Каратегин

Поселок Новоабад сравнительно не большой, но когда-то он назывался районом. Населяли его исключительно люди таджикской национальности, каратегинцы. Людей много, работы почти ни какой. Один маленький колхоз, занимавшийся животноводством. Держали голов 300 крупного рогатого скота и 2000 голов овец гиссарской породы. Но у них были сады и огороды. Гармская картошка по своим вкусовым качествам славилась на всю республику. И урожаи получали высокие. Земля лёссовая, воды очень много, да какая еще вода! Каратегинцы возили продавать в Душанбе: яблоки, виноград, картошку и, в зимний период времени, сухофрукты. Жили бедновато, в натяжку, еле сводили концы с концами. Дома им строила Советская власть, сами выстроить, за собственный счет, они не могли. Каждый выстроенный дом был предназначен и рассчитан на четыре семьи. То есть каждой семье по три комнаты, но все проходные и еще стеклянные веранды. Огороды и сады находились за территорией райончика. В Новоабаде была школа и педагогическое училище, а так же, сравнительно большой, клуб. Большой и красивый парк доходил до обрыва, к пойме реки Сурхоб-Красная вода. Райончик был расположен на плато, тянувшегося вдоль гор и реки. Г де-то оно было шире, а где-то уже, но обрыв, отделявший плато от поймы реки был 20-25 метров. Маленькие речушки, сбегавшие с гор, делили плато на куски: мелкие, где-то 3-4 км длиной, и более крупные, до 7-10 км. И вот, эти ровные куски плато, издревле заселялись и люди жили, пахали и сеяли. А точнее сказать, выживали.
Горы, суровый климат и, если в Гиссарской долине шел дождь или небольшой снег, то Новоабад, Гарм, Ляхш засыпало снегом. В некоторые года снегу насыпало и по пояс. Люди держали свой скот, Заготавливая корма В горах. Из-за того, что в долинах не хватало рабочих рук, а надо было выращивать очень много хлопка, решением ЦК КПСС, каратегинцев начали переселять в Гиссарскую и Вахшскую долины. Для них выделялась земля, шла финансовая помощь от государства, конкретному лицу, которое переезжало со своей семьей на новое место жительства. И люди, получая поддержку и помощь, переселялись без оглядки и боязни за завтрашний день. Заселение колхозов шло по-родственному или клановому взаимоотношению между людьми. Ведь, в горах они жили и выживали только совместно, помогая, друг другу в строительстве домов, рытья арыков для воды, возведения мостов и строительства дорог. У каратегинцев очень сильно развиты родственные взаимоотношения, чувство товарищества, преданности, коллективизма. Они презирают людей подверженных стяжательству и воровству во имя него. Не переносят людей, которые обманывают, унижают человеческое достоинство, давших слово и не выполняющие его. В долинах им дали хорошие участки земли под застройку сел и дали по много поливной земли для личного пользования. Они строили кирпичные дома, покрывая их шифером и жестью. Работая в колхозах, получали заработную плату', на которую могли болсс или мснсс содержать семью, чем, не доедая жить в горах. Стали одеваться и обуваться просто, не броско, но намного лучше, чем в горах. Были люди, но в основном единицы, которые вернулись обратно в горы, к себе домой. Жара долил, доходящая до плюс 42-43 градусов в тени, не дала возможности привыкнуть и адаптироваться организму. Все-таки, летом в горах климат теплый, но мягкий. С реки Сурхоб и из ущелий идет живительная прохлада. Наверное, самая вкусная вода, разбавленная минеральными источниками, течет по небольшой речушке Комаровского ущелья. Какая бы холодная зима не была, вода в речушке не замерзает. Водяная трава, зимой, когда кругом лежит снег, выглядит еще зеленее и красивее. Радужная форель, проплывая над травой, цвета сочного зеленого нефрита придает какую- то сказочность подводному миру. Когда пьешь воду из речушки, бегущей по Комаровскому ущелью, зимой, она теплая, А когда пьешь ту же воду, но летом, она достаточно прохладная. Но вкус воды и чая приготовленного из кипяченой воды этого большого ручья, конечно вне всякого сравнения. Таджики говорят на эту воду - булур об, - хрусталь вода. Удивительно, но верховья этого ущелья больше всего любят бурые медведи. Их здесь больше чем в других местах. Поголовье диких свиней тоже в достаточном количестве. А сколько было зайцев! Ведь, Комаровское ущелье со своей удивительной маленькой речушкой, стекающей с севера на юг, соединяется с поймой реки Сурхоб. На землях поймы реки буйно растет камыш, осока, трава и очень густые заросли кустов гребенчука в три метра высотой. Есть очень интересная, но опасная трава - юган. Она выглядит так нежно и красиво, что хочется лечь и полежать на этой траве. Но тут человек попадает впросак. Руки и лицо, грудь и спина, все, что прикасалось с травой, облезает шкура и тело становиться розово-молочного цвета. И, если шкура сползла участками на лице, шее и руках, такой человек становиться, похож на прокаженного, но это до времени. А потом все восстанавливается.
