ГлазА НадЕжды смотрят БЕЗ надЕжды...

ГлазА НадЕжды смотрят БЕЗ надЕжды - на ФРОНТ ужАсный СЫНа провожАет...
На ФОТО 19 июля 1914-го - СемьЯ МОЯ -
по линие РОДа моей Мамы Калинченко Марии Яковлевны.
Этой ФотогрАфие - исполнились 100 = СТО лет:
Этот снимок сделан 19 июля 1914-го -
в ФОТО-ательЕ в моей РОДной деревУщке Борисовке -
в день отпрАвки на Германский ФРОНТ -
моего РОДного дяди ТРИФана ича Калинченко (1886 года рождения).

А Мама моей Мамы - НадЕжда Ефимовна Буценко - по линие РОДа Буценко:

 Я гляжУ на сиЮ фотогрАфию
 (В НЕЙ - ПеЧАЛЬ и неМНОГо приЯтного!) -
 И ниКАК не могУ я понЯть, -
 До чегО ж ОНИ БЫСТРО летЯт, -
 НЕТ, НЕ ГОДы, - СТО-ЛЕТЬя, веКА, -
 Уж четыре СТО-ЛЕТЬя подряд!

 Я гляжУ на сиЮ фотогрАфию,
 Вспоминаю былЫе веКА, -
 До чегО ж ОНИ БЫСТРО летЯт, -
 МНЕ казАлось - вчеРА,
 А УЖЕ пролетЕли веКА!

 Я гляжУ на сиЮ фотогрАфию, -
 СНЯТа вот уже СТО ЛЕТ наЗАД, -
 ТУТ иоя - неПОЛНа семья, -
 СЕМЬ человЕк - семь я,
 ГДЕ поКА ещё НЕТу меня.

 Но уже громыхАет ВойНА, -
 ТА Большая м СТРАШНа ВойНА,
 Из-за НАС ли ОНА началАсь,
 ВиноВАТ ли в ТОМ СЯ семья!?

 Июль, ЛЕТо, жарА, ХЛЕБа-КОС,
 А ВойНА уж греМИТ и спешИт, и идёт, -
 НЕТ ЕЙ КРАя и НЕТу концОв,
 1914-тый ГОД,
 На ВойНУ сыновЕй и отцОв -
 ПровожАет НАШ БЕДНый РоссИйский НАРОД!

 ЕРАЙНя спрАва - НадЕжда моЯ, -
 НЕ сестрА, НЕ жеНА, -
 А БабУля роднАя моЯ -
 НадЕжда Ефимовна БуцЕнко, -
 РождЁнная ещё КАК крепостнАя, -
 ТогО ли невесЁлая ТАКАя? -

 ГлазА НадЕжды смотрят БЕЗ надЕжды -
 На ФРОНТ ужАсный СЫНа провожАет,
 ГДЕ ПУЛи СВИЩут,
 ПУШКи громыхАют
 И ЖУТКи ГАЗы НА-СМЕРТЬ отравлЯют.
 ГДЕ само-ЛЁТы уж летАют
 И СВЕРХу БОМБы на живых людЕй бросАют,
 Из пуле-МЁТов скоро-СТРЕЛЬНых в НИХ стрелЯют! -
 Да ГДЕ же БОГ, ЧТО ЭТО позволЯет-дозволЯет, -
 ЧТОБ ЛЮДи ЖУТКо ТАК ДРУГ ДРУГа убивАли,
 Да НИ ЗА ЧТО ж, по-СУТи, - убивАли!?

 140 = СТО СОРок ЛЕТ назАд -
 ЕЁ (уже покОйнйый!) ДЕД ДмытрО уже за КРЫМ повоевАл,
 КРЫМ для РусИ - у ТУРок и татАр отвоевАл,
 ЗА ЧТО в престУпники попАл, -
 Суворов НАШ - ВСЮ СЕЧЬ НАШу ж - гонЯл, уничтожАл!
 Но ДЕД ДмытрО сбежАл,
 За ЧТО нарОд ЕГО - БУЦем - БЕГЛым проЗВАЛ!
 И ДмытрО БУЦ-БУЦЕНКО -
 С ДРУГом своИм КалИчко-КаличЕнко -
 спаслись - от облавы на НИХ -
 В Донецкие леса сбежАли,
 А потом у речушек Камышеваха й Лозовая - укрЫлися,
 ГДЕ и мои ДВА пра-деды
 И ДВЕ моИ пра-БАБушки родИлися!

