Не разлей- вода

Рита Кубанская               


                Не разлей-вода



    "  Не разлей- вода ,не разлей водица,
       Таня и Андрей-пара хоть куда!
        Не  разлей- вода, не разлей -водица-
       Таня и Андрей ,вам  пора жениться ,                а друзьям   гулять на свадьбе вашей до утра!"   

Несколько дней подряд из комнаты младшенького -  семнадцатилетнего сына старенький , постоянно ремонтируемый  ,но очень любимый  им магнитофон   пел голосом неизвестного  Вале молодого человека эти неназойливые строчки о любви двух юных сердец.- Сын ,-просила его Валя ,-а нельзя что-нибудь другое? -Ма-аа,-распевно , как всегда с самого детства тянул Сенька, -это новый шлягер, ты что-то отстаешь у меня, надо тобой заняться в плане музыкального образования, -многозначительно добавлял он , закрывая в свою комнату дверь ,убавляя при этом , правда , звук многострадального магнитофона.
      -И ничего я не отстаю , сын, -думала Валя. Ведь эта песня обо мне...
Валя и Валера- они всегда были вместе. Это их все звали "не разлей -вода".Их и разливать было ни к чему, они просто были одно целое. И звали все друзья их  Вальками. Валера и в начальных классах не стеснялся , когда ему насмешливо говорили ;-Ну , ты , жених. -Да ,-отвечал девятилетний мальчик серьезно ,-Валя- моя невеста. И так - до самого выпускного класса. Вместе- в школу , вместе- на каток , вместе- в бассейн и на речку .Это он , Валя, научил ее плавать .-Как, ты не умеешь плавать?, -удивился он и записал их в бассейн. -Тебе-то зачем туда ходить, ты ведь хорошо плаваешь, -говорила ему  Валя.      -Как зачем, тебя учить ,-отвечал он.                В то лето им было не до речки.- Выпускной класс ,усиленная подготовка к экзаменам. Можно было и на городской пляж махнуть- это всего ничего , совсем рядом. Но они не любили городскую толкотню , перенесенную на разогретый песок, захламленный бутылками, стаканчиками, коробками из-под сока, с деревянными лежаками да разноцветными зонтиками над ними.  То ли дело купаться в  Березовой заводи - так звали они излюбленное свое место отдыха, где река делала изгиб ,как бы заплывая в березовую рощу, при этом, заботясь об отдыхающих -тех , кто не поленился сюда добраться ,а это - полчаса езды от города на автобусе , а потом еще и пешком идти столько же- предоставляла чудный островок из мелкого золотистого песка. Они- Валя и Валера часто бывали здесь и с друзьями ,и вдвоем. Загорали , купались и всегда переплывали на другой берег ,крутой, высокий. Хватаясь за обнаженные корни деревьев , поднимались- Валера впереди ,подающий ей руку , а она , Валя, сзади, падали в густую , пахнущую зноем траву, согревались там, а потом, немного разомлевшие ,тихонько спускались вниз.
Холодная вода приятно обжигала горячее тело ,которому было немножко лень грести обратно, но через пару минут возвращался азарт, и они наперегонки плыли  на свой берег .  -Валя , не дурачься ,-кричал Валера , когда она норовила обогнать его -всегда и везде подстраховывал ее. -Вот научил на свою голову,- сердился он , когда она заплывала далеко вперед.
Когда был сдан последний экзамен и до выпускного осталось всего три дня - они рванули всем классом с ночевкой в Березовую заводь. Взяли палатки , продукты. Их одиннадцатый "Б" жутко устал и от экзаменов ,и от  жаркого лета , и от того , что впереди - новая , неизвестная для большинства из них взрослая жизнь, которая и манит к себе ,и одновременно пугает. Только у них -Валь-все было давно решено.Через месяц, когда ей , Вале исполнится восемнадцать -их отношения зарегистрируют  в загсе. Заявление , написанное ими ,уже два месяца лежало там. Платье , сшитое Валей на выпускной вечер в школу , должно было стать и ее свадебным платьем .Их не страшило  будущее- ведь они будут вместе .Они , Вали, собирались поступать в один институт и на один факультет- и тут "не разлей- вода",-говорили друзья.
