Проблема пятого класса

                Владимир Правдин

Проблема пятого класса
эссе

Я шел по утоптанной тропе, ведущей через парк, опустевший в это утреннее, дополуденное рабочее время, по берегу обширного озера. Стояло тихое ноябрьское утро, слегка морозило, после нескольких попыток в борьбе с осенними моросистыми дождями снегу удалось победить и  покрыть землю ровным, девственно белым покрывалом. Озеро было защищено от ветра сосновым бором, расположенным слева от дороги. Тень от деревьев смиренно улеглась на прибрежной полосе ледовой поверхности озера не более чем в метрах десяти от берега.  Далее, на всём пространстве озёрная вода была скована молодой коркой льда. Ветер сдул снег так, что ледяная поверхность  цвета стальной отливки блестела в солнечных лучах, беспрепятственно проходивших поверх лесного массива.
Я услышал лай, отрывистый и беспокойный; он исходил откуда-то справа, со стороны озера. Пройдя несколько метров мимо высокого кустарника, загородившего вид на озеро, увидел любопытную картину: метрах в пятидесяти от берега девочка держала палку, за другой конец её, ухватившись зубами, упершись передними и задними ногами, тянула собака в сторону суши, энергично качаясь из стороны в сторону. Собака, отпустив палку, круто повернувшись, крупными прыжками достигла берега, вернулась к девушке, потом вновь добежала до берега и вновь подбежала к хозяйке, при этом издавая необычные гортанные, прерывающиеся хрипотой, звуки.
Присмотревшись внимательнее, я признал в собаке рослую короткошерстную колли; верхняя часть туловища почти черной окраски, снизу с белыми полосами вдоль всего тела. Типичная клинообразная голова выдавала очевидную породистость. Известно, что эта порода собак отличается, если так можно сказать, неплохим интеллектом.
Всё было похоже на игру, однако я почувствовал что-то неладное. Девица забросила палку метров на двадцать дальше от берега, выкрикивая слова приказания. Колли послушно, вначале немного прижавшись брюхом ко льду в исходную стойку, бросилась было выполнять приказ, однако, сделав два-три прыжка в сторону палки, остановилась, как вкопанная, помчалась к берегу, издавая прерывистый лай.  Девочка что-то недовольно крикнула и сама пошла к палке, подняла её и забросила в сторону берега. Колли подчинилась приказанию, принесла палку, положив её к ногам хозяйки. Наконец-то я понял: умная колли  своим чутьём почувствовала опасность, упорно призывая хозяйку возвратиться на  берег.
Колли права: через трое суток слабого мороза лёд был непригоден для прогулок.  Девочка не была легкомысленной, ей, …увы, не дано было знать об опасности. Она еще раз забросила палку дальше от берега, и опять колли отказалась выполнить приказ. Когда девочка поднимала эту палку, лёд под её ногами с хрустом треснул, и она оказалась в воде… к счастью по колено.
Она испуганно завизжала, и в то же мгновение собака бросилась к ней на помощь, стала облизывать лицо своей хозяйки. Шок был так силён и неожидан,  непутёвая девица не успела даже испугаться.
Я подбежал к месту выхода девочки на берег и проводил её в домик, где летом размещалась лодочная станция. Колли покорно шествовала вслед за нами.
– Ты, что, не прочла объявление? – вот оно, на видном месте, написано большими буквами, нравоучительно сказал, показывая на запрещение: «Выходить на озеро не разрешается, опасно».
– Прочитала, но я хотела…
– Сколько тебе лет, в каком классе учишься?
– В пятом «А».
Я вспомнил бытующее выражение в педагогических кругах: «Проблема пятого класса», основывающееся на том, что в подростковом возрасте, в переходном периоде, многим детям свойственно поступать вопреки чужой воле, упрямиться, или бравировать своими недостатками.
Я вызвал по сотовому родителей проказницы, услышал слова благодарности, и только после того, как передал ребёнка в руки матери,  со спокойной совестью удалился по своим делам. Но перед этим выслушал монолог мамы непослушной дочки: «Не знаю, что и делать! Совсем отбилась от рук! Подумать только! Отец говорит: «Наведи порядок на своём столе», и получает в ответ: «Не хочу порядок».  – Подумать только!».

***

Тот, кому приходилось участвовать в работе научной конференции, или, как любят некоторые говорить, симпозиума (в буквальном переводе с греческого – пиршество), тому знакомо, что после пленарного заседания и объявления работ по секциям, участники стремительно расходятся, но затем собираются в малые коллективы согласно своим интересам, чтобы детально обсудить со своими коллегами волнующие их научные проблемы. 
Вообще говоря, всем людям свойственно стремиться к общению с другими, как говорят, «по интересам», находя в этом внутреннее удовлетворение, можно сказать, удовольствие, столь необходимое условие для сохранения устойчивого душевного  равновесия, или достаточного качества жизни.
Ученые изо всех сил своих ресурсов жизненной энергии стараются познать непознанную составляющую часть Мира, и в этом видят смысл своей жизни. По ходу своего творческого пути вместе с творческим созидательным трудом на протяжении всех веков, ученые создают средства самоуничтожения, в последнее время – средства массового уничтожения. Войны становятся способом существования отдельных государств. Не это ли является убедительным признаком глобального развала? Ученые непрерывно работают вначале над проблемами, решение которых необходимо для обеспечения выживания и жизнедеятельности людей, затем, чтобы обеспечить удобства, потом для комфорта, затем для излишества и роскоши отдельных социальных групп. 
Однажды, безо всякой, казалось бы, видимой причины, мне пришла в голову мысль: а что, если в число биологических ветвей эволюции, считавшимися учеными тупиковыми, ветвь современной цивилизации также относится к тупиковым? Неумолимой угрозой существования этой ветви является еще не опознанная составляющая часть окружающего объективного Мира.