 А про БЫТНость ДмытрА БУЦ-БУЦЕНКО
 И ЕГО ДРУГа КалИчко-КаличЕнко -
 Есть даже ПЕСенка давно заБЫТая и ценЗУРами заБИТая:

 ВонЫ БРАЛы ХОтын,
 ВонЫ БРАЛы й ХОтын, -
 ТОЙ - турЭцькый ХОтын, -
 ДВИсти ТЫСяч ЗЛОТых -
 ХорошЭнько - багатЭнько! -
 ХибА ж нэ захОчеш -
 КозакОм буть, к
 озакОм буть! -
 РАзом з СагайдАчным,
 РАзом з ДорошЭнко,
 РАзом з КочубЭем,
 РАзом з КаличЕнко,
 Та з ДмытрОм БуцЕнко, -
 ХорошЭнько, ХорошЭнько... !
               
 А на гoрИ та на ривнИ -
 Там жэнцИ ХЛИБ жнуть,
 Там жэнцИ жнуть,
 А попИд горОю,
 НЫЗом-долынОю -
 КозакЫ йдуть, козакЫ йдуть, -
 До МосквЫ йдуть, - на МосквУ йдуть, -
 УбывАть йдуть, грабувАть йдуть!

 ПоперЭээду - ДорошЭнко,
 ПоперЭээду - ДорошЭнко,
 ВэдЭ своЕ вИйсько, ВИйсько ЗапорИзькэ -
 ХорошЭнько, хорошЭнько!

 А позАааду - СагайдАчный,
 А позАааду - СагайдАчный, -
 ВэдЭ своЕ вИйсько -
 ВИйсько ЗапорИзьськэ -
 НэобАчный, нэобАчный -
 ПроминЯв вин жИнку -
 На тютЮн та лЮльку -
 НэобАчный, - воЯка ж - обАчный!

 ПосэрЭээду - КучУк-БЭй йдэ, КочубЭй йдэ.
 ВэдЭ своЕ вИйсько - вИйсько своЕ крЫмськэ,
 Та й татАрськэ, та й татАрськэ. -
 *
 Сам вин обризАный -
 НЭХрысть обризАный,
 ДийшОв до КазАни,
 До самий КазАни -
 Й грабувАв ТАМ,
 ГрабувАв ТАМ!

 ГрабувАв КазАнь ВИН, -
 ОбризАный, - обризАну!
 ГрабувАв КазАнь ВИН -
 ОбризАнну, - обризАнный!

 А з НЫМ - КаличЕнко,
 А з НЫМ - СылачЕнко, -
 Та з ДмытрОм БуцЕнко, -
 ДРУГом КаличЕнко - СылачЕнко, -
 ГАрный козачЕнько -
 КозачЕнько - КаличЕнко,
 Та й БуцЕнко, та й БуцЕнко!

 Вин покЫнув ЖИНку -
 ГАрну та справнЭньку -
 КаличЕньку, каличЕньку:
 Бэз ручЕньку = бэз ручЕнькы,
 Бэз очЕньку, бэз очЕньку...

 ВонЫ брАлы ВАрну,
 БрАлы ВАрну гАрно, -
 ГАрну брАлы ВАрну,
 БрАлы ВАрну гАрну, -
 РАзом з СагайдАчным -
 РАзом з нэобАчным,
 РАзом з ДорошЭнко,
 РАзом з КочубЭем,
 РАзом з КаличЕнко,
 Та з БуцЕнко-ПробачЕнко, -
 ХорошЭнько - багатЭнько!

 ГрабувАлы КАфу -
 ГрабувАлы й КАфу, -
 У КрымУ що, у КрымУ що, -
 ГэнуЭзьку КАфу,
 Що в хутрАх ВСЯ,
 Що в шовкАх ВСЯ, -
 РАзом з СагайдАчным,
 РАзом з нэобАчным,
 РАзом з ДорошЭнко,
 РАзом з КочубЭем,
 РАзом з КаличЕнко
 Та з БуцЕнко-НэбачЕнко, -
 ХорошЭнько - багатЭнько!!
 
