История мировой культуры 10

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.


ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX  –
НАЧАЛА ХХ вв.

13.1. Развитие промышленности, технологий и науки
В то время как в первой половине XIX в. промышленным лидером была Англия, во второй половине её начали стремительно нагонять Германия и США. Большинство европейских стран этого периода стали индустриальными. Отставали в техническом прогрессе колонии.
В промышленности началось использование конвейеров –  устройств, обеспечивавших непрерывное движение грузов. В машиностроении наблюдается переход от универсальных станков к специализированным. Лидером станкостроения были США. Сконструированная Джозефом Уинтвортом измерительная машина высокой точности позволила перейти к изготовлению стандартных деталей.
Угольная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей. Для надобностей рудников Альфредом Нобелем (1833 – 1896) было изобретено новое взрывчатое вещество – динамит. В шахтах стали применяться вентиляторные системы. В 1896 г. у шахтёров появилась головная рабочая лампа.
Генри Бессемер (1813 – 1898) изобрёл вращающуюся печь для выплавки из чугуна железа и стали. Пьер Мартен (1824 – 1915) изготовил печь, которая позволяла получать сталь более высокого качества.
В области химической промышленности синтезируются искусственное волокно, синтетический каучук, пластмассы, различные красители. Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)  открыл «Периодическую систему элементов».
          

