Глава 62. Город Лунного Камня

Предыдущая глава здесь: http://www.proza.ru/2013/01/18/1471

Мы мчались по зелёным лугам быстрее ветра. Жаль, снизу не было видно цели нашего пути. Ехали долго. Два раза мы останавливались, чтобы чуть-чуть размять ноги, перекусить или утолить жажду капелькой зелья. После первой остановки мы пересели на Йока. После второй – на отдохнувшего без ноши Дона.

- Почему здесь нет дорог? – во время одного из коротких привалов спросила я.

- Дороги есть! – сказал Миораш. – Но, в основном, они идут вдоль морских берегов, вдоль рек. Там, где есть торговля. А здесь они зачем? То, что делают ремесленники в том посёлке, где мы ночевали, они отправляют не к нам в столицу, а в свои города. Так что здесь нет смысла строить дорогу.

Так мы и продолжали скакать по траве. Пока не подъехали к довольно крутой горке. Вряд ли лемы, легко преодолевающие пологие холмы, могли бы забраться на этот склон. Мы спешились, и Мио прогнал лемов.

- Город за этой горой! – пояснил он мне.

- Лемы не потеряются? Ничего с ними не случится? – озабоченно спросила я.

- Нет. Они свободно пасутся в окрестностях. Когда они понадобятся – достаточно будет выйти и позвать их. У лемов острый слух, они узнают голос хозяина на расстоянии.

- А как вы попадаете в город? Хоть бы тропинку протоптали, что ли! – с досадой сказала я, представляя, как придётся лезть в гору по скользкой траве.

- Как это у вас говорится... «Умный в гору не пойдёт»! – усмехнулся Мио, и повёл меня не к склону, а совершенно в другую сторону.

Мы подошли к небольшому пригорку, Миораш отодвинул камень, лежащий среди травы, и я увидела под камнем лаз. Похоже, нам снова придётся шнырять по норкам...

- Не волнуйся, у нас нет таких тёмных подземелий! – сказал Мио, по одному моему виду догадавшись о моих мыслях. – Мы просто опять заходим с тылу. Так быстрей. Входи! Только осторожно, там ступеньки! – предупредил он, и тут же полез в сумку, достал свой фонарь и вручил его мне.

Что ж, с фонарём бродить по подземельям гораздо проще. Я взяла светильник, растрясла его, чтобы горел поярче. Потом нагнулась, пролезла в ход, спустилась на пять или шесть обычных ступенек и очутилась в просторном коридоре. Фиор аккуратно задвинул за нами лаз, подошёл ко мне, ободряюще улыбнулся и взял меня за руку.

- Ну, вперёд! – сказал он и энергичным шагом повёл меня по коридорам.

- А почему ваш город никем не охраняется? – полюбопытствовала я.

- А это что, по-твоему? – указал Мио на стену мерцающего голубого света впереди.

Я поёжилась и замедлила ход. Что случится, если незваный гость попытается проникнуть через эту защиту?

- Не бойся! – подбодрил меня Миораш. – Нас ждут. И даже если бы не ждали: я ведь свой, а ты – со мной.

- Это что же выходит: любой из «своих» может провести в город предателя? – удивилась я.

- Это невозможно. О любом существе, пересёкшем этот барьер, о его целях, сразу же становится известно нашим мудрецам. Никто не сможет попасть в город, если у него чёрные мысли. А злые замыслы невозможно прикрыть даже диадемой. Смелее! – улыбнулся гуманоид.
Успокоил, называется! Я стояла возле самой завесы. Мне было страшно. И, казалось, сложнее испытания в моём путешествии у меня ещё не было...

Хотя жрица на перевале и так перебрала весь мой мозг буквально по клеточкам! Так чего мне тогда бояться?
Я вздохнула, как будто собиралась нырнуть в воду, зажмурилась и шагнула сквозь голубой свет. И... ничего не почувствовала! Только незначительное тепло. Как будто прошла сквозь лучи в солярии. Зря боялась!

Мио радостно пробежался чуть ли не по стенам, сделал сальто, пару кульбитов.

