые они знают и понимают. Уже и мне в прошлом веке многое из классики казалось непонятным и давным-давно устаревшим.
И что, дети должны будут изучать русскую классику 19-го века и в 21-м веке, и в 22-м, и через 500, и через тысячу лет?
А знакомить детей с произведениями современников категорически запрещено? Или это будет высочайше позволено лет этак через 300, не раньше?
Возможно, произведения современников школьники проходят в самых старших классах. А почему бы не сделать наоборот? Вначале изучать то, что проще и понятнее, а уже потом то, что сложнее?
Длинными, нудными, непонятными текстами можно убить у школьника интерес к литературе. Причём, навсегда. Дети на всю жизнь запомнят: классика – это что-то очень скучное, занудное, страшное!
Такая, слишком сложная для детей, литература способна внушить отвращение к любому чтению.
Да и внушила уже: современная молодёжь очень мало читает. И, мне думается, в немалой степени «помогли» ей в этом уроки литературы с программой, включающей в себя произведения давно ушедших эпох.
… Ах, да, литература же сеет разумное, доброе и вечное! Как сказал Пушкин, «чувства добрые я лирой пробуждал».
Не знаю, какие добрые чувства может пробудить шизик-убийца Раскольников на пару с прожжённой проституткой.
Мне могут возразить, что у Сони Мармеладовой, мол, - чистая, незапятнанная душа.
Но, если копнуть, то и у любой современной проститутки обнаружится точно такая же чистая и безгрешная душа.
Ну, тёмный я человек, не понимаю!
А дети, думаете, понимают и просто-таки все, поголовно влюблены в роман Достоевского?
Я так не думаю. И дети, оказывается, так не думают.
Сколько русских писателей было в 19-м веке? Наверное, несколько десятков или чуть больше сотни.
А сколько русскоговорящих писателей сегодня?
Мне думается, многие тысячи. Есть, из чего и из кого выбирать.
Если самые лучшие произведения современности включить в школьную программу, тогда наши дети получили бы возможность читать про наших современников, которые ходят отнюдь не в панталонах, а, к примеру, в джинсовых костюмах, разъезжают не на бричках, а на хорошо всем известных автомобилях и разговаривают по сотовым телефонам.
И, по-моему, было бы очень хорошо, если бы дети имели возможность прочитать рассказ или повесть о своих сверстниках. А ещё лучше, если бы эти работы были написаны живым, разговорным языком.
И такие авторы и такие работы есть; их можно найти, например, в литературных журналах.
… Пишу и представляю себе искажённые праведным гневом лица; вижу, как преподавательница с 50-летним стажем хватается за сердце и медленно сползает со стула…
- Чтобы дети читали современных авторов?!.. Да вы что?!.. Низззя!.. Дети имеют право и должны – нет, обязаны! - читать только лишь про брички, канифасовые панталоны, демикотонные сюртуки и кучера Селифана!.. А современных авторов можно будет изучать не ранее, чем через 200 лет!.. И кто это выдумал, что чтение должно доставлять детям удовольствие?! Нет, не удовольствие, а глубокое отвращение!.. Мы в своё время мучились, так пусть теперь и они помучатся!..
… Оговорюсь: у Гоголя (и не у него одного) имеется ещё целый вагон и маленькая тележка таких же чудных, непонятных слов.
Вот про это читать детям можно! Это - хорошо, это очень полезно!
Как рыбий жир.
И позвольте задать вопрос: для кого пишут современные авторы, в том числе, и молодёжные, если изучение их произведений школьной программой не предусмотрено?
Допускаю, что школьник может прочитать произведения современников самостоятельно. Но кто ему поможет сориентироваться в океане бумажной и электронной литературы? Кто, как не школьный учитель, способен (и должен) указать ребёнку правильные ориентиры?
Свидетельство о публикации №213011400415
Мир уже другой, более стремительный, и язык и восприятие - тоже иные....Война и мир ценны для литературоведов, киносценаристов... обильно и достоверно описана та эпоха... Нужно ли грузить этим память наших детей?
Достоевского сам не люблю.... моя первая книга, что я прочитал Золотая цепь, Дога в никуда. А. Грина.
Но и Грин сегодня уже довольно скучен - слишком медленно развиваются события.... Даже фильмы по Грину ставят теперь из нескольких рассказов и повестей слив всё воедино...
Загляните ко мне, если будет интерес ....вот на это:
Зебра. Эзотерико-мистическая повесть. http://www.proza.ru/2010/10/14/697
Николай Чечёткин 28.06.2013 11:49 Заявить о нарушении
Но только не насильно заставлять читать!
С уважением -Сергей.
Сергей Малыгин 28.06.2013 15:51 Заявить о нарушении