Полезные мелочи
Когда Россия в очередной раз Беларуси "по дружбе" нефтяной вентиль перекрыла с целью "прихватизации" модернизированных под Евро-5 белорусских НПЗ, по нему качали венесуэльскую нефть марки Санта-Барбара.
Может и сейчас еще качают, азербайджанскую или казахстанскую например...
Нефтепровод Одесса — Броды — построенный в 2001 году между городом Одесса на Чёрном море и городом Броды в Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба».
Эксплуатационная длина — 667 км, проектная мощность — 14,5 млн тонн нефти в год.
По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
Нефтепровод строился на протяжении 1996—2002 годов. Стоимость строительства — 550 млн гривен (около $100 млн). Предполагалось, что впоследствии будет проложена труба из Брод до польского Плоцка, который уже соединён нефтепроводом с Гданьском. Однако с 2002 по 2004 год нефтепровод Одесса-Броды простаивал, поскольку правительство Украины не получило от нефтяных компаний, работающих на Каспии, гарантий по загрузке его сырьём. Россия добивалась использования этого участка в реверсном режиме для поставок российской нефти в порты Средиземноморья. 18 августа 2004 года Россия и Украина подписали долгосрочное соглашение о транзите нефти. Нефть из нефтепровода Дружба поступает до терминалов украинского порта Южный.
Существуют планы достройки нефтепровода от Брод вначале к польскому городу Адамова Застава на другой ветке «Дружбы». После достройки нефтепровод планируется запустить в аверсном режиме для перекачки каспийской нефти на НПЗ Польши и далее на балтийские нефтетерминалы.
12 июля 2004 года «Укртранснефтью» и PERN Przyjaz; для обеспечения привлечения инвестиций для проектирования и достройки нефтепровода Одесса — Броды к польскому городу Плоцку была создана компания ООО "Межгосударственное трубопроводное предприятие «Сарматия».
В результате соглашения о сотрудничестве в энергетическом секторе, подписанного в Вильнюсе 10 октября 2007 года на энергетическом саммите ГУАМ в присутствии президентов стран-участниц, проект достройки нефтепровода может быть завершён. Корпоративный договор был заключен между государственными нефтяными и нефтетранспортными компаниями Азербайджана (Socar), Грузии (Georgian Oil and Gas Corporation), Литвы (Klaipedos Nafta), Польши (PERN Przyjazn) и Украины (ОАО «Укртранснефть») о присоединении к совместному польско-украинскому предприятию «Сарматия».
Данным соглашением предусматривается создание коридора для транспортировки каспийской нефти на европейский рынок через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу. Предполагаемый маршрут транспортировки углеводородов выглядит так: азербайджанская нефть поступает в грузинский порт Супса по имеющейся системе нефтепроводов, далее транспортируется танкерами в одесский порт «Южный», а оттуда доставляется в Европу по нефтепроводу «Одесса—Броды».
14 мая 2009 года президент Ющенко подписал указ об аверсном режиме работы нефтепровода «Одесса—Броды».
15 июля 2011 года первая партия азербайджанской нефти "Айзери лайт" прокачана на белорусский Мозырский НПЗ.
Вместо послесловия.
В июне 2012 года прекратился транзит нефти через нефтепровод "Одесса – Броды" в Беларусь. Минску не нужно сырье из далекого зарубежья после отмены таможенных пошлин в рамках совместного с Россией и Казахстаном Таможенного союза. Именно введение пошлин вынудило Беларусь в 2010 году искать альтернативу за пределами Союзного государства. И дружественная Минску Венесуэла согласилась поставлять нефть по морю через Одессу.
С 2011 года азербайджанская нефть Azeri Light пошла на Мозырский НПЗ (Гомельская обл.) по "Одесса – Броды", как и предусматривал так называемый своп-контракт с венесуэльской компанией PDVSA. Тогда ОАО "Укртранснафта" и ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) подписали договор на два года с возможностью дальнейшей пролонгации на гарантированный ежегодный транзит 4 млн тонн нефти по нефтепроводу "Одесса – Броды" к Мозырскому НПЗ.
Эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отмечает, что контракт предусматривал работу по принципу "качай или плати". Таким образом, украинская сторона была гарантирована от потери выручки в случае простоя нефтепровода. Уже сейчас очевидно, что обязательства по объемам прокачки белорусская сторона в этом году не выполнит. Будет ли Киев добиваться выполнения обязательств и выплат за простой – пока не ясно. Посол Беларуси в Украине Валентин Величко заявил, что Украина не будет запускать "Одесса – Броды" в южном направлении, несмотря на заинтересованность в таком маршруте транснациональных компаний с российскими корнями – ТНК-BP и "Лукойл".
Строительство нефтепровода "Одесса – Броды" продолжалось 5 лет – с 1996 по 2001 год. Целью строительства нового маршрута было снижение зависимости от поставок сырья из России. Планировалось, что по территории Украины пойдет нефть с азербайджанского и казахстанского побережья Каспия, а возможно – из других стран Центральной Азии в Восточную и Западную Европу. Реализация этого проекта могла бы привести к снижению транзита казахстанской нефти через территорию России. С помощью лоббистов в украинской власти Москва смогла добиться подписания договора "Укртранснафты" и ТНК-BP о поставках российского сырья в порт Южный (Одесская обл.) и дальше по Черному и Средиземному морям в страны Европы. При этом российская компания обязалась поставлять через "Одесса – Броды" около 6 млн тонн нефти в год. Правда, выполняли россияне свои обязательства, сокращая транзит по другим украинским трубопроводам.
В то же время Кремль инициировал строительство нефтепроводов на своей территории, стремясь перевести экспорт нефти в местные порты. Правда, и Киев пытался активизироваться в деле достройки "Одесса – Броды" до польского Плоцка с целью создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. "Укртранснафта" создала с польскими партнерами из компании PERN в 2004 году ООО "Сарматия", которое должно было заниматься организацией достройки трубы до Плоцка. В 2007 году к "Сарматии" присоединились государственные компании Литвы, Грузии и Азербайджана. Но дальше технико-экономического обоснования дело не продвинулось.
А объемы транзита по маршруту "Одесса – Броды" неуклонно снижались. Противостояние между правительством Юлии Тимошенко и Президентом Виктором Ющенко по вопросу запуска нефтепровода в северном направлении закончилось безрезультатно. Аверс стал возможен в 2010 году, после того как российские компании отказались от маршрута по нефтепроводу "Дружба" до Бродов, и далее на юг – до черноморского побережья. А осенью 2009 года был осуществлен реверс Приднепровских магистральных трубопроводов, по которым самым коротким путем российская нефть поступала в Одессу.
Трубопровод развернули в интересах группы "Приват", которая вытеснила российских акционеров с Кременчугского НПЗ и оказалась без сибирского и поволжского сырья. В ноябре 2009 года первый танкер с азербайджанской Azeri Light разгрузился в Одессе. Это решение предыдущей властной команды ударило по компании "Лукойл", которая именно по Приднепровской системе поставляла собственное сырье из России на подконтрольный Одесский нефтеперерабатывающий завод. А после принятого в 2010 году решения Киева и Минска транспортировать венесуэльскую и азербайджанскую нефть в Беларусь, Одесский НПЗ оказался отрезанным от трубопроводных поставок нефти.
Нынешнюю остановку "Одесса – Броды" эксперт Александр Тодийчук объясняет недальновидностью государственных менеджеров в управлении нефтетранспортной системой. "В результате при мощности 110 млн тонн нефти в год мы транспортируем около 30 млн тонн", – сказал он в комментарии МинПрому.
Падение объемов транспортировки нефти началось в период президентства Виктора Ющенко и продолжается до сих пор. В 2009 транспортировка сократилась по сравнению с предыдущим годом на 5,9% до 38,5, млн тонн. В 2010 году падение составило 22,7% до 29,8 млн тонн, в 2011 – на 11,6%, до 27,5 млн тонн. В текущем году тенденция сохраняется. А.Тодийчук объяснил это снижением объемов переработки нефти, а также переориентацией российской и значительной части центральноазиатских углеводородов на российские порты. В марте текущего года заработала вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) мощностью 50 млн тонн в год. БТС-2 связала нефтепровод "Дружба" с портом Усть-Луга на балтийском побережье Ленинградской области.