- Вот мы и дома! – сказал он, подобрал с пола маленький голубоватый камушек и вложил его мне в ладонь.

- Ты так радуешься, как будто не был дома целый год! – улыбнулась я, удивляясь тому, что Мио сжал мою руку вместе с камушком в кулак и не торопится отпускать.

И вдруг я додумалась, в чём прикол! Камень в моей руке... нагревался!

- Горячо! – вскрикнула я, выдернула руку и бросила камень, который был уже не голубым, а светло-жёлтым, практически белым. Так камень это или же какое-то неведомое мне животное?

- Это юмахор! – засмеялся Мио. – Нагревается от трения и от тепла. Из него сделан термос, только он в стекле, чтобы не обжигать руки. И светильник – тоже цилиндрик из юмахора, обрамлённый стеклом, и кусочки юмахора внутри. Крутишь его – шарики трутся о стенки, фонарь нагревается и даёт свет. Этот камень спасает нас зимой от холода. Так что, Светик, добро пожаловать в Юмахорию! – улыбнулся фиор.

Вот это да! И как я раньше не догадалась? Я ведь ещё в подземелье с крысами удивлялась, что пол под моими ногами чуть светится и меняет расцветку! И потом ведь видела, что склянки нагреваются от трения! И колонна, по которой мы спускались с мраморных скал, была сделана из того же камня: она ведь нагрелась, когда мы по ней проехались... Теперь понятно, почему фиоры не слишком дружны с открытым огнём. У них в стране ведь даже почти нет топлива для огня (деревьев мало, а навозные лепёшки наверняка используются как удобрение)! Да и нет им такой необходимости: юмахор может работать и как печка, и как светильник.

- А летом, когда на улице тепло, вы не умираете от жары возле этих «печек»? – спросила я, дотронулась рукой до голубоватой стены и почувствовала, как она быстро согревается под ладонью.

- У нас летом не жарко: обычно бывает градусов пятнадцать, иногда – восемнадцать, не больше.

- Градусов?! – удивилась я. – По какой системе?

- По вашей, по Цельсию. Я ведь уже понял, что ноль – это температура замерзания воды, а при ста градусах она закипает. Несложно было сопоставить! – пояснил Мио, ещё больше поразив меня. – И нам, в общем-то, не грозит перегрев. Тем более что юмахор в основном скрыт под землёй, и прямые солнечные лучи на него не попадают. Но и от трения камень нагревается не выше семидесяти... Так что венлам всё равно приходится обзаводиться печками для приготовления пищи. Зато с таким камнем легко контролировать уровень теплоотдачи!..

- Но всё-таки юмахор оказывает какое-то влияние на климат? Или нет? – поинтересовалась я, думая: так ли уж много здесь этого необычного камня, или он просто используется для обогрева жилищ?

- Конечно, оказывает! – подтвердил фиор и потащил меня дальше по коридорам. – Это ведь тоже своеобразная подземная печка. Благодаря нему у нас средняя температура градусов на пять-семь выше, чем могла бы быть. А в наших широтах это не так уж мало.

- А почему его называют «лунным камнем»? – спросила я.

- Не знаю! Может быть потому, что светится таким же голубоватым светом, как Юма...

- Это значит, если полететь на вашу луну и как следует её потереть, то она тоже станет жёлтой, потом белой, и станет излучать больше тепла и света? – пошутила я.

- Да, это ты забавно придумала! – развеселился фиор. – Полететь на луну! Прикольно!

- А что, думаешь, полёты в космос невозможны? – сыронизировала я.

- Что, тоже воплощённая мечта человечества? – вдруг посерьёзнев, спросил Мио.

- Да! – похвасталась я. – Правда, не в такой степени освоенная, как полёты в околоземном пространстве...

Но парень задумался. Похоже, его задевало то, что в моём мире разумные существа достигли
больших высот в техническом прогрессе, чем в Тории. И я тут же попыталась его успокоить:

- Но ты не расстраивайся! В вашем мире ведь тоже возможны полёты: вспомни, как мы перемещались в пространстве с Виговеем! Зато вы живёте в гармонии с природой, не переделываете её под себя. И, как следствие – у вас меньше грязи, нет никаких техногенных катастроф... Кроме того – вы владеете магией! А это совершенно недоступно большинству людей из моего мира...