В начале 1870-х гг. был разработан способ восстановления азотнокислого серебра путём воздействия на него аммиака и сегнетовой соли. Он стал использоваться для изготовления зеркал.
Произошла революция в освещении. В 1876 г. Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894)   изобрёл дуговую электрическую лампу, которая стала использоваться для освещения магазинов, общественных зданий, улиц и площадей. В 1890 г. Александр Николаевич  Лодыгин (1847 – 1923) создал электрическую лампу накаливания.
Увеличение городского населения требовало всё большего количества строительных материалов и их удешевления. Произошёл  переход к стан-дартной формовке кирпича, началось изготовление фанеры.
В США приступили к возведению высотных зданий. Первым стало 10-этажное здание чикагской страховой компании, построенное У. Дженни в 1883 году. В 1892 г. там же появилось 21-этажное здание. Накануне Первой мировой войны самым высоким стал 58-этажный небоскрёб. Его высота составляла 228 м. В 1889 г. В Париже А. Г.Эйфель возвёл свою знаменитую стальную башню высотой в 303 м.
Первоначально для высотных зданий применялись железные и стальные конструкции, но они подвергались коррозии, деформировались при пожарах. Поэтому стали использоваться железобетонные конструкции. Паровые и электрические лифты и эскалаторы помогали быстро перемещаться между этажами. В 1870-е гг. появилось паровое, газовое и водяное отопление, но распространялось оно медленно.
Усиленными темпами велось строительство новых железных дорог. В России в 1891 г. было начато строительство Великой Сибирской магистрали, которое продолжалось 15 лет. Длина дороги составила 7416 км.
В 1863 г. в Лондоне начала действовать первая подземная железная дорога. Через двадцать лет число её станций, объединенных в кольцо, составило 27. Наряду с традиционным конным транспортом появились новые виды общественного транспорта – конка (вагоны по рельсам тянули лошади) и трамвай (1880-е гг.). Индивидуальные виды транспорта пополнились мотоциклами и автомобилями с бензиновым двигателем. В 1890-е гг. во Франции возникли автомобильные фирмы «Рено», «Мишлен», «Пежо», в Германии – «Капштадт – Даймлер» («Мерседес»), в Италии – «Фиат». К началу Первой мировой войны было выпущено около 2 млн. автомобилей.
К концу XIX – началу XX вв. паровой флот превысил количество парусных кораблей. В России был построен ледокол. Были созданы первые летательные аппараты – аэропланы и дирижабли, но они использовались, в основном, для военных целей.
Новый прорыв произошёл в средствах связи. В 1871 г. Д. Юз изобрел микрофон. Благодаря ему,  стало возможно изобретение телефона, которое связано с именами И. Грея, А. Белла и Т. Эдисона.
Первая телефонная станция была построена в США в 1877 году, а через восемь лет Павел Михайлович Голубицкий (1845 – 1911) (рис.85) создал схему  электропитания микрофонов абонентов от общей батареи, находящейся на центральной телефонной станции, что позволило создавать крупные телефонные сети городов. В 1882 г. он сконструировал настольный телефон, затем изобрёл коммутатор (1886), позволявший попарно соединять между собой несколько телефонных линий.
    12 марта 1896 г. в России Александром Степановичем Поповым (1859 – 1905) была осуществлена первая в мире радиопередача.
В 1880-е гг. был создан граммофон. В США открылась первая в мире фабрика пластинок.
В это же время возникло самое массовое из искусств. Созданием кинематографического аппарата занимались многие, но наиболее очевидных успехов добились братья Огюст (1862 – 1954) и Луи-Жан Люмьер (1864 – 1948)   В конце 1895 г. они продемонстрировали фильмы «Прибытие поезда» и «Завтрак ребёнка» в кафе на Бульваре капуцинов в Париже. В России кинопроизводство возникло в 1907 г. В 1908 г. В США в пригороде Лос - Анджелеса вырос Голливуд.
В науке конца XIX в. наблюдается, с одной стороны, специализация отдельных отраслей, а, с другой стороны, интеграция ряда  наук. Человечество узнало о явлениях радиоактивности, рентгена. Дж. Томсоном в 1897 г. был открыт электрон. Новая физическая картина мира нашла своё выражение в теории относительности Альберта Эйнштейна (1879 – 1955) и квантовой теории Макса Планка (1858 – 1947). Луи Пастер (1822 – 1895) внёс важный вклад в микробиологию. Он предложил идею стерилизации инструментов, пастеризации продуктов, создал прививки от бешенства.
Важные открытия происходят в области биологии. В 1871 г. вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение человека», в которой человек был представлен как результат длительной эволюции. Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901) стал создателем сравнительной эмбриологии и физиологии, а его брат  Владимир Онуфриевич Ковалевский обосновал процессы эволюции млекопитающих в связи с изменениями окружающей среды. Эрнст Геккель (1894 – 1919)  и Фриц Мюллер (1821 – 1897) открыли биогенетический закон, согласно которому развитие зародыша в сокращённом виде повторяет развитее всего вида. Возникла наука о строении клетки – цитология. Чешский учёный Грегор Мендель (1822 – 1884)  открыл законы наследственности. Были обнаружены хромосомы и их строение из частиц – генов. Т. Морган с учениками сформулировал основные положения хромосомной теории наследст-венности.
    Николай Иванович Лунин в 1880 г. обосновал учение о витаминах.  В 1908 г. Илья Ильич Мечников (1845 – 1915) получил Нобелевскую премию за работы по исследованию иммунитета. Он открыл и разработал учение о фагоцитозе – поглощении инородных тел и бактерий «фагоцитами» – «пожирающими клетками». Мировое признание получили работы физиолога, создателя материалистического учения о высшей нервной деятельности, основателя крупнейшей физиологической школы Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) о высшей нервной деятельности.
Во второй половине XIX продолжали вестись обширные географические исследования. В частности, многочисленные экспедиции западноевропейских учёных исследовали внутренние районы Африки. В 1875 г. всего 10,8 % этого континента находились в колониальной зависимости. В 1900 г. этот процент достиг 90,4.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888) два с полови-ной года прожил среди аборигенов Новой Гвинеи, завоевав доверие и любовь местных жителей. Он совершил путешествия во внутренние рай-оны Малакки, на Филиппины и в Индонезию, исследовал острова Микронезии и Меланезии.
Н.Н. Миклухо-Маклай опроверг теорию, согласно которой жители Но-вой Гвинеи являлись представителями отдельного от человечества вида. Он доказал, что по своим умственным способностям они не отличаются от европейцев и отстали в развитии культуры лишь по объективным историческим причинам. Русский ученый резко выступал против колониализма и расизма, защищал право открытых народов на свободу и независимость.
Во время экспедиции 1905 – 1907 гг. другой русский путешественник, Пётр Кузьмич Козлов (1863 – 1935), открыл в Монголии развалины мертвого города Хара-Хото – столицы Тангутского царства. Здесь была найдена древняя библиотека, образцы буддийской иконописи.

13.2. Новые и традиционные направления в искусстве

Во второй половине XIX в. в официальном искусстве по-прежнему царил академизм, опиравшийся на традиции классицизма. В ходу были античные, мифологические, романтические сюжеты. Натура в академизме неизменно «поправлялась», чтобы соответствовать идеальному изображению.  В связи с археологическими открытиями в академизме второй половины XIX в. возрос интерес к изображению повседневной жизни древних цивилизаций (неоклассицизм, неогреческий стиль).
В 1863 г. группа студентов-выпускников Российской Академии художеств, протестуя против академизма, покинула учебное заведение и основала «Товарищество передвижных выставок» (1879). Выставки товарищества проходили не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах.
Организатором был художник Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887), мечтавший о создании русского национального искусства. Большое впечатление на современников произвела его картина «Христос в пустыне». В образе Христа нашла олицетворение судьба человека, добровольно отказавшегося от личного счастья в пользу блага человечества. Заметную роль в товариществе играл Василий Григорьевич Перов (1833 – 1882), создавший много картин на остросоциальные темы.
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) отражал в своих полотнах  жизнь народа, откликался на революционное движение, создал ряд портретов выдающихся деятелей культуры. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) в своих портретах показал типичных представителей разных социальных слоёв своего времени. В целом, художники этого направления придерживались традиций критического реализма.
               
