Блокада

Школьное сочинение    


     Наша семья всегда жила в Петербурге. Поэтому когда началась Блокада, это коснулась почти каждого ее члена. Мой дедушка Дима и его брат Толя были маленькими детьми. Дедушке Диме было два года. Ему было легче переносить голод, но дедушке Толе было  шесть. Ему  было гораздо тяжелее. Их мама, моя прабабушка, очень тяжело заболела. Врачи сказали, что здесь ее не вылечить. Лучше попытаться эвакуировать ее на самолете. Хотя это и опасно, но у нее будет хотя бы шанс выжить.

     С детьми осталась их бабушка, Анна, моя прапрабабушка и ее мама, Домна.  Бабушка Домна тоже заболела. Перед смертью она просила "- Аннушка, дай мне молочка. Что же ты, я тебе ведь всегда молочка приносила..." Она уже не понимала,где находится, забыла, что вокруг война и Блокада. Тогда Анна взяла какую-то из оставшихся драгоценностей и ушла. Вернулась она с банкой сгущенки. Она вскипятила чайник и сделала маме чай со сгущенкой. Та сказала, "-Я бы лучше просто молочка попила", но  утешилась. Вскоре она умерла. Им было очень тяжело. Моя прапрабабушка Домна была из дворцовых служащих и советская власть не давала таким ни паспорта, ни карточек.

     Ее тело увезли и вместе с телами других умерших сожгли на кирпичном заводе. Теперь там Парк Победы, гуляют люди. А в земле полно пепла умерших в те годы.

     Анна пошла работать на завод. Так они и жили втроем - на один взрослый паек и два детских. Младший, любимый сын Анны, Борис, которому было восемнадцать лет, погиб в те годы на Невском Пятачке. Он был из тех морских курсантов, которых сняли с кораблей и бросили под пули. Его первая атака была последней и  длилась несколько минут. Он писал стихи.  Все, что у меня есть - маленькая фотография. Красивое лицо, мечтательный взгляд. Он так гордился, когда его  призвали в армию.

     Дедушка Дима искал под столом крошки хлеба, но их домашний хомячок хватал их быстрее. Дима не толкал его, только упрекал "Вот, ничего мне не оставил". Потом хомячок замерз. Стояли очень холодные зимы,отопления не было, но тогда во всех домах были печи или камины. Это спасло многих людей. До сих пор строго запрещено демонтировать дымоходы и печи. Но, к сожалению, многие делают это. При капитальном ремонте их тоже не сохраняют.А в новых домах их вовсе нет.

     Бабушке с внуками удалось эвакуироваться только к концу Блокады. Их грузовик шел по льду Ладожского озера. Машина, ехавшая сзади, ушла под лед. 

     А через несколько дней  в пустой квартире разорвался снаряд. Он пробил крышу и шестой этаж и попал именно в нашу квартиру.

     Когда   в нашей семье  кто-нибудь плохо ест, ему рассказывают  разные  истории тех блокадных лет, чтобы мы умели ценить кусочек хлеба, тепло и мирную жизнь.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.