Синусоида творчества
Чего не скажешь об умных и талантливых… Ощутив своими чуткими душами влажное прикосновение беременного Ничто, они поспешили овладеть сократовской майевтикой, чтобы освободить его от тяжести нерождённых знаний и не позволить людям умереть от удручающей необходимости и от тоскливой правды земли… Впоследствии их противоречивые диалоги с Ничто и с собственными душами будут названы божественным словом «творчество».
Нельзя умолчать об опасности подобных разговоров для особо одарённых, увлекающихся натур, которые в своём стремлении к совершенству порой переходят черту дозволенного и бывают поглощены пустотой вместе с насмешками обывателей, чтобы однажды вернуться к их недоумевающим потомкам какой-нибудь кровавой революцией.
Творчество – это создание новых миров, укоренившихся в Ничто и пронизывающих мир автора…, миров, где уже чужую сопротивляющуюся детскую щеку раздражает мокро-колючее прикосновение желтых прокуренных усов моего деда…
Это свобода…
Это отражение вчерашнего дня в сегодняшнем и незаметный переход дня завтрашнего во вчерашний…
Это Машина времени, Вечный двигатель, непромокаемый порох…
Это вдохновение, рождённое случайно (случайно ли?) подсмотренным образом мудрой совы, символизирующим никому не нужного философа, вынужденного в результате своей невостребованности пить водку и, сидя в центре плоской вселенной, стрелять из сапога по звёздам…
Это дар…
Это наказание…
Это удивительное сходство с отцом, однажды обнаруженное мной в подаренном портрете великого Гегеля…
«Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!»
Это рабство…
Это высшее из наслаждений...
Это великая тайна Пустоты…
А тем временем в старых, давно не ремонтированных помещениях, в тесных кабинетах на расшатанных стульях за скрипучими столами сидели мудрейшие и увлечённо чертили свои разноцветные графики. В них та роковая черта пересекала синусоиду в высшей и низшей точках, помеченных ими max и min и окрашенных в красный и чёрный цвета соответственно.
Называя графики схематичным изображением творческой жизни, некоторые из них в скобках добавляли (свободы), так как уверенно отождествляли творчество и свободу. С такой же уверенностью графики можно назвать и изображением творческой смерти, которая господствовала по правую сторону от вертикальной фиолетовой черты… Две точки – две разные смерти. Одна наступала в результате постижения неземных, преждевременных, запретных смыслов, и устремлялась в Ничто, другая – в результате победившего соблазна денег и славы, и направлялась в сторону приземлённого ремесла, ползучего промысла и гнетущих обстоятельств.
Восходящая и нисходящая ветви синусоиды отражали пути рождения и умирания свободы и подводили к пониманию того, что она появляется там, где появляется радостное удивление судьбы моим, пускай и недальним, походом за её тесные пределы. Если же прищуриться, то в бледном пунктире можно различить символ нашей главной несвободы, выраженной в невозможности осуществить выбор собственного нерождения… Однако, это уже другая история.
Что же касается драматизма, то его не стоит преувеличивать, как это делал известный философ. «Трагизм всякого творчества, – говорил он, - несоответствие между заданием и осуществлением». Но есть ли здесь трагизм? Драматизм – да! Но он – жизнеутверждающ, как и жизнеутверждающа тоска писателя, терзающая его в промежутках работы над текстами.
Возможно, что подобным промежутком, творческой паузой, затянувшимся перерывом в контакте с Пустотой и является для множества людей их унылое шествие по поверхности земли с тоскливо опущенным взором…
Свидетельство о публикации №213011501705
Вадим Филатов 14.02.2013 12:01 Заявить о нарушении
Спасибо за наводку на фильм Балабанова, обязательно посмотрю!
Валерий Хорошун Ник 14.02.2013 16:07 Заявить о нарушении