     Ещё в 1841 г. Джон Рэнд изобрёл оловянные тюбики для красок. Это позволило художникам выбираться на природу и писать с натуры. В Европе первыми вышли на пленэр художники Барбизонской школы.
Сторонниками пленэра в России стали Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897) («Грачи прилетели»), Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) («Утро в сосновом лесу»), Василий Дмитриевич  Поленов (1844 – 1927) («Московский дворик»), Фёдор  Александрович Васильев (1850 – 1873) («Мокрый луг»). Они отказались от античных руин и видов Италии в пользу родной природы. Для русской пейзажной школы были характерны эмоциональная цветовая система, включение душевных переживаний автора в сюжетный строй картины.
                Ярким явлением в мировом искусстве стал импрессионизм (от impression – впечатление). Впервые он заявил о себе во Франции в 1874 году. Молодые художники поставили своей целью передачу мгновенного впечатления от увиденного. Они отказались от старой манеры изображения, как правило, тёмной, с уравновешенной компоновкой объёмов,  значительно высветлив свой колорит и переняв у фотографии фрагментарный принцип композиции. Объекты их изображения окутаны воздухом. Художников привлекала причудливая игра света и тени.  Крупнейшими представителями импрессионизма во Франции являлись Клод Моне (1840 – 1926) , Огюст Ренуар (1841 – 1919), Эдуар Мане (1832 – 1882), Эдгар Дега (1834 – 1917).
         
Последователями импрессионизма в России стали живописцы  Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939), Игорь Эммануилович Грабарь (1871 – 1960), в скульптуре – Паоло Трубецкой (1866 – 1938) и Анна Семёновна Голубкина (1864 – 1927).
     Постимпрессионизм  объединяет в себе ряд самобытных художников, отошедших в своих творческих исканиях от импрессионизма.  В отличие от своих предшественников, они стремились передать длительные, вневременные состояния, составлявшие сущность духовной жизни человека. Главной задачей своего творчества Поль Сезанн (1839 – 1906) считал поиск возможностей сведения к гармонии всех существующих в природе форм и объемов, пластического воссоздания материальности окружающего мира. Винсент ван Гог  (1853 – 1890) свой протест против дисгармоничности мира выразил с помощью динамичных, мерцающих мазков, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на зрителя.
  Поль Гоген (1848 – 1903) отправился в поисках духовной гармонии на острова Полинезии, отразив в свои картинах повседневный быт и легенды народов, сохранивших близость к природе. Анри де Тулуз-Лотрек (1864 – 1901), художник, наделенный острым даром наблюдательности, посвятил себя изображению жизни полусвета Парижа, где сквозь веселье проступает жестокая реальность. Он стал одним из создателей современной афиши. Жорж Сёра (1859 – 1891), опираясь на научные открытия в области оптики, создал пуантилизм – живопись  точками, расположенными строго в соответствии с законами восприятия цвета человеческим глазом, что при рассматривании полотна издалека должно было помочь достигнуть усиления зрительного воздействия.
  В конце XIX в. возникает стиль модерн (от modern – современный). Во Франции он назывался «ар нуво», в Австрии – «сецессион», Германии «югендстиль». В живописи он проявил себя символичностью образов, любовью к иносказаниям, выразительными контурными линиями, декоративностью. В русской культуре – это, прежде всего, художники группы «Мир искусства», возникшей в 1898 году. Их работы выражают тоску по уходящей в прошлое эпохе, предчувствие надвигающихся глобальных перемен. Художники данного направления полагали, что красоту можно найти только в чистом искусстве, отвергая уродливую действительность. Вдохновителями и организаторами творческого объединения были Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960) и Лев Самойлович Бакст (1866 – 1924). Бенуа известен как  создатель акварельных пейзажей, воссоздающих эпоху галантного XVIII века («Последние прогулки Людовика XIV»). Словно призраки, скользят и исчезают на фоне памятников искусства французского классицизма король Людовик XIV и его придворные, подчёркивая, что люди преходящи по сравнению с окружающими их вещами. Бенуа также является автором фундаментальных книг «История живописи всех времён и народов», «Русская живопись XIX века».