 ВонЫ брАлы й ХОтын
 (ГрабувАлы ПОТим!) -
 ТОЙ турЭцькый ХОтын -
 ДВИсти ТЫсяч ЗЛОТых -
 ХорошЭнько - багатЭнько!

 ХибА ж нэ захОчеш -
 КозакОм буть, козакОм буть! -
 РАзом з СагайдАчным,
 РАзом з нэобАчным,
 РАзом з ДорошЭнко,
 РАзом з КочубЭем,
 РАзом з КаличЕнко,
 Та вжэ бэз БуцЕнко-НэбачЕнко
 (Вин вноЧИ ж НЭ БАЧив, -
 УбывАть ЯК, грабувАть ЯК!), -
 ХорошЭнько - багатЭнько!

 Нэ чипАйтэ мЭнэ -
 КозакА БуцЕнка-НэбачЕнка, -
 Я ж вноЧИ - НЭ БАЧу
 (Вид БАТЬКа, вид МАТы!), -
 УбывАть ЯК, грабувАть ЯК,
 ДивОк "полювАть" ЯК!

 Нэ чипАйтэ мЭнэ, -
 Бо друг Е у мЭнэ -
 ВэлычЕзный - КаличЭнко, -
 А ВИН - ВСИХ калИчить,
 Бо вин ВСИХ калИчить, -
 КаличЭнко ж, КаличЭнко ж
 (СылачЕнко ж - КаличЕнко!), -
 ХорошЭнько -
 БОГатЭнько, багатЭнько -

 И багАтых, и пузАтых,
 Й БОГатЭнькых,
 Й багатЭнькых,
 И никчЭмных, и биднЭнькых!

 Нэ чипАй подрУгу й нэ подрУгу -
 БулА - нэ подрУга,
 Та стАнэ подрУга -
 Чи моЯ, чи дрУга,
 Нэ моЯ, так дрУга, -
 Чи трЭтя, чи дрУга,
 Нэ трЭтя, так дрУга,
 Нэ пьЯта, - дэсЯта,
 ДвадцЯта-трыдцЯта,
 ПЬЯТЬдэсЯта!

 Нэ чипАй подрУгу, -
 Ни ТРЭТю, ни ДРУГу -
 Ни моЮ, чи ДРУГа,
 Бо бУдэ наПРУГа -
 Вид МЭНэ, чи ДРУГа,
 Та й розПЛАТа -
 Нэ ТРЭТя, так ПЬЯТа,
 Нэ ПЬЯТа, - дэсЯта,
 ДвадцЯта-трыдцЯта,
 ПЬЯТЬдэсЯта!

 Бо бУдэ й ДоПЛАТа -
 Нэ ТРЭТя, так ПЬЯТа, -
 За СЭбэ й за ДРУГа -
 За поДРУГу -
 За ТРЭТю, за ДРУГу,
 За  моЮ, за ДРУГа,
 За МАйжэ поДРУГу 
 Й нэ поДРУГу!

 Нэ СТАНэ циЕйи поДРУГы, -
 БУдэ ДРУГа поДРУГа,
 А нэ СТАНэ  ДРУГа поДРУГа, -
 ТРЭтя бУдэ по ДРУГа, -
 Чи то НЭлруга, чи ДРУГа, -
 ТА поДРУГа, -
 ЧиЯсь жэ поДРУГа!
 
 Хто поДРУГ потрОга, -
 РозПЛАТа бУдэ СТРОГа, -
 Лыш поТРОГа -
 Хоч ТРОХы поТРОГа,
 Хоч смачнЭнько,
 ХорошЭнько - багатЭнько, -
 ТУ поДРУГу поТРОГа -
 НэдоТРОГу!

 Ось ЦЭ - ТАК и ЗНАйтэ -
 На ВУСА - намоТАйтэ!
 А ВУСА - нэ МАйтэ, -
 ТАК - <ТуДЫ> - до <БиЗДЫ> -
 ПрымоТАйтэ,
 АБО ж, ЩЕ КРАЩе - завпыХАйтэ!
    З вэлЫкою до ВАС повАгою,
    С большим уважением к ВАМ -
    ПРе-мИлые читАлочки и читАтели,
   писАлочки и писАтели,
 И прошУ у ВАС прощения -
 И за СТРОК повторЕния (что МАМы учЕния!),
 И коль я по-глУпости, без Умысла -
 КОГО-то обИдел-оскорбИл-уязвИл!
         Калинченко-Крыленко Владимир  17 января 2013

