Россия-92, или Новое химическое оружие русских

     В 1992 году я учился на курсах английского языка. Цели никакой себе при этом не ставил, так, для общего развития. Организованы курсы были фондом «Полюс», председателем которого в то время был известный путешественник, неоднократно посещавший Северный полюс в лыжном походе, врач Михаил Малахов. В то время этот фонд был «пионером» в налаживании советско-американских отношений в области туризма в масштабах одного отдельно взятого города.

     Преподавала нам очень приятная и умненькая девушка Инна. И как-то однажды во время занятий она рассказала, что фондом планируется своеобразный туристический проект, согласно которому будут организованы поездки американских туристов в Россию с проживанием не в гостиницах, а в российских семьях. И желающие могут подойти к ней и предложить свои услуги по организации проживания американцев. С последующей оплатой, разумеется.

     У моих родителей на тот момент была возможность выделить им отдельную комнату, и я сообщил об этом нашей преподавательнице, получив согласие.

     Мне досталась американская семья – муж и жена, обоим было примерно лет по 35, жители штата Техас. Он занимался бизнесом - продавал джинсы, она работала учительницей. Особенность была в том, что у него был чудовищный техасский акцент, что совместно с отвратительной дикцией порождало вместо речи просто сплошной шум. Мне тогда казалось, что кроме жены его никто был не в состоянии понять.

     У нее же, наоборот, было чистейший, почти классический «королевский» английский. Что-либо сказанное её мужем она незамедлительно переводила с «английского» на английский, чтобы было понятно окружающим.

     В общем, туристы заселились в трехкомнатную квартиру к моим родителям, я их водил по городу, показывал достопримечательности. Магазины в то время уже наполнились товаром, пустых прилавков практически не было, однако большая часть товаров была дешевой китайской подделкой (да и сейчас мало что изменилось).

     И вот что я более всего не ожидал – это их какой-то изысканной скупости при тех доходах, которые они имели. А суммы заработков они не скрывали – он зарабатывал 8000 долларов в месяц, она – 1500. А это были полноценные доллары начала 90-х, не послекризисные 2008 года! И при таких доходах они тщательно экономили каждый доллар, к примеру, не дай Бог купить наручные часы за 12 долларов, а не за 8! Мне это было непонятно.

     Определенное впечатление на них произвела разница между «разрухой» в российских подъездах и благоустроенностью российских же квартир. Также их удивляло странное соотношение между величиной наших зарплат и убранством наших же квартир. Потому как, по их мнению, купить обстановку на наши доходы было практически невозможно.

     Приблизительно через неделю пребывания руководство фонда «Полюс» организовало для группы экскурсию по маршруту Гусь-Хрустальный – Суздаль – Владимир на двух автобусах. Для меня тоже нашлось местечко. Без приключений не обошлось, всё-таки Россия – страна чудес: не доехав нескольких километров до Гусь-Хрустального один из «Икарусов» «приказал долго жить». Что делать? Набились как сельди в бочке в один автобус, для американцев – экзотика, а мне было очень стыдно за наш российский бардак так, как будто это был мой автобус.

     В общем, доехали до Гусь-Хрустального и выгрузились ожидать исправный автобус. В тот год, «благодаря» некоторым перекосам и перегибам в экономике, а также некомпетентности руководства, перебои со сбытом продукции, а, значит, и с выплатой зарплат работникам, были даже у таких предприятий, у которых их быть не могло по определению. К таким предприятиям относился и местный завод по производству изделий из хрусталя, работники которого получали зарплату готовой продукцией.

     Узнав о прибытии группы американцев, весь завод высыпал на улицы вместе с полугодовой, наверное, «зарплатой». И цены на изделия были, практически, демпинговые, и времени для совершения покупок сколько угодно. Чего тут только не было! И вазы для цветов, и хрустальные фигурки, и посуда. Я думаю, что жители были несказанно довольны решением организаторов поездки посетить их благословенный городок.

     А  к моменту прибытия исправных автобусов оказалось, что на посещение Суздаля и Владимира времени уже не осталось, а после загрузки людей и покупок оба автобуса просели почти до земли. Так что поехали домой вместо посещения жемчужин «Золотого кольца».

     Еще через несколько дней пришла пора американцам возвращаться к себе на родину. Увидев те же самые два «Икаруса» - удивились тому, что они доехали хотя бы до места их посадки, ну а, узнав, что поедут на них до Москвы, решили, что проехать на них 200 километров – то же самое, что сыграть в русскую рулетку. Что же, раз в России – значит, и русская рулетка в виде экзотики. Сели и поехали. И я решил вместе с ними прокатиться до столицы.

     Обычно автобусы, следующие из Рязани до Москвы, делают так называемую «санитарную остановку» в подмосковном городе Бронницы. Мы, бывшие советские люди, привычны ко всему, даже туалеты, подобные тому, что был в то время в этом городе, не вызывают у нас ужаса. Однако, подумав, что водитель сейчас может объявить эту самую «санитарную остановку», мне стало не по себе, и я в глубине души надеялся, что он все-таки этого не сделает, постыдившись гостей страны.

     Моим надеждам не суждено было сбыться, остановку водитель объявил. Америкашки веселой толпой ринулись «по надобности», не догадываясь о том, что их ждет самое яркое впечатление за всю поездку.

     И вот я вижу эту картину двадцатилетней давности прямо как сейчас: американцы с улыбкой «в 32 зуба» подходят к «сортиру», с такой же улыбкой входят туда. Через несколько секунд улыбки сходят, как будто их и вовсе не было, еще через несколько секунд вся толпа с зажатыми носами пулей вылетает на свежий воздух. Дело в том, что в этом помещении, наряду с «естественными» запахами, был такой сильнейший «аромат» хлорной извести, что вынести это было тяжело даже хорошо тренированному российскому гражданину.
И потом я услышал такой диалог (естественно, по-английски):
- Что это было?
- Я не понял...
- Мне кажется, что это было новое химическое оружие русских.
- Точно. И на нас его испытывали.

     Да... После этого мне было так стыдно за свою страну, как будто это был мой туалет или я его таким сделал. Тем более, что разговоры об этом оружии и об испытании его на американских гражданах (естественно, в шутку, но в каждой шутке есть, как известно, и доля шутки, и доля правды) продолжались весь оставшийся путь до Москвы. Вот уж, действительно, последнее впечатление – самое запоминающееся...

     А от моих американских постояльцев мне достались на память кожаный кошелек с 20 долларами («чтобы не переводились») и альбом с фотографиями на память, а также приглашение посетить и их страну и дом (что сделать так и не удалось).


Рецензии