Снижение переработки нефти в Украине – еще один фактор недозагрузки отечественной транспортной системы. Объем первичной переработки нефти в прошлом году сократился на 18,8% до 6,7 млн тонн, а в первом квартале текущего года – на 28,3% до 1,6 млн тонн. Стоят Херсонский и Одесский НПЗ, еле дышат Дрогобычский и Надвирнянский, с марта 2012 года из-за нерентабельности простаивает Лисичанский НПЗ. Кременчугский НПЗ может самостоятельно обеспечить потребности страны в нефтепродуктах, но постоянно недозагружен.
Объемы переработки на этом предприятии определяются не интересами страны, а планами группы "Приват", которая контролирует завод с молчаливого согласия официального Киева. "Нынешнюю ситуацию во многом определяют ошибки при приватизации. В некоторых были нечетко прописаны обязательства новых владельцев по загрузке предприятий. В других – государство не реагирует должным образом на нарушения обязательств", – считает А.Тодийчук.
А Д.Марунич отмечает неспособность госменеджеров учитывать всю совокупность экономических и политических факторов при планировании работы нефтетранспортной отрасли. В качестве примера он назвал недовольство азербайджанских партнеров и потерю интереса к Украине. "Своп-контракт с участием Венесуэлы и Азербайджана, по которому нефть шла через Украину, вызвал недовольство США. Баку крайне заинтересован в сохранении добрых отношений с Соединенными Штатами. Поэтому азербайджанская нефть сегодня ушла даже с фактически частного Кременчугского НПЗ. Теперь "Приват" закупил казахстанскую нефть", – отметил Д.Марунич.
По мнению эксперта, оживить "Одесса – Броды" могла бы Чехия, которая активно занимается диверсификацией поставок нефти на свои НПЗ в Кралупах и Литвинове. "Но в ближайшее время это едва ли возможно – ведь сегодня у нас с Чехией, пожалуй, самые худшие отношения среди всех стран Евросоюза", – резюмировал Д.Марунич.
Анвар Деркач
Вот еще интересная информация.
Вот что писала одесская газета "Порто-франко"
(Номер 35 (728), 03.09.2004г.)
ОДЕССА-БРОДЫ
Сегодня вся Украина и страны СНГ внимательно следят за строительством нефтепровода между Одессой и Бродами. Каспийская и Казахстанская нефть пойдет через Одессу-Броды в страны дальнего зарубежья.
Пропускная способность нефтепровода будет составлять до 14,5 млн тонн нефти в год. Выгодные расположения Одессы и Брод сделали эти города побратимами уже с начала XIX столетия.
После поражения объединенных армий под Аустерлицем Наполеон Бонапарт навязал России и другим побежденным странам, в частности, Австро-Венгрии, Пруссии и другим эмбарго против поставки английских товаров в Россию и российского зерна в Англию. Нехватка зерна в самой Англии и отсутствие поставок из России, по мнению Наполеона, должно было вызвать голод в Англии и сделать английское правительство более сговорчивым с завоевателями-французами. То, что не смог сделать Павел I и за что он был убит российскими помещиками, торгующими зерном с Англией, должен был на основании унизительного для России Тильзитского мира выполнить император Александр I. Однако Александр I информировал Англию, что он всей душой с нею и эмбарго английских колониальных товаров будет номинальным, а границы прозрачнымы для этих товаров. 28 октября 1807 года Александр подписал манифест по случаю разрыва с Англией торговых соглашений и конфискации всех английских товаров и складов английских купцов, расположившихся в Российской Империи. То, что писал Александр I английскому правительству, и заверения, которые он им давал, полностью выполнялись. Дороги между Одессой и еврейским местечком Броды стала широкой для английских товаров, не обложенных таможенной пошлиной. Возникли крупные контрабандные шайки, которые промышляли провозом разнообразных товаров из Одессы через Броды в Австрию, Венгрию, Польшу, Пруссию и другие страны, вплоть до Франции. Из маленького бедного еврейского местечка Броды стали богатым городком с очень высоким уровнем жизни раннее бесправного и нищего еврейского населения.