        ***********************

         POST Scriptum:

 А РЯДом с моей БАБушкой -
 НадЕждой Ефимовной БуцЕнко
 на Этой фотогрАфии -
 Сидит мой ДЕДушка -
 Калинченко Яков Митрофанович - 1860-го ГОДа рождЕния -
 самый старший из 18 детей Митрофана Андреевича.
 Яков учился 3 класса в школе и писал очень каллиграфично,
 имея всего полтора пальца на ДВУХ руках.
 Есть автограф Якова на фото:
 <1914 года, июля 19 дня> в фотографии Д.П.Брусилова в Лозовой-Павловке.
 Отец Митрофан женил Якова на Надежде Ефимовне
 Буценко, рожденной в 1860-том в селе ЧУТино -
 у впадения Балки Садовой в речушку Камышеваху,
 в 3-4 км от НАШего Хутора ПАНа Никольского -
 вниз по Камышевахе. Там в селе ЧУТино - до 1958-го -
 была церква с двумя высокими башнями-колокольнями
 (ВИДНыми из НАШего САДа). ОНА поразИла меня своИм велИчмеи
 летом 1952-го, когда я был под ней в грузовой машине,
 вёзшей, но не довёзшей нас к речке Донец...
 Мама Надежды - Чутенко Мария Павловна,
 отец Надежды - Ефим Серафимович Буценко.
 Фамилия Буценко идёт от слОва "буц", что означает "беглец",
 Прадед Надежды Ефимовны (по ЕЁ отцу) был "беглец",
 как и пра-дед Якова Митрофановича.
 И ОНИ были НЕ только знакомы, а и друзья,
 как и ИХ ВНУКи, пожеНИВШие своИх старших детей!
 Яков и Надежда (мои Дед и Баба по моей матери) -
 рождены в одном году, прожили по 75 лет и умерли в одном - 1935 году!
 На фото 1914-го ИМ - по 54 года,
 Надежда похожа лицом на мою Маму и на меня.
 Яков заметно ВЫше Нади; у Якова лицо более ВЫтянуто в длину
 и не так сильно торчат скулы.
 Надя - не худая и не полная,
 а Яков - худовато-жилистый.
 Они жили рядом (севернее) с домиком ПАНа Никольского, -
 в хатке (5*3 М*М в плане, покрытой очеретом и соломой),
 сложенной из битого камня-песчаника,
 добытого Яковом в карьере-камено-ЛОМне -
 рядом - на неогороженном участке землИ.
 Эту хатку Яков сложил в 1885-том. -
 до того, как начал разьзжать -
 по разным местам-рудникам в поисках подработка.
 В этой хатке Надежда родила 5 детей: Трифан (1886),
 Никанор (1890), Пелагея-Поля (1894), Марина (1899), Мария (1903).
 Надежда воспитывала детей и вела хозяйство, а Яков по работе ездил
 по лесам (рубил лес), по карьерам (бил камень), по шахтам
 (уголь добывал) - до рождения МОЕЙ МАМы - Марии в 1903г.
 В последние годы Яков работал подрывником в шахте <АТАМАН>;
 в 1903г. у Якова в руках взорвался детонатор и оторвал пальцы
 (остался безымянный на правой; большой и указательный на левой).
 После этого Яков уже не мог уезжать далеко и работал ближе к ХАТе,
 что с КРАю: в карьерах бил и добывал камень (для строительства
 коксохимзавода в КАДиевке-КАДовке,
 для Хуторских строек, для тынов-заборов и дры),
 пахал землю, сеял хлеб, держал пасеку-пчёл,
 посадил сад (в основном - дикие груши, вишни и сливы).
 Дети подрастали, женились и отселялись на новые местА жительства.
 на ВойнУ. В 1918-том "Красноармейцы" забрали у Якова ЕГО
 единственную лошадёнку; Яков их стал стыдит:
 "- Як же я з мойИмы рукАмы без пальцив - змОжу на життЯ зароблЯты!?"
 ЕГО поставили к стенке хатки, передёрнули затворы винтовок,
 прицелились, а Яков ВЫставил ИМ свои руки-обрубки: "- СтрилЯйтэ!",
 но не стрельнули: прмклАдом по голове стУкнули, а патрОны пожалЕли.
 Но Яков - ВЫжил! А моЕй МАМе в ТОМ же 1918-том -
 в 15 неПОЛНых ЛЕТ пришлОся в ШАХТу ЛЕЗТЬ - на ХЛЕБ БЕЗ МАСЛа -
 <КЕРенки> БЕЗ-ЦЕННые добывАть:
       <<ЗабегАю я в буфЕт, -
         Ни коПЕйки ДЕНег НЕТ:
         "- РазменЯйте ДЕСять миллиОнов!">>
     А сынЫ Якова - жмвыми вернулися с ВойнЫ,
 партизАнили против НЕМЦа в 1918-том,
 в 1928-мом построили себе новые типовЫе ДОМА
 (из кирпича и этернИта):
 Никанор - возле старой убогой хатки
 (она ещё стояла в 1950-тые),
 а Трифан - возле своЕй КАМенной ХАТы.
      И ДОЧки тоже устроились:
 Марина - на ТОТ СВЕТ - умерла в 17 лет!
 Пелагею и Марию взяли замуж.
 Уже была дюжина "з ГАКом" внуков.
 И Яков с Надеждой умерли почти в одно время - в 1935-том.
 Надежда Ефимовна, как и ЕЁ дочь (а мне - МАТЬ!) Мария,
 училась одну осень
 (по 40 ДНЕЙ - до холодОв -
 ходИли в школу босЯкОм!)
 в школе и их почерк неотличим -
 есть подпсь НадЕф на обороте фото 1914-го:
 <На долгую и добрую памят Мариi Яколевне
 Калинченковой от мамы и папы>. Надежда Ефимовна
 подарила Марие золотую цепочку с брусочком с надписью
 <В день ангела МК> (она теперь у нас) и свою швейную машину <Singer>.
 На ней много шили мои Мама и жена (весной 1974-том моя жена ТОма -
 сшила на ней оболочку байдарки из толстого брезента, что не могут
 делать более новые машины). Теперь эта машина в Сочи - у нашей старшей дочки Лены
 (но Лена не в восторге от неё - Лена предпочитает более современное).
 Вал.Дм. Калинч сказала мне (16.08 и 22.10.1998): <Дядя Яша был очень
 хороший человек! И его брат Дмитрий (мой отец) тоже! И его сын Никанор
 тоже хороший! Вообще вся семья Якова была хорошая!
 Моя Мама любила Якова Митр.
 (старшего брата своего мужа)!>