Европейские девушки-студентки, будучи в Новоабаде, утром, по росе, пробовали умываться росой травы. И, если тщательно и аккуратно проходило умывание, то эффект получался тоже поразительный. Через некоторое время лицо становилось белым как молоко. Вот такой эффект получается от травы юган. А сколько в горах облепихи и прочей ягоды! Люди переехали в долины, а сады остались, и птицы, и дикие обитатели гор приходили и лакомились фруктами.
По приказу Н. С. Хрущева, все сельскохозяйственные учебные заведения должны были быть вывезены из городов в сельские местности. Он, с высокой трибуны Дворца Съездов, громогласно заявлял, что учащиеся сельскохозяйственных заведений думают, что хлеба и батоны растут прямо на деревьях. И все попугаи, циковские работнички всех рангов и уровней хлопали в ладошки и повторяли его необдуманные, но почему-то ставшие крылатыми его слова. По решению министерства сельского хозяйства республики зооветеринарный техникум был переведен в Новоабадский район, который стал называться поселком. Все пустующие дома заселяли студенты. Контора бывшего колхоза и другие здания государственных учреждений стали учебными корпусами. Учебное хозяйство тоже было доставлено в поселок на автотранспорте и заняло колхозные постройки молочно-товарной фермы и овчарен. Много очень хороших преподавателей перешли на работу в сельскохозяйственный институт и остались в своих квартирах на мсстс. Среди новых преподавателей поступивших на работу' с хорошим стажем работы, почти не было. В основе своей, это были недавно окончившие высшие учебные заведения страны. Ветеринарный факультет ускоренной группы 5 курса, был на 3 месячной практике и приехал в Новоабад только в декабре месяце. Самые старшие по возрасту студенты, поступавшие в техникум сразу на 3 курс, на базе 10 классов. Весной в конце апреля они должны были закончить учебу в техникуме. Заработав денег на практике, кое кто, из ребят, попав в такой охотничий рай быстро обзавелись охотничьими ружьями. Благо дело, продавали их без охотничьих билетов и стоили они совсем недорого. А ружья были тульского производства, ижевских мастеров. Красиво оформленные с гравировками, одноствольные и двух- ствольные. Были ружья, у которых стволы располагались горизонтально, а были, у которых ствол располагался на стволе, то есть вертикально расположенные. Ружья были легкие, и с них удобно было стрелять и одной рукой, на вскид.
Володя Наливайко, Александр Иванов, Николай Булгаков, Анатолий, Василий купили себе ружья в первые дни приезда и побежали на охоту по снегу, выпавшему в этом году сантиметров на 40-50. Они после занятий, заканчивающихся в половине четвертого и, не обедая, брали ружья и уходили вниз к реке Сурхоб. Спускаться с плато по крутой и не очень широкой тропе вниз, к пойме реки, было сложно. Все-таки очень высоко, двадцать пять метров, тропа идет как серпантин, то в одну сторону, то в другую. Снег хоть и был утоптан, но было скользко. А спуск проходил по дорожке, вырытой жителями Новоабада всего в метр, а может чуть больше шириной.
