Воробышек

       Рита Кубанская               
                Оле Чудной – с любовью
               
 Воробышек

       Этим двоим суждено было встретиться .И быть вместе. И быть счастливыми вдвоем.
Так вне их ведома распорядились звезды…

    Говорят , что браки совершаются на небесах. Может , у кого-то это было и так. А у них     с мужем брак зарегистрировали в обычном загсе , где они почетно прошагали будучи новоиспеченными мужем и женой под свадебный марш  немецкого композитора, дирижера , пианиста и органиста  Якоба Людвига Феликса  /и только после этого !/    известного всем  Мендельсона. Это была свадьба по обоюдной любви. Когда же у них родился сын – с хорошим весом , красивенький , но из-за неумехи-акушерки  с родовой травмой – они свою любовь замкнули на Максимке  , который  с первых своих дней  жизни  в ней  так   нуждался. Все в их доме было подчинено законам бытия сына , а потом уже  их самих .Муж много работал , часто отсутствовал из-за хорошо- оплачиваемых командировок- деньги нужны были на лекарства для сына , массаж и гимнастику , плавание со специальным тренером , хорошо сбалансированное питание , дорогостоящие витамины , консультации специалистов , и многое- многое другое. Они , как родители , все время были в поиске – найти что-то новое , более совершенное, пусть даже нетрадиционное , лишь  была  бы хотя  маленькая динамика в лечении заболевания сына.  Земля , как известно , слухами полнится. Возили сына по некогда большой стране с красивым названием СССР ,а теперь разделенную  противоречиями  и границами , языками  и валютами. И не страшны им  были никакие межгосударственные препоны ..Они были с сыном   и  у кубанского травника , и у  бурятского  шамана. Поскольку сыну активными видами спорта заниматься было противопоказано , они втроем плавали в бассейне зимой и в речке летом , ходили на лыжах и играли в шахматы. Правда ей , Ире  , пришлось  с азов изучать эту настольную  игру  с тридцатью двумя фигурками,  корни которой вели  еще  в  древнюю Индию.                Она  тоже , как и муж ,работала всегда , но только дома. Пять лет назад , когда их сын стал относительно самостоятельным мальчиком – их  старания  возымели успех/ -Надо же , - удивлялись врачи / , хоть и не стопроцентный- она «вышла» в люди – Ты и так у меня молодчина , - сказал ей Олег. Мне –то легче , я  был  всегда  среди людей. Переехавшая к ним мама  подстраховывала Максимку в важные для него мгновения : отвозила в специнтернат , где он после трех лет домашнего обучения продолжал учебу, увозила ежедневно домой , помогала с приготовлением уроков . И всем стало полегче.

У него была любимая дочь , жена , хорошая квартира , такая же хорошая работа, вернее , его собственное дело.
Удивительное  явление – время. Оно , как известно ,   лечит , и , как выяснилось , может и калечить. Так случилось и у них с женой .Пока в доме была дочь – были все счастливы. Ну , по крайней мере , нужны друг другу. Но дочь уже  шестой год учится в другом городе , дома бывает редко. Три месяца назад познакомила их со своим избранником , дав понять , что уедет с ним в его  город , где они будут работать врачами .За эти годы они с женой стали чужими друг другу .Жили просто под одной крышей  , как соседи в коммуналке. Иногда подолгу не виделись: у каждого – своя комната , свой ключ . Он приходил , когда  жена уже спала и дверь в ее комнату была закрыта , уходил – ее дома уже не было .Часто отсутствовали дома из-за обоюдных командировок  .Они оба были всегда  страшными трудоголиками. Когда  это  отчуждение случилось с ними – трудно объяснить. Живущая рядом  девочка, их дочь , сплачивала их , делала семьей .А теперь и он , и жена , жили каждый своей жизнью .Он чувствовал –у жены кто-то был . И у  него случались встречи с женщинами . Но так , ничего серьезного .Иногда их пути пересекались на кухне и первый вопрос друг к другу был , конечно же , о дочери. -Ты как?- спрашивал он. -Нормально , -отвечала она.- Тебе чай заварить?- спрашивала встречно. - Холодильник был  теперь практически пуст . Оба питались вне дома. Это в первые два года дочериной учебы у них все оставалось как в былые времена :совместные завтраки , ужины .Общая спальня, общие разговоры -.Куда все исчезло и почему ?Он не один раз задавал себе  этот вопрос, но ответа не находил. Знал твердо только одно – двадцать пять лет назад они с женой любили друг друга…

