Год Змеи

Неожиданное продолжение другого рассказа.

Среди телефонных звонков праздничной новогодней ночи этот звонок, прозвучавший под утро, несколько меня обескуражил. Сперва я посчитал его довольно запоздалым, а когда услышал тихий, приглушенный голос, то невольно подумал, что человек, вероятно, устал от продолжительной встречи нового года. Звонивший представился моим знакомым по агропромышленной выставке-ярмарке, прошедшей в минувшем году. Об этой встрече следует изложить подробнее.

В 2012 году традиционная международная агропромышленная выставка-ярмарка «Агрорусь» в Ленэкспо состоялась в конце августа – начале сентября. Обойдя практически всю территорию выставки с её павильонами, я вошел в помещение, в котором содержались в клетках, стойлах и других отгороженных отсеках различные животные и птицы. Рассматривая обитателей этих загородок я обратил внимание на мужчину моего возраста, который азартно объяснял мальчику и девочке, вероятно внуку и внучке, особенности пород кур, содержащихся в клетках. Лицо мужчины показалось мне знакомым. Вот он случайно обернулся и наши взгляды встретились. По-видимому, и он узнал меня, кивнув головой в мою сторону. Любопытство побороло робость и, поравнявшись с этой компанией, я как бы между делом спросил мужчину – не встречались ли мы раньше? Разговорившись, выяснилось, что мы оба бывшие работники сельского хозяйства, а сейчас на пенсии. Он моложе меня всего на год. Вероятно, ранее встречались или даже общались в служебном порядке где-нибудь в кабинетах начальников различных рангов, на семинарах, конференциях или в командировках. Возможно, еще будучи студентами, не один раз приходилось по какому-нибудь случаю «сталкиваться» в институте, несмотря на то, что учились на разных факультетах.
Мужчина оказался довольно словоохотливым. Перед уходом на пенсию Иван Федорович, так звали моего собеседника, работал в совхозе, успешно совмещая должности главного зоотехника и ветеринара, так как прежний ветеринар тяжело и надолго заболел. Совхозное начальство посчитало неприличным ещё при живом заслуженном специалисте приглашать другого со стороны. Иван Фёдорович быстро освоил дополнительную должность, тем более, что обе специальности имели одно и то же предназначение – поддержание совхозного животноводства на должном уровне. Местный руководитель этой отрасли пользовался заслуженным авторитетом не только в своём хозяйстве, но и за его пределами, чему я был свидетелем, знакомясь с результатами производственной деятельности сельскохозяйственных объединений нашей области и отдельных их коллективов. Безусловно, только любовь к животным могла гарантировать этому человеку успехи на поприще этого благородного труда. Вот и сейчас такая увлечённость Ивана Федоровича проявлялась в его общении с детьми, которое он разделил и со мною:
- Вот привёл внуков по их просьбе посмотреть, чего тут необычного могли представить организаторы выставки. Скажу откровенно – удивить нас нечем таким довольно скудным наличием животных, подобным разнообразием которых может похвастаться и наш совхоз. Почему-то чрезмерное внимание на выставке обращено торговле мёдом. Значительная часть её территории занята ларьками с этим продуктом. А ведь наш регион в основном животноводческий и следовало бы эту отрасль представить более широко. Вот я и стараюсь рассказать что-то новое об этих обитателях клеток своим мальцам, которых вчера привёз из деревни, где они отдыхали целое лето. На следующей неделе им идти в школу. Семье моего сына, которая живёт здесь в городской квартире, не нужна дача. Её заменяет мой деревенский дом с садом и огородом. А мне не нужна гостиница. Когда я приезжаю в город живу в квартире у сына. Так взаимоудовлетворяем свои потребности.
Иван Фёдорович огляделся вокруг, взглянул на детей и произнес:
- Ну, вроде бы, всё тут я вам показал, обо всём рассказал, может хотите мороженого?
Дети обрадовались этому предложению. Я тоже решил за компанию последовать с ними, вняв просьбе Ивана Фёдоровича продолжить разговор. Мы зашли в один из многочисленных небольших кафе-времянок на территории ярмарки, купили мороженое и соки, расположились за столиком и приступили к уничтожению лакомства.
- Вот, Вы, - обратился ко мне мой новый товарищ, - возможно, подумали, что я поступал когда-то учиться на зоотехнический факультет, потому что там легче получить высшее образование и поэтому там учатся в основном  девушки, а юноши познают специальности на инженерном факультете. Скажу Вам откровенно и без пафоса – пошёл я учиться на профессионального животновода по призванию и, став им, предан этому делу до сих пор.
