Сказания дальневосточных аборигенов

  МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК
  ************************Айнская легенда
  Пришедшие с севера тончи расположились недалеко от айнской деревни - за сопкой, огибаемой быстрой речкой. Первым о них сказал дым костров,
потом - речка, воды которой пронесли мимо рыбьи потроха: дань чужаков духам воды.
   Встревожились айны: они считали давно обжитые земли своими, и каждый желающий поселиться поблизости - по обычаям сахалинских аборигенов -  обязан придти к хозяевам с подарками, заручиться их позволением.
   Однако скоро от тончей явился гонец и объявил, что его великий вождь
приглашает великого вождя айнов на чхыф лернд - медвежий праздик.
   Когда Сагусаин  с двумя храбрыми соплеменниками предстал перед вождём тончей и выразил надежду, что соседи станут жить в дружбе и согласии с айнами, тот надменно усмехнулся:
   -Снгодня ты можешь быть почётным гостем на нашем медвежьем празднике. Но завтра мужчины вашего племени должны уйти со стоянки, оставив молодых женщин и запасы пищи. Инача мы уничтожим всех, до последнего младенца. Ты видишь: нас много и мы хорошо вооружены.
   Гордый Сагусаин заявил, что такого позора не будет никогда. Едва повернулся, намереваясь уйти, как стрела, предназначенная жертвенному медведю, вонзилась в его спину. Пал сраженным один из его воинов. Другому, раненому,удалось уйти и сообщить о происшествии.
   ... Сойдясь на старом зимовье, в скорбном молчании стояли суровые чёрнокудрые бородачи, опираясь на древки пик. Они готовы были биться насмерть. И тогда сказал один мудрый старый айн:
   -Духи не простят пришельцам убийства гостей в праздничный день. Но враги многочисленны и коварны, силой их не одолеем. Надо действовать хитростью. Тончи нарушили обычай предков, а потому боятся гнева Пал
ыса - хозяина тайги и гор. Пусть великий дух прогонит наших врагов. У
Пал ыса ездовыми собаками служат медведи. Давайте сделаем так...
   И старец поведал свой замысел.
   Мужчины вывели из клети трёх медведей, оставив лишь одного, предназначенного для медвежьего праздника. Запрягли зверей в большую телегу. Самый рослый айн надел на себя лосиную шкуру с огромной рогатой головой.
   ... Тем временем после ритуальных танцев тончи освежевали убитого медведя и готовились к торжеству. Вдруг из-за сопки выехала упряжка яростно рычащих медведей со страшным рогатым чудовищем, трубящим в лубяной рог. Следом, оглушительно лая, мчалась собачья стая, стражники великого духа.
   И войско тончей бросилось бежать. Да так быстро, что на медвежьей упряжке не угнаться.
   Айны же собрались всей деревней, радуясь, что опасность миновала. Навстречу воинам из бамбуковых хижин высыпали женщины и ребятишки. Все занялись своими обязанностями, готовясь к празднику. Священного медведя кормили до отвала всякими лакомствами, какие ели сами. Потом съели и самого медведя,кости которого унесли в лес, чтобы его душа отправилась к хозяину гор и тайги, рассказала, как они его любят и
почитают. Верили, что хозяин зверя оживит и тот снова вернётся в свой лес.
   А перед рассветом следующего дня всё племя, как велит обычай, поднялось на сопку, ближе к небу, на которое улетают души умерших, и оплакивало их, обещало быть достойным славы предков и коварно убитого врагами Сагусаина.
                ******************************
 


Рецензии