Дитя в кумирне

 Марина Королева на "Эхо Москвы" напомнила о происхождении фразы "Не сотвори себе кумира". Оказывается, одна из главных библейских заповедей связывает нас с грузинами, а через них с киммерийцами.

 Возможно, древнее слово "кумир" отразило вытеснение древних коренных вер христианством. С веками на месте скромной языческой кумирни принявшие новую веру возвели иные культовые сооружения. Спустя века колокола лишили голоса, храмы взорвали или превратили в хлев. Новая волна вернула из небытия святыни, взметнув к небу ещё более величественные купола. Все повторяется и это пройдет.

 Каждый век имеет своего кумира. В какие бы тоги его не рядило время, есть общие черты, связывающих выделенных толпой. Он не обладает отличной от большинства внешностью, но молва наделяет идола харизмой. Надежда на решение всех проблем заставляет толпу припасть к его стопам. Потом проблемы накапливаются, ближний круг живого идола оказывается не таким уж и святым.  Но имидж решателя всех проблем остается незыблем. До поры, до времени этот стимул действует. Он тщательно окучивается ближним кругом кумира, подпирается все новыми и новыми правилами, которые услужливо придумывают законотворители. Немногочисленных сомневающихся в святости кумира изгоняют с капища, навешав предварительно на них всяческих грехов. Бывает и радикально решают проблему ереси.

 И вдруг толпе в обычный до этого день надоедает кумир. Капище наполняется разгневанными н людьми. Они начинают трясти вертикаль, возведенную ими же. Стоящий на её вершите идол подпрыгивает от возмущения. Амплитуда колебаний перестает совпадать с его движениями и кумир летит стремглав вниз. Всё повторяется и это пройдет.

 И никто не замечает младенца в углу кумирни. Увечного ребенка, брошенного обезумевшей матерью. Схлынет толпа, оставив после себя грязный ошметок плоти, так и не ставший душой. А молчаливое большинство, вдоволь накричавшись друг на друга, кинется искать нового кумира. Не сотвори себе, сотвори себя. Но разве это по силам голодной толпе, ищущей только хлеба и зрелищ.

 Законы толпы несут в себе архаичное животное чувство. Голодная рать набрасывается на объект охоты. Через минуту расходятся с места убийства, сытые и довольные, связанные круговой порукой за содеянное. До следующего клича вожака, узревшего очередную добычу, брошенного стае. Фас!

 На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса граждан России по поводу "закона Димы Яковлева". Большинство поддержало запрет на вывоз детей в США. Решение депутатов одобряет три четверти россиян. По их мнению проблему сиротства должно решать государство. В то же время большинство не готово принять конкретное участие в судьбе брошенного зачастую самими гражданами России младенца. Это ли не круговая порука? Или, как называли в предыдущей империи, коллективная ответственность.

 Это явление, когда общество несет бремя решения за идею небольшой и сплоченной группы людей, наделенных властью, порой чревато. Оно срабатывает лишь при условии единых усилий всего социума, направленных в общую сторону. Коллективная ответственность подразумевает в случае неудачного исхода и размытое наказание. Виноват оказывается не отдельный член социума, а все общество в целом.

 Характерно, что и при построении бесклассового общества внедрение коллективной ответственности стремительно накапливало негативный балласт. Да и предыстория не располагала к оптимизму.  К началу прошлого века круговая порука, практиковавшаяся до этого  в России при сборе продовольственного налога в сельских общинах, была отменена. Массовый террор во время революции носил во время казни заложников тоже элементы коллективной ответственности. В последующей коллективно-хозяйственной деятельности явление в конечном счете себя не оправдало. И идолы применили испытанный предыдущим рабовладельцами способ. Он позволил создать очередные исторические мегалиты, но империя канула в лету. Не может общество без внимания к каждому его члену проехать далеко на одной коллективной ответственности.

 В стародавние времена в ряде африканских племен существовал праздник. После сбора урожая жители села собирались на центральной площади. Каждый приходил со своим кувшинчиком вина. Напиток сливался в большой чан. Жители села устраивали ритуальные танцы, а затем приступали к общему возлиянию. Но со временем от обычая отказались. Вода была в том чане.

 Сейчас вы, большинство, поддержавшее "антимагницкий закон", фактически взяли на себя коллективную ответственность за судьбу  тысяч российских сирот. Вы считаете, что маленькие калеки получат более качественное лечение, что брошенные родителями-наркоманами, живущими по соседству, обретут новые семьи. Это ваше право, вернее, способ уйти от проблемы. Большинство из вас по тем или иным причинам не примет личного участия в её решении. Уж не думаете ли вы, что разработавшие закон примут весь груз ответственности на себя? Что через два-три года проблема сиротства в России будет решена? Нет. А знаете почему? При коллективной ответственности хорошо получаются лишь расстрелы. Всегда найдется тот, кто целится верно.

 Вы все поклоняетесь своему кумиру? Отведите от идола взор. Посмотрите, в углу кумирни кто-то забыл младенца.

 


Рецензии