После встречи с генералом рафаэлем глава xxvii

XXVII

    Коллектив дирекции проектных работ постоянным не был; уезжали одни специалисты, приезжали другие, происходили одни за другими события. Встречи, провожания… За одним из таких застолий случайно, задержал взгляд на Наташе Серой, когда она вытирала по-женски красиво стол, и через много лет после ухода из жизни Лили понял, во мне проснулись чувства к другой женщине. Но я их никак не выказывал, украдкой при случаях поглядывал на Серую и всё больше находил в ней привлекательного. Всё в ней казалось красивым, притягивающим…

    Сидевшая в рабочей комнате напротив меня Обополь Татьяна Геннадьевна, однажды  сказала, что дружит с Серой. Меня же что-то подтолкнуло спросить её:
 
    – А Серой уже много лет и она не замужем?

    – Не была замужем. А что?.. Нравится?

    Пожал плечами и промолчал…
 
    – А хорошо девочка сохранилась? Правда, Виктор Михайлович?

    – И друга нет?– спросил я.

    – А Вы с ней попробуйте подружиться. Может быть, что-то получится…

   На другой день к Обополь пришла Серая. Они тихо разговаривали. Я делал вид, что не обращаю на них внимания. Но вот Обополь что-то сказала на ухо Серой, та с удивлением посмотрела на меня и они засмеялись…

    Так разжигается огонь… Не сразу… Всё больше и больше думал о Серой Наталье… И однажды решился. Пришёл к ней в рабочую комнату, в которой она сидела с секретарём Надеждой Ивановой, сел на стул у её стола, очень тихо сказал:

    – Наталья Зосимовна! У меня к Вам есть разговор. Но это разговор не по работе, а личный…
 
    Она с некоторым удивлением посмотрела на меня.
 
    – Давайте завтра вечером встретимся?– предложил я.

    – Как встретимся?..  Где???

    – Да вот, хотя бы у жёлтого дома, где три флагштока?

    – Ну, давайте… Во сколько?

    – В девятнадцать ноль ноль?

    – Хорошо.

    – Тогда до завтра!..

    В этот вечер долго не мог уснуть. Только под утро подремал часа три. А рано утром, как обычно, тихо, чтобы не потревожить комнатного соседа, встал, одел шорты и кроссовки, вышел на улицу. Было ещё темно, горели фонари вдоль дорог. После такого непродолжительного сна показалось, что прохладно. Побежал. Как всегда надо было пробежать восемь кругов. Бежал и думал о сегодняшнем дне, о предстоящих делах. На третьем круге передо мной неожиданно появилось тупое рыло грузовика, и я едва успел отскочить в сторону за бордюр. Испугался и недоумевал, почему водитель чуть не наехал на меня, ведь я  бежал у самого бордюра. Обернулся, посмотрел вслед машине, в кузове которой сидело на лавках с десятка полтора ангольских строителей в свете фонарей с чёрными как головешки лицами. И опять побежал…

    Не помню, как день прошёл. Вечером, надев свежую, светлую рубашку, минут за пять до назначенного времени пришел на место встречи. Присел на одну из лавочек, что были поблизости от флагштоков, и смотрел в сторону барака, где была комната Наташи Серой.
 
    Вот Наташа появилась. Узнал её по походке. Это была красивая походка, которая придавала ей элегантность и своеобразие… Это была очаровывающая меня походка моей первой, школьной, неразделённой любви, тоже Наташи. Я встал, Наташа   подошла ко мне. На правом плече у неё была небольшая дамская сумочка…

    – Виктор Михайлович! Здесь на лавочке посидим и поговорим?... А лучше, погуляем?..

    –  Да! Лучше пройдёмся…

    И мы пошли по обочине дороги …
 
    Пригласил я, и начать разговор должен был я. Начал:

    – У меня на строительстве Чебоксарской ГЭС был знакомый рационализатор, молодой инженер,  который приехал с Токтогульской ГЭС. Давидюк его фамилия. Часто приходил ко мне консультироваться по техническим вопросам. Мы общались не только на работе, но как-то пошли в лес за малиной. О многом говорили… Он даже сказал мне: «С Вашей помощью я скоро куплю машину «Волга»». Не подумайте, но я категорически не позволял себе участвовать в его рационализаторских предложениях. Хотя от него знал, что он для облегчения прохождения рацух включал в число авторов жену главного инженера строительства или других руководителей. И если бы не это, то у него уже давно была бы  «Волга». Помню, что говорил он и о Вашем, Наталья   Зосимовна, отце… Однажды он, ещё молодым специалистом на Токтогульской ГЭС, пришёл к нему с одним из своих первых предложений, и уже по окончании разговора, на выходе, Ваш отец ему сказал: « Для Вас, молодой человек, дверь в мой кабинет всегда открыта»… Давидюк очень хорошо отзывался о Вашем отце…
 
    Здесь я сделал большую паузу. Я знал, Зосим Львович Серый  умер в 1977 году и похоронен в Кара-Куле, в гранитном мемориале на высотке, с которой виден весь город. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Именем его назван целый район города…
    Наталья Зосимовна всё выслушала, но молчала… Она не стала поддерживать разговор об отце. Пауза затянулась… Пришлось переменить тему разговора…

    – Наталья Зосимовна! Помню, первый раз увидел Вас в Москве перед командировкой в Анголу, в центре, где делают прививки от жёлтой лихорадки. Вы тогда сидели на стуле в коридоре, дожидались своей очереди на прививку, а я уже вышел из кабинета… Не помните?..

