Крещение Иоанново Явление Христа народу
Бог принял человеческую природу ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу и обличит фарисейство, Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению. И Иванов своей картиной кричит именно об этом: о любви и милосердии, милости к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.
Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству. Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения, разделившего людей, но в то же время давший надежду на спасение. Иванов меняет акцент, делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии. В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.
Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…», в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе. Идея художника все равно была бы прозрачна и ясна: «Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим как в разных людях, как по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна: «Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Люди разные, почва разная, хоть и сеется одно семя. Но одни приняли, другие отвергли, одни уверовали, другие усомнились, одни успокоились, другие возмутились, одни возрадовались, другие опечалились. Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.
Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть и с разной степенью радости, доверия и надежды. Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.
Его будущие ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил - ныне еще ученики Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем.
Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя, действие Которого уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.
Петр, опытный и рассудительный разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?». Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали». И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».
Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель. Он настолько выделяется что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.
Фигура Спасителя по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.
Образ Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей.
Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный.
(Продолжение следует, см. в блоге - адрес ниже)
Автор публикуется в блоге
Свидетельство о публикации №213011801580