- Да я не расстроился! – хмыкнул Мио. – Просто снова прочувствовал, из каких разных миров мы с тобой!..

Он посмотрел на меня долгим и странным взглядом. И мне почему-то стало очень грустно.
Как-то я не сильно задумывалась о будущем, о цели, к которой мы движемся вот уже девятый день. Я просто знала, что нам нужно прибыть в столицу Фиории, причём поскорее, потому что в моём мире меня давно потеряли. А что конкретно произойдёт, когда мы дойдём до города Мио, меня не заботило.
Но теперь я вдруг ясно осознала: моё путешествие почти закончилось. И возможно очень скоро я навсегда расстанусь с этим миром... А также разлучусь с Мио. С сыном вождя фиоров, с гуманоидом по имени Сердцедар. С потомком ящериц, спасшим меня и ставшим мне другом. С этим Данко из другого мира.
И эта разлука станет вечной.

Но в этом мире не принято говорить: прощай навсегда! Ведь надежда на встречу в будущем есть всегда, кроме тех случаев, когда кто-то уходит в страну предков... Так что я этих слов не скажу!

- Мы прямо сейчас пойдём на совет мудрецов? – жалобно спросила я.
Мио ответил с небольшой задержкой, как будто успел куда-то отправить мысленный запрос и получить ответ:

- Нет. Нас позовут. У нас есть время, чтобы осмотреть город. Хочешь? – с тёплой улыбкой спросил он.

- Хочу! – отозвалась я, хотя не понимала: чем можно хвастаться, живя под землёй?

Но в этот момент мы прошли под аркой и оказались в другом помещении. И я поняла: хвастаться есть чем!
Это был большой и очень светлый прямоугольный зал. Пол был выложен мозаичными узорами из небольших мраморных плиток разного цвета: белого, светло-серого, бледно-розового. А вдоль боковых стен стояли колонны из юмахора – гладко отполированные, светящиеся изнутри желтовато-белым матовым светом. Как будто кто-то двумя тесными рядками поставил гигантские свечи из белого парафина, горящие невидимым пламенем. И мне казалось, что от этих колонн исходит волшебная, неслышная простому человеку музыка. Воздух вокруг словно дрожал, создавая какое-то торжественное ощущение, как бывает в храмах, органных залах и других архитектурных сооружениях, правильно выстроенных с точки зрения акустики. Только вместо ароматов воска и ладана здесь царила свежесть. Всё было напоено озоном, как после грозы, либо как бывает в карстовых пещерах с их вечной капелью и сталактитами. Правда, в отличие от пещер, здесь не было никакой сырости. И главное – светло, как днём! Хотя нет никаких окон.

Да уж... Если все подземелья Фиории – такие, тогда местным жителям, пожалуй, и смысла нет строить дома на поверхности. И тогда, пожалуй, Мио действительно можно гордиться своей родиной. Вот тебе и страна пастухов!

Пастухи, построившие такие залы... владеющие магией и телепатией... Странно вообще это!

- Мио, а что означает в переводе «фиор»? – мысленно спросила я у парня.

- Фиор? – мой вопрос почему-то вызвал у него улыбку. – Дословно это выходит примерно так: «свободная, цельная личность». Фиоры – вольный народ!

Ах, вот значит – как! Не «пастухи», как я ошибочно думала, а «вольные люди»! Народ, который занимается тем, что сочтёт интересным для себя или же необходимым для своей страны. Отсюда – владение военным искусством. Отсюда – высокое интеллектуальное развитие, магические и телепатические способности...

А от вольных как ветер предков-пастухов фиорам, пожалуй, остались только танцы и лемы. Ну, и стада животных, продажа шерсти которых поддерживает торговлю...