Ира до поздней ночи играла  с сыном в шахматы. Сошлись, довольные, на ничьей. Максиму-то хорошо, у него начались зимние каникулы. А ей  надо было поутру отвезти платежное поручение  в банк. Мама пыталась в спешке напоить ее чаем, но где там - времени совсем не было. Она второпях  сняла с вешалки межсезонное свое пальто  , вязаную шапку , перекинула через плечо сумку , приготовленную с вечера и быстрым шагом стала спускаться вниз. Вся надежда была на такси или на частников, иначе не успеть. Документы должны быть сданы до определенного часа, иначе сорвется запланированное соглашение.- По-моему, сегодня не   минус шесть , как было вчера  и как обещали  сегодня , а гораздо ниже. Потому, что Ира мгновенно замерзла. Сразу и как-то вся - от головы до ног. Для вчерашней температуры она была одета  правильно. А сегодня…Машин было мало и они проезжали мимо отчего-то , совсем не обращая на ее призывные взмахи руки. -Надо было вызвать такси по телефону, вот не догадалась , - сетовала она на себя мысленно.
Когда исчезла какая-то надежда что-либо « поймать», Ира решила вернуться домой , одеть свою теплую шубу , замшевые  сапоги. А там будь что будет.. -На улице , пересекающей ту , на которой она сейчас находилась, она увидела  едущие в связке два автобуса – так было только в случае сильного мороза .В  зимних сапогах на высоком каблуке , но на тонкой подошве у Иры замерзли ноги , в перчатках  отказывались разгибаться пальцы , она не чувствовала ни носа , ни щек .Теплая двойная  шапка  стала почему-то продуваемой  и ей уже казалось , что она и вовсе без головного убора. Короткая стрижка /» У меня теперь два мальчика , - сказал по этому поводу муж/. тоже играла , как оказалось  ,  сейчас далеко не положительную роль.  От этого всего Ире хотелось плакать .А плакала она в этой жизни только из-за болезни своего единственного сына .На второго ребенка они с мужем так и не отважились. Да у них на всю  их оставшуюся  жизнь  и так был ребенок - Максим , которому они будут нужны всегда.
Стоя спиной  к проезжающим мимо нее авто , прячась от ветра , Ира и не заметила , как рядом притормозила машина .Она только услышала голос: -Садитесь. Увидела открытую дверь салона и села, почему-то сразу прижав к груди согнутые в локтях руки и забыв закрыть дверцу автомобиля .Мужчина  наклонился , слегка коснувшись ее рук , закрыл ее сам.- Сспасибо вам большое , -вместо привычного  в таких случаях «здравствуйте « сказала она. -Замерзли ?- участливо спросил водитель.- Оччень, - Ира все еще продолжала дрожать. Мужчина  включил на всю мощность отопление , снял с себя шапку , шарф и куртку , все положил на заднее сиденье и только после этого спросил :-Вам куда ?-Мне в транзитбанк на  …-Я знаю ,- сказал мужчина и они поехали. В салоне машины играла негромко музыка, Иру со всех сторон окутывал теплый воздух, и она потихоньку отогревалась. Сначала сняла шапку, потом - перчатки. Вот только ноги все еще не принадлежали ей.
-Вы можете уменьшить отопление , спасибо вам , -обратилась она к сидящему рядом с ней мужчине .-Согрелись ?-Ира как- будто впервые увидела его. У него были черные, схваченные на висках легкой сединой волосы, карие глаза и черные усы. -Я думал , что вы совсем в ледышку превратились,- говоря это , он как- бы улыбался в усы.- Я тоже так думала,- ответила она, дивясь его какой-то редкой улыбке. - Вы что не по погоде одеты ?             А улице -то минус тридцать два градуса, да еще и ветерок.- Да что вы, - не поверила Ира.- Ведь обещали, что будет как вчера.- Синоптики много чего обещают, но не все сбывается. - Не все ,- согласилась она. -Спасибо вам , если бы не вы , я бы замерзла  и не сдала во время документы в банк.- Отчаянная вы женщина , если  в такой момент еще думали о работе.  -Еще как думала , -честно призналась Ира, А мужчина опять улыбнулся в усы.
