Так было, так есть, так будет

Эти миниатюры мой подарок однокласснице Ирине Сергуладзе.


1. НОА

Ноа   любит стоять на высоком холме и смотреть на море, с трепетом  ожидая очередного заката, в такие минуты кажется ей, что Светило, бесценное Солнце, навсегда уйдёт под воду. И каждый раз так  сильно бьётся её сердце, что стук его она ощущает во всём теле. 

Море сурово. Оно в постоянном  волнении. Ноа привыкла наблюдать  за  седыми волнами-великанами,  они её не пугают, но всё ближе и ближе   вода подбирается к родному  Астосу.
А ещё обожает она всматриваться в голубизну неба, в облака, плывущие  в неведомые ей дали. 

Ноа трудится, не покладая рук, от восхода до заката: черпает воду  из глубокого колодца,  чистит котёл, в котором   она  готовит еду для  бабки Наи  и двух старших братьев, посыпает  земляной пол  свежей травой. Устаёт, но  не унывает -  работа в радость. 

Когда наступает очередная  ночь, Ноа  разговаривает со звёздами, и иногда они подмигивают ей, словно считают  её ребёнком.   А это не так -  она взрослая девушка. Недавно наступила её двенадцатая весна.  И  суровая  Ная   выдаёт Ноа замуж: в бескрайней пустыне отыскала она для неё  суженого.  И идёт  сейчас, преодолевая песчаные бури,  к морю караван. А вездесущий ветер доносит запах костров – значит, путники близки к цели. 

Жених  отдаст старухе Нае  стадо овец и  наилучшего верблюда.  Она сама выберет, потому что  Ноа  молода и красива, а  её будущий хозяин и повелитель – старик:  он уже  прожил целых  сорок вёсен.   

Ноа не хочет  покидать крепость,  в которой находится всё, что дорого юному сердцу: и  её  жилище, и  море,  и  холм, и бездонный  колодец - именно  ему на рассвете  поверяет она свои девичьи секреты. Если бы  отца не забрало море, а мама, весёлая певунья  Ноэми,  вслед за ним не ушла бы в Царство Теней, откуда  ещё никто не возвращался,  то Ноа  осталась бы дома. Так ей кажется… 

Скоро уйдёт Ноа  с  караваном в глубь пустыни.  И будет трудиться от зари и до заката, и  рожать, сколько ОН предпишет, а потом  и она уйдёт в Царство Теней, потому что так было,  так есть, так будет...

 
2. НАЯ

Сидит старая  Ная  у  давно погасшего очага. Головой покачивает, думы разные  думает.  Ушёл караван, а с ним и радость её жизни -  Ноа. И  померк в  глазах Наи свет. 

Ноа... Мечтательница Ноа. Без неё опустело сердце Наи. Когда-то давно,  много вёсен прошло с тех пор, была и Ная  молодой, красивой, счастливой. И стояла она на холме,  и смотрела, не отрывая взгляда, на море, ожидая  с удачным уловом  жениха. И со звёздами говорила. И колодцу, как другу, поверяла  свои тайны.

Однажды пришли из пустыни лихие люди,  угнали скот, убили родителей Наи.  И её любимого моряка не пощадили, и его братьев, и ещё много мужчин было уничтожено ими.  А женщин  насиловали. Поиздевались и над Наей, но она не ушла, как другие, в Царство Теней, а родила  весёлую Ноэми, а та – Ноа и сыновей.

Налетали кочевники, высаживались на берег пираты, зверствовали,  а потом, вопреки  горю,  рождались дети.  И матери растили их. Так  было всегда. Сейчас братья  Ноа  в море. 

Скоро наступит время Большого Базара. Продадут они верблюда и овец, полученных за Ноа, засватают, как положено,  выбранных  Наей  девушек - она старшая в роду, ей решать за всех -  и  построят свои жилища.  И их жёны будут трудиться рядом с мужьями, и рожать дочерей и сыновей, а те - продлевать род свой, и жить, и  переходить  в положенное Судьбой и Богом  время в Царство Теней. 