Как бы в подтверждение этих слов внуки наперебой сообщили, что в дедушкином деревенском подворье обитают несколько кошек, две собаки, корова, несколько коз и овец и даже лошадь. К нему постоянно приходят за советом, приносят лечить домашних животных, обращаются за другой подобной помощью многие люди, даже из других селений и он никому не отказывает.
Иван Фёдорович смутился, утверждая, что внуки перехвалили его, так как он смог развернуть активную деятельность в подсобном хозяйстве и в общении с населением только  после ухода на пенсию вместе с супругой.
Дети на некоторое время прервали нашу беседу. Девочка взахлёб стала рассказывать, что в сельском магазине кошка не пропускала в его помещение собак, яростно сражаясь с ними, если те намеревались туда проникнуть, наверное, считая себя хозяйкой магазина. Продавцам приходилось даже сдерживать чрезмерную агрессию этой смелой кошки.
Мальчик поведал другую историю про кошку, которая оказалась преданней своему хозяину, чем даже какая-нибудь собака. Рассказ мальчика продолжил его дед:
- Деревенский хозяин этой кошки редкой породы серьёзно заболел, а так как он был одинок и не мог содержать животное, то продал или подарил его другому человеку из ближайшей деревни. Но в тот же день кошка возвратилась к старому хозяину. Тогда он отдал её человеку, живущему в соседнем районе. Кошка сбежала и от него, возвратившись в прежнее жилище. Тогда старый хозяин отправил кошку жителю города более чем за сотню километров от деревни. Новый хозяин на первое время поместил её в клетку. Каково же было удивление бывшего владельца кошки, когда однажды ночью он почуял за дверью царапанье и мяуканье. Кошка каким-то образом сбежала от горожанина. Смущённый сельчанин опустился на крыльцо, а довольная кошка расположилась у него на коленях, приятно мурлыкая. После этого случая хозяин не пытался избавиться от своей питомицы.
Слушая детей и их деда, мне вспомнились два случая, когда я был свидетелем измены собаки своему хозяину, а её преданность переметнулась к другому человеку. Первый случай произошел, когда я был школьником. Мой одноклассник, вырастив из щенка крупную собаку, начал сомневаться в её любви к нему, так как девочки-одноклассницы, постоянно лаская его воспитанницу, постепенно завладели её любовью. Всё кончилось тем, что однажды, когда мальчик пытался оттащить собаку от девочек, она яростно ему воспротивилась, набросившись на хозяина, поранив его. Оскорблённый таким предательством мальчик заплакал.
Другой случай. Группа командированных, в составе которой я находился, прибыв в одну деревню расположилась в избе, заняв половину её. В другой половине жила семья – муж с женю моложе среднего возраста, которые имели овчарку, привязанную к конуре. Хозяева не слишком заботились о собаке, держа её на голодном пайке. Командированные стали её подкармливать.  Постепенно овчарка так привязалась к новым обитателям дома, что каждый раз при их появлении радостно лаяла и металась на цепи вокруг конуры, а к своим хозяевам совершенно охладела, которые наблюдали и воспринимали такое поведение своей воспитанницы молча. Но однажды, когда командированные отсутствовали, сосед увёл овчарку в лес и там её пристрелил. Таким путем хозяева отомстили собаке за её предательство.
- Иван Фёдорович, - обратился я к собеседнику, - стало ли в последнее время отношение соотечественников к братьям нашим меньшим более лояльным?
- Может быть и стало, но несущественно. – Задумчиво молвил он. – Что уж тут говорить о любви к животным, когда к своим гражданам обращение заслуживает более цивилизованного уровня. Сколько у нас ещё обездоленных и бездомных, сколько стариков ютится в коммуналках, сколько беспризорных детей-сирот скитается по России. И в то же время так называемые правозащитники-благодетели, совершенно забыв об этих страдающих людях, встали на защиту преступников-заключённых, требуя для них совершенно шикарных бытовых условий в тюремных камерах с телевизорами, индивидуальными холодильниками, мобильными телефонами. Вы видели фильм «Хочу в тюрьму»? Вот по такому западному образцу желают обеспечить отсидку своим подопечным их защитники, ничуть не заботясь о пострадавших от этих преступников. Ну, не пойму я совершенно наших доморощенных законников, которые, по моему мнению, всё перевернули с ног на голову!