Прямо возле спуска с плато стояла старинная мечеть-церковь, выстроенная из жженого кирпича, круглая и довольно больших размеров. Вход в мечеть был один и широкая дверь с красивой восточной резьбой по дереву, никогда не закрывалась на замок. Окна были небольшие на высоте двух с половиной метров, как бойницы. Спустившись вниз, на пойму реки, густо заросшую гребенчуком и камышом, сухой травой. Ребята, выстроившись в одну цепочку с интервалом шагов в 7-8, шли в одну сторону. Заяц, который выскакивал из-под ног, попадал под выстрелы двоих охотников. Тех ребят из-под чьих ног он выпрыгивал. Охотники не жадничали. Убив одного или двух зайцев за вечер и получив хорошую прогулку, радостные возвращались домой, тем более, что в декабре и январе быстро темнело. Дичи было много. Вечером, сняв шкуру, ребята на одной электроплите жарили зайчатину', а на другой электроплите жарили гармскую картошку с большим количеством лука. Картошку скорее парили, не давали ей, чтоб она зарумянилась. Потом, когда оба блюда доведены до конечной кондиции, все это смешивали в одном казане. Ужинали, конечно, поздно, но пища была очень легкая, для молодых желудков студентов. Получалось так, что они питались только два раза в день, утром завтрак и вечером ужин. Ребята купили себе у местных жителей, оставшихся на месте, два мешка картошки и мешок лука. Докупали в магазине хлеб, сигареты и вино. В столовую ходили, но довольно редко. Только тогда, когда хотели поесть рисовой маетобы или лагмана, длинных вкусных макарон, без дырки внутри, сделанных вручную. Варится бульон, куда закладывают мелко порезанное баранье мясо и кусочки курдюка, бараньего жира. Затем туда добавляют много лука, специи и совсем немного картошки, просто для вкуса. А уж потом закидывают в большой казан лагман-макароны. О, какой лагман готовят таджикские или дунганские повара! Это мечта любого знающего это блюдо гурмана. Если бы итальянцы попробовали, по- настоящему приготовленный, лагман, они отказались бы от своих любимых спагетти с сыром.
Наши герои ходили на охоту почти каждый день и, возвращаясь домой, слышали, как мулла, во всю мощь своих легких, громко, нараспев, читал молитву. Что бы верующие начинали ужин так как, по его мнению, и по часам, в это время на небе загоралась первая звездочка. И правоверные мусульмане, в период великого поста Уроза, начинали мыть руки, омывать водой лицо, а только потом, как помолятся, приступали к вечерней трапезе. Религиозный заперт на прием пищи в течение всею еветовош дня, служил подготовкой к умственному восприятию истин Аллаха и поучениям мусульманского муллы - не грешить, а строго выполнять законы шариата и веры.
Как-то, возвращаясь с охоты, в общежитие, мимо мечети, Александр посмотрел на часы; было время чтения молитвы, а старенького муллы еще не было видно. Он открыл двери и, повернувшись лицом во внутрь мечети, во всю силу' своих легких запел молитву:
Аллаху Акбар. Аллаху' Акбар.
Хайя ассало. Хайя асеало.
Хайя ляльфало. Хайя ляльфало.
Ля илляха иль Аллаху.
Мухамад Расуль Улла.
Ребята онемели от услышанного и увиденного. Александр скомандовал:
- Бежим быстрее домой, в общежитие.
Забежав за здание, они спрятались и начали наблюдать. Старенький мулла бежал, как мог в сторону мечети. Добежав до двери, он остановился. Дверь в мечеть была закрыта. Отдышавшись, он постоял несколько минут возле дверей мечети, видимо читал молитву. Так как в это время он, подняв две руки к своему лбу, медленно, молитвенно опускал их до кончика своей бороды. В этот вечер он не кричал молитву, за него это сделал Александр Иванов. Кто бы мог подумать? Ребята спросили у Иванова:
- Что это означает?
Он сказал:
- В свое время, лет 6-7 тому назад, мы жили по соседству с муллой и, когда он читал громко молитву, я повторял ее за ним. Он не жалел ни времени, ни энергии ради того, чтоб я научился чему- то хорошему. Мулла прививал мне узбекскую ментальность. Классный был старик. Мои родители дружили с ним и с его семьей. У него был маленький двор и он попросил моих родителей продать ему дом. А нам он купил то, что мы нашли приблизительно равноценно нашему дому. И по сей день живем там.