Знает суровая Ная  тайну Жизни: так было, так есть, так будет…



3. НОА

Тот же холм,  то же море, песок,  приливы и отливы.  И она, Ноа, по-прежнему  вглядывается в даль.  Но Ноа старуха - прожила целых пятьдесят вёсен. В  родном Астосе никого не  признала, да и её никто не узнал. Сверстники  Ноа  покинули Мир Живых, а братьев, как и родителей, вероятно, поглотило море.  Оно всегда забирает тех, кто его боготворит.

Ноа   радуется   последней встрече с прошлым. Скоро караван, с которым  она пришла в родные места, тронется в обратный путь, она могла бы остаться здесь, но её родиной стала Пустыня.

Пустыня…  Вся жизнь прошла в ней.  Мужчина, которому отдала её Ная, был добр и нежен с Ноа. Она привыкла к нему, по-своему полюбила. И страдала, когда после укуса  ядовитой змеи  он покинул её. Они кочевали по Пустыне. Перегоняли  стада овец, лошадей и верблюдов  на новые места в бесконечных поисках корма для животных.  Дом -  натянутая на высокие  шесты ткань. Очаг - костёр. На рассвете нехитрое жилище складывалось до следующей ночи.  Большой Базар всегда приносил с собой  новости, общение, веселье,  выгодные сделки. Так и жил народ Пустыни от Базара к Базару…

Ноа  трудилась, не покладая рук, готовила на огне еду, выхаживала ягнят,  рожала детей, но они покидали родителей,  не  дожив до первой своей весны. И только дочь Ная  выжила и родила хохотунью Ноэми. 

Ноа  не выбирала жениха для дочери. Решила: пусть сердце  Наи само  подскажет с кем зажечь семейный костёр. Конечно, Ноа тосковала по морю, по  сердитой старухе Нае, по родной крепости. Но шло время. И прикипела она душой  к Пустыне: к обжигающим ветрам, горячему песку, к ночным крикам шакалов, к оранжевым скалам  причудливых форм, к мелким, редким  цветам  красной, желтой, сиреневой,  белой окраски,  появляющимся под камнями после нечастых дождей.  Пустыня давным-давно  стала  её  Домом. Ноа  ни о чём не сожалеет.  И в мыслях не корит  суровую  Наю. 

Ноа досталась трудная, но интересная жизнь.  Скоро она окончится,  потому, что  у всего имеется  начало и конец - так было, так есть, так будет…


4. НАЯ*

Ная стара,  живёт она  долго на этом свете: уже прошла её восьмидесятая весна. 
Во все времена любила Ная  смотреть на море.  И думать, и вспоминать, и мечтать.

В юности, стоя на холме  рядом с  поросшей дикой травой  древней  крепостью, встречала она  восходы, любовалась удивительной красоты  закатами.  На прибрежном песке чертила палочкой своё имя.  А гигантские  волны, с грохотом  накатывая на берег, смывали буквы. И девушка, смеясь, вновь писала:"Ная"

Ещё в детские годы поинтересовалась, почему  женщин их семьи называют такими именами.  Её мать, Ноэми, пожимая плечами, сказала:  «Так было всегда».
Всегда…  Она верила матери. Всегда.  Но у неё самой рождались сыновья. А у тех  - свои. И лишь сейчас правнучка Ноа порадовала сердце старой женщины.

Ная знает: у Ноа когда-нибудь будут дочери и внучки, и правнучки, и... потому, что так было, так есть и так должно быть...



* Наши дни
На фотографии запечатлены автором развалины древней крепости в Астосе - Ашдоде. Израиль

Прочесть о крепости можно и здесь:http://www.proza.ru/2008/10/01/309
июль 2011года


Рецензии
Теперь и мы тайну Жизни: так было, так есть, так будет…

Ольга Смирнова 8   11.03.2024 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Олечка, за интерес.
Последнее время начала сомневаться во многом, слишком много агрессии накопилось.

Веруня   11.03.2024 10:19   Заявить о нарушении
только сейчас заметила, что слово пропустила:знаем.

Про агрессию...
Вера, невозможно остаться равнодушным к тому, что происходит.
Вроде пытаемся жить как прежде, но... уже и не получится.

Ольга Смирнова 8   11.03.2024 13:49   Заявить о нарушении
Не получается. Надо, но не выходит!

Веруня   11.03.2024 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.