          А сейчас они бегали и орали на пляже ,  счастливые и довольные: горячий  песочек приятно обжигал подошвы ног, было упоение свободой- экзамены сданы! Песчаный островок стал несколько больше ,река -менее полноводной  , но течение  на этом ее участке- более быстрым. Когда все было приготовлено к костру, установлены палатки, разложены вещи , они- Вальки кинулись в долгожданную воду. -Догоняй ,-крикнула Валя и , опережая Валеру   буквально  на несколько гребков, поплыла на другой берег. -Валюш , не дурачься ,-услышала она голос Вали. -Но где там , разве она могла теперь остановиться! -Что случилось потом Валя помнила плохо. Последняя ясная  мысль , пронзившая ее и сковавшая страхом была  короткой :  -Воронка.- Очнулась она на берегу, рядом были обеспокоенные одноклассники ,но среди них не было ее Вальки. Он вытолкнул ее из водоворота , но не смог  справиться с ним сам. Его нашли только через день далеко от того места , где они хотели отдохнуть. В тот день ,когда у них должен был быть выпускной бал они хоронили  ее Валеру. А вместе с ее  любимым заживо погребли и ее , Валю. Потому , что она уже не жила без него. Она просто существовала : пила ,ела, двигалась, и приходила в себя только у Вали на кладбище. Даже встреча с Валиными родителями, в глаза которым она   в начале боялась взглянуть, теперь не страшила ее.- Знаешь , он не смог бы все равно без тебя ,-только через год после смерти сына  заговорила с ней его  мама. -А тебе надо жить .Об этом ей говорили  постоянно  и родители. Валя никуда ,естественно , не поступала и нигде не работала, ничего не хотела и ни к чему не стремилась. Просто плыла по течению жизни: куда вынесет- туда вынесет. Спустя год ей впервые приснился ее Валька. -Ты мне не нравишься , девочка моя.- Она, радостная , подбегала к нему , а Вали уже на том месте не было .И все повторялось снова и снова.  -Живи, -говорил ей он , живи за нас двоих. -И Валя стала жить, ведь это сказал ее Валера. В их паре ,равной по возрасту , Валька всегда был старшим и его мнение для Вали было более значимым,  чем родительское…
         И был другой город и институт -совсем не тот , о котором мечтали они с Валей. Зачем он ей без него теперь? И были шумные студенческие годы , и общежитие , в котором она жила. -Валюш ,-звали ее девочки в кино и на речку, но она никуда не шла. -Была только учеба и ничего больше. -Разве я когда-нибудь мечтала лечить детям зубы?- временами приходила ей в голову мысль. Ребята , проявлявшие к ней интерес тоже поостыли :-Да она у вас прямо ледышка какая-то. И только  Марк -студент-медик ,подрабатывавший ночами на  «Неотложке»  и увезший ее в больницу с правильно поставленным диагнозом -гнойным аппендицитом, пришел навестить ее в больницу , а потом приходил вновь и вновь, хотя она ему почему-то сразу все рассказала , не давая никаких надежд на общее будущее.Марк ,закончив институт, делал  первые операции, оправдывая прогнозы своих  преподавателей. А Валя уехала в родной город, в котором не была много лет : незаметно , как свечка , сгорела ее мама, оставив папу совсем беспомощным .Стала работать по специальности в детской поликлинике и , как оказалось , полюбила  маленьких  пациентов , ожидающих своей очереди с огромными  от страха глазами , а вместе с ними - и случайно-выбранную ею профессию. А Марк , живя теперь от Вали в восьми часах езды на поезде и работая в крупной кардиоклинике , делал сложные  операции на сердце и не забывал ее ,Валю. Постоянно звонил и приезжал , ни о чем никогда не спрашивал , только на мгновенье заглядывал ей в глаза , пытаясь уловить хотя бы маленькую перемену в отношении своей участи .Рядом с Валей по-прежнему был ее Валера, поэтому не предвиделось никаких перемен.
      Спустя пять лет после окончания вуза Валя вдруг поняла , что ей нужен ребенок. Общение с маленькими пациентами приносило ей большую радость , но хотелось чего-то большего,  более личного , своего… Ночью пришел к ней во сне ее Валька:                -Валюш , ты помнишь о чем мы мечтали? -Помню ,-отвечала Валя, -мы мечтали о детях.