То есть человечество живёт в условиях необратимого процесса самоуничтожения, созданного им же. Такая глобальная губительная направленность главного вектора эволюции существующих на Земле цивилизаций, автоматически распространяется на все направления: политику, искусства, экономику, систему образования, медицину, мораль, современные тенденции в религиях, даже саму науку, которая пренебрегает опасностью возможной угрозы своему бытию. Грозные симптомы надвигающейся катастрофы по всем направлениям видны уже сейчас, в настоящее время.
Сознавая эту угрозу, ученые, оптимистически настроенные и признающие силу разума, считают теоретически возможным в будущем выход человечества из гибельной западни, исторически сложившейся на планете Земля. Однако никто не найдёт конкретных, практических путей решения этой проблемы до тех пор, пока коллективное сознание человечества не достигнет необходимого уровня, то есть такого, при котором объективный мир будет восприниматься таким, каков он есть – осознанно с пониманием. Только после этого человечество сможет  преодолеть переходный период и решит свою «Проблему пятого класса».
Основным виновником приближающегося кризиса современной цивилизации являются страсти, свойственные людям, в том числе, инстинкт  познания окружающего Мира, человеческий разум, создавший такую цивилизацию. Эта неудержимая страсть познания, подобно любой другой страсти, почти не управляется разумом. В этой неудержимой гонке познания ученый не может остановиться. К тому же, ученый не является собственником результатами своих исследований. Он, даже с благими намерениями сеять добро, ослеплённый страстью познания, может творить зло, грозящее гибелью последующим поколениям. Конечно, он это сознаёт, при этом оправдывается необходимой для него «свободой творчества» и пресловутым, искаженным  пониманием тезиса «не нарушать прав человека».
 
***
Из века в век
Зимой и летом
Земля родная – Имярек
Крутится планета –
Любимица Луны и Солнца
«До дней последних донца».
Куда, зачем?
Советуют: «В таинство не лезть!»

Из века в век
На Святой планете
Обитает грешный человек.
Зачем? Не знает, что в Завете
Приказано: «В таинство не лезть»,
Он просто есть.

***


Первым, кто ввёл понятие «Природа человека», был Аристотель.
В трудах Епископа Игнатия Брянчанинова, (Издание Донского монастыря 1881 года), «Аскетические опыты», дано подробное описание следующих восьми главных страстей человека (По свидетельству Брянчанинова, заимствованное из святых отеческих писаний):
чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
В этом перечне отсутствует название самой важной страсти, увлекающей современную цивилизацию к гибели. Название этой страсти может быть следующим: неуправляемое  разумом желание познания (НРЖП).  Для современного ученого такое утверждение возмутительно, дико и оскорбительно. Но требуются радикальные меры – трансформация сознания людей и общества в целом. Необходимо идти ва-банк, на карте судьба современной цивилизации.

Качества души, противоположные страстям, носят название добродетелей. Так,
чревоугодию противостоит воздержание,
блуду —               целомудрие,
сребролюбию — бескорыстие,
гневу —               кротость,
печали —            радость,
унынию —          надежда,
тщеславию —     скромность,
гордости —         смирение,
нржп       –           самоограничение желания познания.

Определение любой, приведенной выше, страсти может быть таким: психическое состояние человека –  практически не управляемое разумом желание, стремление.
Очевидно, что страсти снижают уровень сознания личности в целом. Борясь со своими страстями, человек повышает уровень сознания.
Много ли людей на Земле, живущих строго по правилам только правого или левого столбца? С большой степенью вероятности можно утверждать: таких людей нет.
 Человеку постоянно, возможно каждую минуту, приходится принимать решение о своём поведении между крайностями, находить «золотую середину»; она у каждого своя.
В «Эстетике» Аристотель вводит понятие «середина», что означает избегание крайностей – нечто среднее между «избытком» и «недостатком», представляющее совершенство – гармонию.
«…Гармония – это музыка, ритм и пульс космического оркестра, которым дирижирует сам Создатель…», сказал  Дарио Салас Соммэр (чилийский мыслитель, писатель, философ).
Согласно Аристотелю, «перекос» в сторону одной из крайностей способен превратить любую добродетель в порок.
Советниками при выборе оптимальной точки, «середины» служат, опять тот же, разум и сердце; для реализации принятого решения требуется воля.
Изложенное выше будет убедительнее, если привести следующие некоторые свидетельства.
 «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»,
«…всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»
Апостол Павел

.  Ум всегда занят исследованием чего-либо.
Цицерон Марк Туллии

Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности, и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.
Цицерон Марк Туллий

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
Лао-цзы (Ли Эр)

Ум всегда в дураках у сердца.
Франсуа де Ларошфуко

Ум не терпит неволи.
Дмитрий Иванович Писарев

У ума, как у проселочной дороги, есть своя проторенная колея.
Оноре де Бальзак

Ум нередко умолкает, когда говорит сердце.
Георгий Валентинович Плеханов

Ум — это не обязательно здравый смысл.
Альфред Адлер

Умные люди могут вести себя очень нерационально.
Карл Раймунд Поппер
Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими. Джордж Бернард Шоу.
В заключение уместно вспомнил слова нашего
Александра Сергеевича Пушкина
«Веленью Божию, о Муза, будь послушна»


Рецензии