Незакрытая книга. Глава 10. Дни рождения и др

Глава 10. Дни рождения и другие дни.


Давние времена.

Она: Я всегда любила свой день рождения. Я родилась весной, мое рождение совпадает с возрождением природы. Дни становятся длиннее, ночи – короче. Так нас учат воспринимать весну в детстве. Для меня всена другая. Это время, когда можно наконец-то сменить теплые куртки и сапоги на легкую одежду. Наверное, поэтому на душе тоже весной становится легко. Легко от тепла, от пьянящего запаха цветов и зелени, парящего в воздухе, а еще – от любви. Весной мне особенно остро хочется ощущать любовь всем телом, каждой клеточкой своего мозга, каждую секунду, каждый день, и тем более – в свой день рождения. В детстве мама всегда делала так, чтобы превратить этот день в настоящий праздник, даже в те годы, когда вся наша республика находилась в блокадном состоянии. Ни отсутствие электричества, ни финансовые трудности не должны были повлиять на наше настроение в этот день. В мой день рождения меня из года в год окружали любимые люди, в детстве это были родственники, в школьные годы – подруги и друзья, в институтские годы… события развивались слишком быстро в эти времена.
Казалось бы, еще вчера, в день моего шестнадцатилетия я была ученицей десятого класса, боявшейся гнева классной руководительницы и поэтому не красящей ни ногти, ни губы, ни тем более волосы.
И вот – настало мое семнадцатилетие! Я – студентка. Я – взрослый человек. За неполный год, прошедший со дня окончания школы я уже успела перепробовать все цвета волос, включая иссине-черный и пшенично-желтый, сменить несколько причесок и цветов глаз, а также научиться наносить макияж и ходить на шпильках. И не просто так ходить, а ходить по подиуму. Таким же бурным, но не столь удачным оказался этот год для моей личной жизни. После мучительных перемирий и новых ссор мы наконец-то расстались с моей первой любовью навсегда. Моей такой роковой, такой жестокой и такой необычной первой любовью. Наконец-то я смогла поставить в этой истории жирную точку, не запятую и даже не многоточие, а самую настоящую точку, впервые за предыдущий год. Ощущение, как будто камень упал с плеч продлилось недолго. Мужчины чувствуют свободное сердце издалека. За неполных восемь месяцев моей учебы в институте я успела влюбиться… страшно вспомнить, пять раз. И столько же раз – разочароваться.
С одним из моих ухажеров я познакомилась на дискотеке, в компании подруг. Он сразу выделялся из толпы безупречными движениями в танце, задорным выражением лица и каким-то озорным блеском в глазах… Это была любовь, ну, или по крайней мере симпатия с первого взгляда. События развивались стремительно. Два месяца постоянных вечеринок в клубах и на дискотеках. А еше – рестораны, бары, караоке и стриптиз клубы. Несерьезные отношения на грани между дружбой и любовью. Думаю, мы так и не успели понять, а была ли собственно любовь. Мне понадобилось целых два месяца, чтобы догадаться, откуда брался этот озорной блеск в его глазах, это постоянное веселье… Наркотики. Много наркотиков, серьезно и давно, скорее всего, навсегда. Это был конец. Кажется, он и сам уже понимал, что в жизни ему больше не нужно никаких чувств и эмоций, кроме тех, что ему дарит его синтетический мир… Интересно, жив ли он сейчас?
Еще два месяца из моей жизни ушли на то, чтобы понять, что я не готова стать образцовой женой в том понимании, которое вкладывал в него мой новый знакомый. Он был каскадером, снимался в кино. Жил очень нинтересной и насыщенной жизнью, но я жестоко ошибалась, полагая в начале, что он желает разделить эту жизнь со своей будущей женой. С боевой подругой – да, с приятельницей на несколько дней – наверное тоже, но как только он понял, что наши отношения подпадают под категорию потенциальных жениха и невесты, все закончилось. Я должна быть дома после семи вечера, и не важно где и с кем он в это время сам. А еще я не должна красить волосы, носить юбки выше колена или майки с декольте, хоть мне и нечего особо демонстрировать в этом самом декольте. Последней каплей было предложение… нет, не руки и сердца, а совместного приготовления праздничного обеда в компании его мамы и сестры. Нет, в самом праздничном обеде не было ничего плохого. Просто в этот день я поняла, что вот эта тесная кухонька и эти две женщины, по-своему добрые и заботливые и даже, кажется, успевшие меня полюбить – мое будущее. Эта кухня, а никак не подмостки новых кинофильмов и совместные прыжки с парашютом. Совестно, что его родственники так заблуждались относительно нашего светлого будущего…
Моим третьим увлечением за этот бесконечно долгий год стал юноша, не мальчик и не мужчина, а именно юноша с брутальной внешностью и нежной душой. Его густые черные брови и орлиный нос никак не вязались с его рвением писать стихи и портреты и посвящать их мне. Я сама не поняла, в какой момент он решил, что я – его муза. Почти месяц мы гуляли, взявшись за руки и наблюдали закат солнца, сидя на скамейке в парке. Я никак не могла придумать, как обьясниь ему, что он не мой герой, но не ранить при этом его тонкую дущу, как вдруг… его забрали в армию. Не знаю, каково ему пришлось там, но еще пару месяцев он писал мне оттуда длинные письма с карандашными набросками, а потом перестал. Не знаю, что с ним стало, оставил ли он меня сам или догадался о моих намерениях, но больше я его никогда не видела. Да я и не искала всреч. Я до сих пор храню его письма и рисунки.
Письма, фотографии, мягкие игрушки – вот все что осталось от моих пяти мимолетных увлечений, лишь трое из которых поместились на этих страницах. Об оставшихся двух достаточно лишь сказать, что один из них был убежденным каратистом, а второй – потомственным бизнесменом, а точнее, спекулянтом, как охарактеризовала его моя бабушка.
Гости на моем семнадцатилетии были такими же разнообразными, как этот неспокойный год. Старые одноклассники, новые однокурсники, пара соседок и несколько родственников, которые неизменно приходят меня поздравлять, не ожидая официального приглашения. Сердечные пожелания, оригинальные подарки, смех и музыка – на этом дне рождении было все, благодаря этому дню рождения моя подруга – одноклассница познакомилась со своим будущим мужем – моим однокурсником, который пришел ко мне на день рождения лишь потому, что дружил тогда с моей подругой – однокурсницей. И только сердце мое было снова свободно, но мне от этой мысли было даже весело – ведь все лучшее у меня еще впереди…