    – Да что вы, Виктор Михайлович! Убегалась, несколько дней собирала разные справки, устала, мне не интересно было смотреть по сторонам… В этот день ещё куда-то надо было бежать…

    Разговор не клеился. Перешёл к главному.
 
    – Наталья Зосимовна!.. Уже больше шести лет я без жены… Она погибла… Арабы в таких случаях женятся уже через три месяца. Когда  работал в Сирии, они часто спрашивали: «Господин Соколов! Ваша жена давно погибла, почему не женитесь?» Отвечал: «Не нашёл такую же или лучше, чем была»… Но вот не сразу, а вы разбудили во мне чувства…

    – Может быть, Вам только кажется?..

    – Не кажется…

    – Знаете, Виктор Михайлович, тут Вам скучно, вот…

    Я молчал. Вот и всё! Я «постучал в дверь», а «дверь мне не открыли»…

    Прошли половину пути к офису. Было темно, над нами было экваториальное, звёздное небо,  и на столбах вдоль дороги горели фонари… Мы были одни на пустынной дороге… Остановились…

    – Виктор Михайлович! Пойдёмте назад…

    – Пойдёмте… Хороший, как всегда здесь, тёплый вечер сегодня…

    Возвращаясь, говорили о делах… Уже поворачивали к жёлтому дому, как темноту прорезали фары легкового автомобиля, он мчался прямо на нас. Подняв руку вверх, пробежал несколько шагов вперёд к автомобилю. Он же прямо передо мной повернул  и ещё быстрее унёсся. Подошла Наташа.

    – Не разобрался, кто этот лихач… Не видели?

    – Нет!
 
     У барака, где жила Наташа остановились.

    – Наталья Зосимовна, вот и вечер прошёл. Так мало пообщались. Хотел рассказать о том, как меня посадили в тюрьму в Сирии.
 
    – Что-то говорили об этом в Гидропроекте…

    – Об этом в подробностях только я знаю… При случае расскажу… А может быть, напишу рассказ…

    – До завтра, Виктор Михайлович!

    – Спасибо за вечер!

    Шёл к своему бараку и думал: «С утра машина чуть не наехала на меня. Вечером опять машина могла зацепить… Что же это за день такой неудачный, или это предупреждение мне свыше: не то делаешь, неправильно поступаешь!»

    Зашёл в свою комнату. Сосед по комнате, Фролов Анатолий Павлович, уже спал. Лёг и я.
 
    Лежал и думал.

    Вспомнил Лилю. Вот, мы идём по улице города Алеппо, сверкающей золотом и серебром лавок, торгующих драгоценностями. Нас догоняет молодой арабский юноша, он как-то боком и вприпрыжку идёт рядом с нами, старается заглянуть Лиле в лицо… На неё часто обращали внимание. Это было заметно, очень заметно там, в Сирии. Вспоминаю. Вот она в красном модном пиджаке стоит на крыльце музея в городе Алеппо и касается своим носом носа большого каменного льва… Вот она у колонны дворца в Пальмире.  И на неё обращают внимание… Море, Чёрные пески. На пляже арабские парни поют песни, она с восхищением смотрит на них, а они провожают её взглядами. Вот, арабские женщины на берегу моря с интересом смотрят на европейскую женщину в красивом купальнике, когда она купается…  Сами они купаются в платьях и платках…

    Внимание и комплименты русских специалистов во время праздников  в Сирии… А я не оказывал ей особого внимания дома, в СССР, даже наоборот… Не было к ней на стройках в нашей стране, где мы работали в командировках, особого внимания от мужчин. Возможно, они обращали на неё внимание, но его не выказывали откровенно, как в Сирии даже в моём присутствии… Вспоминал Лилю, и стало стыдно, очень стыдно за порыв чувств к Серой… Стыдно до невозможности. Думал: «Как буду смотреть завтра в глаза Серой. А если она расскажет о свидании со мной Татьяне Обополь или своему другу»… Было стыдно перед всеми… Мне казалось, что они, конечно, узнают об этом, непременно узнают, некоторые будут ехидненько обсуждать…

     На другой день, увидев меня, Серая  улыбалась…  Но это была радость женщины, которая узнала о чувствах  к ней мужчины… Не более… И я ещё долго переживал своё фиаско… Да, мне стыдно за себя, а подтолкнула меня к этому Обополь Татьяна… Да нет! Сам…


Рецензии