На другой день ребята опять побежали на охоту. Возвращались в такое же время, как и всегда. Поднявшись метров на 10 по тропе вверх, Александр поскользнулся и упал вниз. Когда он начал подниматься, то почувствовал боль в ступне и щиколотке сустава. «Интересно, - подумал он, - сломал или вывихнул?» Друзья спустились вниз, подняли его ружье и спросили, что с ним? Он показал на ногу и сказал:
- Поскользнувшись, я сам, прикладом ружья, умудрился ударить себя по щиколотке. А когда падал вниз, еще и приземлился на эту же ногу. Может перелом, а может быть просто вывих.
Ребята подняли его и всем миром начали поднимать его вверх на плато, а это приблизительно 20- 25 метров. Медленно, опираясь на друзей, Александр сказал, совсем не по возрасту, очень умные слова. Ребята поняли, что это все-таки не его слова, а соседа муллы, рядом с которым они жили. А он сказал:
- Аллах велик, а человек ничтожно нищий, лживый и маленький, как насекомое. Он наказал меня, сбросив с кручи, но хорошо, что я летел не очень долго. А то мог бы сломать и две ноги.
Когда парни поднялись вверх, старенький мулла стоял у двери мечети. Он, видимо, караулил человека, кричавшего молитву, чуточку досрочно, по времени. Но по темноте, все было в порядке. Белый снег, недалеко висящие электрические фонари, которые были включены и светились. Студенты поздоровались с почтенным муллой, и он очень любезно, по-восточному обряду поздоровался с ними. Он видел, что ребята европейцы, и у него даже не вызвало ни малейшего подозрения, по поводу того, что это они могли прочитать молитву. И теперь он постоянно охранял дверь мечети, но все равно, не закрывая ее на замок, когда уходил домой.
Ребята ходили охотиться и на не замерзающее озеро, на уток. Ловили рыбу в реке Сурхоб на закидушки, но была зима, и рыба ловилась очень плохо. Зайцы и зайчатина надоели, а потому решили охотиться на кекликов-куропаток. Очень красивая птица серого оперения с красными ножками, клювиками и глазками. А вкус! Мясо сухое, но какое вкусное и такой наваристый и сладкий бульон получается, из этой птицы. И если засыпать в бульон мелко порезанного лука, сиеции, а потом лапшу, то получается нечто такое, от чего можно и половину языка проглотить. Но подстрелить куропатку зимой очень сложно. Да и охотники еще плохо стреляли в лет по птицам. Как по уткам, так и куропаткам.
Интересный случай произошел с молодыми охотниками. Подойдя толпой к озеру, они увидели самую маленькую уточку, на воде, у берега, эта уточка называется нырок. Александр Иванов в мгновение ока снял с плеча ружье и, навскид выстрелил в нырка. Но когда щелкнул курок, нырок нырнул в воду. Через несколько секунд он вынырнул, метрах в 5-7 от места погружения в воду и, как ни в чем не бывало, стал разглядывать охотников.
- Ну, и наглец, - сказал Саша.
Но в дело вмешался Наливайко.
- Обожди, Сашко, я его сниму, как апельсин с ветки.
Володя глубоко ошибался, говоря о ветке с апельсином. Нырок вынырнул на самом первом месте, где и плавал. Теперь Николай решил проверить свою меткость в стрельбе. А потом Анатолий и тот же нулевой вариант, что и у остальных. Видимо, это был не просто нырок, а бойцовский нырок, который просто издевался над ребятами. Он не боялся ни людей, ни выстрелов. Это действительно был, какой-то плут или ловкач, который не первый раз устраивал охотникам концерты. А ведь эти концерты могли для него кончиться плохо. Ребята пошли к берегу, чтоб дулом ружья достать обидчика. И он начал отплывать на середину озера. Первым очнулся Александр.
- Ребята, пусть живет этот утенок, с него мяса граммов 200, а мы потратили на него патроны. Он и двух патронов не стоит. Не говоря уж о том, что он нам испортил праздник и преподнес урок.
Теперь ребята начали осваивать стрельбу по кекликам и поняли, как это делается. Кеклики в зимний период времени, не то что летом, они становятся пугливее и недоверчивее, так как снег их не скрывает, а наоборот. И они прячутся за каркасами больших камней, где нет снега.
