Колхоз имени...

      
  При  организации  колхоза  ему  обязательно присваивали   название.  Сначала  эти  названия  брали  с революционного лексикона:   «Октябрь»,   «Революционер», «Коммунар», «Вперёд», «Коминтерн», «Заря  коммунизма».  Потом  колхозам  стали  присваивать  имена  Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса, членов  Политбюро и разных "знаменитостей" того времени.  Хотя вопрос о названии колхоза решался в верхах, всегда в таком случае собирали собрание колхозников и ставили этот вопрос на голосование. Считалось, что название колхозу дают сами члены колхоза, единогласно, с большим энтузиазмом и с выражением всеобщей любви, включая грудных младенцев и столетних стариков, к этому Сталину или Энгельсу. Такая тогда была демократия.  Как писали в газетах: "Самая справедливая демократия в мире".

     Одному колхозу  в  вопросе с названием очень  не  повезло.  Сначала  он  назывался  «Рассвет».  Потом,  по  рекомендации  райкома  партии, его  назвали  «Имени  Ягоды», возглавлявшего  в  то  время  НКВД.  После  того, как  наркома Ягода Сталин назвал  врагом  народа, которым он фактически и был, так как был  верным  слугой  у  Сталина в вопросах поисков "врагов", колхозу  дали  новое  имя. Опять  же  по  рекомендации, читай – по  приказу, райкома  партии.  На  переименовании  присутствовали  представители, как  райкома  партии, так и  районного  органа  НКВД.
 
         Конечно, все знали, что новое имя колхозу уже утверждено в райкоме. Перед собранием колхозников состоялось собрание колхозных коммунистов. На том собрании и было предложено одному рядовому колхознику, конечно члену партии, выступить на собрании с предложением о новом названии колхоза. И он выступил, при этом заметил, что выступает по просьбе  многих  колхозников,  и предложил дать колхозу новое название – колхоз «Имени Ежова»,  имени  нового  наркома  НКВД. Никто из колхозников возражать не стал, уже знали об опасности таких возражений, Ежова так Ежова, колхозники проголосовали единогласно.

        Этот  нарком  был  ещё  более  прытким  слугой  Сталина  в  арестах, расстрелах, отправкой  в  лагеря  ни  в  чём  не  повинных  людей.  Но  у  Сталина  был  не  плохой  аппетит  и  на  уничтожение  своих  преданных  слуг.  Пришла  очередь  и  для  Ежова, его  тоже  расстреляли.  Пришлось  снова  менять  название этого  колхоза.  Когда объявили о дате собрания, некоторые колхозники говорили председателю колхоза, чтобы он ходатайствовал о возврате колхозу названия «Рассвет» и больше не переименовывать, все знали, что каждое переименование обходится колхозу очень даже не дешево.  Председатель обещал, хотя уже знал совсем о другом решении райкома.

  И  надо  отдать  должное  упорству  управления местного  НКВД и райкома партии, которые   снова  решили  назвать этот колхоз  именем нового  наркома  НКВД – Берии.  Причина этого упорства выяснилась позже. Оказалось, что родители начальника районного НКВД были выходцами с этого села, о чем знали несколько сельских стариков. Вот он и вносил такие предложения в райкоме партии. Ему никло не возражал, так как в то время местный орган НКВД был выше самого органа партии. Конечно, как и в предыдущем случае, на собрании это предложение внес  один из колхозных коммунистов.

      Так вот, на том собрании и  произошло  то, чего  некоторые  из  присутствующих  очень  опасались.  Эту  опасность  предполагал тот  факт, что  накануне  собрания  был  в  селе  религиозный праздник, многие  пришли  на  собрание  после  приема не одного стакана самогона  и  могли  допустить  какую-то  вольность  в  словах.  Однако, чего  боялись, то  и  случилось.  Когда  был  задан  вопрос, нет  ли  у  кого  возражений  против  предложенного  нового  названия, один  в  зале  поднял  руку. Это был Сергей Коновалов, который раньше и не выступал на собраниях. Сидящие  с  ним  рядом  мужики  дёргали  его  за  рукава, чтобы  он  сел, шептали  ему, чтобы  замолчал, но  он  как  с  цепи  сорвался. 

      На  первый  взгляд, Сергей  ничего  плохого  и  не  сказал, он  знал о беседах колхозников с председателем и думал, что его поддержит сам председатель. Он просто выразил мнение многих односельчан,  предложил  вернуть  колхозу  его  первое  название  «Рассвет».  Представитель  НКВД  немедленно  задал  ему  вопрос:
  - Вам  что  же, дорогой, не  нравится  фамилия  сталинского  наркома? После  такой  постановки  вопроса  все  в  зале  поняли, что  судьба  Сергея  уже  решена.  Понял  это  и  сам  допустивший  такую  «храбрость», его хмель, как говорят в сёлах, "как корова языком слизала". Но  он  ещё  надеялся:
   - Да  нет, товарищи, очень  хорошая  фамилия, я  снимаю  своё  предложение, я извиняюсь.

  Единогласным  голосованием  колхозу  было  утверждено  название  имени  Берия.  А Сергей Коновалов поднял руку выше всех. После собрания многие мужики советовали Сергею убежать подальше, переждать, когда и Берию уберут, тогда все и уладится. Но Сергей отвечал, что если за ним приедут, и не найдут, пострадает семья, и он в этом был прав. В эту ночь Сергей спать не ложился, даже самогона не пил, разговаривал с женой и просил своего брата Николая, чтобы не забывал о его семье, у Сергея было тогда двое малых детей. Взяли его часа в три ночи,    и  промаялся наш Сергей   в  лагерях  ГУЛАГа  ровно  десять лет.

       Иллюстрация с интернета.
    В нашем районе колхоза с таким названием не было. 

       18.01.2013   


Рецензии
Ну, а где же теперь, по мнению газет, размещается "самая справедливая демократия в мире"?

Дмитрий Чухряев   25.02.2017 21:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.