Глобы 17. Дур Второй

17. Дур Второй

В комнате, куда он попал, не было мебели в том понимании, к которому мы привыкли. Вместо шкафов были полки. Строились комнаты со специальными выступами, и  в эти выступы вставлялись доски. Все три стены были в досках, где человек все мог разложить по полочкам. Кровать  - откидная доска в матрасом. Такая же откидная доска – стол. Настенная лампа на шарнирах. Можно повернуть ее в сторону кровати, а можно в сторону стола. И только мягкий стул со спинкой, единственный неподвижный предмет.
Была ли это комната будущего, прошлого или просто комнатой, где жил Сеук, Яша терялся в догадках и прислушивался к тишине.
Еще одной, такой нужной теперь Яше двери, в комнате не было. Он уже подумал было возвратиться назад в секретарскую, как вдруг его взгляд остановился на белом квадрате пола в  самом углу.
- А бес его знает. Не служит ли этот квадрат каким-нибудь лифтом? Он стал на него и потоптался. Комната исчезла. Появилась опять стена с золотистыми змейками.
Теперь ему многое стало понятно. Глобы не боги, но они всегда вмешивались в нашу историю. Они создавали Вавилонскую башню, границы, войны и рабство. Создавали фашизм и коммунизм. Они были далеко, им не жалко было человека.
А человек, если ему не вбить жестокую идею, он всегда остается человеком. Доброе чувство всегда с ним, но глобам это непонятно – они работы. Они не знают земной боли, земных страданий, земной души.
«Кто, кто же мог творить все зло, всю историю насилия на земле: люди?! Нет, люди не могли: они живые, они такие же чуткие, глубокие,  как я. Вот… вот они виновники всех страданий. Холодные, бездушные машины. Идея для них важнее живой доброй жизни».
Проговорив последние слова вслух, Яша плюнул себе под ноги.
«Я должен стать смиреннее перед Богом в моей душе. Глобы не знают, что творят, как и люди. Они не знают замысла бога, а Он  - в моей душе. Они не знают, а я могу ему следовать. Что я могу в таком безвыходном положении? Молиться? Да моя душа и так каждую минуту молится. Разве бог не слышит ее?
- Душа, душа, - вздохнул Яша, вспоминая последние слова Сеука. - Люди больше верят в технику, чем в поэзию, они готовы поверить в роботов, только, чтобы не думать о боге и душе. А Бог и душа связаны воедино. Одного без другого не бывает.
Как и ожидал Яша, лифт его привез к двери второго секретаря. Она была приоткрыта, и странный кисловатый запах исходил из кабинета.
Яша просунул голову и огляделся. Первое, что ему пришло на ум: не попал ли он в приемный пункт стеклопосуды, в котором побывало варварское племя. Груды пустых ящиков и бутылок были разбросаны по всему кабинету, а на скамейке сидел человек в черном костюме, он закрыл лицо ладонями и оплакивал свое бедственное положение. Но услышав, как скрипнула дверь, он раздвинул пальцы и сквозь них посмотрел на Яшу.
- Ты Дур Первый или Дур Второй? – спросил человек хриплым голосом.
- Дур Последний, - ответил Яша, все еще оглядываясь.
С  потолка капала вода, и бедолага сидел среди желтоватых луж, ноги его дрожали, а туфли его квакали, погруженные в жижу.
- Беос объявил меня Дуром Вторым. Дур раздал все-все, что было в его замке, в его сундуках. Он отпустил солдат, сдуру раздал всем хлеб и все запасы своего маленького королевства. Дур хотел только одного: радоваться жизни. Но ответь мне, разве он не человечно поступил, разве он кого обидел?
 Яша повнимательнее присмотрелся к этому человеку, который теперь, наклонившись, руками шарил под скамейкой.
- Где-то она тут была. Куда же она закатилась?
- Что вы ищете?
- Свою последнюю радость.
Она у вас из кармана пиджака торчит.
Человек вынул из кармана недопитую бутылку и сквозь нее посмотрел на Яшу.
- Нет, ты не король. Ты – император! – крикнул он Яше и отпил несколько глотков белой жидкости. Сам Беос тебя боится! Беос дал мне важное задание. Я должен был тебе показать, в чем заключается счастье людей. А я дурак запил… запил на целую неделю и не могу остановиться. Когда я трезв, в моем кабинете идеальный порядок и я самый исполнительный секретарь Беоса.  Но иногда мою душу охватит такая пустота, и тогда я посылаю роботов ограбить вино-водочный магазин. Зачем? Ведь я же второй секретарь! Должен же я на себе проверить всю их психологию.
- И отчего земляне пьют? – спросил Яша, оставаясь в дверях.
- О, люди – это свободный народ. Им хочется грешить, делать зло, пить до упаду, а Беос им не дает.
В глазах Дура Второго мелькнула тень ненависти, и тут же на лицо наползла задумчивая тень.