       -Я хочу родить ребенка,- сказала она Марку , стоящему с ней на их балконе теплой летней ночью. Марк молча  выкурил две сигареты , потянулся за третьей…               -Не надо , не мучай себя, -остановила его Валя. -Он обнял ее за плечи , произнес :                -Не каждый мужчина имеет ребенка от любимой женщины…
         Из роддома ее забирали Марк и папа. Марк , не удержавшись , отогнул уголок одеяльца , взглянул на своего четырехкилограммового сына- красненького , недовольного , сморщенного.- Слушай ,  вылитый мой дед Тимофей , давай назовем его Тимкой? -Я согласна ,-отвечала молодая мама. Сын и характер унаследовал прадеда-тезки : был серьезен, нетороплив, основателен. Когда Валя вышла на работу -сын оставался с дедушкой.- Ты знаешь , дочь , не я с ним занимаюсь , а он со мной, -смеясь , жаловался на внука он. Тимка и правда был маленьким взрослым. -Деда ,пей лекарство, стрелочки  уже  вместе.- Наши газетки в ящике , пойдем за ними ,-просил он  в надежде на то , что там его ждет письмо от  папы. -Они так и жили порознь- Марк у себя , а они с Тимой  у папы. Валя приезжала к Марку с сыном , Марк - к ним. И еще он часто звонил и писал Тимке хорошие письма.                -Дочь ,-как-то сказал ей папа,- мы никогда с мамой не вмешивались в твою личную жизнь , но зачем ты мучаешь такого хорошего человека? Марк заслуживает большего .Валя не могла этого не понимать , но изменить что -либо была не в силах .Ведь Марк мечтал увидеть в ней любящую женщину, а она все еще  принадлежала Вальке .
            С двухлетним Тимкой они ездили в  станицу ,в гости к Тимофею Дрыге -донскому казаку, Тимкиному прадедушке. -Ну молодца , Марк , ну молодца, уважил деда, -говорил он внуку. Маленький Тимка смог очаровать и девяностолетнего  старика , сохранившему  живость ума и не угасший интерес к жизни.
А Валин папа умер , когда Тимке было четыре. Это было тяжелое для них время. Только садик , в который Тимка ходил, смог как-то облегчить его страдания.
            В пять лет ,первый маленький юбилей сына ,они пригласили в гости его друзей -шумных , живых ,шаловливых- полная противоположность  Тиме .Когда они ушли ,а  сын с родителями   остались одни за праздничным столом , Марк сказал Тиме о том , что в шесть лет он ему подарит щенка ,  а тот вырастит себе из него настоящего друга. -Марк, -предостерегающе  произнесла Валя , глазами показывая  на аквариум с рыбками и стеклянный домик с хомячками , которые у них появились в последний год , когда их сын испытывал страшную , первую в своей жизни  потерю - смерть дедушки. Между ними , как заводной , не утрачивая со временем
 интереса , ходил  их старожил- трехцветный красавец кот Филимон. -Я не хочу собаку, -наматывая конец скатерти на свою плотную ладошку , наклонив голову вниз, произнес сын. -Я хочу брата. Помолчал и добавил :-Или сестру. Но лучше  брата. Отпустив  скатерть, встал и  сказал :-Я буду его очень любить и он меня будет слушать. И  вышел из комнаты , оставив в полной растерянности не только маму Валю , но и папу Марка , который   всегда знал выход из любой ситуации  и мог ответить на тысячи сыновьих «почему « ,ставивших в тупик многих взрослых. В ту ночь ее Валька пришел к ней в последний раз : -Я горжусь тобой , любовь моя. Мы ведь хотели много детей , ты не забыла ?
          Сенька родился на месяц раньше , он и в жизни был таким торопыгой : быстрым , живым , жутко подвижным и оттого все крушащим и ломающим на своем пути. Валя , привыкшая к спокойному , уравновешенному характеру своего первенца , вначале очень терялась .-Что делать? Как поступить?- А выручал ее, как ни странно, Тимка .Он умел все устранить , починить и наладить. В три Сенькиных года они перенесли его кроватку в комнату к Тимофею - по их обоюдной настойчивой просьбе. В первое время , заходя ночью в комнату к мальчикам  и не обнаружив на подушке лохматую головку младшенького , она испуганно озиралась.- Сеня , прихватив свою  подушку , мирно посапывал на кушетке  старшего брата. Тима  пользовался большим авторитетом у Семена, и Валя , прежде чем принять очередную карательно-воспитательную акцию против провинившегося  Сеньки, советовалась с  его братом.
