В родные края

Как же я давно не была в родном краю! В краю, где родилась, где сделала свои первые шаги по росистой траве заливных лугов. Там, где на светлых лесных полянах собирала землянику, а в лесных дебрях – грибы. Иногда я даже явственно ощущала запахи поляны, на которой росли кустики земляники с красными ягодами и разные цветы. Доходило до того, что по ночам бредила во сне, разговаривала с речкой, лугом и лесом. Нестерпимо захотелось встретиться  со своими товарищами по детским играм и шалостям. Поделилась своим желанием с мужем. Он у меня человек понятливый, да и путешествовать любит. Решение принял мгновенно.
-А что нас держит? Неужели мы не можем выделить себе неделю отдыха? Машина у нас хоть и старенькая, но на ходу. Едем.
До места добрались к вечеру. Родное моё село сильно изменилось. Бросался в глаза контраст между добротными новыми домами и старыми развалюхами, в которых жизнь еле теплилась стараниями хозяев. В разгаре была весна. Абрикосы уже отцвели, а вишни оделись в белый наряд, как невесты перед венчанием; начинали зацветать яблони, сформировались цветочные кисти сирени и на них набухли бутоны. Воздух благоухал, и кружилась голова от цветочных ароматов. Среди садиков у многих домов стояли автомобили, на крышах домов тарелки антенн. Изменилось село.

Родственников у меня здесь не осталось, поэтому нужно было позаботиться о ноч-леге. Надеялась найти подругу детства – Фаину Завражскую; может она ни куда не выеха-ла и сможет нас приютить на недельку. Подъехали к небольшому придорожному кафе, поставили машину на маленькую площадку перед ним. Решили перекусить и зашли в открытый павильон. Расположились. В ожидании пирожков и чая я огляделась вокруг. Заведение оставляло хорошее впечатление – столики были застланы чистыми скатертями, пол оказался также чистым, хотя и был конец дня. За соседними столами несколько посетителей. Мой взгляд остановился на мужчине лет 45-50. Он неоднократно поглядывал на меня, как будто старался вспомнить. Неужели Пашка? Улыбнулась ему, в ответ он расцвёл, видимо также узнал меня. С широкой улыбкой на лице подошёл к нам.
-Сколько лет, сколько зим! Что, в родные края потянуло? – такими словами поприветствовал нас Павел
-Потянуло, ищем Фаю.
-Фаина, моя жена. Не удивляет?
-Если откровенно – то удивило. Ты же с нею всегда на ножах был, и вдруг – жена – с недоверием  сказала я.
-И так в жизни бывает.
-Присаживайся. Расскажи как живёшь.
Мой старый знакомый присел за столик и задумался. Видимо не хотел откровенничать. Через некоторое время, вероятно, решился, тем более, что я была самой близкой подругой его жены, и начал свой  рассказ.

-Когда ты вышла замуж и уехала из села, я только что вернулся из армии и подался в город на учёбу. Оказалось, что в этом же институте учится и Фаина. Жили в одном общежитии, а то, что мы из одного села сближало нас в чужом городе. Как-то незаметно сдружились и поженились. Сняли комнату. Жить было трудно. Союз развалился. После окончания учёбы работы по специальности найти было практически невозможно. Пришлось в поисках заработка ездить по разным городам бывшего Союза. В кармане было то густо, то пусто. Образовалась бригада строителей-отделочников. Работа тяжёлая, и чтобы как-то забыться начал покуривать травку. Затем перешёл на «ширку», «добрые» люди научили готовить её. Знал, что нельзя этого делать, но самонадеянно думал, что в любой момент брошу, если захочу. Фая даже не догадывалась о моём увлечении. Шло время. Фаина забеременела, и скоро должен был родиться ребёнок. Жена прошла УЗИ. Врач, проводившая исследование сказала, что должна родиться девочка, но у неё что-то не так в развитии. Нужно лечь в больницу на обследование. Мы были неопытными, и недальновидными. Фая чувствовала себя хорошо и от обследования отказалась. Пришло время родов. Фаиночка моя на удивление легко перенесла их, но девочка роди-лась с какими-то проблемами центральной нервной системы. Она дышала, ела, но ручки и ножки у неё не двигались. В роддоме нам предложили отказаться от ребёнка, врач сказала, что это неизлечимо. Жена плакала, но от дочки не отказалась – мы оба надеялись на чудо. Я поинтересовался у доктора о причине этой болезни, мы же молоды и оба здоровы. Ответ был для  меня убийственный. Оказывается, данное заболевание могло произойти в результате неумеренного употребления алкоголя, или приёма наркотиков одним из будущих родителей. Я был в шоке. Решил бросить наркоту, но не тут-то было. Самонадеянный дурак! Выдерживал 3, 4дня. Начинали болеть почки, печёнка, кружилась голова, болели суставы, и всё начиналось сначала.

-Прошёл год. Дочка умерла, отмучилась. Закрывая ей глазки я увидел в них немой укор.
-Ты же погубил меня, папа – говорили её глаза.
Не помню похорон, не видел слёз Фаиночки; я проклинал себя, грыз по ночам подушку от горя и принял решение. Всё! Больше никогда, никогда не буду принимать наркотики и ни капли алкоголя не буду пить. Уехали с женой обратно в село. Купили старенький домик. Наши родители передали нам в пользование свои земельные паи, помогли купить корову, выделили кабанчика. Недаром говорят, что время – лучший доктор. Постепенно острота утраты притуплялась. Пережил ломку – глаза дочки с немым укором всегда возникали передо мной, когда появлялась мысль облегчить свои муки. Только благодаря этому  выдержал. Я погубил её, а она спасла меня. Сейчас у нас дочка и сын. Учатся в институтах. Дочка будет экономистом, а сын – агрономом. Это кафе-магазин мой. Здесь хозяйничает Фая, а вот и она.
К нам подходила моложавая женщина. С неподдельной радостью от встречи со мной Фаина заключила меня в свои объятия. Взаимные поцелуи и восторженные восклицания, предложение погостить у них. Мы чудесно провели время у своих друзей. Даже сходили по грибы. Уже росли вешенки. Вот такая вот история.

  Галина Бэрэза, 2010г., г.Канев


Рецензии