- Безумства! Радость! Жизнь одна! Страстей, любви, вина! Потом, конечно же, отчаяние, боль, разбитость, пустота. Но это их жизнь, и они ею распоряжаются, как  хотят.  А при Беосе, что им дозволено? Ведь человеку хоть на минуту надо почувствовать вспышку какого-нибудь безумного желания. Тут какая-то  сила окатывает тебя холодной водой. Ты вздрагиваешь, чувствуешь на душе прохладу, свежесть. И начинаешь думать о том, что жить при Беосе совсем неплохо. Даже радостно жить. А почему – и сам не знаешь. Ты не верь историкам: они пишут, что в королевстве Дура Второго все мужчины валялись пьяные вдоль дорог. Вы опросите очевидцев, они вам скажут, что во времена Дура не было столько дикости. Я всегда учил подданных: «Человек должен прийти к идеалу! Он должен им жить! Он должен понять его силу и красоту, и ради этой красоты отказаться от всего пустого.  Вы не поверите: в моем королевстве люди всегда ездили на велосипедах, автомобилей тогда не было.
- А если бы были? – спросил Яша.
- Погибло бы много людей. Для человечности это невозможно.
Затем он опять сказал:
- Люди всегда пили воду. Водки никогда не было.
- А если бы была?
- Многие люди бы травили бы себя и разрушали мозг. Разумного мира никогда бы не было.
- А что у вас в бутылке?
- Чистейшая, идеальная вода из святейших родников земли.
И Дур Второй, запрокинув голову, влил всю эту святую воду внутрь себя.
- Мои подданные искренне верили, что истина в воде. Они всегда так горячо спорили. Было видно: воды, и не простой, а «Столичной» они выпивали достаточно – лица были красные, языки заплетались. Но все это от чистейших стремлений к идеалу! Всякий раз, когда человеку приходит идея – он в нее погрузит свою голову – как в бочку с водой, вынимет, чтобы подышать, и опять голову в эту бочку с жидкой идеей.
Лицо у Дура Второго было блаженно красным. Он явно понимал психологию человека больше, чем Беос. Глобально людей не изменишь. Есть в душах людей нечто такое, чего не понять тем, кто на них смотрит сверху.
- Я тоже когда-то, Яша, жил одним желанием, сделать мир прекраснее. Но так устал. И все болезни мира подкатили, что понял – какая это непосильная ноша для одного человека проповедовать прекрасное в людской пустыне.
 Бывший король с трудом поднялся со скамейки. Хотя был он не старше Яши, но лицо было настолько размякшим – точно вымоченный сухарь, - что, казалось, набухшие куски кожи начнут сейчас отваливаться и опадать.
Яша всей душой пожалел короля и сказал:
- Что ты, брат, так?! Я вот только жизнь начинаю. Не переделаешь этот свет – да и что с этого толку. Тут всяких сил столько вмешивается в нашу судьбу. Все рады бы нашу душу разрушить, а чистые души вновь и вновь рождаются, свежие, как огурчики, словно, только что с грядки.  Творят глобы все, что им вздумается, и что мне от этого, не быть Яшей, что ли? Такой я уж уродился. Иду не знаю куда, я всегда там, где быть необходимо, и говорю, что душа говорит. А сам я ни в чем не убежден. Поди, разберись, кто в этом мире водку пьет, а кто святую воду. Хоть перед Богом поставь меня – а все равно не знаю:  что это за мир и кто что в нем пьет.
Король вдруг вынул из другого кармана книгу Фрома «Человек  для себя».
- Эх, читал когда-то, - простонал он. – Вот это тут правда, что все для себя. Отпустил я когда-то всех подданных, дал пинок авторитетной совести, и так сильно, что она до сих пор скулит где-то под забором. Ту прогнал, а другой и не нашел. Вот так и жил все 20 лет, вдохновляясь одной лишь водой. Я был королем маленького государства, а у Беоса я превратился в секретаря с маленькой головой, которая то ли мыслит, то ли существует.
Король приблизился к Якову и протянул ему свою руку с мокрым рукавом. – Желаю вам провести хорошо время в апартаментах первой леди.
- Какой леди? – не понял Яша.
- Стелла – первый секретарь Беоса, только через нее вы можете попасть к Всевышнему.
- Но к Всевышнему мне все равно рановато.
- Да все равно, кто он. Вы не пьете чистейшей воды, а жаль. Если бы пили, намного больше от меня узнали. Вода сближает людей, делает их откровеннее, только через нее открываются все тайны мира.
Яша стоял возле короля, не зная, куда ему теперь идти.
Король откинул ногой ящик:
- Становитесь в этот белый квадрат, - повелел он слабым голосом, - и через минуту-другую вы будете на седьмом небе. Ах, Стелла, Стелла! Что за женщина! Она выше всех королей.
Яша деликатно забрал свои пальцы из рук короля, вытер ладонью свой нос и поморщился: пальцы Яши пахли чистейшим спиртом.
Он встал в квадрат и сказал:
- Ну, вези меня на седьмое небо.
Лифт глобов, как и всякая высококлассная техника, бесшумно понесла его под самые небеса. Теперь Яша ясно видел, как кружатся звезды вместе с тысячами маленьких планет, на которых, должно быть, живут по-своему несчастные короли и по-своему, счастливые подданные.


Рецензии