-Вот и приехали, - сказал он. Ира, благодарная своему спасителю, стала открывать сумочку, чтобы расплатиться с ним.- Если вы за деньгами, то напрасно. Я извозом не занимаюсь  - Ну как же так ?- недоумевала она. - Это неправильно. - Еще как правильно. Сегодня я вас спас, завтра – вы меня. Тем и живем.- Спасибо вам, вы меня правда  спасли,- сказала Ира и вышла в полной растерянности из машины. Успела вовремя сдать документы , потратив где-то около часа и вновь вышла на мороз -.Стоянка такси рядом , уеду быстро , - решила она. Подняла воротник пальто , поискала перчатки и не нашла их.- Наверное, в банке оставила  или в машине...-Вы не перчатки ищете ?- она увидела мужчину, стоящего у своей машины на стоянке такси. -Да,- удивилась Ира. -Садитесь ,  вон они лежат на бардачке.- Нет - нет, зачем, меня теперь время не торопит , я уеду на такси. -Считайте , что я и есть такси.- Но вы не берете денег. - Если вас это шокирует , то возьму. Тем более, как видите, ни одного такси сейчас нет на стоянке. Вы хотите еще померзнуть?- Неет,- испуганно сказала Ира и села. Увидела свои перчатки и сразу положила их в сумочку.- Боитесь снова  оставить?- спросил мужчина. - Боюсь,- созналась она. Мужчина опять улыбался. И от этой его какой-то незнакомой , не виденной Ирой ранее улыбки шло  участие , какое-то легкое подтрунивание что- ли – безобидное , беззлобное-  даже  доброе. - Если вы сегодня проспали – значит, не успели позавтракать, а если вас теперь не торопит время – значит, есть время перекусить. -Нет , нет , нет , - ответила отказом Ира .Никогда она еще не завтракала с незнакомыми мужчинами.- У вас будет повод рассчитаться со мной,- продолжил он, как будто не слыша ее отказа.- /Нелепейшая ситуация! /.Ну хорошо, - как-то неохотно согласилась она,- только я не знаю , где это лучше сделать , так  как завтракаю всегда дома..- , Положитесь на меня , - сказал мужчина и ,умело маневрируя между  появившимися на дорогах города машинами ,остановился возле какого-то погребка .-Это моя «альма-матер»- он кивнул головой в сторону технического университета. -А здесь нас всегда спасали от голода. Они спускались в полуподвальное помещение с туристским названием «Привал». Интерьер  кафе, как оказалось, соответствовал названию: простые столы, удобные лавки, камин.-Мужчину здесь знали. -Вам как всегда ?- спросила у него подошедшая к их столику официантка ?- Мне – да. А вот даме – он посмотрел вопросительно на Иру. - А мне, пожалуйста, черный сладкий  кофе  с сыром..- сказала она и пересела так , чтобы видеть  камин. -Люблю смотреть на огонь ,- объяснила она свое перемещение  мужчине.
-Я - тоже. Нам, наверное, стоит познакомиться ?- спросил он у Иры. - Я  Ирина. - Странно , но нас зовут одинаково .-Как ?- опешила Ира. У вас женское имя?- Вас кто-нибудь Иркой зовет? - Да,- продолжала  удивляться Ира ,- моя студенческая подруга , а теперь и непосредственная начальница Таня. Помолчала и почему-то добавила :- И еще муж , когда сердит на меня. Он  тоже помолчал и сказал :-Меня друзья зовут Иркой , хотя по паспорту я Ираклий.  -Вы разве грузин?- Ну почему если Ираклий , так сразу и грузин?- мужчина опять улыбался .Видя , что смутил Иру , добавил :- Правда , где-то  одна двадцатая  всей текущей в моем организме крови все-таки грузинская .Ира , дивясь всему происходящему с ней , ощущала какую-то удивительную легкость в общении с этим незнакомым человеком. Он говорил – она слушала , говорила она – слушал он. О чем они говорили – да ни о чем , собственно, – просто так ,перекид ни к чему не обязывающих друг друга фраз, как это часто  бывает с незнакомыми людьми.