Чтобы отвлечь соседа по столику от мрачных мыслей я решил сменить тему разговора:
- Иван Фёдорович, какое Ваше мнение как специалиста-профессионала в области животноводства относительно дискуссии – в каком месте северной столицы следовало бы создать новый зоопарк?
- В столице, как Вы сказали, и зоопарк должен быть достойным такого статуса города. Ныне существующее подобное предприятие на небольшой территории, можно сказать на «пятачке» в «каменном мешке», безусловно, должно поменять свой адрес и возникнуть со значительно увеличенной площадью в более удобном для обитателей и посетителей месте. А на старой территории следует создать детский зоосад с мелкими животными и птицами, а также оборудовать аквариум соответствующего объёма. Можно в некоторой степени понять тех старых работников действующего зоопарка, которые неохотно воспринимают его дислокацию на новое место, желая сохранить прежнюю трудовую деятельность в спокойной, устоявшейся обстановке. Но здоровье и благополучие их подопечных – обитателей зоопарка должно быть решающим в этом вопросе. Им не место в центре мегаполиса, среди городского шума, в загазованной атмосфере.
- Где же всё-таки, как Вы считаете, расположить новый зоопарк? – Не отступал я.
Иван Фёдорович пожал плечами и как бы нехотя начал рассуждать:
- Я не могу судить о проекте создания зоопарка к северу от Питера, так как в том месте никогда не бывал. Что касается предложения размещения зоопарка по соседству с парком Интернационалистов – оно весьма несерьёзно. Вот там я бывал неоднократно – это внутригородская территория, окружённая новостройками и шумными автострадами. И кто сможет поручиться, что в дальнейшем можно избежать расширения застройки этой территории и прокладки на ней новых дорог, как это практически всегда происходит. Но главное – цинично и кощунственно обрекать на соседство мемориальный и развлекательный комплексы, тем более совмещать их. Да и незачем им теснить друг друга.
Приятель задумался на короткое время, затем продолжил свои рассуждения:
- А вот южное побережье залива заслуживает внимания в этом плане. Предполагаю, что можно изыскать достаточную земельную площадь близ Питера, примыкающую к этому побережью, для строительства обширного по площади зоопарка. Главное достоинство этого проекта состоит в том, что в нём можно воплотить воедино идеи создания мест обитания наземной и водной фауны. Разве это нормально, когда в настоящее время в нашем мегаполисе существуют мелкие показательные аквариумы, принадлежащие различным ведомствам, находящиеся в разных районах города (на улице Марата, в зоопарке, в других местах). Несолидно морской столице великой России не иметь крупного океанариума, с возможным подогревом воды, приближённого к реальным, естественным условиям обитания водной фауны непосредственно в отдельном участке залива. Даже одна из мизерных по своей территории стран Юго-Восточной Азии смогла создать подобный водоём. Вот с таким океанариумом и должен соседствовать зоопарк, образуя единый комплекс содержания животных.
Во время нашей беседы по местному радио наряду с объявлениями постоянно звучала реклама различных товаров, предлагаемых посетителям ярмарки. Слушая эту трансляцию, Иван Фёдорович промолвил:
- Слава богу, что здесь можно отдохнуть от медицинской рекламы, которая занимает половину и более эфирного времени городского, областного и общероссийского радио. Каждый раз твердят одно и то же в записи, надоедает до невозможности. Вообще все средства массовой информации чрезмерно заполнены подобной рекламой, предлагающей наперебой всевозможные средства и методы лечения, превратив Россию в сплошную больницу. Я в некоторой степени врач, хотя и ветеринарный, но и мне становится не по себе, слушая какие-то нудные, назойливые, заискивающие наставления, навевающие на радиослушателей и телезрителей уныние и безысходность и без того непростой жизни, устрашающе сулящие, что если не будете следовать нашим советам, то с вашим здоровьем будет совсем плохо. Вероятно коллективы СМИ берут пример с руководителей некоторых крупных городских предприятий, которые, чтобы не утруждать себя заботами и повысить свое благосостояние, сдают в аренду производственные помещения и территорию, взимая с арендаторов значительные средства. Вот и работники СМИ действуют по такому же принципу, предоставляя значительную часть эфира рекламодателям. Поэтому исчезли интересные теле-радиопостановки, традиционные концерты, особенно по заявкам, спортивные репортажи и т.д., и т.п. Это как в одном фильме: «Жить хорошо! А хорошо жить ещё лучше!», безусловно, благодаря рекламе, в основном медицинской.