В Одессе контрабандой занимались преимущественно греки, украинцы и поляки, а в Бродах русские и евреи. Контрабандный товар уходил из Одессы в Броды. В Бродах появились первые богатейшие купцы Шендерович, Сандошурский, Рошковский, Бродский и, согласно манифесту Александра I, они имели преимущество в ведении торговли во всех губерниях великой Российской Империи. Создавая преимущества для купцов-евреев, Александр I был твердо уверен: эмбарго Наполеона на английские товары является пустым звуком, разбивающимся об предприимчивость торгового еврейского купеческого класса. Особенно отличался Бродский. Он и его компаньоны переехали в Одессу, организовали торговый дом. Бродский и его компаньоны занимались не только контрабандой, но и различными торговыми сделками. Следует отметить, что генерал-губернатор Одессы Герцог Дюк де Ришелье в период 1808-1812 годов способствовал развитию контрабанды по маршруту Одессы-Броды, прекрасно осознавая, что эмбарго Наполеона является для России не только пустым звуком, но и средством улучшения жизненного уровня ряда городов Российской Империи. Правда, некоторые зарвавшиеся купцы-контрабандисты пополнили ряды заключенных. Так, купец третьей гильдии Андрей Скоробогатов наживался на поставке пряностей, идущих из Англии контрабандным путем. Совершив сделку с английскими предпринимателем, хозяином судна, он заманил его на берег в квартиру № 6 по Екатерининской, 12, и убил его ударом по голове обухом топора. Спрятав труп, он вывез все товары в нынешний Херсон и продал их. Дюк де Ришелье распорядился провести над убийцей-купцом открытый показательный суд, и тот поплатился десятью годами лишения свободы и выдачей детям хозяина судна, убитого Скоробатовым, 18 тысяч рублей золотом, что составляло для того периода колоссальную сумму.
Особенно потряс жителей Одессы суд над контрабандистом Николаем Семиоти – греком по национальности. Семиоти и его подельники Игорь Савицкий и Виктор Кокинаки в течение ряда лет доставляли контрабандный товар за границу через Броды. Когда один из представителей контрабандной шайки прибыл из Брод для расчетов, Семиоти убил его и труп закопал у себя во дворе на 7-й станции Большого Фонтана. Через полтора месяца, обеспокоенная семья убитого Галецкого в составе жены и двух детей в возрасте 16-ти и 12-ти лет прибыла в Одессу. Семиоти их очень радушно принял, но заявил, что он сам долго не видел Галецкого и желает знать, почему он не едет. Супруга Галецкого имела документ, выданный Семиоти о задолженности Галецкому 19-ти тысяч рублей золотом. Это и решило ее судьбу. Семиоти, Кокинаки и Савицкий вечером пришли к ней посовещаться, где можно искать Галецкого и какие у неё намерения. Они убили супругу и двух детей, а затем, как ни в чем не бывало, разошлись по домам.
Лишь через шесть месяцев усилиями начальника сыскного отделения Одессы того периода Николая Иванченко преступники были схвачены и предстали перед судом.
Контрабандные товары, идущие из Англии, имели широкое распространение в Российской Империи. Особенно это относилось к пряностям из Индии, парфюмерии из Франции, продуктам первой необходимости из колоний. Жемчуг, завезенный из колоний Англии, являлся лучшим украшением российских модниц. Все эти товары доставлялись в Одессу, по катакомбам с моря переправляясь в центр города, а затем уходили в Броды, а оттуда в Австро-Венгрию, Пруссию и другие страны. До сих пор в некоторых дворах Одессы оставшиеся полуразрушенные колодцы имеют вход в катакомбы. Контрабандисты ежедневно поднимали грузы и людей, их привозивших, из колодцев в одесские дворики, а оттуда товары с караванами отправлялись в дальние страны.