А расплатиться Ире он так и не дал:- Нельзя же быть джентльменом  один час,- решительно сказал он и отвез ее на работу.
На обед она не пошла, так как намерзлась уже за сегодняшний день, да и завтрак у нее был  поздний , необычный. Она сидела одна в отделе и почему-то думала о сегодняшней встрече и о своем, конечно же,  неправильном поведении. А сама все вспоминала и вспоминала улыбку незнакомого мужчины. - Мой Юра почему-то улыбается очень редко ,- грустно подытожила она свои мысли. После работы зашла, как всегда, в соседний фирменный магазин «Вита «, чтобы купить маме и сыну кефир на ночь – у них были проблемы с работой кишечника. Перевела там  дух и опять вышла на улицу. Мороз крепчал , коллеги  говорили , что уже час назад было тридцать пять…-Ира , - услышала она знакомый голос , - садитесь , я доставлю вас туда , откуда увез утром. -Это неправильно , -покачала она головой,- и ни к чему .-Я замужем и у меня есть сын.- Я это понял, не волнуйтесь , я же не в загс вас везу. Тем более я пока тоже официально женат .И Ира почему-то села в знакомую цвета мокрого асфальта импортную машину.
И опять они говорили – о работе , выбранных в молодости профессиях , детях. И им было опять легко и просто в общении друг  с другом.
А назавтра утром ее опять ждала его машина. Он отвез ее на работу , вечером - домой.
_ Ираклий , вы безработный или в отпуске? -Почему вы так решили?- Ну , -Ира замялась ,-потому , что вы второй день возите меня по городу. -Отчего же , - возразил он ,-  я работаю , а вожу вас потому , что мне приятно это делать .Вам неприятно мое общество ? Ира молчала , до конца не понимая , как такое вообще возможно в ее жизни. Вечером , ложась спать , старалась думать о муже , который был в командировке , а не об Ираклии. Но получалось почему-то все наоборот…Им не хватало уже утренних и вечерних минут общения . Ираклий стал заезжать за ней и в обед, и они ехали в погребок , где заранее  был заказан их стол у камина. -Зайди ко мне , - сказала ей Таня по телефону. В кабинете подруга подвела Иру к зеркалу и сказала :-Посмотри на себя! –Посмотрела,- сказала Ира , поправив воротник у кофточки. -Что с тобой происходит?- не унималась подруга.                -Ничего, -отвечала Ира.- Это ты кого-нибудь другого обманывай, а не меня. Я тебя сто лет знаю, Ирка. У тебя же не глаза , а два луча счастья. Юрка что - ли приехал?- Нет,- сказала Ира .Ее глаза вмиг потускнели. Я потом тебе все расскажу. Рассказать все Тане пришлось гораздо раньше , чем она могла себе представить .Ираклий вечером спросил у нее , не могла бы она завтра отпроситься после обеда с работы?- Зачем? В этом ее вопросе уже был слышен протест. -Я послезавтра надолго уезжаю , Ира  и мне хотелось подольше  побыть вместе. –Хорошо , я попробую. И опять Ира как уже много-много раз не смогла пойти ни против его , ни против своего желания , которые , странным образом , совпадали.
-Можно я не выйду на работу после обеда?- спросила она у Тани.- Что-то с Максимом ?- Нет , со мной. Я тебе все завтра скажу.
        -Пообедаем сейчас или позже ?- задал ей вопрос Ираклий. -Позже , -ответила она. А когда позже - она не знала. Она ничего уже не знала, она уже не существовала отдельно от него, она не представляла , что будет с ними завтра. -Какой там обед ! 
Ираклий вез ее за город , Ира не спрашивала  ни о чем. Вот машина свернула  на указателе «Сосновка»- в престижный дачный кооператив  и  остановилась возле небольшого уютного дома , к которому вела прочищенная от снега дорожка. Из трубы на крыше дома шел дым. Припорошенные снегом стояли красавицы –сосны .Но вся эта зимняя сказка
 была  только видимой , но не осязаемой. ею. Ира была так напряжена , что вообще ни о чем не могла  думать. А Ираклий , наоборот , казался очень спокойным. Открыл дверь ключом , пропустил вперед Иру. Комната была одна , но большая и уютная. .Первое , что бросилось ей в глаза- был камин. Ира , как на спасительный маяк пошла к нему , села в кресло , стоящее рядом , и , как это в последнее время случалось каждый раз в обеденный перерыв, долго смотрела на огонь.- Ира , дай я помогу тебе снять шубу. Ира встала , позволила раздеть и  обнять себя , положила  голову ему на плечо.. Сколько длилось это мгновение – никто из них не помнил Она слышала только как быстро-быстро бьется его сердце, а он вдыхал запах ее волос, удивляясь очередной раз ее какой-то хрупкости и незащищенности.