    Ощущение близкого конца старого мира мы видим в картине Л. С. Бакста «Древний ужас» , на которой изображена гибель критской цивилизации в результате мощного землетрясения. В ночной тьме, освещённой лишь вспышками молний, остров Крит частично уходит под воду. Люди в панике бегут к храмам богов, тщетно пытаясь спастись от огромных волн и сильных подземных толчков, раскалывающих землю у них под ногами.

Близки к модернистам по своим настроениям и представители русского символизма. Виктор Эльпидифорович  Борисов-Мусатов (1870 – 1905) в своих картинах пытался уйти от дисгармоничности окружающей обстановки в поэтическую страну грёзы о прошлом. Печаль о безвозвратно уходящем мире дворянский усадеб он выражал, создавая произведения, населённые одухотворёнными женщинами в старинных на-рядах, которые погружены в созерцательное раздумье на берегу пруда или прогуливаются в прекрасных садах.

   Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) обращал внимание современников причудливыми и величавыми образами, необычным колоритом, уходом от обыденности в мир фантазии. Большое место в его творчестве заняла тема Демона, страдающего существа, которое не находит понимания в окружающем мире и гибнет в результате неспособности справиться с внутренним душевным разладом.
 Начало ХХ в. дало жизнь новым, необычным течениям живописи.
В 1905 г.  парижская публика была поражена кричащими красками фовистов, чьи картины отличали чёрные контуры, плоскостность и искажение форм (Анри Матисс, Андре Дерен).     Австрия и Германия стали странами, где особенно ярко проявился экспрессионизм. Художники этого направления стремились выразить социальные проблемы своего времени, избегали внешней красоты и использовали тёмный колорит (Эмиль Нольде, Кэте Кольвиц). Основателями кубизма стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты раскладывали предметы на простые формы, искали новые возможности выражения многомерной перспективы, пытаясь выявить внутреннюю суть предмета. Блёклая цветовая гамма кубистов отражает мысль о подчинении цвета форме.

13.3. Развитие литературы

В литературе второй половины XIX – начала XX вв. господствовал критический реализм. Писателей волновали проблемы социальной несправедливости, колониализм, судьба простого человека и творческой личности в современном обществе. Европейской известностью в это время пользуются из числа русских писателей Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883), Лев  Николаевич Толстой (1828 – 1910), Антон Павлович Чехов (1860 – 1904), Максим Горький (1868 – 1936).
В конце XIX – начале ХХ вв. в  европейском обществе нарастают настроения усталости от неразрешённых социальных и духовных проблем, исчерпанности прежнего пути развития, разочарования, предчувствия надвигающейся катастрофы. Это настроение получило название декаданс. Смутные ощущения приближения конца старого мира, надежды на его обновление после неведомых испытаний отразились в символической поэзии, крупнейшими представителями которой были Артюр Рембо, Поль Верлен, а в России – Валерий Брюсов, Александр Блок.
Возникают новые жанры литературы: детективного романа (Уилки Коллинз «Лунный камень», Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»), фантастики (Герберт Уэллс «Человек - невидимка», «Война миров»). Происходит расцвет приключенческой литературы в рамках неоромантизма (Роберт Луис Стивенсон, Райдер Хаггард).

13.4. Гибель старой культуры

Первая мировая война привела к крушению старой европейской цивилизации.
К началу войны в Европе появились новые виды оружия – пулемёт
(1883 г.), автоматические винтовки, корабли-броненосцы, танки. На полях сражений впервые  было применено химическое оружие. Лидером в строи-тельстве  подводных лодок стала Германия. Война уничтожила и разрушила идеалы прошлого.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Заполните таблицу:
Область научного
знания                Ф.И.О. учёного    Вклад в науку


2. Сравните пути развития искусства в России и западноевропейских странах.
3. Подготовьте сообщения на темы:
- Импрессионизм и постимпрессионизм.
- Модернизм как явление культуры.
- Особенности развития культурного пространства России в ХХ в.
- Тенденции универсализма в современной культуре.
- Основные направления развития современной  литературы.
- История развития  кино.
- Актёры немого кино.

4. Декаданс – особая форма умонастроения, которая была свойственна многим культурным деятелям конца XIX – начала XX вв. В чём она проявлялась? Какие события вызвали её к жизни?

5. Как проявился символизм в русской культуре


Рецензии