Бог, который в душе

   

   Очень часто приходится слышать: "У меня Бог в душе, и в церковь мне ходить незачем!" По-моему, в этом проявляется определённая психологическая проблема. Может быть, кому-то мои высказывания покажутся обидными, но я пишу о собственном опыте горестных блужданий, искренне желая помочь тем, кто идёт по тому же пути...

   Убеждён, что все дело в соотношениях привязанностей, в мотивации создаваемых человеком образов. «Бог, который в душе» – это фантазия на тему Бога. Это бог, который человеку удобен, он призван создавать ему душевный комфорт. Это бог, который является продуктом его психики. А это значит, что в центре личности находится «Я», а где-то на периферии – маленький, «служебный» бог. При этом, у человека может присутствовать и вера (от чтения Священного Писания), может быть в душе и любовь. Но из-за расстановки акцентов, поступки и мысли будут на 80% определяться себялюбием, а на 20% - подлинной верой в Бога и любовью к Нему. Проценты эти могут  быть разные, но всегда будет больше себялюбия, потому что ведь бог «удобный». Никто же не ищет себе проблем и духовного разлада.

   А подлинный Бог, который в Церкви – Он неудобен, Он некомфортен. Он мучает совесть, заставляет совершать какие-то неприятные, тяжёлые для меня поступки, признаваться в вещах, которые я хотел бы забыть. Даже жертвовать собой требует – подумайте, какое это ужасное посягательство на МОЮ свободу! Да, и вообще, Он хочет занять слишком много места в моей душе. Мешает Он мне чувствовать себя хозяином в своей жизни! И не даёт мне обвинять моих врагов в бедах, которые со мной происходят. – Поэтому, совершенно естественно, что те, у кого «бог в душе» обвиняют Церковь в нетерпимости и мракобесии, в посягательстве на «права человека».

    Но глупо было бы ждать от своего личного божка чуда духовного преображения! Да, и вообще, каких бы то ни было чудес. – Напротив, бог, порождённый себялюбием, скорее всего, приведёт тебя к самообману и к лукавству перед людьми, к горделивому самопревозношению и чванству, то есть к тому, что называют в церкви «фарисейство». Такие люди, если даже и считают себя христианами, но видя – не видят и, слыша – не разумеют. – Потому что всё перетолковывают на удобный для себя лад. Они ведь танцуют от своей печки – от себялюбия. И дела их, даже будучи по видимости добры, никогда не приносят плода доброго. И жизнь такого человека похожа на тот самый «дом, построенный на песке», о котором говорил Спаситель.

Поэтому я полагаю, что те, у кого Бог в душе «уже получают награду свою». И Царство Божие ой как далеко от них! Дай Бог им понять это!


Рецензии
Не совсем согласен.Ну во первых,как можно жить без Бога в душе?Во вторых,вы говорите Бог в душе это этакий удобный божок..А как же быть с совестью?Мое мнение,что совесть и есть частичка Бога в душе. Ну ка,попробуйте с ней договориться?!

Александр Белов 6   30.06.2016 21:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Если Вы внимательно прочтёте статью с начала, то увидите: я отвечаю людям, которые считают, что им не нужно ходить в церковь, потому что у них бог в душе. Какого бога может взрастить человек в своей душе, если не знает Истинного Бога, отдавшего Себя за нас на распятие?
Да, совесть - это голос Божий в каждой душе, но на что ей опереться в душе человека, гордого, который судит мир со "своей колокольни"? Царство Божие созидается соединением людей и Бог-Слово может воплотиться только в Церкви!

Аркадий Костерин   30.06.2016 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.