Потом и он утратил всякую способность мыслить здраво  К этим двоим пришла любовь – нежданная , незапланированная , нечаянная. И они уже не существовали отдельно друг от друга. Предметы комнаты утратили свои очертания ,яркие рыжие всполохи , иногда улавливаемые ими , были вовсе  и не языками каминного огня , а   какими-то инопланетными пришельцами .То , что переживали эти двое, было  трепетно  и необъяснимо . Ничего подобного ни с кем из них до этого не случалось .Единственной  реальностью в этом безумстве было бесконечно произносимое им слово «Воробышек мой».-Почему «воробышек .- думал кто-то вместо Иры,- почему? На какое-то мгновение они забылись.
И Ира услышала голос сына , но не теперешнего , двенадцатилетнего , а совсем маленького – слабого и беззащитного. -Мама , не уходи , - просил ее он . -Не уходи , мама. – Не уйду , - сказала Ира и открыла глаза. Рядом с нею , крепко обняв ее даже в легком забытьи, лежал мужчина .Она легонько коснулась пальцами его волос, удивилась его густым ресницам, губами коснулась сначала усов , а потом и губ.- Ирочка , воробышек мой дорогой, -прошептал он. -Извини , я, кажется,  уснул. -Тише , тише , тише , -прошептала она как когда –то убаюкивала  маленького сына.. -Полежи, отдохни.- Сама тихонько соскользнула с софы , сунула босые ноги в валенки большущего размера /откуда они взялись только?/, надела доходящий ей до колен его свитер и села в кресло .Огонь догорал. Ира подбросила несколько поленьев и долго сидела , глядя  на веселую , искрометную пляску огня.- Воробышек, ты же не обедала, - услышала она встревоженный голос Ираклия. -Почему воробышек?- улыбнулась Ира. -В тот первый наш день , когда я подобрал тебя  у дороги , ты напомнила мне воробышка – замерзшего , взъерошенного и мне стало тебя до невозможности жаль.- У тебя даже не хватило сил закрыть  тогда машину .-Помнишь?- Помню,- сказала Ира , - ты тогда спас меня
-Ира , я все приготовил, -сказал он- .Пожалуйста, сядь со мной рядом , -попросила его она. Ираклий сел. Ира положила руки ему на плечи- они были мягки и податливы.- Помоги,  мне  одной не справиться .Она почувствовала , как напряглись в одно мгновение его плечи. Только выслушай до конца .Я полюбила тебя. , как не любила в этой жизни никогда. Но дороже сына  у меня никого нет .А ему нужен еще и отец. Я не могу предать их обоих .Прости меня. И помоги мне. Без твоей помощи я не смогу. Мы не должны с тобой больше видеться .Никогда.- Ее предложения состояли из одиночных слов. И то давались ей с трудом. Она совсем обессилела от всего происходящего с ними. Ираклий встал , поднял с кресла Иру , взял ее лицо в свои ладони и сказал :-Я тебя тоже люблю , воробышек. Нас ведь тоже двое. И нам будет плохо друг без друга -.Там- ребенок , мой сын .Он болен. Я ему нужна. Ты сильный ,- она с мольбой смотрела на него ,- ты поможешь и мне , Ира плакала и целовала его  с какой-то отчаянной решимостью, целовала так , что он , опустошенный ее словами,  не смог не ответить ей .Он целовал ее так , что у нее болели губы , обнимал так   крепко , что у нее хрустнули где-то косточки .Но никто ничего этого не замечал. Эти двое прощались .Прощались навсегда..
