5. Круглый стол академика Будкера

    Вслед за Институтами ядерной физики и геологии и геофизики, въехавших в свои первые – не главные - корпуса, еще в конце 1961 г. были сданы и в 1962 году начали осваиваться другие, пока еще весьма немногочисленные корпуса Институтов СОАН.

В 1961 году строители сдали главный корпус ИЯФ, стоящий фасадом к Институтской улице, прямо напротив Центральной, и его сотрудники ИЯФ освоили очень быстро.

В этом здании был знаменитый круглый стол, придуманный тогда еще член-корреспондентом Г.И. Будкером (академиком он был избран в 1964 г.), о котором в Академгородке впоследствии ходили легенды.

Вот, что пишет в газете «Наука в Сибири» №16-17, 1998 г. о круглом столе ученый секретарь ИЯФ им Г.И.Будкера А.Кудрявцев:

... Нельзя хотя бы вкратце не рассказать о его [Будкера] подходе к взаимоотношениям с сотрудниками. Будкер всегда боялся оказаться окруженным только узким кругом единомышленников. Он полагал, что как бы ни были эти люди порядочны и доброжелательны, информация, полученная от них, была бы не полной, могли выработаться психологические шаблоны в реакции на события в коллективе. Поэтому Андрей Михайлович ввел за правило как можно шире обсуждать и научные, и организационные вопросы, знакомясь с различными точками зрения.

Главной фигурой в институте он считал научного работника и всячески поднимал его авторитет в большом и разнородном по характеру работы коллективе. Он всегда подчеркивал, что законодательным органом института является Ученый совет – знаменитый Круглый стол. В то же время Будкер терпеливо добивался принятия Круглым столом единогласных решений, оптимальных с общеинститутской точки зрения. Зачастую такие решения рождались после долгих и мучительных споров, но на это он не жалел ни времени, ни своих (и чужих) нервов. Проблему примата научных работников над "аппаратом" Будкер частично разрешал тем, что распределял часть административных обязанностей среди членов Совета на общественных началах.

Когда с ростом института значительно возросло количество молодых научных сотрудников, "замкнутых" в своей повседневной деятельности на своих старших коллег и руководителей, Андрей Михайлович создал еще несколько секционных "круглых столов" по различным научным направлениям, куда вошло более молодое поколение. Встречаясь с ними также еженедельно, он регулярно общался с большинством научных сотрудников своего большого института, получая от них непосредственную информацию, составляя о них собственное мнение и, конечно, оказывая на них свое мощное и благотворное влияние.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/19/320]


Рецензии