Они так и жили в разных городах- Валя все не отваживалась переехать  к Марку. А тот просто разрывался между ними и работой .Однажды Марк приехал к ним совсем больной. -Ты болен?,- забеспокоилась Валя.- Ты же знаешь , к нам инфекции не пристают, -говорил он , а  блестящие глаза , охрипший голос  и высокая температура  подтверждали  обратное. Мальчишки посменно несли вахту у больного отца .Даже через ватно-марлевую повязку было видно , насколько серьезен был вечно улыбающийся Семен. -Марк , может , ты что-нибудь съешь ,-как маленького уговаривала его Валя. -Не хочется ,-отказывался он. И все звонил на работу , перенося запланированные   операции и встречи .А потом попросил сам :-Валюш , так мне хочется блинов…И от этой его робкой просьбы, от его беззащитности  Вале стало так жаль его , как сыновей , когда они заболевали и даже чуть -чуть больше.            - Ты какие любишь?  -Сухие , без масла с …-С хрустящей ажурной каемочкой по краям?- добавила она за него. -Да- а ,-растеряно , нараспев , как Семка  говорил он. А Валя , боясь , что он увидит в ее глазах то,  на  что  он уже и не надеялся ,вышла из комнаты. Потом, заглянув к нему снова , сказала :-Я такие тоже люблю. Я сейчас, я быстро. Блины на двух сковородках пеклись действительно быстро .
           Память опять вернула ее в прошлое. -Валюш , ты что делаешь ?,-звонил ей Валька , отрывая ее от мытья пола. -Порядок навожу. А что ?-А ничего .Ты с чем любишь чай пить больше всего? -А что? -А ничего. Ну с чем?- С блинами. Только мама печет их редко , бабулю нагружать жалко , а я ,ты знаешь сам ,очень ленивая. Вот и пью чай без блинов. -Ну пока.- А зачем звонил? -так и не поняла Валя. -Чтобы голос твой услышать. -Ааа. Через час Валька снова позвонил ей и велел немедленно прийти. Она , испугавшись странных интонаций в голосе Вальки , даже не переодевшись помчалась к нему. -Хорошо  еще, что их дома рядом. -Что случилось?, -запыхавшись, спросила она.- Чай будем пить с блинами. -На кухонном столе стояли две чашки с чаем , клубничное варенье в розетках ,а на тарелке -блины горочкой - тонкие ,сухие ,с хрустящей ажурной каемочкой по краям…А на подоконнике, между горшками с цветами лежала  книга  о вкусной и здоровой пище- такая и у них была в доме-с выдавленными на обложке фруктами и овощами, рыбой и  пирожеными и открываемая ею , Валей только в раннем детстве  для того , чтобы увидеть  удивительные , красочные блюда. У Вальки же книга была раскрыта  на главе «Изделия из теста»-Блины. -Валька , это все для меня? -восторженно взвизгнула она.- Ты сам? И ,не дожидаясь ответа , засунула вкусный блин себе в рот.- Бери пей чай , а то подавишься.- Ва-а-алька, я тебя жутко люблю,- прожевав , сказала она.                - Меня или блины все-таки? -Обоих ,- а ее рука уже тянулась за другим блином…
         Валя принесла блины в комнату к Марку. -Ух ты,- искренне обрадовался он.- Это ты для меня ?-А для кого же?,- удивилась Валя. Марк , взяв ее руки в свои , поцеловал их поочередно , но , не как принято- в кисть , а в ладошки, чем очень смутил ее. -Спасибо тебе , родная моя. Так и не съев ни одного блина , попросил :                -Позвони ,пожалуйста, в клинику , пусть пришлют за мной вертолет ,- и потерял сознание…