         Назад ехали молча .Ираклий остановил машину возле ее работы. -Зачем?- спросила Ира,- Тебе надо купить кефир, За две недели их встреч он привык к этому. Ира вышла , бесцельно побродила по залу гастронома. Так ничего и не купив ,  вышла.,
Он все понял. -Подожди , я сейчас. Купил сам..- Я пошла,-  толи себе , толи ему сказала Ира у своего дома. Вышла , так и забыв взять кефир , купленный им для ее сына.
     Не бывает праздников без будней, нет взлетов без падений, нет любви без  умопомрачительного счастья ,предательства , горя  и разочарований. .Ира познала любовь и горе одновременно. Она  долго болела. Хорошо, что только через два месяца приехал Юра. -Ирка , ты же счастливая женщина , - говорила ей подруга .-Любить взаимно – это ли не счастье?- Мне такого не дано было испытать. Да и ребенка бог не дал. - Что могла ей ответить Ира?- Ее мудрая Таня, как всегда, была права .Мама , ничего не знающая , сказала ей :- Ты не вправе думать о себе сейчас , дочь .Мама есть мама. , ее сердце-вещун.
       Жизнь продолжалась. Прошел год .Ира все думала , каким же будет четвертое января – день их знакомства в этом году? -Она , как и тогда села в такси , поехала маршрутом , каким ее  провез Ираклий , заглянула в подвальчик /с момента их расставания она там не была/ и поехала на  работу. .Все было чужим. Даже температура на улице была другой, Только день был их – ее и Ираклия.Ира помнила все до мельчайших подробностей. Триста шестьдесят пять дней – срок достаточно большой для воспоминаний.Ира работала над документами, составляла сводки , отвечала на звонки    -Воробышек мой , здравствуй , - вдруг услышала она родной , никогда не забываемый ею голос. -Как ты?- У Иры задрожала рука, держащая трубку. На помощь ей пришла другая. - Хорошо , - у нее  отчего-то  осип голос.- Ты болеешь? - спросил встревожено он .-Нет , -хотела сказать она. ,а  ответила почему-то « да».-Ты помнишь , какой сегодня день? -Помню , наш, - сказала она.- У вас холодно?- это опять его слова.- Почему у «вас? Где ты,- молча кричало   ее сердце.- У нас на двадцать два градуса температура выше, чем было тогда, - сказала она,- Значит , минус десять ,-ответил он и Ира даже представила , как он улыбнулся ей своей особенной улыбкой , за которой она так страшно успела соскучиться. –Ты сейчас улыбаешься ?- Наверное, потому, что  говорю  с тобой. И у меня в Канаде столько же,- удивил ее он. - Почему в Канаде?- не выдержала она.- Я тоже слабый человек рядом с тобой, Воробышек.
       Ира на полусогнутых в коленях  ногах  еле доплелась до кабинета Тани, не постучав ввалилась туда, буквально упала в кресло, успела только сказать: -Мне очень плохо , Таня, помоги мне. Как оказалось,  всегда низкое Ирино давление почему-то вдруг подскочило  вдвое. -Такие перепады очень опасны для сосудов , - сказал приведший ее в чувство врач «неотложки».-Наблюдайтесь у врача, Инфаркты и инсульты очень помолодели в последнее время..
Прошло еще четыре года. Закончил школу их сын. Сам нашел себе, как ни странно, работу. В тот первый, самый страшный из всех прожитых после встречи с Ираклием лет, она чаще чем всегда  водила сына  в театры ,  в музеи ,  в оранжерею. Максима удивило многообразие зеленого мира .Он ходил туда вновь и вновь , сначала с  мамой  и бабушкой, потом сам .Стал оставаться , чтобы помочь в поливе цветов , в их обрезании.. За эти годы стал там своим .И его оставили  работать на полставки .Это была их самая  большая  семейная  победа .Юра по-прежнему уезжал надолго в командировки. Постарела мама. В жизни Иры тоже произошли перемены .После дня рождения сына в ее жизни появился еще один , очень важный день – день встречи ее с Ираклием.. Послепраздничное четвертое января – для всех людей рядовой , будничный день - она ждала целый год .В этот день , нарушая данное Ире слово , звонил ее Ираклий .Они ни о чем судьбоносном и не говорили. Просто слушали друг друга, запоминая  родные голоса .Ведь в этих звонках была вся их жизнь.       
.

                12 февраля 2006 года


Рецензии