Феноменология чуда
БУДДА НА “БЕЛОРУССКОЙ”
сегодня утром на “Белорусской”
увидел Будду
он сидел на скамейке
в позе лотоса
похожий на свои бронзовые изваяния
сливаясь с мутным светом метро
я заметил его краем глаза
по инерции пробежал дальше
потом от неожиданности остановился
оглянулся
спеша на работу
я ничего не вижу
я обернулся
и встретил его спокойный взгляд
говоривший
да это я
а что тут такого
Будда — подумал я — в метро
это надо запомнить
и поспешил дальше
раньше боги являлись людям чаще
http://magazines.russ.ru/arion/2010/2/li16.html
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧУДА
Даже если поэт не задумывается о том, современны ли его стихи, актуальны ли они, собратья по перу вряд ли дадут ему об этом забыть. В последние годы очень ощутим прессинг такого мнения: будущее русской поэзии - в максимальном насыщении контекста всевозможными смыслами, аллюзиями и ассоциациями. Но постмодернистский народ почему-то недооценивает очевидную истину: плотность - не панацея; может быть, иногда лучше выделить ОДИН смысл из множества, нежели издеваться над читателями своей учёностью и эрудированностью. Плотность просто убивает в произведении задушевную интонационность. И вообще, нельзя безнаказанно загромождать произведение метафорами, это неизбежно аукнется незаметными на первый взгляд недостатками. Например, такое стихотворение будет трудно не только спеть, но даже адекватно воспринять на слух.
И в этом смысле, на мой взгляд, достоин уважения Андрей Коровин, который свернул с торной дороги современной русской поэзии, наплевал на то, что верлибры сейчас мало кому интересны, и спокойно идёт опасной дорогой одиночек. Одиноческий путь в искусстве требует изрядного мужества: чем "навороченнее" стихи, тем выше их оценка в поэтической диаспоре. Не раз испытывал превратности такого отношения на себе: если пишу лёгким слогом, в котором много воздуха, то, по мнению критиков, "уступаю другим поэтам в масштабе таланта". Как только начинаю писать более плотные и игровые стихотворения, то, по мнению тех же критиков, "стремительно прогрессирую". Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
"Надо будет это запомнить". Ахиллес настолько увлечён своим состязанием с черепахой в скорости бега, что попросту не может остановиться. Он ещё не знает, что черепаха всё равно быстрее. Герой Коровина мечтает хотя бы запомнить то, что увидел в пути - авось представится возможность вернуться. Но дважды войти в одну реку - такой возможности чудо нам не предоставляет. Скоростная жизнь в мегаполисе приводит к "дефрагментации" чуда: есть условия, в которых оно невидимо и неосязаемо, как третья сторона медали. Чудо "взрывает" реальную действительность своей незаангажированностью и ирреальностью. Оно явно не тяготеет к суициду и потому любит скрываться. Но человек уже заведён, как пружина; он настолько бурно вовлечён в текущую действительность, что не способен из неё вынырнуть. Ему даже, наверное, кажется, что его текущие дела будут поважнее, в этой мысленной иерархии, нежели созерцание случайно забредшего в метро невесть зачем чуда. И, с человеческой точки зрения, это должно быть для чуда крайне обидно.
Так старит проклятая гонка,
Тщеславия суетный пыл,
И каждый - могила ребёнка,
Которым когда-то он был,-
писал об этом Евгений Евтушенко.
Вот так и мечется человек между жизнью и Богом; в жизни ему не хватает Бога, в Боге ему не хватает жизни. Впрочем, дело даже не в божествах... Удивление здесь, в стихотворении Андрея Коровина, происходит от странного соседства статики и динамики, от чужеродности Будды миру, где "все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут - а он им светит". Оказывается, в динамичном мире статика - страшно заразительная вещь, вот и герой на какое-то мгновение взял - и остановился, хотя так и не понял, почему. Наверное, в мире бегущих (по волнам своей памяти, et cetera) пребывающий в состоянии олимпийского спокойствия человек тождествен чуду.
(из моего авторского цикла "Эссе одного стихотворения")
Свидетельство о публикации №213011601666