Восемнадцатилетие.
Накрытый стол посреди гостиной, скрежет вилок об тарелки и звон бокалов. Меня снова поздравляют друзья, родственники и даже ученики – те, кому я даю частные уроки английского. Мне желают счастья, здоровья и успехов в личной жизни и дарят подарки. Что они могут знать о моей личной жизни и каких именно успехов мне желают? Ведь лишь мне одной известно, что самый главный подарок ждет меня на следующий день после официального празднования.
Вот уже более полугода как в моей жизни появился Артур. Он – самое главное мое приобретение за этот год. Он – воплощение пожеланий счастья и любви, которые прозвучали на моем предыдущем дне рождения. С Артуром мы будем отмечать мое восемнадцатилетие вдвоем – только я и он.
Он подарил мне бордовую розу, одну-единственную и еще – духи с пьянящим и каким-то взрослым запахом. Духи, цветы, все эти стандартные атрибуты – ничто по сравнению с той удивительной нежностью и заботой, как-то странно сочетающейся со страстью и вихрем эмоций, которыми он окружил меня в тот день. Он сказал, что я запомню этот день рождения надолго и оказался прав как всегда. С тех пор я вспоминаю о нем, хоть на минутку, хоть на миг, каждый год, не в день своего рождения, а на следующий день после него.


Тридцатилетие.
Ресторан, веселая музыка, вкусные угощения, и я – во главе стола с дежурной улыбкой на лице. Рядом со мной сидят мои подруги, готовые в любой момент бросить мне спасательный круг и увести разговор от неловких тем. Они знают, как я боялась этой круглой даты и как мне чужды пожелания родственников в связи с этим днем: счастья, здоровья, любви – и еще, обязательно родить девочку. Моя свекровь решила уточнить сроки:
- До конца этого года, - провозгласила она.
- Уже середина апреля, до нового года боюсь не успеем, - сквозь зубы проговорила я, стараясь не убирать с лица улыбку.   
Мой муж сидит в противополжном конце стола и никак не реагирует на это обсуждение. Я знаю, что он в любом случае не станет сейчас перечить словам матери, даже если бы она обязала его родить тройню ко дню защиты детей. До конца года, так до конца. У них в семье принято сорить заведомо неисполнимыми обещаниями.
К середине праздника я понимаю, что не могу больше улыбаться пьяным глупостям и трезвым намекам. Ничего, осталось еще чуть-чуть. Торт, загадываем желание, задуваем свечи, еще пара веселых танцев и кофе с чаем – и все, можно спокойно отправлять гостей по домам.
Подружка шепчет мне на ухо:
- Алиса, может проводишь гостей и поедем в клуб?
- Не знаю, не могу ничего обещать, но я попробую.
Проводив всех гостей, мы с мужем и детьми наконец-то садимся в машину. Всю дорогу до дома муж ворчит, что дни рождения лучше отмечать дома или не отмечать совсем, а ресторан был выбран неправильно, потому что музыка  была слишком громкой, помещение слишком закуренным, а  цены – слишком высокими. Цены, при чем тут цены? Счет ведь все равно закрывала я…
Это было последней каплей. Я звоню подругам.
- Вы еще не доехали до дома? Разворачивайтесь. Едем в клуб.
Муж ехать с нами, конечно, отказался, ведь в клубе еще громче музыка и еще больше дыма в воздухе, но и не нашелся что возразить, лишь вяло предложил в ответ на мои обвинения, что раз я его сегодня так раздражаю, то после клуба я могу ехать спать к своей матери. Что ж, а я и не возражала. Тем более, что детей я уложила спать именно там.
В клубе я выпила несколько бокалов виски, чтобы стереть из памяти недавний разговор с мужем. Кажется, я поделилась этим диалогом и с подругами, перекрикивая грохот динамиков. Не знаю, какие они из этого сделали выводы и продолжают ли их все еще удивлять наши перепитии, учитывая, сколько всего они уже знают о наших непростых семейных отношениях. Но я твердо решила быть веселой сегодня, ни смотря ни на что. Ведь сегодня мой день рождения, а завтра, завтра меня ждет встреча с тем единственным мужчиной, который меня понимает и принимает, такой, какая я есть.   


Рецензии