Покинув гостеприимный павильончик-кафе, мы направились к выходу территории ярмарки. На пути следования возник лоток с книгами, за прилавком которого сидел скучающий молодой человек, вероятно уже разуверившийся продать что-нибудь из своего литературного арсенала. Мы приостановились, разглядывая разложенные веером книги.
- Ведь довольно интересная литература, - произнёс Иван Фёдорович, - лет тридцать назад очень трудно было её приобрести. Вокруг каждой из книг, в то время весьма дефицитных, возбуждался ажиотаж. А сейчас это, как говорится, неходовой товар. Более того граждане освобождают от них свои жилища, отдавая книги бесплатно в местные библиотеки или просто выбрасывая на помойку.
- А недалеко от нашей школы, - подала голос девочка, - какая-то старушка уже не один год старается продавать свои подержанные книги. Люди проходят мимо, не обращая на них никакого внимания, а некоторые, усмехаясь, презрительно глядят на старушку.
- Очень жалко пожилую женщину. – Сокрушённо добавил мальчик. – Наверное, у неё маленькая пенсия.
- Да, что и говорить – неприглядная картина, – включился я в разговор. – Что тут поделаешь – каждому явлению своё время. В наши молодые годы был особый интерес не только к книгам, но, например, к кинофильмам. Вспомните, Иван Фёдорович, как ждали каждого вечера, предвкушая просмотр очередной серии «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя». Почти всё население страны усаживалось перед телевизорами.
- А знаете, почему в основном это происходило, - поспешил пояснить собеседник, - потому что в стране существовал практически один центральный телеканал, и смотреть больше было нечего. Не спорю, эти фильмы до сих пор не потеряли привлекательности. Но в настоящее время имеется широкий выбор телеканалов с интересными, содержательными программами. К тому же у молодёжи возникла возможность развлекаться с помощью компьютеров или в различных увеселительных заведениях. У нас же – стариков проявляется ностальгия по прошлому. Мне до сих пор нравятся лирические песни советского времени в исполнении Бернеса, Зыкиной, Толкуновой, Трошина, Герман и других певцов. Но я в те годы всячески избегал участвовать в школьном хоре, в котором буквально заставляли петь политический репертуар, например, «Партия наш рулевой» или «Ленин всегда живой». Как мне не хотелось посещать постоянные утренние политинформации и участвовать в обязательных первомайских и ноябрьских демонстрациях.
Иван Фёдорович смутился, чувствуя, что разоткровенничался. Чтобы прервать эту неловкую для него ситуацию я предложил ему обменяться номерами домашних телефонов, в придачу я предоставил ему информацию о моих публикациях в Интернете. Вскоре, распрощавшись, мы расстались и добирались до своих домов в разных автобусах.

Вот такой, казалось бы, малознакомый человек звонил мне по завершению новогодней ночи. После взаимных поздравлений с праздником и пожеланий успехов Иван Фёдорович торопливо заговорил:
- Знаете, наступивший год Змеи это мой год, а так как ранее мы выяснили, что Вы на год старше меня, значит, родились в год Дракона. В русских сказках змей – это мифическое крылатое чудовище со змеиной головой называется драконом. Кстати, в Китае изображение  дракона идентично внешности змеи. Следовательно, можно утверждать – мы с Вами родственные души, - засмеялся собеседник, - и должны обладать особым умом, так как змея символ мудрости. Эту мудрость Вы, несомненно, проявили в своих публикациях, которые я прочитал  по Вашему предложению в Интернете. Скажу откровенно, во времена нашей молодости за такую литературу Вас бы по головке не погладили, пострадали бы серьёзно. Да и в настоящее время мало таких как Вы – кто бы посмел так решительно и правдиво высказаться публично. Я, например, не решился бы обнародовать свою личную жизнь, особенно интимные её стороны. В первую очередь этому воспрепятствовали бы члены семьи. Прошу прощения, если я обидел Вас своими словами, а также не считайте их комплиментами. Несомненно, опубликовав свой главный материал (догадываетесь, о чём я говорю) Вы исполнили свой гражданский долг, и было бы непростительно, если бы Вы этого не сделали.
