Столетний спор

Изобретатели радио А.Попов и Г.Мареони
               
   Нет, нет, это не об арабо-еврейском конфликте на Ближнем Востоке, о котором я много пишу. Собственно, то, что изложено ниже, даже не конфликт, а всего лишь спор. Хотя и тоже длящийся более ста лет. Но в отличие от безнадёжного политического конфликта между арабами и евреями за мизерный клочок земли, оставшейся от былой Земли Израиля, спор этот абсолютно мирный и совершенно бескровный.

Прежде, чем приступить к непосредственному изложению сути проблемы, я хочу предварить свой рассказ небольшой преамбулой. Так вот, прошло уже более года с тех пор, как моя небольшая статья «Еврейский вклад в мировую науку» http://www.proza.ru/2011/10/10/36 подняла бурю… в стакане воды.

Однако, как и подозревал великий еврейский царь Соломон, что «всё проходит», так и поднятая буря тоже улеглась. А очень возможно, что воду и вовсе выплеснули из стакана. По крайней мере, я на это сильно рассчитываю. Именно по этой причине и решил продолжить излагать на своей страничке истории, связанные с Нобелевскими премиями.

Ну, почему в России до сих пор не так, как в остальном цивилизованном и даже не очень цивилизованном мире? Взять хотя бы то же радио. Для всего мира его изобрел Маркони, а вот для России - Попов. В тех же мирах люди считает, что паровую машину изобрел Уатт, а вот в России - Ползунов. Про элетролампочку как-то и сказать неудобно: для всех её изобрел Эдисон, а вот для россиян - Ильич...
 
А теперь всё-таки про радио. Точнее, о злободневном до сих пор, по крайней мере, для историков науки, вопроса: ну, кто же всё-таки является истинным изобретателем этого эпохального открытия? Тем более, что у меня в «столе» уже давно пылится почти готовый материал на эту тему.
 
Я малость его подправил, дополнил, и вот теперь, предлагаю на обозрение. Так что любой, заглянувший на ко мне на страничку, сможет почитать его, и даже высказать своё мнение. За что я заранее благодарен.

В конце ноября 2003 года, признаться, по весьма траурной причине, смерти близкого родственника, я находился в Москве. Впрочем, в то печальное уже только для меня время ещё раз убедился, что жизнь наша устроена очень рационально: печаль в ней, как правило, всегда соседствует с радостью. В тот раз так и случилось.

Мне единственный раз в жизни повезло увидеть и, что вспомнить более  приятно, услышать живого лауреата Нобелевской премии. Между прочем, не под фонограмму, как поют многие российские «звёзды», а действительно живьём.
 
Произошло это событие в Большом зале Дома учёных на Пречистенке. Именно там состоялась встреча московской научной общественности с, к сожалению, ныне уже покойным, академиком Виталием Лазаревичем Гинзбургом, только что удостоенным Нобелевской премии по физике.

В своём выступлении лауреат коснулся многих аспектов этой самой престижной награды великих учёных. Много интересного рассказал Виталий Лазаревич и о механизме предварительного поиска и последующего выбора претендентов на получение Нобелевской премии, и о многом другом, чего сегодня уже не помню.

В ходе лекции на сцену большим потоком текли записки от слушателей. А надо признаться, что зал был до отказа набит публикой. Причём таких, как я дилетантов в физике, там находилось, полагаю, ничтожное меньшинство. Всё больше народ учёный.

Слов нет, лекция была очень интересной. Однако мне лично не меньше понравились ответы академика на вопросы, изложенные в записках. Об одном довольно пространном ответе я и хочу рассказать. Кто задал этот вопрос, мне не известно. Впрочем, это неважно. Сам вопрос, по крайней мере, для меня, надеюсь и для Вас тоже, уважаемые читатели, показался очень интересным.