           И был санитарный вертолет , и была долгая болезнь Марка. Валя полетела вместе с ним , хотя ее медики и отговаривали , ссылаясь на то , что в реанимации она ему будет не нужна. Даже дети -двенадцатилетний Тимофей и шестилетний Семен , впервые оставленные ею , Валей ,не так беспокоили ее , как состояние Марка. Он выздоравливал очень медленно. А Валя , ни во что никогда не верящая в этой жизни , просила :-Господи , оставь ему жизнь .Господи , спаси и сохрани его. -В критический момент , когда  жизнь Марка буквально висела на волоске ,когда обстановка в клинике накалилась до предела , к ней подошла коллега Марка -молодая женщина , хирургическая сестра -первая помощница профессора Марка Петровича Дрыги на операциях  :-Его любят все .Вы понимаете -все: друзья , коллеги , его пациенты и их родственники .Его нельзя не любить. А  ему в этой жизни нужна была только Ваша любовь, Вы же не любите его, почему ?Ну почему?- в ее глазах блестели слезы.- Валя же только сейчас до конца осознала , что не сможет жить без Марка, что не переживет вторую потерю в своей жизни…
       Еще долго Марк долечивался дома, а  Валя с детьми были рядом  с ним в его большой и красивой квартире - с двумя спальнями , кабинетом .Казалось , и  сама квартира вместе с хозяином ждала их возвращения - все в ней было предусмотрено и для мальчиков , и для нее , Вали.                В тринадцать лет они купили Тиме компьютер, а тот , немного поиграв , стал  составлять разные программы .А в старших классах уже зарабатывал сам деньги. По окончании школы поступать в институт отказался: -Мне нравится то , чем я занимаюсь. Учиться можно и заочно. Семен же увлекался всем и ничем  одновременно. -Пора и определиться в своих интересах,  сын, -говорил ему Марк.         -Пора ,-обиженно  выдвигалась  нижняя Сенькина губа вперед -привычка  детства. -Вот что ты любишь,- не отставал отец. -У тебя были коньки и плавание , теннис и волейбол, ты собирал марки и писал стихи…Что? -Музыка ,-отвечал Сенька. -С этим как раз никто поспорить и не мог .Семен знал все музыкальные течения , их представителей , сам играл на многих инструментах, чинил их с упоением всем знакомым и даже незнакомым людям. У него уже был музыкальный центр , а он все не мог расстаться со своим допотопным магнитофоном .Сенька писал музыку , не имея музыкального образования и пел в школьном ансамбле.
Совсем недавно огорошил их: -Буду ди-джеем на радио.  Зовут. -А учиться не будешь дальше? -Почему же , буду. Но не сейчас, позже, когда определюсь. -Марк , что у нас за дети? -Хорошие они у нас ,-успокаивал Валю муж.
     Тима женился в девятнадцать , в двадцать у них с Наташей родилась Вероничка. Сеньке в ту пору было тринадцать-четырнадцать и он страшно переживал  уход брата из семьи- молодые  сразу ушли на квартиру. Потом Марк купил им квартиру в соседнем подъезде .Рождение Ники ,  которую полюбили не только дедушка с бабушкой , но и дядя Семен, теперь определяло их расписание на день .
      -Маа, я забыл тебе сказать , Наташа  с Тимой зовут всех на ужин по поводу папиного возвращения из командировки - у них  баранина с овощами .Марк часто уезжал , а Валя , скрывая свой страх за него , просилась с ним в разные города и страны. -Валюш , я с тобой рядом не смогу работать, ты понимаешь? У меня ведь рабочая поездка .В отпуск поедем вдвоем , хорошо? -Хорошо  ,-отвечала она , а у самой болело  сердце до самого его возвращения домой. Вот и сейчас его не было дома больше месяца .Они ждали его дома -Марк не разрешал его ни провожать , ни встречать в аэропорту. Долгожданный звонок в дверь. -Ну , здравствуйте , родные мои, -он обнял одновременно  жену и сына. Все в порядке? -В порядке, -отвечала Валя, а в  глазах ее  блестели слезы радости. -Иди в душ, дети ждут нас на ужин . А я быстренько блинов напеку к чаю. -Тонких? -Тонких. -С хрустящей каемкой по краям? -С хрустящей,- отвечала Валя.- Знаешь что, жена? -Что?- Я  тебя люблю ,вот что. А ты скучала за мной? -Вот еще , больно надо,- говорила она, пряча счастливое лицо на груди у мужа.
       «Не разлей вода, не разлей -водица»  доносились слова из Сенькиной комнаты…


Рецензии