Это какую же силу представляли бы собой торы, если бы объединились! Племя магов и жрецов (эскулы), племя фиоров, да плюс ещё племя оружейников (геферы)... Что им какие-то тупоголовые пресмыкающиеся? Значит, прав был Мио, когда говорил, что у серпентоидов только иллюзия собственного превосходства!

Только вот малютки-венлы как-то не вписываются в этот союз... Ну, что они умеют? Вкусно готовить и чисто прибирать? Думаю, остальные торы вполне способны обходиться и без этих услуг.
Хотя, конечно, это племя служило своеобразным буфером между торами и наками. Если бы не они – кто бы стал прислуживать шипдизаакам? Кого бы аспиды стали угнетать, заставлять на себя работать, создавая им комфорт?
Нет, племя слуг тоже играет свою определённую роль, причём значение её не так уж мало...
Племя слуг?! Забавно. Почему я решила считать их «слугами»? Вдруг я ошибаюсь так же, как вышло с «пастухами»? Что означает их название – «венл»? Знакомый корень... Где я его уже слышала?.. Этого я вспомнить никак не могла. А потому вернулась к рассуждениям об устройстве этого мира.

В общем, получается, что даже существование шипдизааков оправдано и имеет определённый смысл! Они ведь, по сути, являются потребителями. Съедают всё, что выращено пастухами. Пользуются тем, что сделано ремесленниками. И даже венлам платят за их услуги (правда, когда – деньгами, а когда – смертью...).
И, возможно, отсутствие колёсного транспорта – это не прихоть, не тупость местных конструкторов, а простое (и сознательное!) ограничение, не дающее серпентоидам возможности проникать на территории, для них не предназначенные. Ведь к местному климату змеи вполне могли бы приспособиться (особенно летом), если бы только сумели быстро пересечь холодную каменистую пустыню... Так что всё логично!
Вот... И получается, что здесь действительно очень гармоничный мир, где каждый занимает своё место.

Но видимо хочется отдельным торам каких-то перемен в налаженных древних устоях (я имею в виду банду Фаи)! Либо им хочется власти? Или же славы?.. Что ж, в любом обществе бывают возмутители спокойствия, этакие «раковые клетки», которых не устраивает естественное развитие событий...

Хорошо это или плохо? Не знаю, не мне судить. Я ведь не политик, не мудрец, а простая студентка. Но, думаю, в любых переменах есть как свои плюсы, так и минусы...
Вот работало бы у людей не четыре процента мозга, а хотя бы сорок – тогда бы они могли что-то понять, оценить целесообразность тех или иных действий, просчитать возможные последствия... А так...
Слишком всё это сложно для меня!..

Между тем мы дошли до конца огромной комнаты, и вошли в следующий зал, такой же красивый и светлый, форма которого представляла собой правильный куб, только потолок был как купол. Прямо по центру здесь был расположен небольшой, но очень красивый фонтан. Вместо колонн из юмахора здесь были светящиеся панели, и каждый проходящий по залу тор мог провести по ним рукой, передавая стенам своё тепло.

Из этого зала можно было пройти в любую из четырёх сторон. Мио повернул вправо.
Это был ещё один зал с колоннами. Только он был очень высоким, объединял сразу два этажа. Внизу между колоннами виднелись арочные проёмы, не закрытые дверями. Просто вместо дверей тут были защитные магические завесы из голубого мерцающего света. Но и то – не везде!
А верхний ярус с такими же арками был окружён балконом без всяких перил. Я ещё подумала: как же они не боятся ночью, в темноте, случайно сверзиться с такой высоты? Но тут же вспомнила, что освещение здесь искусственное, и оно не гасится ни днём, ни ночью, потому что иначе будет холодно.

В конце зала была большая мраморная лестница, ведущая на верхний этаж. Но здесь-то перила были! Широкие, из лунного камня. А что, удобно: и держишься, и заодно подогреваешь пространство. И можно даже при желании и определённой сноровке скатиться по ним, как с горки.

Действительно, мне казалось, что тут значительно теплее, чем на улице. Захотелось даже снять меховую куртку. Я начала расстёгивать ненавистные ремешки. И Миораш догадался о моём желании, помог мне расстегнуться, и сам тоже снял куртку. Я озадачилась: как теперь быть с верхней одеждой? Куда её деть? Не носить же в руках? Но фиора, похоже, этот вопрос не заботил. Он просто положил обе куртки в следующем зале на лавочку.