        ***********************

 По словам моего дяди - Калинченко Никанора Яковлевича
 (младшего СЫНа НадЕжды Ефимовны БуцЕнко),
 НАШи КалИнченки произошли из Полтавщины и Киевщины,
 где и теперь живёт много Калинченков.
 В 1775г. после взятия Крыма Запорожскими казаками,
 Запорожскую Сечь-Вольницу разогнали по приказу императрицы.
 Часть Запорожцев ушГлазА НадЕжды смотрят БЕЗ надЕжды...ла за Дунай, другая (5 тысяч) - за Азовское море -
 на Кубань и Терек (в начале 1900-х тут нашли себе невест мои
 деды Иван и Афанасий КалиНченки), третья часть никуда не ушла
 и её приказали уничтожить, поручив роль палача всех-побеждающему
 А.В.Суворову. Но и от него удалось уйти и спастись от облавы
 (у селА Казачья ГорА ниже г.Змиева) в Донецкие леса, а потом
 укрыться у речушек Камышеваха и Лозовая - и моим Пра...пра-дедам
 Буценко ("Буц" = Беглец) и КалИчко-КалИченко. От НИХ уже недалеко
 и до известных мне предков. Только в прозвище <КалИчко-КалИченко>
 (<Калечащий>) вставили букву Н и получилась фамилия Калинченко!

 А вот БЕДА
 (("Нэ чипАйтэ мЭнэ -
   КозакА БуцЕнка-НэбачЕнка, -
   Я ж вноЧИ - НЭ БАЧу -
   Вид БАТЬКа, вид МАТы...") -
 МНЕ в ПОЛНом ВелИчии - передалАся
 И ВСЮ ЖИЗНЬ мою отравляла,
 Да и поНЫНе - отравляет...
         Калинченко-Крыленко Владимир  17 января 2013


Рецензии