Но охотиться на кекликов можно и без ружья. Просто понаблюдать, где больше всего они проводят время. Потом подойти к этому месту и кулаком руки сделать несколько вертикальных лунок в снегу, слегка притоптав, уплотнив вокруг лунки снег. Ширина лунки должна быть чуть больше туловища кеклика, а глубина от 25 до 30 сантиметров. На дно лунки насыпают корм: лен, семечки, пшеничных или кукурузных зерен, можно смесь всего, но немного. Подойдя к лункам, кеклики ходят и интересуются, что же такое вкусное на дне лунки. Потом ложатся на туловище и пытаются достать зерно. Но не тут то было. Шея не резиновая. Потом, сделав неаккуратное движение, пытаясь достать зерно, кеклик влезает в лунку, как в бутылку. Другие кеклики, поняв, что их пернатый сородич клюет зерно и не хочет вылезать, тоже делают ошибку и попадают в ловушку. Потом, налюбовавшись вволю, в бинокль, с большого расстояния - приходи и забирай добычу. Но наши охотники больше любили стрелять, да и то ровно столько, сколько было надо для еды, то есть 2-3 птицы и не более. На медведей и свиней охотиться не ходили.
В Новоабадском поселке жил охотник, медвежатник, с большим шрамом на щеке. Он добывал медведей и, преподаватели и студенты покупали у него мясо. Предварительно обследовав тушу медведя на трихинеллез, точно так же и свиное мясо. Но высоко в горах обитали еще птицы - это улары, горные индейки. Наши охотники, видеть их видели, в бинокль, но как до них добраться? Это сложно. Когда начало теплеть, ребята перешли на озера. Сделали засидки, то есть вырыли ямы не далеко от воды. В ямы набросали побольше соломы, чтоб было тепло и мягко лежать. Сверху сделали каркас полукруглой формы из длинной и гибкой лозы, а на него привязали мелкие пучки соломы - это, чтобы солому не сдул ветер. Потом, в каждую засидку садился один охотник, но стрельба шла только в одну сторону.
Но, приближались государственные экзамены, и ребята бросили охоту. В Новооабаде, как и положено, в районах и поселках имелась небольшая баня. Природного газа в поселке не было. Собственно и ванн ни у кого не было, даже и у руководства техникума. А потому, один день в неделю и, два часа в этот день отведенные на каждую группу, надо было использовать и не забывать. Ветфакультет должен был купаться в субботу. Баня была поделена на две половины: с одной стороны - женское отделение, на 20-25 мест, и с другой - мужская половина, на такое же количество мест. С фасадной стороны бани, как раз против ее, было общежитие, а с противоположной стороны был большой хауз, 4 метра шириной и 5-6 метров длиной, а глубина была 2 метра. В хаузе всегда была чистая, как хрусталь вода, на любой случай. В основном воду из хауза закачивали мотором в котел.
День был как на заказ, солнечный, без ветра и сравнительно теплый. Снег начал таять и с крыш домов капала вода. В группе было много девушек, и все ко времени потянулись к бане. Когда подошло время купаться, девушки забежали в свою половит’, а ребята в свою. Все купались, получая великое наслаждение от пара, от горячей воды. Слышался шум, смех, шутки.
Вдруг все стихло, только потом послышался скрсжст, и земля заходила ходуном под ногами. Ребята, побросав мытье, выскочили на улицу, в чем мать родила. Но напротив было общежитие и два дома, где жили преподаватели. Не долго думая, ребята побежали дружной гурьбой к хаузу. Всегда спокойная вода колыхалась, как в люльке, из стороны в сторону. Только ребята остановились, как вдруг с той стороны хауза дружной стайкой выпорхнули девушки. Все были очень перепуганы. Девушки спрашивали ребят:
- Ну, как там у вас, ничего не рухнуло?
Ребята отвечали и тут же задавали свои вопросы. Но вот настал миг, когда до людей дошло, что они голые. Стоят друг против друга, и начали разглядывать один одного. Девчонки завизжали и ринулись обратно в баню. Точно так же, и ребята со своей стороны. Купались быстро, вслушиваясь, будут новые толчки или нет. Но все прошло нормально. Толчки повторились, но значительно позже. В горах весной частенько трясет и очень сильно.
Государственные экзамены сдали все, группа занималась очень хорошо. Все преподаватели с большой охотой шли работать с группой. Все ребята старались и чувствовали уважение к себе, преподавательского состава. Грустно было расставаться, но впереди было новое и оно манило к себе.
Анатолий Искаков – Дервиш
г.Керчь


Рецензии