- Венлы подберут и почистят! – беспечно разъяснил он в ответ на мой удивлённый взгляд.

Но для меня это было странно. Откуда они узнают, что эти вещи нарочно брошены без надзора, а не случайно забыты? Как они потом, когда почистят куртки, найдут владельца, чтобы вернуть ему вещи? Или тут вообще все вещи общие, и совсем неважно, кому они принадлежат? Однако сумки-то Мио не бросил!

Так с сумками мы и пошли бродить дальше, по бесконечным анфиладам этого дворца, этого странного подземного города. Думаю, Мио хотел показать мне самые красивые помещения.

Каждый зал был неповторим, единственен в своём роде. И каждый был безумно красив.
Во многих залах были ваджоу, фонтаны. Они тоже были разными, и могли служить своеобразными указателями для заблудившихся. Но я подумала, что мне бы понадобился не один месяц, чтобы хоть немного освоиться в этих лабиринтах и не теряться в них.

Я ожидала увидеть здесь массу народа. Правда, я почему-то совсем не волновалась, как это было перед входом в город геферов, и мне даже в голову не пришло задрапироваться по самую макушку в золотую накидку. Пусть моя внешность сильно отличается от внешности торов, что с того! Я считала, что фиоры слишком умны, чтобы удивляться этому и показывать на меня пальцем. К тому же телепаты наверняка наслышаны о моём прибытии...
Но, несмотря на свои размеры, город-дворец казался пустым, словно забытый музей.

- Мио, а почему здесь пусто? Где все? – полюбопытствовала я.

- Думаю, они на празднике, – ответил Миораш.

- На каком? Тоже «Прощание с луной»? – с иронией спросила я, вспомнив праздник геферов.

- Нет, Сато-бий... – по-фиорски ответил сын вождя.

- Возвращение весны? – догадалась я.

- Верно! – улыбнулся Мио.

- И где же проходит этот праздник?

- Внутри! – сказал фиор и, заметив мой недоумённый взгляд, стал объяснять: – Понимаешь, мы, как это ты говоришь: переделали природу под себя...

- То есть? – не поняла я.

- Это место представляет собой естественную впадину продолговатой формы... И вот края этой впадины мы увеличили и приспособили для жилья. Ну, типа как у вас есть спортивные сооружения...

- Стадионы? – уточнила я, получив не очень чёткий мыслеобраз.

И тут же всё поняла: город, его жилые помещения, был расположен в «трибунах» этого «стадиона». Ну и, конечно, проникал вглубь земли. А «поле стадиона», в том числе и озеро, которое я мельком увидела с высоты скал, находилось под открытым небом. Потому Миораш и сказал: внутри.
Словом, не город, а своеобразный кольцевой муравейник.

Снаружи и не угадаешь, что здесь находится столица Фиории. Ну, горки – как горки. А то, что они служат естественной защитой от врагов и ветров, и под этими горками кипит жизнь... Для этого надо либо взлететь, либо взобраться на самую вершину чересчур крутого склона. И тогда твоему взору откроются озеро и городская площадь.

- Прикольно! – вздохнула я.

- Ну вот, все там, возле озера. А мы с тобой ходим по кругу, по главной, так сказать, «улице». Я думал: посмотришь немного достопримечательности, а потом пойдём на праздник. Пойдём? – с надеждой спросил он.

- И что – там сейчас все-все жители? И вожди с мудрецами тоже? – спросила я.

- Нет, конечно! На площади развлекается только молодёжь. У старшего поколения есть для этого специальное помещение, зал церемоний. Ну и рестораны венлов не пустуют! – успокоил меня Мио.

- Ну, тогда можно и сходить... – поколебавшись, согласилась я и подумала, что именно этот праздник дал мне небольшую передышку перед тем, как очутиться «на ковре» у мудрецов.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2013/01/19/74


Рецензии