Иван Фёдорович замолчал, видимо пытаясь подготовиться к изложению другой темы разговора, затем более спокойным голосом продолжил:
- Вы, наверное, понимаете или чувствуете, что не по одной вышесказанной причине я посмел нарушить Ваш покой в такой поздний час, но был вынужден или даже обязан это сделать, чтобы вновь приобрести свой душевный покой, который потерял, прочитав Ваш рассказ в Интернете, где Вы охарактеризовали любителей собирать грибы. Так вот, та дама, которая упомянута в вашем рассказе дважды – первоначально как робкая девушка, а затем как опытная женщина – это моя супруга. Не удивляйтесь, дорогой мой товарищ, и прошу не перебивать меня. Со времени нашей женитьбы я чувствовал – что-то её тяготит, первоначально предполагая, что причиной тому является разница в наших возрастах – она на десять лет моложе меня. В 2011 году мы оба справили свои юбилеи. По годам тогда я считался пенсионером с десятилетним стажем, а у жены такой стаж составил пять лет, но оба мы ещё трудились на благо общества. Но вот однажды, ещё за несколько лет до юбилеев, супругу словно подменили. Я уверен – это произошло с ней после второй встречи с Вами в придорожном кафе. Она стала избегать меня и дело дошло до разрыва наших отношений. Официально мы не разошлись, но сейчас я живу в основном отдельно от неё в городской семье сына и только на лето приезжаю вместе с этими домочадцами в деревню. Но поверьте мне – я ни в коей мере не осуждаю ни Вас, ни её. Преследовать любовь невозможно – это бесполезно и глупо. Я даже в некоторой степени благодарен Вам за то, что одарили эту женщину неиссякаемым счастьем, хотя и кратковременным, но на всю её жизнь. Однако, одновременно обрекли нас обоих на страдания и одиночество. Кстати, когда мы ещё жили вместе, супруга как-то призналась, что в жизни она встречала до меня всего одну любовь. И случилось это в ранней её молодости.
Иван Фёдорович закончил свой монолог и, торопливо прощаясь, как бы между прочим посоветовал, что если у меня возникнет желание пообщаться с ним, то в ближайшие дни можно позвонить по такому-то номеру телефона, а не по тому, который был предложен раньше. На этом новогодний разговор был завершен.

Несколько дней откровение ночного собеседника не покидало моё сознание. Это волнение перевоплотилось в беспокойство за возможное обострение психического состояния Ивана Фёдоровича. Одновременно, проведя анализ его высказываний, я констатировал, что в них много непонятного, неопределённого и сомнительного. Конкретно, собеседник не привёл название населённого пункта, где произошли события; не сказал, как звать его супругу; а также не упомянул даты произошедших случаев. Все это вселяло мысль на несовпадение наших рассказов, что мы рассуждали о совершенно разных событиях и их участниках.
Пользуясь случаем наступления праздника Рождества я позвонил по новому номеру телефона, предложенному Иваном Фёдоровичем в новогоднюю ночь, чтобы заодно поздравить его с этим праздником. На мой звонок откликнулся молодой женский голос. Я постарался объяснить, что такой-то человек, в такую-то ночь просил позвонить по этому телефону.
- Да, я помню тот момент, - ответила девушка, - я как раз в ту ночь дежурила, и вот опять досталось дежурство в праздник. А тогда Иван Фёдорович, чтобы не мешать отдыхать другим больным в палате, звонил по мобильнику, находясь рядом со мной.
Скверное предчувствие овладело мною, стараясь быть спокойным, я спросил:
- А где это Вы дежурите и сможете ли позвать к телефону этого человека?
- Что… Вы даже не знаете куда звоните?! – Раздражённо запричитала девушка. – Это к Вашему сведению больница, должны бы сразу догадаться, а Иван Фёдорович четыре дня тому назад скончался от онкологического заболевания. Его уже похоронили в своей деревне, в которую увезла новоявленная вдова – властная, энергичная женщина, лично управлявшая автомобилем.
Ошарашенный неожиданной новостью я положил трубку, и некоторое время приходил в себя.
- Вот почему непонятное беспокойство не покидало меня в эти прошедшие дни. – Несколько успокоившись, подумал я. – Поэтому, предчувствуя свою кончину, Иван Фёдорович предложил больничный номер телефона и таким слабым голосом разговаривал в ту ночь. Его слова прозвучали как исповедь в его прощальной речи.
Прошло ещё несколько дней. Тревожно было на душе – за последние месяцы смертность среди моих знакомых, несомненно, возросла. Одновременно я вдруг почувствовал непреодолимое желание вновь посетить ту деревню, чтобы увидеть ту женщину, с которой встречался дважды. Как говорится – Бог любит троицу. Да простит меня Господь, не осудят мои близкие и не прогневаются родственники этой дамы. Очень хочется, чтобы вдова оказалась той самой женщиной.


Январь 2013 года.


Рецензии