А спросили академика вот о чём: почему в СССР считают, что радио изобрёл Александр Попов, а Нобелевскую премию за это открытие в 1909 году получил итальянец Гульельмо Маркони. Чтобы читать было веселей, начну не с ответа великого физика, а с небольшого фольклорного стишка неизвестного мне поэта:

                Поскольку в споре не хватает слов,
                А факты трактуются двояко –
                Маркони первым был или Попов,
                Они установить могли бы в драке ...

К счастью, до драки дело не дошло. А вот ниже - суть ответа Лауреат Нобелевской премии.
 
Одну фразу я тогда записал прямо в зале. Так что её можно взять в кавычки и считать цитатой: «Открытие Александра Попова, без всякого сомнения, достойно Нобелевской премии. Однако оно сильно запоздало с признанием, которое оказалось на удивление более чем скромным. И,что особо печально, на родине первооткрывателя»

Ну, а дальше– свободный пересказ ответа Гинзбурга, и кое-какие мои комментарии. Так вот Попов и Маркони в техническом плане сделали примерно одно и то же. О том, кто сделал это раньше – спорят до сих пор. С одной стороны в СССР и сегодня в России, днём радио считается 7 мая.

Как хорошо известно даже школьникам именно в этот день в 1895 году Попов на заседании физического отделения Российского физико-химического общества продемонстрировал свой грозоотметчик. Фактически это был приёмник Герца с антенной и когерером.

А менее чем через год, 24 марта 1896 г., российский изобретатель продемонстрировал передачу радиосигнала от передатчика к приёмнику. Тогда на азбуке Морзе и была передана легендарная радиограмма из двух слов: «Генрих Герц».

Что касается Маркони, то к этому времени он не только провёл аналогичные эксперименты с аналогичной аппаратурой, но и подал заявку на патент. Или, как говорят в народе,«застолбил» своё изобретение юридически.

Спор о приоритете открытия продолжается уже более ста лет. На эту тему написано горы. Я, разумеется всё не читал, но из того, что сподобился, могу уверенно сделать вывод, что каждый автор приводит множество аргументов в пользу своей версии. Не будем затевать спор и ломать копья.

В связи с тем, что сегодня под словом «Радио» все без исключения
радиослушатели понимают всё-таки не азбуку Морзе, а  передачу звуков более приятных, к примеру, человеческую речь, а ещё больше - музыку, предлагаю компромисс.

Считать днём радио 24 декабря 1906 года. Именно в этот день уже другой великий учёный, профессор Реджинальд Фессенден, впервые в истории современной цивилизации осуществил из города Брэнт Рок в американском штате Массачусет передачу по радио голоса и музыки. 


Рецензии
Почти три десятка лет общаясь с разнопрофильными "забугорными технарями" (в том числе - и с радиоинженерами) - я нигде и ни разу ничегошеньки не слышал о таком споре . Скорей всего - потому , что спор этот , как и многие другие споры в мировой науке , носит спесьфисський (по Райкину) "кабинетно - кулуарный" характер . И уж если на то пошло - почему Автор обходит молчанием "свечу Яблочкова" , а также то обстоятельство , что контур циркуляции пароконденсатной смеси в паровой машине Ползунова был намного эффективнее , чем у Джеймса Уатта ?
Вообще же в отношении научно-технических приоритетов Россия во все времена знаменита тем , что ей наплевать - КТО и КОГДА , потому что её интересует только - ЧТО и ЕСТЬ ЛИ В ЭТОМ НУЖДА .
С уважением - Вячеслав.

Вячеслав Гизунов   27.05.2013 10:41     Заявить о нарушении
Полагаю, что причина всё-таки в другом. Дело в том, что в царские, да и советские времена, существовала чётко выраженная антипатия к комитету по НП. При царе это было высокомерие. При большевиках и коммунистах - вроде как, борьба против антисоветчины.

Вот великие учёные не только не выдвигались в соответствующие нобелевские инстанции, но им даже чинили всякие препятствия на этом пути.

Лев Израилевич   27.05.2013 17:46   Заявить о нарушении
Каждый из нас двоих "своими словами" говорит об одном и том же . Так что............

Вячеслав Гизунов   28.05.2013 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.