Особенно в этом отношении прославился известный в Одессе зажиточный торговец – мещанин Евстрат Тимофеевич Минаков. Организованные им караваны контрабандных товаров отправлялись еженедельно, и общие суммы товаров достигали до 60-70 тысяч золотых, что на тогдашний период составляло не менее 500-600 тысяч долларов. Купец Минаков богател со сказочной быстротой. Но это кое-кому не нравилось. В челяди Минакова сформировались оппозиционные группы, включающие приказчиков Ивана Гринченко, Степана Вдовиченко и Наума Ходоровича. Они являлись душой заговора. По заранее спланированному плану, по пути Одесса- Броды, караван из 8-ми подвод и охраны из 5-ти вооруженных людей был остановлен группой вооруженных бандитов из 17-ти человек. Оружие у охраны было отобрано, а товары на девятнадцать тысяч золотыми были реквизированы и спрятаны неизвестно где. Однако Николай Иванченко после трехмесячных поисков обнаружил участников банды и их вдохновителей. Все они предстали перед судом и были осуждены на длительные сроки заключения.
Дюк де Ришелье жестоко расправился с контрабандистами. Он как честный человек, отдавший Новороссийскому краю не только все свои силы, но и свое состояние, умело расправлялся с теми, кто пытался противодействовать ему и его администрации в Одессе и во всем Новороссийском крае.
Суды Одессы безжалостно судили всех тех, кто пытался нечестным путем обогатиться. В 1811 году прошло знаменитое дело братьев Челиби и братьев Розенбергов. Компания, организованная Челиби и Розенбергами, при контрабандной торговле быстро богатела и процветала. Группы рабочих из 18-ти человек делали специальные ходы в катакомбах, куда с рейда доставлялись контрабандные товары, а оттуда они проникали в центр города. Даже напротив нынешнего Оперного театра находился колодец, через который товары доставлялись в центр Одессы, а оттуда в различные города огромной Российской Империи. Однако для Челиби и Розенбергов этого было мало. Они стали воровать красивых одесских женщин и доставлять их на контрабандные суденышки, откуда те попадали в увеселительные дома Турции, Греции, арабских средиземноморских стран. Многие среди украденных женщин уже в катакомбах начинали понимать, в какую петлю они попали. Некоторые из них кончали жизнь самоубийством, и их закапывали в катакомбах. Там образовались ряд живописных и хорошо обставленных комнат, где содержались украденные женщины.
Один из братьев Розенбергов – Александр, известный уголовной Одессе под кличкой Граф, познакомился в один из темных летних вечеров с молодой девушкой, которую он завлек в катакомбы. На следующий день выяснилось, что исчезла прибывшая на отдых в Одессу княгиня Лопухина, представительница одного из богатых и знаменитых княжеских родов России. Полиция сбилась с ног, ища пропавшую княгиню. По предложению Дюка де Ришелье решено было обследовать катакомбы. Были выделены большие воинские части и весь личный состав полиции для прочистки катакомб. Испугавшись, бандитская группа заковала Лопухину и для того, чтобы она не кричала и не привлекала к себе внимание, отрезали ей язык. Бедняжка была найдена в "мине" катакомбы и освобождена. Ришелье решил произвести показательный суд, но не успел. В полицейский участок ворвались князь из рода Трубецких – жених княгини Лопухиной со своими двумя друзьями – братьями Андреем и Николаем Татариновыми. Не успели полицейские опомниться, как эта группа начала стрелять. Через несколько минут были убиты выстрелами в упор руководители преступной шайки - Челиби и братья Розенберги и еще семеро рядовых бандитов. Ришелье был очень раздасадован этим инцидентом, так как он был сторонником законности, но одновременно он душой понимал справедливый гнев разъяренного жениха и его друзей.
Суд под аплодисменты публики признал князя Трубецкого и братьев Татариновых невиновными и освободил их из зала суда. Но вот оставаться в Одессе Дюк им не позволил. Под конвоем казаков их вывезли за пределы Одессы и посоветовали сюда впредь не возвращаться. Говорят, что Трубецкой настолько уважал и боялся Дюка, что до конца жизни не посещал Одессу.
В.Р. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК,
А все таки хорошо, что нефтепровод Одесса-Броды есть...
Свидетельство о публикации №213011701491