Колорадский жук. Приекуле

 Было начало шестидесятых, сентябрь. Мы только пошли в школу. Прошел слух, что в Лиепае, что в сорока километрах от Приекуле, на берег Балтийского моря  выбросило миллионы мертвых колорадских жуков. Их убрали и сожгли. Все говорили, что это была диверсия, мол, с проходящего в нейтральных водах иностранного судна сбросили контейнеры с живым колорадским жуком, которые должны были с попутным ветром прибиться к берегу и там открыться автоматически. Видно не рассчитали время, и они открылись в море и затонули, а  захлебнувшихся жуков прибило к берегу.
В то время о такой напасти картофеля в Латвии не знали, не было такого вредителя. В школу пришли агрономы, развесили плакаты с рисунками жуков и личинок,  сидящих на картофельной ботве, рассказали о них, и всех учеников сняли с учебы и вывезли на картофельные поля.
Сейчас я убираю картошку в конце августа, по сухому, потому что ботва от болезней уже высыхает. Тогда же, школьников  гоняли в колхоз на уборку картофеля в конце октября, по дождю и слякоти.  И ботва еще была, потому, что фитофторы тоже было мало, или от нее обрабатывали поля?
Помню, привезли на поле. Ботва зеленая, здоровая, мощная! Дали по картинке с рисунком жука и надо было каждому почти гектар пройти по рядам,  взяв бутылку для сбора жука.
Главное! Пообещали, что за найденного жука будут платить ОДИН рубль за штуку! Сильно его боялись!
      Все рьяно взялись за дело, но никто ничего не находил. Я уже прошел почти половину своего поля и тоже ничего….  И вот дойдя до дороги, что шла вдоль поля, и только повернув опять,  в следующую борозду, я увидел кефирную бутылку с открытым горлышком, что была косо прислонена к борозде.  Подобрав ее (это же 15 копеек - сливочное мороженое!), вдруг увидел, что она наполовину заполнена колорадскими жуками, плавающими в воде. Дело в том , что несколько дней шел сильный дождь, и тот , кто положил бутылку почти набок, не рассчитал, что они не выберутся из скользкой бутылки сразу (или клал ее в темноте?), а дождь залил бутылку и они утонули. Нет, чтобы высыпать!
      Я прикинул количество их, вылил воду и понял, что я «миллионер» - тут хватало и на велосипед, и даже на мопед или мотоцикл! Как примчался к ферме, не помню. Там находился агроном. Еще не добежав, начал орать, что я нашел и много! Агроном выскочила из вагончика, где сидела, и побежала мне навстречу. Увидев бутылку с жуками стала бледной, и спросила: " Почему они не живые?  Где набрал?" Потом помчалась к телефону и начала звонить в КГБ. Я все слышал, потому, что не отставал и бегал за ней, предлагая срочно пересчитать их для определения вознаграждения! Что взять от пятиклассника…
«Особист» прибыл буквально через пятнадцать минут, на машине и был также бледен, как и агроном. Подробно опросил меня, где взял и потребовал отвести на место. Хотел осмотреть и найти следы. Мои следы нашли быстро и место нахождения бутылки тоже. Другие следы размыл дождь.
Я все порывался посчитать жуков, но меня не слушали и «особист», схватив бутылку,  умчался в Лиепаю на доклад.

Я все надеялся на определенную сумму, но не сбылось…. Не дали даже грамоты! Только агроном предупредила, чтобы я сильно не болтал. Мамке, дома все равно пожаловался  и все рассказал, но она только посмеялась. Но ведь обещали рубль за жука! Все могут подтвердить! В советское время тоже детей обманывали, значит?  С улыбкой вспоминаю этот эпизод из жизни…

продолжение - http://proza.ru/2012/07/10/1183


Рецензии
Значит, с Балтийского моря эта зараза пошла и расплодилась по всему СССР?
У нас на участке нет жука, мы "Табу" пользуемся, зато кругом его полно. А ребёнка зачем обманывать? Нехорошо получилось.
Прочитала с интересом.
Спасибо.
С уважением,

Лариса Малмыгина   09.12.2020 10:19     Заявить о нарушении
Я Актарой пользовался и уже года 4 его нет, хотя у соседей есть.

Сергей Балвский   09.12.2020 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.