Щедруха. Окончание

Щедровщикам тоже полагалось угощение, как и колядовщикам. Угощение должно было быть щедрым, чтобы весь год  для хозяев был щедрым и чтобы исполнились все величания, что пелись в щедровках.


Щедровщиков считали Божьими посланниками, поэтому им оставляли от стола особую, сакральную, часть.


Щедрование, по поверью, приносило семье высокий урожай и большой приплод скота, поэтому щедровщики старались обойти все дома,кроме тех, где недавно кто-нибудь умер.


Ходили кричать в основном мужчины: приход женщины считалась плохой приметой. Щедрование старались закончить до первых петухов, также как гадания и игрища, как в эту ночь, так и  на следующий день: боялись нечистой силы. По этой же причине колядовщиков не везде пускали в дом, боясь, что они приведут с собой  нечистую силу.


Этим вечером многое примечалось и обставлялось магическими обрядами. Так, например, если в этот вечер или на другой день первым в дом заходил мужчина, он приносил с собой добро и благополучие, если женщина, особенно девушка,- беду и несчастье. Поэтому девушки и женщины в этот вечер входили в дом только вслед за мужчинами.



Считалось, что в первый день года нельзя давать взаймы деньги, брать – можно: первое сулило безденежье, второе – прибыль.


В этот вечер в домах делали Васильевский огарок: выбирали лучину, зажигали ее, но не от спички, а от старых углей. Когда она обгорала, от нее возжигали светильники. Сам огарок  начинал обладать особой магической силой. При гадании, до его начала, девушки чертили им против солнца круг, и по окончании, по тому же месту, обводили тот же круг только уже по солнцу. Так они ограждались от нечисти.


В этот вечер или на следующий день сжигали сноп, который ставили в рождественский сочельник в красный угол. Через  костер из рождественского снопа прыгали, очищаясь от нечистой силы. Остатки соломы от костра отдавали свиньям, чтобы они не болели.


В народе было очень распространено поверье о неразменном рубле, который вручал сатана раз в год в Щедруху, подобно тому, как раз в год в ночь на Ивана Купалу расцветал папоротник. Для этого надо было взять черного кота, завязать его в мешок на семь узлов и выйти в полночь с мешком на перекресток.


Там надо этот мешок оставить и бежать, что есть сил, домой. Считалось, что узлы мешка  будет развязывать черт и, если он успеет их развязать до того, как хозяин мешка добежит до дома,  черт разорвет человека в клочья. Если нет, то в руках у человека окажется  неразменный рубль. На этот рубль можно будет покупать что угодно и сколько угодно, главное взять сдачу у продавца, хотя бы копеечку.


В этот вечер и на следующий день ловили и сжигали воробьев, пепел сохраняли и весной разбрасывали  по полю. Считалось, что тогда воробьи не будут с поля клевать зерно.


Магическим было даже катание на санях: если проехал далеко, лен будет длинноволокнистым и крепким. И, конечно, следили за погодой, примечая, какой она будет весной и летом: каков  первый день в Новом году, такой будет и погода во весь год.


Суть новогодних обрядов была в том, чтобы помочь силам природы и солнцу переродиться и вновь стать сильным, чтобы  в новом году было счастье, благополучие и большой урожай.


Но даже в народе  игрища, гадания и щедрования все-таки считались делом нечистым. Поэтому после них нельзя было в течение пяти дней, во избежание нечистого зачатия, вступать в сексуальные отношения, а в крещенский вечер надо было обязательно окатиться крещенской ледяной водой, смывающей всю нечисть и грязь страшной недели.


Надо было очиститься и вновь вернуться от разгула к обычной жизни.


Автор публикуется в блоге:
http://sotvori-sebia-sam.ru/shhedruxa/


Рецензии